Макаренко Антон Семенович

Макаренко Антон Семенович (1(13).03.1888 – г. Белополье, ныне в Сумской обл. на Украине – 01.04.1939, Москва) — педагог и писатель, создатель концепции воспитания детей, подростков и молодежи через коллективную деятельность. 

После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) работал учителем на Украине (1911–1914). Окончив Полтавский педагогический учительский институт (1917), заведовал железнодорожным училищем в п. Крюково и городским училищем в Полтаве. С 1920 руководил трудовой Колонией им. М. Горького под Полтавой, 1926 переведенной в Куреж близ Харькова, где на практике осуществил обоснованную им теоретически систему воспитания в детском коллективе. С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны им. Ф. Дзержинского под Харьковом. Здесь Макаренко реализовал принцип соединения обучения с производительным трудом и содействовал формированию детского коллектива, ставшего мощным средством социализации и ресоциализации детей и подростков с опытом девиантного поведения. В 1935 начальник, а с 1937 зам. начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних №5 в Броварах под Киевом. В 1937 переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-политической деятельности.

В художественных произведениях Макаренко («Педагогическая поэма», 1933–1935; повесть «Флаги на башнях», 1938), его «Книге для родителей» (1937, совместно с Г. С. Макаренко), методических работах, статьях, докладах, лекциях содержится определенная система педагогики, оказавшая огромное влияние на педагогическую мысль и практику в СССР, ряде других стран.

Ядро учения Макаренко – теория воспитания коллектива как формы педагогического процесса, в котором происходит становление социальных ценностей и норм, стиля жизни. Он разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношений коллектива с личностью ребенка и связи с другими коллективами. Из практической деятельности он вывел  методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания и поддержания воспитывающих традиций и др. 

Идеи Макаренко подвергались критике в годы осуществления им крупнейшего педагогического нововведения (в основном со стороны сотрудников органов образования). В 1938 против него развернулась компания по обвинению намерении исказить революционную действительность, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности, вреде его книг для социалистического воспитания. Противники макаренковской педагогической системы вели на нее наступление и путем сведения ее положений к «педагогике для беспризорных», отрицая, таким образом ее значение как общепедагогической теории и практики, где ресурсом личностного развития ребенка, подростка, молодого человека выступает коллектив (не малая группа, не объединение неформального характера). На анализе многообразных социальных ситуаций и социальных практик (лидерства, интеграции, исключения, стигматизации и т. д.) Макаренко установил, что именно разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, их же восстановление выпрямляет путь его развитие. Суть воспитания, по Макаренко, состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создания благоприятного морального климата. 

Согласно Макаренко, советская педагогика должна иметь совершенно новую логику: от коллектива к личности. Соответственно этому, объектом советского воспитания может быть только целый коллектив. «Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдем такую форму его организации, при которой отдельная личность будет наиболее дисциплинирована и наиболее свободна». Макаренко определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Для поддержания процесса совершенствования коллектива он использовал, в частности, метод «педагогического взрыва», выражающийся в коллективном гневе, общем осуждении, бойкоте и т. д. (Макаренко предупреждал об осторожности в таком маневре). 

Макаренко сформулирован «метод параллельного педагогического действия». В противовес «парному воспитанию» (взаимодействие одного наставника и одного ребенка) он включал в процесс воспитания как педагогов, так и воспитанников. Макаренко утверждал, что человек не может быть воспитан влиянием одной личности, какими бы качествами она не обладала. В отношениях с воспитанниками он опирался и на принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

С помощью метода «перспективных линий жизни» Макаренко показал, что воспитывать человека — значит, воспитывать умение находить перспективные пути, на которых его ждет «завтрашняя радость». На смену требований педагога приходит общественная требовательность, которая затем перерастает в требования личности к себе самой.

После смерти Макаренко наибольший урон изучению и применению его теории нанесли канонизация его образа как классика марксистской педагогики и апологетика, искажающая смысл макаренковской теории коллектива. В конце 1980-х — начале 1990-х гг., в рамках ликвидации в РФ советской системы, Макаренко рядом авторов был обвинен в создании тоталитарной системы воспитания в духе сталинизма. Позже к трудам Макаренко возникает новый интерес у представителей смежных с педагогикой дисциплин, включая и социологию молодежи.

Лит.: Жураковский Г. Е. Педагогические идеи А. С. Макаренко. М., 1963; Макаренко А. С. (опыт, изучение, применение): материалы конференции. М., 1969; Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко и современность. М., 1980; Очерки истории педагогической науки в СССР (1917–1980 гг.) / Под ред. М. П. Козина, М. Н. Колмыковой. М., 1986; Павлова М. П., Карманов В. Ф. Педагогическая система А. С. Макаренко и коммунистическое воспитание учащихся. М., 1986; Монсзон Э. И. Становление и развитие советской педагогики: 1917–1987. М., 1987; А. С. Макаренко сегодня. / Составитель А. А. Фролов. Н. Новгород, 1992; Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996; Луков Вл. А., Луков Вал. А., Ковалева А. И. Уроки Макаренко. М., 2006. 

О. О. Намлинская