Т. Миролюбов, А. Кривой: Размышления над проблемой интегрального познания человека

 

Т. Миролюбов,  А. Кривой

(Академия наук Молдовы)

 

Трудно определить время, когда человек начал познавать самого себя. Если исходить из цикла жизни человеческой особи, то можно предположить, что процесс познания человеком мира и самого себя начался в детстве и отрочестве человечества. Мифы, легенды, религиозные писания, научные и археологические источники позволяют современному человеку в определенной степени заглянуть в дремучее прошлое нашей планеты, породившей жизнь и это загадочное существо - человека.

Известно, что способность и сам процесс познания происходит не только благодаря мозгу человека, но всего его организма. Особое место в этом комплексе занимает сердце, которое подробно исследовано как орган тела, но крайне мало исследовано как орган, принимающий и распределяющий информацию, его взаимосвязь с мозгом. Мозг лишь часть тела, выполняющий определенные конкретные, хотя и главные управляющие функции для организма этого микрокосмоса - человека. Знаем также, что познание идет от  простого к сложному, от конкретного к абстрактному мышлению, от части к целому, от частицы к единству мироздания.

Вселенная, все ее составные, существуют согласно Своду Объективных Универсальных Законов (СОУЗ). Нет временных и нет местных законов. Объективные универсальные законы везде и всегда одинаковы и одни и те же. Они поразительно просты. Разнообразны не объективные вселенские законы, а люди, которые под непременным их управлением вступают во взаимодействие. Накопленные знания, опыт и   факты убеждают нас, что прошлое и настоящее - это два момента, которых мы отличаем друг от друга  только по  отношению к нам самим. На этой неизменяемости вселенских законов основывается возможность познать давно минувшие явления по явлениям нам современным.

Вера и знание не взаимоисключающие понятия, явления, а два противоположные полюса познания человеком реальной  объективной  и субъективной действительности. Отправной точки для веры является неопознанный еще Дух (Бог), т.е. Сверхъестественное, а отправной точкой научных исследований является реальный мир, которого человек способен воспринимать своими органами чувств. Но, в конечном итоге, и те и другие приходят к одному и тому же результату: человек способен проникнуть в тайны Вселенной и Сверхъестественного. Следовательно, человек - это комплексное явление, составные которого образовали как бы три формы познавательного процесса:

- ревелятивное познание (основанное на откровение), породившее  мифы, догмы, политеизм, монотеизм и теософию.

- художественное познание, породившее легенды, сказки, художественную литературу, живопись, искусства.

- научное (рациональное) познание, породившее изо­бре­тения, технику, науки, философию.

Каждую из этих составных единого процесса познания, хотя и имеют свои специфические особенности, самопознание, необходимо рассмотреть только в единстве ее составных, и, может быть, таким образом, устраним возникшие баррикады между наукой и религиями, между материализмом и идеализмом.

Человек - самое загадочное творение Природы, Вселенной. Благодаря научному познанию, он постоянно изобретает все новые и новые более совершенные орудия труда и познания. Всюду преграды для человека, но его ничего не остановит. Он натиском берет все рубежи. Невозможное сегодня, завтра - отступающий перед ним предел. Человек идет на приступ бесконечности. Наука состоит из фактов и мыслей. Человек постоянно заботился и заботится об условиях своего быта, о теле своем, но приходит время, когда он четко осознает,  что необходимо заботиться в равной степени и о своем уме, о душе своей.

Миллионы лет все живое на земле пребывало в состоянии  устойчивого равновесия. Но стоило подрасти и созреть этому виду  живых существ по имени  люди, как человек превратил Землю в свою глобальную  империю. Точные  науки и техника, новые технологии достигли поистине гигантских  успехов, однако науки о жизни и человеке долгое  время, да и ныне остаются на втором плане. До каких пор? Могущество без мудрости сделало современного  человека изящным и изощренным варваром, обладающим невероятной  силой, но не умеющего управлять своими способностями и собой. Тысячи людей, словно лишаются разума и воли, человеческих добродетелей, вдруг  начинают убивать друг друга в умопомрачительных войнах. И это до сих пор считается в порядке  вещей, непреодолимой реальностью, некоторые даже считают войны необходимостью. Почти все цари, первые лица многих государств, в прошлом и в настоящее время, носили и носят  военные  мундиры, гордясь этим. Тому, кто больше убивал народа, давали большую награду, чем больше убито людей, тем больше заслуга. Однако еще в героическом эпосе Индии, в Махабхарате сказано:

                     В убийстве заложена гибель Вселенной

                                                                            (336)

                     Кто любит людей, тот владеет Вселенной

                                                                            (305)

Ныне человек стал мыслящим гигантом, но, увы, он творец не  только добра, но и зла, он не только созидатель, но и разрушитель. Он подвержен не только совершенствованию, но и порче. Добро и зло покоятся в одной колыбели - в сердце человека. Познай себя и ты познаешь мир" - гласила надпись у входа в храм Аполлона в Дельфах. Автором этого мудрейшего изречения считается спартанец Хилон - один из семи мудрецов Древней Греции. Современная  наука проникает все  дальше и глубже в тайны  не только внешнего мира, но и  живой природы. В 1981 году американскому ученому Мартину  Эвансу удалось  выделить живую стволовую эмбриональную клетку из зародыша мыши. В 1998 году исследователи Джеймс Томпсон и Джон Беккер получили эмбриональную стволовую клетку из человеческого зародыша. О. Белоконева назвала эту клетку кассетой с информацией, праматерь всех клеток, бессмертной. Мы видим, что физики  проникают все глубже и глубже в тайны неорганической материи, а  биологи - в тайны органической материи. Известно, что готовится эксперимент по проверке теории большого взрыва.

Возможно, недалеко то время,  когда будет раскрыта и тайна возникновения Вселенной и жизни. Для этого нужно решать проблему информации и духа. Безусловно, это самая сложная задача. Тем не менее, человек- это загадка, над которой бьются лучшие умы на протяжении всей мыслимой истории человечества. Недаром Тейяр де Шарден назвал человека феноменом. Человек состоит не только из тела, но и из духа, т.е. человек - сложнейшая материально-информационно-энер­гическая система. Информационно-энерги­ческая составная человека известна нам недостаточно, как и Вселенная. Параметры духовности человека только в последнее время стали изучаться наукой. Биоэнергетика делает лишь первые шаги. Однако мышление, сознание, мировоззрение, духовность и культура - основные факторы благополучия или неблагополучия людей. Мы оглядываемся и, по привычке, ждем опасность для себя от окружающего нас мира, а  главная опасность находится внутри человека. Безусловно, нужно продолжать изучать тело (организм) человека и будем радоваться каждому новому открытию. Безусловно, следует продолжать изучать человека как социальное существо и будем радоваться  каждому новому открытию.

Да, следует изучать духовность  человека. Но как? Наука сама по себе, своим путем, своими методами, религия сама по себе, своими методами. Но вынуждены констатировать, что  психологическая подготовка человека и человечества  резко отстает от его энергетических  возможностей. И это по той простой причине, что продолжаем изучать человека по  частям, а не интегрально, как  единое целое, состоящее из духа, души и тела. Ныне скорость всех процессов на Земле настолько возросла, что требует немедленного повышения физической адаптации, а люди к этому не подготовлены. Многие мыслители современности нередко говорят, что  человечество находится в режиме самоуничтожения. Плоды этого режима мы уже видим вокруг. Чтобы изменить сложившееся положение дел, необходимо познать это загадочное существо - человека интегрально,  исследовать законы мироздания и научиться жить в соответствии с законами Вселенной, ведь  еще древние мыслители осознавали, что человек - это  микрокосмос.

Во второй половине  ХХ столетия в недрах РАН был создан Институт человека, и мы с радостью восприняли это событие. В начале этого столетия данный  Институт стал Отделом  комплексных проблем изучения человека Института философии РАН. У нас в Молдавии в 1999 году было образовано и зарегистрировано научное общество «Человек и Вселенная» и Лаборатория Человековедения  под научным руководством академика Бориса  Ефимовича Мелника. Еще в 1996 году в своей работе  «Человек в объективе науки» Борис Ефимович Мелник ратовал за разработку и утверждение государственной программы комплексного изучения человека. В частности он писал: «...главная проблема современной науки состоит не только в продолжение познания окружающего нас мира, но в познании  механизмов формирования нашего сознания, нашего поведения, взаимоотношений с природой и другими людьми..., чтобы мы, люди, стали  сознательными хозяевами наших поступков и деяний». Увы, этот призыв ученого остался гласом вопиющего в пустыне. Но поиски продолжаются. Члены научного общества продолжают искать пути решения столь актуальной проблемы. Наши поиски привели нас к убеждению, что только совместными усилиями ученых, на основе данных наук, религий и искусств можно выработать программу комплексного исследования человека и создать синтетическую науку Человековедение. В этих целях мы предлагаем следующие  принципы исследования:

- единства человека и Вселенной;

- единства тела и души человека;

- единства нормы и патологии;

- единства прошедшего, настоящего и будущего человечества;

- единства полов (мужчины и женщины);

- единства человека и Сверхъестественного.

Что касается методологии комплексного  изучения человека, над этой проблемой уже работаем в рамках совместного проекта РФФИ и АНМ. Надеемся, что совместными поисками найдем оптимальное решение и данного  вопроса.

 

Литература:

1.      Тeilhard , Pier de Chardin, Fenomenul  uman. Изд. АION, 1995 (на рум. языке).

2.      Мелник Б.  Человек в обьективе науки. Кишинев, 1996.

3.      Мелник Б.  Человек. Генезис человеческого бытия. Кишинев, 1998.

4.      Мелник Б. Миролюбов Т. Человек. Кишинев, 2006.

5.      Миролюбов Т.  Enigma  enigmelor. Chişinău, 2004.