Т. Миролюбов, Л. Даукште : Человек как субъект и объект власти и политики

  

 

 

Проблема человека как субьект и обьект власти и политики - одна из фундаментальных, сложных, но очень важных и актуальных проблем современного мира. Актуальность и значимость ее заключается и в том, что при постоянном росте научно-технических и технологических возможностей современных цивилизаций все острее с каждым годом встает вопрос о возможном экономическом, экологическом и политическом кризисе, о возможном планетарном социальном катаклизме, самоуничтожении современного мира. Думается, что это ощущают и осознают не только ученые и политики, но и простые, занятые повседневными заботами люди.

Главной проблемой комплексного изучения человека, на наш взгляд, должна стать проблема взаимоотношений и взаимозависимости власти, политики и людей. Как творцы своей истории, культуры и судьбы, люди сами формируют свою власть, интересы и политику, являясь их субьектами. В то же время власть и политика превращает их и в обьекты, так как на всех, хотя  по-разному, воздействует вся сформировавшаяся структура власти и политики. И правители, и народ, и руководители, и исполнители становятся зависимыми от ими же созданной политической системы и структуры власти. Исторический опыт наглядно показывает, что любая общественно - экономическая формация со своей структурой власти и политики возникает, становится, развивается и распадается согласно объективному закону цикличности. Конечно, легко теперь критиковать уходящую в историю тоталитарную систему бывшего Советского Союза. Но нельзя же исследовать одни лишь следствия. Любая власть, любая политическая система всегда принимает меры защиты и потому истребляет любые покушения на свое существование, иначе она обречена на исчезновение. Естественный вопрос: тогда почему же все-таки распался Советский Союз, имея столь мощную систему защиты?

Наш ответ. Объективный фактор, на наш взгляд, заключается в том, что  система власти и политики была построена на весьма зыбком метафизически духовном фундаменте, т.е. на марксиско-ленинской теории, противопоставившей труд - капиталу, сознание - материи, душу - телу, веру - религиям, и.т.д., тогда как эти явления следует рассматривать лишь в их единстве. Нельзя винить в этом основателей этой парадигмы. Они исходили из того уровня знаний и опыта, накопленных до них. Их теория отразила определенный этап в развитии человечества.

Субьективный фактор заключается в том, что КПСС, объявив себя умом, честью и совестью эпохи, законсервировала себя в собственной непогрешимости и перестала развиваться, а главное не допускала дальнейшего развития своей теории, в результате чего общество оказалось в таком застое, из которого теперь с трудом выкарабкивается.

Мы думаем, что современные научные исследования в сфере гуманитарных наук следует ориентировать на синтетическое, интегральное познание самого человека, общества и человечества. Следует исследовать не только факты, явления и события материального и духовного мира, а процессы и механизмы всего происходящего в самом человеке и в жизни людей. Современный студент приходит в вуз с определенным багажом знаний и информации. Он не тот невежественный представитель огромной безграмотной массы людей первой половины прошлого столетия. Современный студент нуждается в понимании механизмов происходящих процессов в экономической, социальной, культурной, политической и духовной сферах жизни современных цивилизаций. На него уже не действуют подобные выражения типа: его величество, его превосходство или владыка мира сего. Он способен во многом разобраться сам. Современный человек не хочет быть ничьим рабом:  ни власти, ни правителей. Он хочет быть равноправным субъектом, и ни в коем случае объектом, используемым  инструментом, послушным орудием власти и политики как светской, так и духовной. Тем не менее, следует констатировать, что в погоне за материальными благами многие становятся рабами этих благ, когда живут ради денег. Прекрасный пример приводит в этом плане И. М. Ильинский (в журнале «Знание. Понимание. Учение» №2, 2008 года, стр.8). Мир движется к радикальным изменениям во всех сферах бытия людей. И науке предстоит помочь современному человеку во всем разобраться и найти разумные решения проблем. А главное помочь человеку управлять собой, подавлять античеловеческое начало  в своей двойственной природе. Каждый стремится хорошо жить, а это возможно только научившись соблюдать меру во всем и ни в коем случае за счет труда и несчастья других людей. Только совместным трудом можно обрести взаимопонимания, взаимоуважения, мира и истинного счастья.

Международные научные конференции, проводимые по инициативе Московского Гуманитарного Университета, хорошо бы в будущем реорганизовать в постоянно действующие международные научные форумы, на которых обсуждались бы наиострейшие вопросы не только образования и воспитания, но главным образом, формирования человека будущего, процессы превращения homo sapiensa в homo humanus, человека мыслящего планетарно, не способного творить зло. Пришло время сосредоточиться не только и не столько на конкретные аспектуальные проблемы, а и на интегральное исследование человека, на прошлое, настоящее и будущее самого человека и человечества. В этих целях  желательно образовать  небольшой центр, который координировал и систематизировал работу всех существующих научно-исследовательских организаций, занимающихся комплексными проблемами изучения человека.

 

Т. Миролюбов, Л. Даукште

(Академия наук Молдовы)