обучение бурильщика курсы

Закон о молодежи: Документы и материалы по истории становления государственной молодежной политики в России. Том 1

Московский гуманитарный университет

Для научных библиотек

Закон о молодежи
Документы и материалы по истории становления государственной молодежной политики в России

Том 1

Составители И. М. Ильинский и Вал. А. Луков

Издательство Московского гуманитарного университета

2008 

Сборник подготовлен в Институте фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета.

Составители

Ильинский Игорь Михайлович - ректор Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола;

Луков Валерий Андреевич - проректор по научной и издательской работе - директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола.

Научно-вспомогательная работа по подготовке сборника осуществлена Б. Н. Гайдиным, С. В. Луковым, О. О. Намлинской, Д. Ю. Селивановым, А. И. Позняк.

Содержание

Ильинский И. М., Луков Вал. А. Закон о молодежи: от идеи к политике и снова к идее

Проект «Закона о молодежи» 1967 года

  • 1. Краткая объяснительная записка к проекту закона о молодежи (9 февраля 1967г.)
  • 2. Краткая объяснительная записка к проекту закона «О повышении роли советской молодежи и молодежных организаций в государственном, хозяйственном и социально-культурном строи­тельстве СССР» (1967 г.)
  • 3. Закон Союза Советских Социалистических Республик «О повышении роли советской молодежи и молодеж­ных организаций во всех областях государственного, хозяйственного и социально-культурного строитель­ства СССР». Проект (1967 г.)

Проект «Закона о молодежи» 1977 года

  • 4. К вопросу о разработке проекта закона СССР о молодежи. Записка министра юстиции СССР В. И. Теребилова в Президиум Верховного Совета СССР (30июня 1976 г.)
  • 5. Рабочие материалы к записке об обосновании «Закона СССР о молодежи». (Сентябрь 1976г.)
  • 6. Записка И. М. Ильинского Б. Н. Пастухову и материал к выступлению ЦК ВЛКСМ на заседании комиссии Верховного Совета СССР по подготовке закона о молодежи (24 марта 1977 г.)
  • 7. Рабочая комиссия по подготовке предложений о разработке проекта Закона СССР о молодежи (1977 г.).
  • 8. Из стенограммы заседания рабочей комиссии по подготовке предложений о разработке проекта Закона СССР о молодежи (25 мая 1977 г.)
  • 9. 3акон Союза Советских Социалистических Республик «О повышении роли советской молодежи и молодежных организаций в коммунистическом строительстве». Проект (1977 г.)

Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР»: разработка законопроекта (1987-1991 гг.) и принятие закона в 1991 году

  • 10. Проект письма в Президиум Верховного Совета СССР о целесообразности разработки законодательного акта о молодежи (1987 г.).
  • 11. Об участии комсомольских организаций страны в подготовке проекта Закона СССР о молодежи. Постановление Бюро ЦК ВЛКСМ (31 августа 1987 г.)
  • 12. Предложения к проекту Закона о молодежи, подготовленные во ВНИИ советского законодательства (Август 1987 г.)
  • 13. Основы концепции Закона СССР о молодежи. НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ (1987 г.)
  • 14. Основные положения концепции Закона СССР о молодежи. НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ (1987 г.). Извлечение
  • 15. Примерная структура и основное содержание Закона о молодежи. НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ (1987 г.)
  • 16. Отзывы на первый вариант Закона СССР о молодежи, подготовленный в НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ (1988 г.)
  • 17. Замечания и предложения, направленные министерствами и ведомствами СССР, другими организациями в ЦК ВЛКСМ по законопроекту, подготовленному в НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ (1989 г.)
  • 18. О проекте Закона Союза Советских Социалистических Республик «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Проект обращения в Верховный Совет СССР (Декабрь 1989 г.)
  • 19. Концепция государственной молодежной политики в СССР. Материал к обсуждению проекта Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» на XXI съезде ВЛКСМ (Апрель 1990 г.)
  • 20. Комментарий к проекту Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». К обсуждению проекта Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» на III сессии Верховного Совета СССР. ВМТК «Закон о молодежи (Апрель 1990 г.)
  • 21. Список разработчиков Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (7 мая 1990 г.)
  • 22. Проект Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», внесенный ЦК ВЛКСМ и первоначально проработанный совместно с ним Комитетом Верховного Совета СССР по делам молодежи (9апреля 1990г.)
  • 23. Доклад первого секретаря ЦК ВЛКСМ В. И. Мироненко о проекте Закона об общих началах государственной молодежной политики в СССР на Третьей сессии Верховного Совета СССР (9 апреля 1990 г.)
  • 24. Обсуждение проекта Закона об общих началах государственной молодежной политики в СССР на Третьей сессии Верховного Совета СССР. Стенограмма заседания Верховного Совета СССР (9апреля 1990 г.)
  • 25. Сообщение Председателя Комитета Верховного Совета СССР по молодежной политике В. И. Цыбуха о проекте Закона об общих началах государственной молодежной политики в СССР на Пятой сессии Верховного Совета СССР (8 апреля 1991 г.)
  • 26. Принятие Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» на Пятой сессии Верховного Совета СССР. Стенограмма заседаний Верховного Совета СССР (8 и 16 апреля 1991 г.)
  • 27. Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», принятый Верховным Советом СССР (16 апреля 1991 г.)
  • 28. Постановление Верховного Совета СССР «О введении в действие Закона СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР"» (16апреля 1991 г.)

 

Закон о молодежи: от идеи к политике
и снова к идее

 

Московский гуманитарный университет начинает публиковать в серии «Для научных библиотек» сборники документов и материалов о становлении и развитии государственной молодежной политики в России, процессах в молодежном движении, социальных проблемах молодежи. После многих лет забвения, а нередко грубого искажения действительной истории взаимоотношений государства и молодежи, общества и молодежи публикация документов, сохранившихся в государственных архивах или только в архивах организаций и частных лиц, призвана пролить свет на трудную и упорную работу органов власти, с одной стороны, и специфически действовавших в советское время и в начале постсоветского периода структур гражданского общества, включая и сообщества ученых, с другой, - работу по формированию управленческих механизмов социального развития юношества, передачи эстафеты от поколения к поколению.

Публикуемые документы и материалы существенно дополняют, а по сути впервые делают доступными основные источники для исследований в области истории государственной молодежной политики и молодежного движения в России конца 1960-х - начала 1990-х годов. Они, без сомнения, окажут помощь тем, кто сегодня разрабатывает программы и проекты в области государственной молодежной политики, готовит для этих целей проекты документов концептуального характера. Во всяком случае меньше будет невежества в группах молодых радикалов, заявляющих, что их концепции государственной молодежной политики - самые прогрессивные, самые смелые, самые первые, а их обсуждение - «поистине всенародное» (такие заявления звучат сплошь и рядом). И все же основная задача нашего издательского начинания - не в этом. За строками документов, за данными анкетных опросов проглядывают контуры молодежных проблем в масштабе страны, народа, эпохи. Такой масштаб нередко теряется, когда в руках исследователей или практиков лишь отдельный текст - фрагмент ушедшего в прошлое события. Собрание текстовых фрагментов, отобранных и систематизированных, порождает эффект мозаики: из разноцветных осколков вдруг возникает целостная картина.

Какую целостность отражают наши документальные сборники? За формулировками законопроектов, войной мнений при их обсуждении и другими следами уже давних событий нельзя не видеть тектонических смещений в естественноисторическом процессе преемственности и смены поколений. ХХ век для России стал временем таких социальных и политических потрясений, которые породили и не могли не породить разрывы поколений, нарушение их связи, а значит - превращения единства общества, народа в иллюзию, желаемую, но недостижимую цель. Это век трех революций - революции 1917 года (Февраль и Октябрь лишь две фазы великого отказа от российского прошлого, шаг в неизвестность), революции первых сталинских пятилеток, перемоловшей народ в жерновах индустриализации и коллективизации, наконец, революции горбачевской перестройки, перешедшей в ельцинский разгром СССР.

Обычно принято о революции говорить как о перерыве постепенности, но уникальный опыт России показал, что революция может быть перманентной: целый век она развивалась как единый целостный процесс, сметающий всякую постепенность, подрывающий саму идею устойчивости. Если учесть колоссальный внешний удар по нашему народу, нанесенный в годы Великой Отечественной войны фашистским нашествием, то можно утверждать: преемственность поколений россиян в ХХ веке испытала четыре глобальные катастрофы. Катастрофы такого масштаба, такой силы, что их раны на теле народа не будут залечены многие десятилетия, возможно - до конца века нынешнего. Это и есть исторический фон тех или иных действий в области государственной молодежной политики, а по сути - ее главный результат. Лидеры страны Ленин, Сталин, Хрущев, Горбачев, Ельцин ставили крупные цели, продавливали их принятие в качестве общенародных, в итоге давали мощный импульс для смены поколений, но не были озабочены преемственностью поколений, совершенно не понимали последствий своих действий для целостности народа и поддержания его жизнеспособности.

В советский период становления молодежной политики победили две позиции, без осознания которых невозможно писать научную историю ГМП (так мы в дальнейшем будем сокращать термин «государственная молодежная политика», эта аббревиатура давно применяется и в практике работы государственных органов, и в научных трудах). Одна связана с особенностями положения государства в политической системе, другая - с пониманием роли молодежи в советском обществе.

Первая позиция соответствует главной особенности советской политической системы: ее ядром было не государство, а правящая, притом единственная политическая партия. Исторически сложившаяся в СССР однопартийная система осмыслялась и политиками, и учеными-обществоведами не как ущербность политической жизни советского общества, а как ее безусловное преимущество: курс партии не мог быть оспорен другой политической силой, он закреплялся всей системой «приводных ремней» к массам, среди которых были и государство, и профсоюзы, и комсомол. С точки зрения молодежной политики это означало, что ее линия всецело определялась партией, ее директивами, ее лидерами. Не случайно на протяжении десятилетий основным программным документом молодежной политики оставалась речь В. И. Ленина на III съезде РКСМ (1920). Произнесенная в конкретный исторический момент (гражданская война), она изучалась многими поколениями руководителей страны, организаторов работы с молодежью, рядовых комсомольцев как документ вне времени и пространства, как прямое указание, что и почему надо делать. Речь Ленина глубока идеями, ряд из которых, возможно, ждет ренессанс в стремительно меняющихся общественных условиях, но характерным для советской политической системы было само то, что концепция политического лидера, не поддерживавшаяся некоторыми ведущими деятелями партии того времени, действовала десятилетиями напрямую, без закрепления в формах права. ГМП советского времени - лишь бледное отражение партийных установок. Собственно, она так никогда и не называлась, о государственной молодежной политике писалось лишь в связи с зарубежным опытом и обычно в критическом или по крайней мере в скептическом тоне. Сам язык права, на котором говорит государство с гражданами, в условиях диктата одной партии вырождается и становится языком партийных постановлений.

Это хорошо видно на примере первых двух законопроектов о молодежи, разрабатывавшихся в советскую эпоху - в 1967 и 1977 годах. Впервые публикуемые в настоящем сборнике, они создают для исследователя наших дней возможность ощутить специфику законотворчества ушедших в прошлое дней. Эти проекты сегодня не удовлетворили бы никого, кто связан с законотворчеством, ни по формулировке предлагаемых правовых норм, ни по применяемым правовым понятиям, ни по степени соответствия сложившимся отраслям права. Но такого рода критика к этим текстам оправдана с позиций нынешней правовой системы. Для своего времени, когда регулирующая роль права отодвигалась на второй план его воспитательной функцией, когда партийная фразеология в области социальных отношений была и неоспоримой, и привычной, декларативность «законов о молодежи» не казалась пороком. Например, формула из законопроекта 1977 года «Стремление молодых советских граждан, каждого юноши и каждой девушки к физическому совершенству должно стать нормой жизни» с юридической точки зрения более чем сомнительна, зато она полностью соответствует и общему духу, и языку партийных и комсомольских постановлений. Не случайно законопроект 1967 года остался невостребованным: его с успехом заменило известное постановление ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи» (1968 г.) - в иерархии источников права советского времени даже более значимое, чем закон, если он был бы принят.

Сегодня мы не должны цепляться к форме документов тех лет и проявлять благородное возмущение трескучестью тех или иных фраз. В конце концов, это всего лишь слова - знаки своей эпохи. Что же за ними?

Здесь немаловажно «второе дно» публикуемых документов. Их следует читать и между строк. Сравнивая законопроекты 1967 и 1977 годов, поверхностный исследователь заметит лишь то, что фактически речь идет о двух редакциях одного и того же текста. Но в действительности подготовка законопроекта 1977 года велась уже в другой общественной ситуации и лишь в конечном счете привела к такому сходству с проектом десятилетней давности. Мы приводим в сборнике уникальный документ - фрагмент стенограммы заседания рабочей комиссии по подготовке предложений о разработке проекта Закона СССР о молодежи, которое проходило 25 мая 1977 года под председательством В. А. Саюшева, первого заместителя Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию. В ответ на предложения сохранить в новом законопроекте то же название (а это значит - и сферу правового регулирования), что и в проекте 1967 года, И. М. Ильинский, тогда заведующий отделом Научно-исследовательского центра ВКШ при ЦК ВЛКСМ, предложил иное: «Правильнее всего назвать этот закон «Закон о молодежи». Это, конечно, просто, не мобилизует. Но мобилизовать должен сам закон по существу, а не название, потому что под самым красивым названием может быть не столь красивое содержание». Саюшев, государственный чиновник высокого ранга, поддержал эту позицию, подчеркнув, что законопроект по содержанию должен быть «о молодежи, а не о повышении роли в коммунистическом строительстве, потому что тогда отпадает ряд вопросов: хорошо, коммунистическое строительство, а при чем здесь вопросы семьи? Вы можете сказать - семья ради коммунистического строительства, но тогда возникает вопрос - а где же для человека, а не для коммунистического строительства? Мы должны, наверное, остановиться, что это законопроект СССР о молодежи». Сам тон этих высказываний совершенно отличается от конечного текста законопроекта и свидетельствует, что в вопросах ГМП уже обозначился сдвиг от партийного подхода к подходу по существу государственному.

И тем не менее в законопроектах советской эпохи сохраняется основополагающая позиция, идущая от молодежной политики КПСС, - та, которую мы связали выше с пониманием роли молодежи в советском обществе.

Хотя в документах КПСС и комсомола декларировались цели развития личности молодого человека, всестороннего раскрытия творческого потенциала молодежи, в действительности на всех этапах советской истории к молодежи относились как к средству достижения целей, которые по сути находились вне ее, - общенародных, общегосударственных, общественных.{1} В периоды «советских революций», когда активно работали лифты социальной мобильности и молодежь имела немалые возможности карьерного роста, была незаметной однобокость в оценке роли молодежи, всячески выделяющей ее вклад в коммунистическое строительство и игнорирующей значимость личных целей и ценностей. Но как только подступала желаемая для общества стабильность, не могли не останавливаться социальные лифты и не могла не возрастать социальная напряженность между молодым и старшим поколениями. Идея всемерного превосходства общественного над личным в духовном настрое общества в такие периоды тускнела, а в молодежной среде нередко порождала протест. Партия, а вслед за ней и комсомол, и все другие звенья политической системы продолжали стоять на своем, по сути энтузиазмом, присущим молодости, закрывая бреши в неумелой организации дела. В общественном сознании позиция о приоритете общественного, коллективного над личным, частным также возобладала в результате огромной работы по идеологизации образования, науки, искусства, всей жизни простого советского человека (роль андеграунда и инакомыслия была невелика, сколько бы сегодня не говорили о судьбоносности для нынешней России антисоветского диссидентства). Лишь на отдалении от времен СССР начинает осмысляться значение баланса индивидуального и общественного, который обеспечивается не принятием законов и постановлений, не научными разработками, а искусством управления.

С учетом этого следует заново понять, что произошло в отношениях государства и молодежи в период, когда готовился третий из представленных в настоящем сборнике законопроект.

Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» был принят в той же стране, где готовились два предыдущих законопроекта. Но с самого начала и содержание закона, и  организация работы над ним резко отличались от того, как это было в период работы над проектами 1967 и 1977 годов. Те два проекта инициировались ЦК ВЛКСМ, и в конце концов умерли в столах инструкторов ЦК КПСС, как нередко бывало с другими инициативами комсомола. Спустя десятилетия становится ясно, что дело здесь вовсе не в том, что тексты были слишком декларативными и юридически неотработанными, а Закон о молодежи не вписывался в систему отраслей права. Законопроекты 1967 и 1977 годов вполне были в духе своего времени с точки зрения права, в их подготовке участвовали - вместе с комсомольскими работниками и учеными-молодежниками - опытные юристы. Так что дело не в юридической технике, а в последствиях принятия Закона о молодежи, не осознававшихся тогда инициаторами и разработчиками, по крайней мере большинством из них. Последствием же принятого закона должно было бы неминуемо стать перераспределение функций управления обществом, закрепившихся в политической системе СССР: вместо системы, основанной на руководящей роли КПСС в советском обществе, которая «привозными ремнями» напрямую, без посредников, связана с народом через управляемые ею институты государства и общественные организации, возникала бы система, где в отношении целого возрастного слоя общества действует принцип руководства правовой нормой, а не указанием партии. Функции государства, таким образом, расширяются и наполняются новым содержанием, функции партии, а вместе с ней - и комсомола по решению молодежных проблем сворачиваются, причем в таком сегменте деятельности, которая связана с обеспечением стержневых условий для социального становления молодых людей: образование, труд, жилье, здоровье и т. д. Такие изменения, будь они приняты в 1960-1970-е годы, могли привести к постепенной трансформации задач и механизмов поддержки молодежи в период жизненного старта. Зная сегодня, каким путем пошла история страны, можно утверждать: если бы Закон о молодежи был принят в 1967 или в 1977 году на базе подготовленных проектов - даже таких идеологизированных и декларативных - советская власть могла бы остаться живой.

Третий законопроект возник и готовился в совершенно другой политической, экономической, идеологической ситуации. Это годы перестройки, поначалу породившие в народе большие надежды и сопровождавшиеся взрывом энергии масс, инициативой и жаждой новаторства во всех слоях общества. В сфере исследований проблем молодежи ветер перемен принес обновление не только тематики, но и направленности научных проектов. Выдвижение идеи государственной молодежной политики и закрепляющего ее принципы и механизмы закона стало поворотным пунктом в этом процессе и предопределило на последующие два десятилетия магистральный путь российской науки о молодежи.

Документы, публикации, хроника событий свидетельствуют: выдвижение идеи государственной молодежной политики применительно к условиям нашей страны и первое изложение ее принципиальных позиций принадлежит И. М. Ильинскому, который 29 октября 1986 года выступил с программным докладом «Проблемы молодежи и молодежной политики в условиях перестройки»  на научной сессии возглавляемого им Научно-исследовательского центра ВКШ при ЦК ВЛКСМ. В докладе, текст которого был вскоре опубликован{2}, впервые ставится вопрос о необходимости выработки «новой и более сильной молодежной политики государства». Под «молодежной политикой» в этом первом изложении ее концептуальных основ применительно к новой проблемной ситуации, сложившейся в стране в период перестройки, И. М. Ильинский понимает, во-первых, «систему идей и теоретических положений относительно места и роли молодого поколения в обществе», во-вторых, « «практическую деятельность государства, общественных организаций и других социальных институтов по реализации этих идей и положений в целях формирования и развития молодежи, реализации ее творческих потенций в интересах общества». Достаточно сравнить предложенный директором НИЦ в 1986 году подход к трактовке молодежной политики с формулой Закона СССР, принятого в 1991 году, как становится ясно, что концепция государственной молодежной политики, теоретически обоснованная И. М. Ильинским, а затем развитая в последующих его работах и работах его коллег по НИЦ, получила признание в государстве и обществе.

Но сегодня, когда слова «молодежная политика» укрепились в практике государственной деятельности и стали правовым термином, не следует забывать, что до 1986 года они никогда не употреблялись применительно к условиям СССР. Утверждение и новой концепции, и даже самого термина было делом политической и идейной борьбы, а не просто теоретическими изысками и гипотезами. Каждая публикация с такого рода идеями рассматривалась чуть ли не как покушение на советский строй. В преодолении цензурного запрета на обсуждение истинного положения молодежи в стране и государственных мер по изменению ситуации огромную роль сыграла публикация в главном теоретическом журнале КПСС «Коммунист» статьи И. М. Ильинского «Развитие социализма и молодежь»{3}, и хотя «перестройка» и «гласность» журналом пропагандировались как линия партии, публикация статьи, где вскрывались социальные проблемы молодежи и доказывалось, что их решение невозможно без масштабных государственных мер, составила для редколлегии большую проблему, решение далось нелегко.

Не следует также упрощать дело, считая, что НИЦ и его директор пользовались монополией, поскольку были в системе «заказчика» закона - ЦК ВЛКСМ. Во-первых, параллельно работали другие группы, в которые входили, среди прочих, известные исследователи-молодежники тех лет (В. Т. Лисовский, В. И. Чупров и др.). Иногда конкуренция концепций молодежной политики напоминала гладиаторские бои: Комитет Верховного Совета СССР по молодежной политике призывал группы разработчиков и устраивал их прямой диспут, наблюдая со стороны, кто же возьмет верх.

Во-вторых, отношения разработчиков законопроекта из НИЦ с ЦК ВЛКСМ были исключительно сложными. Руководство ЦК поначалу ухватилось за инициативу директора НИЦ, понимая, что в перестроечное время это шанс проявить себя представителем интересов молодежи в формах законотворчества. 31 августа 1987 года состоялось заседание Бюро ЦК ВЛКСМ, которое обсудило вопрос «Об участии комсомольских организаций страны в подготовке Закона СССР о молодежи». Проект постанов­ления Бюро был подготовлен И. М. Ильинским и принят без изменений. В соответствии с этим постановлением была образована комиссия ЦК ВЛКСМ по разработке и рассмот­рению предложений в проект Закона СССР о молодежи (председатель - первый секретарь ЦК ВЛКСМ В. И. Мироненко, заместитель председателя - директор НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ И. М. Ильинский). НИЦ получил поручение создать временный творческий молодежный коллектив (ВМТК) в количестве до 20 человек для разработки концепции, структуры и текста проекта Закона СССР о молодежи. Но довольно скоро ситуация изменилась, и хотя законопроект обсуждался на ХХ съезде и на пленумах ЦК ВЛКСМ, а секретари ЦК стали частыми гостями в НИЦ, в комсомольских верхах наметилось охлаждение к идее государственной молодежной политике. Тогда, в 1987-1991 годах, когда закон пробивал себе дорогу и шла ожесточенная борьба его сторонников и его противников, трудно было увидеть за бесконечной чередой дискуссий суть этого охлаждения в руководстве комсомола. Сегодня, два десятилетия спустя, становится ясным, что дело не в отдельных положениях предложенной комсомолу концепции, а в ее принципах: укреплением роли государства в решении проблем молодежи на задний план отодвигается организация, которая представляет партию в молодежной среде, и у этой организации по сути отбирается важнейшая ее функция - социальная. Если в законопроектах 1967 и 1977 года такие последствия могли бы возникнуть лишь после длинной череды лет, то в законопроекте, который готовился в НИЦ, такое изменение молодежной политики прочитывалось совершенно ясно, причем комсомол становился лишь одной из молодежных организаций, выражающих стремление молодежи к самореализации.

В конечном счете принятый Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» закрепил именно этот переворот в отношениях государства и комсомола.

Но и это не все. Социальная функция комсомола не просто перераспределилась в пользу государственных механизмов ее осуществления. То, что Законом СССР, принятом на основе законопроекта НИЦ, было установлено, что государственная молодежная политика имеет целью «создание социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества», означало, что государство перестает действовать в роли всеведающего и всесильного «отца» для молодежи и определяет свое место во взаимоотношениях с ней как тот социальный институт, который создает условия и гарантии (не все, а те, которые носят социально-экономический, организационный и правовой характер) для того, чтобы молодой человек нашел себя в обществе, смог в нем самореализоваться. Как? - это его выбор и его ответственность.

Нельзя не заметить, что уже в этом исходном пункте изменения концепции ГМП связаны с тем, как в обществе в целом решаются проблемы свободы, прав человека, социальной ответственности. Проект писался в то время, когда ветры перестройки всколыхнули общественное сознание, когда для миллионов людей стало важным, что и как принимается от их имени в виде закона. Материалы сборника показывают, насколько сложен был путь к закреплению новой идеологии ГМП. Это был процесс, где новое понимание задач не могло не вступать в конфликт с устоями советского строя, хотя разработчики законопроекта не были диссидентами и не придерживались двойной морали: они искренне стремились изменить ситуацию в обществе, без разрушения его основных социальных институтов, что отразилось в документах, которые публикуются без изъятия мест, которые сегодня звучат «по-советски». Но даже такая позиция в то время воспринималась многими во властных структурах как безмерно смелая, недопустимо радикальная. Если бы с самого начала группой разработчиков законопроекта не были задействованы ведущие средства массовой информации, если бы они в ежедневном режиме не встречались в аудиториях (нередко многотысячных по числу участников) с молодежью, не выступали перед академиками, офицерами армии и КГБ, народными депутатами, комсомольскими работниками, ветеранами и в Москве, и по всей стране, законопроект был бы похоронен на ранней стадии работы.

Новизна концепции государственной молодежной политики, выдвинутой И. М. Ильинским, показана в ряде книг и статей, в том числе и наших[4]. По публикуемым вариантам проекта можно проследить, как она реализовалась в тексте законопроекта: что-то выкристализовывалось, уточнялось, что-то терялось, поскольку надо было сохранить главное. Но за формулировками правовых норм сложно разглядеть стратегический замысел этой работы, а он был в том, чтобы восстановить взаимодействие поколений, в котором развились обширные кризисы, обозначился «разрыв поколений». Собственно, сознательная, целенаправленная молодежная политика и есть способ регулирования межпоколенческих отношений, управления процессом преемственности поколений и, стало быть, развития общества. И не только для перестроечного Советского Союза, не только для постперестроечной постсоветской России. Эта формула отражает смысл молодежной политики во все времена, во всех обществах. При общей сущности виды этой политики имеют разные цели и разное содержание, которые определяются идеологией этих обществ. Такой взгляд на молодежную политику и был реализован в законопроекте 1987-1991 годов, а кроме того, в целой серии нормативных правовых актов, проекты которых готовились в НИЦ.

Значение поворота в ГМП, сделанного в последний год существования СССР, не должно преуменьшаться: в основе любых политических шагов должна лежать ясная концепция, определяющая цели конкретных действий, делающая их осмысленными. В области ГМП такая концепция утвердилась благодаря работе над законопроектом 1987-1991 годов. Сразу после принятия Закона резко активизировалась работа над соответствующими проектами в союзных и автономных республиках СССР, правовой статус которых позволял принимать нормативные правовые акты в форме законов. Уже 12 ноября 1991 г. был принят Закон Башкирской ССР «О государственной молодежной политике в Башкирской ССР». До конца года появились десятки законопроектов регионального уровня.

С распадом СССР в декабре 1991 г. история Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» как юридического акта завершилась: он не вошел в состав нормативных правовых актов Российской Федерации. Но это был финал Закона только по форме, его концепция, содержание, сформулированные правовые нормы продолжали оказывать решающее воздействие на весь процесс строительства правовых основ государственной молодежной политики по крайней мере до конца 1990-х годов. В эти годы были приняты законы о государственной молодежной политике (в некоторых случаях - о молодежи, о молодежной политике, о региональной государственной молодежной политике и т. д.) в Чувашской Республике (1992 г.), Республике Бурятия (1992 г.), Республике Татарстан (1993 г.), Кабардино-Балкарской Республики (1993 г.), Республике Хакасия (1993 г.), Республике Тува (1993 г.), Московской области (1995 г.), Оренбургской области (1995 г.), Ставропольском крае (1996 г.), Республике Мордовия (1996 г.), Омской области (1996 г.), в Ханты-Мансийском автономном округе (1998 г.) и многих других.

Сегодня примерно в 50 субъектах Российской Федерации действуют такие нормативные правовые акты, хотя на федеральном уровне закона по-прежнему нет: на принятый в 1999 г. Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» президент Ельцин наложил вето, которое депутаты Госдумы не смогли преодолеть. В ряде субъектов Российской Федерации в принятые законы о государственной молодежной политике впоследствии вносились изменения и дополнения (в частности, в Чувашии, Башкортостане, Татарстане, Московской области и др.) - иногда в сторону ослабления финансовых рычагов содействия социальному становлению молодежи. Этим законы выхолащивались и сохранялся главным образом фасад.

В целом приходится признать, что шаг за шагом задачи и планы ГМП в деятельности государства минимизировались, переводились на периферию социальной политики и политической жизни. Руководители правительства не понимали, зачем нужна какая-то политика в отношении молодежи. На федеральном уровне остались только некоторые символы - структуры, отвечающие за молодежь (уже не самостоятельные), президентская программа «Молодежь России», финансировавшаяся из расчета 2 рубля на молодого человека в год (в 2006 г. ее финансирование и вовсе отменено). К молодежи политические силы обращаются главным образом перед очередными выборами, рассчитывая на дополнительные голоса. Новейшие решения об утверждении Стратегии ГМП и создании Министерства спорта, туризма и молодежной политики еще не могут оцениваться как успешные, поскольку прошло слишком мало времени после их принятия.

На этом негативном фоне законопроект, два десятилетия назад созданный в НИЦ и после большой дискуссии в обществе, проработки с народными депутатами, министерскими специалистами, учеными-правоведами, практиками обретший силу закона великой страны, продолжил свою жизнь: он стал прообразом нормативного обеспечения ГМП как в Российской Федерации и ее субъектах, так и в ряде зарубежных стран. И это не случайно, поскольку в момент принятия он был в своей предметной области самым основательным, последовательным и конструктивным правовым актом такого уровня в мире. Такая оценка звучала не раз на международных форумах.

Важно подчеркнуть, что при разработке концепции ГМП и законопроекта глубоко осмысливался международный опыт (и это отражено во втором томе данного издания). Но в нашем случае нет никаких оснований говорить о заимствовании зарубежных аналогов, пользовании подсказками иностранных консультантов, как это стало общей практикой управления страной в первое десятилетие после распада СССР.

Одной из задач предпринимаемого издания документов и материалов мы ставим информирование научной общественности, политических деятелей и практиков, работающих в органах власти и организациях, осуществляющих задачи молодежной политики, о том, как в действительности шел процесс становления концептуальных основ, правовых норм и механизмов, организационных структур государственной и общественной молодежной политики. Вклад НИЦ в разработку ключевых идей ГМП, создание законопроекта, ставшего законом, в утверждение новых государственных органов и учреждений, включая социальную службу для молодежи, наконец в развертывание беспрецедентной дискуссии в обществе по вопросам права и подготовку к серьезной политической деятельности и законотворчестве целой плеяды молодых депутатов, юристов, лидеров общественных организаций должен быть доступен новому поколению политиков и ученых без конъюнктурных изъятий и упрощений.

Пока же здесь немало пробелов. В литературе о государственной молодежной политике этап работы над законопроектом обычно освещается более чем скромно. Например, В. В. Нехаев так представляет картину этой работы в книге, посвященной молодежной политике: «В Верховном Совете СССР рассматривался вариант проекта закона, подготовленный ЦК ВЛКСМ и специально созданным временным творческим коллективом ученых и практиков»[1]. Собственно, это все, что сообщает читателю исследователь, защитивший докторскую диссертацию по истории ГМП и имевший доступ ко всем материалам работы НИЦ ВКШ, касавшимся «закона о молодежи». Стоит ли удивляться, что в разработках доктрин и стратегий государственной молодежной политики авторы столь пренебрежительно говорят обо всей до них осуществлявшейся работе и искренне верят, что именно они первые выходят на «правильные» идеи и уже обсудили их - впервые столь широко - со всем обществом. Своим изданием мы демонстрируем на основе документов, какой может, а по сути - должна быть работа над законопроектом, если предлагаемые в нем нормы права затрагивают интересы больших социальных групп, какой должна быть организация дискуссии по законопроекту в профессиональных кругах и в обществе.

На НИЦ, в 1980-е годы крупнейший центр по исследованию молодежных проблем в стране с почти 200-ми научными работниками, сотрудничавший со всеми советскими учеными-молодежниками, известный в мировом социологическом сообществе, в постсоветской России бывшие друзья попытались повесить ярлык прислужника власти, изображая роль НИЦ в развитии отечественной социологии молодежи как учреждения, лишь выполнявшего «комсомольские» исследования, которые «носили скорее "заказной" характер и "подверстывались" под разработку планов социального развития в разделе "коммунистическое воспитание молодежи"»[2]. В это же время якобы академические ученые исследовали молодежь вне конъюнктуры. Нелепость и первого и второго утверждений столь очевидна для реальных участников социологических исследований молодежи в советское время, что кроме цицероновского o tempore, o mores! и добавить нечего. Но публикуемые документы и материалы как раз дают такое добавление. Они показывают, как был построен процесс концептуального осмысления крупной общественной проблемы с применением сбора и обработки огромного количества эмпирической информации, которая становилась доступной для политиков, ученых, средств массовой информации и использовалась для аргументации важнейших положений и юридических новелл законопроекта.

И все-таки лишь восстановление исторической справедливости относительно роли НИЦ ВКШ в законотворческом процессе было бы слишком малой задачей, если смотреть на данный проект как на проект исследовательский. По сути документы и материалы по ГМП, хранящиеся в Московском гуманитарном университете, государственных и личных архивах, доступных нам, сегодня позволяют по-новому осмыслить те импульсы, которые формировали общественное настроение, социальные ожидания народа, попытки предотвратить катастрофу, не дать естественной жажде обновления в политике, экономике, культуре, идеологии («требуем перемен!») разнести общество на куски, разломать несущие конструкции великой державы. Оценивать с позиций «чистой науки» идеи и разработки в области ГМП, относящиеся к времени «поздней перестройки», когда падение КПСС уже было не за горами, а страна жила по карточкам на сахар и водку, было бы ошибочно.

Не случайно в сборники включены материалы, отражающие итоги комплексных исследований проблем молодежи, которые проводились в НИЦ ВКШ: они ярко высвечивают тот общественно-политический и экономический фон, на котором разворачивалась работа над «законом о молодежи». Нельзя не видеть, что НИЦ и другие участники этого процесса в течение четырех лет действовали в ситуации социального пожара, революции, гражданской войны. Время от времени это были не метафоры, и проливалась кровь, уничтожалось хоть и скромное, но благополучие «застойного» времени, в сердцах поселялся страх за жизнь, ужас перед будущим. Молодежь в этот период выступала детонатором политических взрывов в регионах, провоцировала общество. Ее роль в дестабилизации СССР стала значительной, и этим тут же попытались воспользоваться силы, увидевшие для себя возможность исторического реванша, перехвата власти (как это бывает всегда в годы социальных переломов и смут). Именно поэтому многими в то время само намерение принять «закон о молодежи» воспринималось как попытка набросить уздечку на молодежь, удержать ее на поводке от радикализации.

Все это важно и для сегодняшних решений в области ГМП. Вновь стоит вопрос: куда движется наше общество, которое мы передаем молодежи? Горбачевская революция породила в середине 1980-х годов ожидание социального чуда. Но и здесь дали о себе знать особенности всех революций, а именно утрата иллюзий и неизбежный откат назад. Попятные движения неминуемы и революции ими не зачеркиваются, но совсем не все равно, какой длины шаг назад будет сделан. Революция 1991 года зашла недопустимо далеко в противопоставлении новых целей тому, что укрепилось в обществе, что его цементирует. Вакханалия раздачи собственности и правового беспредела, презрения ко всему советскому, скидывания с пьедесталов недавних кумиров (война с памятниками) - эти и другие зримые черты постсоветской России вновь затронули хрупкие механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению: на место трудового героизма как особой ценности советского строя поднялись праздность и жажда легких денег, с потрясающим размахом было уничтожено уважение к труду. Этим мы вернулись в старую Россию, в эпоху господства и рабства (смыслы - те же, как их не называй). Что ждет общество рабов? Ответ дает мировая и наша история - революция. Она в таком обществе становится желанной не только для отдельных сорвиголов, она вызревает в обществе, как зреют «гроздья гнева».

Если такое происходит в среде молодежи, то стратегические цели государственной молодежной политики оказываются проваленными, даже когда объявлены привлекательные программы, которые правительство готово осуществить в интересах молодежи.

И. М. Ильинский

Вал. А. Луков

 

Проект «Закона о молодежи» 1967 года
1. Краткая объяснительная записка к проекту
закона о молодежи (9 февраля 1967 г.)

Проект общесоюзного закона «О повышении роли советской молодежи и молодежных организаций во всех областях государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства СССР» подготовлен комиссией ЦК ВЛКСМ, составленной из представи­телей различных ведомств и организаций, в том числе министерств: высшего и среднего специального образования, финансов, просвеще­ния, культуры, обороны? охраны общественного порядка, здравоохра­нения, а также Госплана СССР, Комитета по вопросам труда и зара­ботной платы, ЦСУ, Юридической комиссии, Верховного Совета СССР, ВЦСПС, ДОСААФ, Всесоюзного Совета спортивных обществ и организа­ций, Союза советских писателей, В работе комиссии принимали участие ответственные работники ЦК ВЛКСМ, ученые, сотрудники молодежных газет и журналов.

Представленный проект Закона, на наш взгляд, позволяет упорядочить и привести в более стройную систему существующее советское законодательство, регулирующее права и обязанности молодых советских граждан, устанавливает ряд новых положений, направленных прежде всего на повышение активности молодежи в хозяйственном и культурном строительстве.

Надо отметить, что в существующем законодательстве роль молодежных организаций в различных областях государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни нашего общества определяется недостаточно. До сих пор законодательным путем не определена роль ВЛКСМ в системе советских общественных и государственных органов. Более пяти лет прошло с тех пор, как Программа КПСС провозгласила необходимость предоставления права законода­тельной инициативы комсомолу, в лице его центральных руководящих органов. Однако это право до сих пор законодательным путем не закреплено. Несмотря на большую роль комсомольских организаций на всех участках хозяйственного и социально-культурного строитель­ства их правомочия в рассмотрении и решении вопросов, касающихся молодежи, ни одним законодательным актом не зафиксированы. Многие центральные и местные органы глубоко и повседневно делами моло­дежи не занимаются, в значительной степени это объясняется отсут­ствием в советском законодательстве соответствующих указаний.

В проекте Закона предлагается создание при Верховных и местных Советах специальных постоянных комиссий по делам молодежи, которые должны координировать деятельность различных ведомств и организаций по вопросам, касающимся молодежи, а также конкретизи­руется участие комсомольских организаций в решении вопросов, затра­гивающих интересы юношей и девушек.

В частности, комсомольским организациям законодательным путем предлагается предоставить право контроля: за правильной организа­цией труда и отдыха несовершеннолетних, их материальным обеспече­нием и культурно-бытовым обслуживанием; за соблюдением правил их увольнения и перевода на другую работу? за соблюдением законов об охране труда молодежи; за текущей успеваемостью и учебно-производственной дисциплиной учащихся и студентов; за рациональным использованием природных богатств, за строительством и своевре­менным вводом в действие молодежных клубов, дворцов культуры, спортивных сооружений, пионерлагерей, детских садов и других детских и молодежных учреждений; за выдачей путевок в пионерские лагеря, в лечебные учреждения, туристские лагеря и т. п.

Предлагается установить порядок, при котором вопросы, касаю­щиеся прав и обязанностей молодых граждан, не рассматривались и не решались бы в соответствующих государственных органах без участия представителей молодежных организаций.

Эти и многие другие вопросы нашли отражение в проекте Закона о молодежи.

Таким образом, данный законопроект не только приводит в стройную систему действующее законодательство, касающееся прав и обязанностей молодых граждан, но также предусматривает новые законодательные положения, призванные направлять и повышать ини­циативу и творческую активность десятков миллионов молодых строителей коммунистического общества.

Проект Закона о молодежи содержит, наряду со строгими законо­дательными нормами, также положения призывного, пропагандистско­го характера. Это особенно следует подчеркнуть в свете известно­го Ленинского высказывания о том, что советские декреты - это призывы, зовущие массы к прямому и непосредственному действию.

Особенность данного законопроекта состоит и в том, что в каждом его разделе определяются права и обязанности молодежи и молодежных организаций в соответствующей области общественной и государственной жизни, экономические и правовые их гарантии, а также обязанности соответствующих государственных органов по созданию необходимых условий, обеспечивающих практическую реализацию указанных в Законе прав и обязанностей.

Считаем, что принятие Закона о молодежи будет иметь большое политическое и пропагандистское значение как внутри страны, так и за рубежом.

Если законопроект будет в принципе одобрен директивными органами, то было бы целесообразно опубликовать его в комсомольской печати для широкого обсуждения, а затем, с учетом замечаний и поправок, внести от имени ЦК ВЛКСМ на рассмотрение и утверждение Верховного Совета СССР.

 

Документ, датированный 9.02.1967 г., публикуется впервые по рукописи, хранящейся в архиве Московского гуманитарного университета.

 

2. Краткая объяснительная записка к проекту закона
«О повышении роли советской молодежи и молодежных организаций в государственном, хозяйственном и социально-культурном
строительстве СССР» (1967 г.)

Проект общесоюзного закона «О повышении роли советской мо­лодежи и молодежных организаций в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве СССР» подготовлен комиссией ЦК ВЛКСМ, составленной из представителей различных ведомств и организаций, в том числе министерств: высшего и среднего специального образования, финансов, просвещения, культуры, обороны, охраны общественного порядка, здравоохранения, а также Госплана СССР, Комитета по вопросам труда и заработной платы, ЦСУ, Юриди­ческой комиссии при Совете Министров СССР, ВЦСПС, ДОСААФ, Всесоюзного Совета спортивных обществ и организаций, Союза советских писателей. В работе комиссии принимали участие ответственные работники ЦК ВЛКСМ, ученые, сотрудники молодежных газет и журналов.

Необходимость разработки и принятия спец. закона о молодежи вызывается прежде всего тем, что в действующем советском законодательстве роль молодежных организаций в различных областях го­сударственной, хозяйственной и социально-культурной жизни наше­го общества определяется недостаточно. До сих пор законодательным путем не определена роль ВЛКСМ в системе советских и государственных органов. Более пяти лет прошло с тех пор, как Программа КПСС провозгласила необходимость предоставления права законодательной инициативы комсомолу в лице его центральных руководящих органов. Однако это право до сих пор законодательным путем не закреплено. Несмотря на большую роль комсомольских организаций на всех участках хозяйственного и социально-культурного строительства их правомочия в рассмотрении и решении вопросов, касающихся молодежи, ни в одном законодательном акте не урегулиро­ваны. Многие центральные и местные органы глубоко и повседневно делами молодежи не занимаются, в значительной степени это объясняется отсутствием в советском законодательстве соответствующих указаний.

Представленный проект Закона, на наш взгляд, позволяет упорядочить и привести в более стройную систему существующее совет­ское законодательство, регулирующее права и обязанности молодых советских граждан, устанавливает ряд новых положений, направленных прежде всего на повышение активности молодежи и молодежных организаций в хозяйственном и культурном строительстве.

В проекте Закона предлагается создание при Верховных и местных Советах специальных постоянных комиссий по делам молодежи, которые должны координировать деятельность различных ведомств и ор­ганизаций по вопросам, касающимся молодежи, а также конкретизи­руется участие комсомольских организаций в решении вопросов, за­трагивающих интересы юношей, девушек и подростков.

В частности, комсомольским организациям законодательным путем предлагается предоставить право контроля: за правильной организацией труда и отдыха несовершеннолетних,; их материальным обес­печением и культурно-бытовым обслуживанием; за соблюдением правил их увольнения и перевода на другую работу; за соблюдением зако­нов об охране труда молодежи; за текущей успеваемостью ч учебно-производственной дисциплиной учащихся и студентов; за рациональным использованием природных богатств; за строительством и свое­временным вводом в действие молодежных клубов, дворцов культуры, спортивных сооружений, пионерлагерей, детских садов и других детских и молодежных учреждений; за выдачей путевок в пионерские лагеря, в лечебные учреждения, туристские лагеря и т. п.

Предлагается установить порядок, при котором вопросы, касающиеся прав и обязанностей молодых граждан, не рассматривались и не решались бы в соответствующих государственных органах без участия представителей молодежных организаций.

Эти и многие другие вопросы нашли отражение в проекте Закона о молодежи.

Таким образом, данный законопроект не только приводит в более стройную систему действующее законодательство, касающееся прав и обязанностей молодых граждан, но также предусматривает новые законодательные положения, призванные направлять и повышать инициативу и творческую активность десятков миллионов молодых строителей коммунистического общества.

Проект Закона о молодежи содержит, наряду со строгими зако­нодательными нормами, также положения призывного, пропагандистско­го характера. Это особенно следует подчеркнуть в свете известного Ленинского высказывания о том, что советские декреты - это призывы, зовущие массы к прямому и непосредственному действию.

Особенность данного законопроекта состоит и в том, что в каждом его разделе определяются права и обязанности молодежи и молодежных организации в соответствующей области общественной и государственной жизни, экономические и правовые их гарантии, а также обязанности соответствующих государственных органов по соз­данию необходимых условий, обеспечивающих практическую реализа­цию указанных в Законе прав и обязанностей.

Считаем, что принятие Закона о молодежи будет иметь большое политическое и пропагандистское значение как внутри страны, так и за рубежом.

Если законопроект будет в принципе одобрен директивными ор­ганами, то было бы целесообразно опубликовать его в комсомольской печати для широкого обсуждения, а затем, с учетом замечаний и по­правок, внести от имени ЦК ВЛКСМ на рассмотрение и утверждение Верховного Совета СССР.

Желательно, чтобы данный закон был принят в нынешнем юби­лейном году, он явился бы хорошим подарком для нашей молодежи к 50-летию Советской власти.

 

СХЕМА ПРОЕКТА ЗАКОНА

о повышении роли советской молодежи и молодежных организаций во всех областях государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства СССР

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. В области хозяйственного строительства, организации труда и быта работающей молодежи/

Раздел III. Б области народного образования, науки4 культуры, литературы и искусства.

Раздел IV. В области укрепления советской семьи.

Раздел V. В области охраны здоровья.

Раздел VI. В области физической культуры, спорта и туризма.

Раздел VII. В области укрепления обороны страны.

Раздел VIII. В области укрепления социалистической законности и охраны общественного порядка.

Раздел IX. В области интернационального воспитания, борьбы за мир и дружбу между всеми нациями и народами.

 

Документ публикуется впервые по рукописи, хранящейся в архиве Московского гуманитарного университета.

3. Закон Союза Советских Социалистических Республик
«О повышении роли советской молодежи и молодежных организаций во всех областях государственного, хозяйственного
и социально-культурного строительства СССР». Проект (1967 г.)

Советское государство с первых дней своего существования приняло на себя заботу о подрастающем поколении, рассматривая ее как важнейшую общественную функцию.

Уничтожение в СССР частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком, провозглашение и реальное обеспечение равноправия свободных граждан вне зависи­мости от пола, национально-расовой принадлежности, вероиспове­дания, уровня образования и имущественного положения., впервые в истории дало возможность поставить дело воспитания молодежи под контроль всего народа, положив в его основу высокие идеалы борьбы за счастье всех людей, за дружбу больших и малых наро­дов, коллективизм, взаимопомощь, всесторонний расцвет человеческой личности, против частнособственнического эгоизма, человеконенавистничества, теории и практики национально-расовой исключительности, пренебрежения и вражды.

За годы Советской власти в нашей стране выросло не одно поколение замечательной молодежи. Следуя революционным тради­циям отцов, юноши и девушки отдают служению Родине, великому делу построения коммунизма все свои силы, знания, способности. Молодежь стала поистине созидательной, активной силой в борьбе за коммунизм. Половина работников промышленности, сорок процен­тов работников сельского хозяйства - это молодые люди в возрасте до 30 лет. Молодежь составляет основу наших вооруженных сил, в любую минуту она готова выполнить свой священный долг по защите мирного труда соотечественников. Молодежи поручаются самые трудные, ответственные рубежи всенародной стройки. Коммунистическая партия смело выдвигает молодых способных работников, опирается на молодежь во всех своих делах.

Социализм создал широкие возможности для активного, полноправного участия молодежи в жизни страны, для развития своих способностей и талантов. Молодые люди в полной мере пользуются предоставленными им Конституцией СССР правами, в том числе пра­вом на труд, правом на образование, правом на отдых. Сотни тысяч молодых людей избраны депутатами Советов, включая Верховные Советы союзных республик и Верховный Совет СССР. Молодежь активно работает в общественных организациях, технических, научных, творческих, спортивных объединениях и обществах.

Преемственность поколений и неразрывная связь между ними - характерная черта социалистического общества. Наследуя завое­ванное и созданное старшими поколениями, молодежь развивает и приумножает материальные и духовные ценности. Нерушимое морально-политическое единство советских людей всех поколений основывается на общенародной собственности на средства производства, на общенародном характере советского государства, отражающем единство интересов рабочих, крестьян и интеллигенции. Молодежь - наша надежда, наше будущее, ей предстоит завершить строительство коммунистического общества.

Создавая условия для всестороннего развития молодежи, советское общество вправе предъявить к ней и высокие требования. Речь идет о будущем нашего строя, о судьбе завоеваний которым отдано столько сил и жизней.

Современная советская молодежь отличается идейной стой­костью, она энергична и жизнерадостна, ей свойственны острое чувство нового, непримиримость к недостаткам. Однако среди мо­лодежи есть еще люди, настроенные иждивенчески, недисциплини­рованные, не чувствующие своего долга перед обществом. Сказы­вается, что нынешнее молодое поколение не прошло той закалки, той трудной и суровой школы, которые за плечами у старших. Не везде еще воспитанию молодежи уделяется достаточно внимания, в этом важном деле еще немало формализма, кампанейщины.

Для того, чтобы успешно шло построение нового общества, чтобы юноши и девушки смогли до конца выполнить свою почетную миссию, необходимо вооружить молодежь глубоким пониманием зако­нов общественного развития, коммунистической убежденностью, уве­ренностью в правоте и неодолимости идей и принципов коммунизма» воспитать каждого молодого человека горячим патриотом своей Родины.

Воспитание подрастающего поколения - задача первостепен­ной государственной важности, и для ее успешного решения требу­ется неустанная систематическая работа всех членов общества, максимальное использование усилий всех государственных и об­щественных организаций и учреждений.

Огромные достижения социалистического государства в создании для молодежи счастливой жизни, обеспечении условий для вдохновенного труда, овладения высотами знаний культурных и ху­дожественных ценностей, умножают славу и гордость советского народа. Обобщая и закрепляя эти успехи и достижения, настоящий Закон имеет целью создать еще более широкие возможности для укрепления физических и духовных сил молодого поколения страны, дальнейшего развития творческой инициативы молодежи и молодежных организаций, повышения их роли и ответственности в решении великих задач коммунистического строительства.

Идя навстречу пожеланиям миллионов советских молодых граждан, принявших активное участие в обсуждении предложений ЦК ВЛКСМ о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства о молодежи и молодежных организациях, Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет: утвердить нижеследующий Закон и ввести его в действие на всей территории СССР с момента опубликования.

РАЗДЕЛ I

Общее положение

Статья 1. Настоящий Закон имеет своей задачей дальнейшее совершенствование законодательных норм, регулирующих права и обязанности молодых граждан СССР и молодежных организаций в целях повышения их роли во всех областях государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства в период развер­нутого строительства коммунистического общества.

Статья 2. Проявляя особую заботу о молодом поколении СССР, советское государство устанавливает материальные, политические и юридические гарантии, обеспечивающие всестороннее развитие творческих и духовных сил, общественно-политической инициативы молодежи.

Статья 3. Молодые граждане СССР - люди новой общественной формации должны быть образцовыми в исполнении советских законов, соблюдении общественного порядка, дисциплины, труда, уважения правил социалистического общежития.

Статья 4. Молодые граждане независимо от их пола, расовой принадлежности и вероисповедания, социального происхождения и положения, занимаемого в обществе, имеют равные права во всех областях государственной и общественной жизни и несут равные обязанности перед обществом и государством.

Статья 5. В соответствии с задачами коммунистического строи­тельства, для удовлетворения духовных потребностей и развития способностей молодые граждане имеют право объединяться в научные, культурные, спортивные, оборонные и другие молодежные общественные организации.

Передовые представители советской молодежи объединяются во Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, являющийся активным помощником и резервом Коммунистической партии Советского Союза.

Статья 6. В целях обеспечения активного участия советской молодежи во всех отраслях государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, советское государство предоставляет в распоряжение молодежных организаций здания, клубы, стадионы, типографии, запасы бумаги и другие материальные средства.

Статья 7. Руководящим органам молодежных организаций: Центральному Комитету ВЛКСМ, Комитету молодежных организаций СССР, Центральным Комитетам ЛКСМ союзных республик, краевым, областным, районным и городским комитетам комсомола предоставляется право самостоятельно или же совместно с другими общественными организациями и коллективами трудящихся выдвигать кандидатов в депутаты Советов, а также ставить перед соответствую­щими государственными органами вопрос о необходимости отзыва депутатов, не оправдавших доверия избирателей.

Статья 8. В целях дальнейшего расширения участия молодежи в деятельности высших представительных органов установить, что правом избирать и быть избранными в Верховный Совет СССР, в Верховные Советы союзных и автономных республик пользуются все граждане СССР, достигшие 18 лет.

Статья 9. Президиумы Верховных Советов и исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся оказывают особое внимание и помощь молодым депутатам в осуществлении возложенных на них полномочий, содействуют упрочению их связей с избирателями, постановке отчетов об их работе и о деятельности соответствующих представительных органов власти, об использовании права запроса и реализации наказов избирателей.

Статья 10. Признать целесообразным образование в Верховных и Местных Советах постоянных комиссий по делам молодежи, а также включение в состав всех постоянных комиссий Советов в качестве их членов представителей молодежных организаций неза­висимо от того, являются ли они депутатами данного Совета или нет.

Статья 11. В целях дальнейшего повышения роли молодежных организаций в подготовке и принятии общесоюзных законов, затрагивающих права и интересы молодых граждан, предоставить право законодательной инициативы Центральному Комитету ВЛКСМ.

Рекомендовать Верховным Советам союзных республик закре­пить в соответствующих конституционных актах право законодательной инициативы за молодежными организациями союзных республик в лице их центральных республиканских органов.

Статья 12. Центральному Комитету ВЛКСМ предоставляется право входить в Верховный Совет СССР и его Президиум с предло­жениями о проведении всенародных обсуждений разработанных им законопроектов, а также о вынесении их на всенародное голосование (референдум).

Статья 13. Министерства и иные ведомства, а также исполнительные комитеты местных Советов обязаны шире привлекать молодежь к работе в государственном аппарате, создавая при этом необходимые условия для воспитания кадров молодых руководителей различных звеньев государственного и хозяйственного управления.

Статья 14. В целях повышения роли молодежных организаций в осуществлении контроля за претворением в жизнь решений партии и Правительства установить, что представители молодежных организаций включаются в центральные и местные комитеты народного контроля.

Статья 15. Все решения государственных органов, касающиеся правового положения молодежи или затрагивающие политические, трудовые и иные права молодых граждан, рассматриваются и принимаются при участии представителей соответствующих молодежных организаций.

Статья 16. Права и законные интересы молодежи находятся под особой охраной Советского государства. Акты государственных органов и общественных организаций, ущемляющие законные права молодежи, признаются недействительными и подлежат немедленной отмене по протесту органов прокуратуры или по представлению молодежных организаций либо постоянных комиссий Советов депутатов трудящихся по делам о молодежи.

Статья 17. В целях воспитания у подрастающего поколения чувства высокого общественного долга, сознания важности неуклонного соблюдения социалистической законности и правопорядка, установленного в стране, в программы средней и высшей школы включается курс Основ советского законоведения.

Статья 18. Первое сентября объявляется Днем молодежи, днем всенародного смотра достижений советской молодежи во всех областях коммунистического строительства.

Первое сентября является праздничным, нерабочим днем.

РАЗДЕЛ II

В области хозяйственного строительства организации труда и быта работающей молодежи

Статья 19. Советское государство гарантирует своим молодым гражданам право на квалифицированный труд с оплатой труда по его количеству и качеству. Это право обеспечивается экономическим строем общества, социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, отсутствием хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. Право на труд молодежи находится под особой охраной государства и общественных организаций. Для несовершеннолетних рабочих, служащих и колхозников устанавливаются особые льготы.

Гарантируя молодежи право на труд, советское государство вместе с тем провозглашает труд обязанностью каждого трудоспособного молодого гражданина. В социалистическом обществе, где действует принцип «кто не работает, тот не ест», никто не должен жить за счет труда другого.

Молодежь, верная заветам своих отцов и матерей, воспринимает обязанность трудиться как дело чести, как свой священный долг перед Родиной.

Статья 20. Общественные молодежные организации в лице комитетов комсомола предприятий, учреждений, организаций и колхозов мобилизуют юношей и девушек на выполнение важнейших хозяйственно-политических задач, воспитывают их на трудовых традициях коллектива, прививают им чувство рабочей гордости и высокой ответственности за порученное дело.

Статья 21. Молодые рабочие, служащие, колхозники должны отчетливо сознавать, что их самоотверженный труд на различных участках коммунистического строительстве имеет решающее значение для дальнейшего и неуклонного развития производительных сил страны, умножения общественного богатства, являющегося основой материального благосостояния советского народа. Молодежь должна вести непримиримую борьбу против расхищения и разбазаривания общественного имущества, против нерадивого отношения к орудиям и средствам производства, к машинам, станкам, оборудованию, сырью, материалам и другим материальным ценностям, ко всяким действиям вольно или невольно направленным на подрыв экономической мощи советского государства.

Статья 22. Юноши и девушки имеют право на свободный выбор профессии и специальности в соответствии с их жизненными планами, стремлениями, интересами, навыками и общей подготовкой. Это право обеспечивается неуклонным развитием социалистической экономики, расширением учебных заведений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. В основе принципа свободного выбора профессии и специальности лежит научно-практическая работа по профессиональной ориентации молодежи. Проведение профессиональной ориентации возлагается в первую очередь на органы народного и профессионально-технического образования, а также министерства и ведомства с участием общественных организаций. Координацию работ по профессиональной ориентации осуществляет комиссия в составе представителей Госплана СССР, Государственного комитета Совета Министров СССР по профтехобразованию, Министерства просвещения СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

Статья 23. Ведущая роль в подготовке квалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства принадлежит государственной системе профессионально-технического образования. Выпускники общеобразовательных школ, и в первую очередь учащиеся, не окончившие средней школы, приобретают рабочую специальность в учебных заведениях профессионально-технического образования.

Статья 24. На работу принимаются юноши и девушки, достигшие 16 лет.

Объявление о Законе, вступление в силу.

 

На первом из публикуемых фрагментов дата перепечатки рукописи: 15.09.76. Публикуется впервые по текстам документов, хранящихся в архиве Московского гуманитарного университета.

 

6. Записка И. М. Ильинского Б. Н. Пастухову
и материал к выступлению ЦК ВЛКСМ на заседании
комиссии Верховного Совета СССР
по подготовке закона о молодежи (24 марта 1977 г.)

 

Секретарю ЦК ВЛКСМ

тов. Пастухову Б. Н.

В соответствии с Вашим поручением нами подготовлен вариант выступления ЦК ВЛКСМ на комиссии Верховного Совета СССР по разработке Закона о молодежи, который направляем на Ваше рассмотрение.

И. Ильинский

 

МАТЕРИАЛ К ВЫСТУПЛЕНИЮ ЦК ВЛКСМ НА ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАКОНА О МОЛОДЕЖИ

Забота о молодежи - ее идейной закалке и образовании, физическом и духовном развитии, об условиях ее труда и быта, активном участии в государственной и общественно-политической жизни - всегда была и остается одним из основополагающих вопросов деятельности нашей партии, социалистического государства. Такое отношение к молодому поколению вытекает из классовых основ политики нашей партии, которая видит в юношестве наследника коммунистических идей, активного участника, общенародной борьбы за револю­ционное преобразование общества. Воспитание молодежи в нашей стране - дело общепартийное, общегосударственное.

Экономические, социальные и политические права подрастающе­го поколения гарантированы Конституцией СССР, они обеспечиваются всей системой советского законодательства, решениями съездов и пленумов нашей партии, постановлениями государственных исполнительных органов, министерств и ведомств, общественных организаций.

Большую роль в этом играют комсомольские организации, которые накопили определенный опыт в работе по контролю за обеспечением необходимых условий труда и учебы молодежи, соблюдением правил приема молодых людей на работу, распределением денежных средств, выделяемых на организацию быта и отдыха юношей и девушек. В поле зрения комсомола вопросы работы спортивных организаций, домов культуры и клубов, детских учреждений и пионерских лагерей, распределения жилья, мест в общежитиях и многие другие.

Благодаря неустанной заботе Коммунистической партии и Совет­ского государства о молодом поколении, огромной работе всех институтов, входящих в систему коммунистического воспитания, в нашей стране растет поколение молодежи, которому присущи идей­ная целеустремленность, высокая нравственность, образованность, активное участие в жизни общества, чувство долга и ответственности перед Рединой, своим народом.

Особенность современного этапа воспитания молодежи состоит в том, что оно происходит в условиях развитого социалистическо­го общества. Возросшая сложность и ответственность задач, которые решает советский народ, требует более активного участия в их осуществлении всех социальных групп нашего общества, в том числе молодежи, обладающей огромным и все увеличивающимся потенциалом физических и духовных сил, новейших знаний и энергии. В то же время, развитой социализм располагает возросшими возможностями для развития материально-технической базы воспитания юношей и девушек, для всестороннего удовлетворения их запросов и интере­сов. Эти новые возможности должны быть реализованы с максимальной пользой.

Нынешняя смена воспитывается в эпоху, когда все стороны социальной действительности находятся под воздействием научно-технической революции с ее многообразными и порой противоречивыми последствиями. Нельзя не отметить, что ни одно из предшествующих поколений не наследовало таких гигантских производительных сил и богатых, многогранных общественных отношений, как сегодняшнее; никогда от юношей и девушек не требовалось такой широкой общеобразовательной и специальной подготовки, как сегодня.

Современная молодежь живет в условиях разрядки международной напряженности, растущего потока политической информации, изощренной пропаганды наших идеологических противников. Никогда ранее выработка идейных позиций, формирование мировоззрения и взглядов молодежи не происходили в столь сложной обстановке. Никогда ранее молодому человеку не приходилось увязывать свое по­ведение с таким множеством быстроменяющихся явлений и событий внутренней и международной жизни, как сейчас.

Смысл современной политики партии в вопросах коммунистиче­ского воспитания подрастающего поколения состоит в том, чтобы еще выше поднять уровень его трудовой, политической и общественной активности, создать все необходимые условия для всестороннего развития юношей и девушек. ХХV съезд КПСС подчеркнул исключительную важность воспитания молодежи в духе верности лучшим традициям советского народа, преданности идеалам коммунизма. Задачи, которые ставит партия в деле воспитания юношества, требуют дальнейшего повышения эффективности работы всей системы воспитания молодежи, каждого ее звена. Исходя из этого, партия обеспечивает повышение роли ВЛКСМ в жизни советского общества, в системе коммунистического воспитания молодежи.

Надо признать, что деятельность государственных органов, общественных организаций, школы, учебных заведений и семьи в вопросах воспитания подраставшего поколения была бы более результативной, если бы она строилась на единой правовой основе. Хорошо известно, что действующее советское законодательство не в полной мере определяет права и обязанности молодежи в различных сферах государственного, хозяйственного и культурного строительства, решении вопросов ее труда, учебы, быта и отдыха. До сих пор юридически не определена роль ВЛКСМ в системе государственных органов и общественных организаций, деятельность которых связана с коммунистическим воспитанием молодежи. Правомочия комсомольских организаций в решении молодежных вопросов, несмотря на их признанное влияние на все стороны жизни учебных и производственных коллективов, также не установлены. Надо отметить, что законодательные нормы, регулирующие правовой статус молодежи и ее организаций, содержатся в многочисленных разрозненных актах, часть из них уже устарела.

Важной мерой, направленной на решение всех этих вопросов, могло бы стать принятие Закона о молодежи. Известно, что предложение о его подготовке прозвучало с трибуны ХХV съезда КПСС, было поддержано его делегатами.

Основной смысл Закона о молодежи - способствовать дальнейшему повышению роли молодежи в деятельности развитого социалисти­ческого общества, созданию еще более благоприятных условий для все­стороннего, гармонического развития юношей и девушек, более полного удовлетворения их возросших интересов и запросов. Мы считаем, что принятие этого документа укрепило бы правовой фундамент деятельности всех молодежных организаций страны и, прежде всего, ВЛКСМ, как вожака всей советской молодежи, создало новые, правовые предпосылки для дальнейшего возрастания роли ВЛКСМ во всех сферах государственной, общественной, политической и хозяйственной жизни нашего общества. Более четкое определение и юридическое закрепле­ние роли и прав ВЛКСМ, его организаций в системе взаимоотношений с государственными, хозяйственными органами и общественными организациями, входящими в систему коммунистического воспитания молодежи, несомненно повысит эффективность всей ее деятельности.

Нам думается, что в Законе должно быть вновь подчеркнуто положение о ведущей роли КПСС в деле воспитания советского юношества и особой роли ВЛКСМ, как ближайшего помощника в проведении этой работы. Согласно постановлению ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи», принятому ЦК КПСС в октябре 1968 года, Советы депутатов трудящихся, министерства и ведомства, профсоюзы и другие общественные организации обязаны решать вопросы воспитания, образования, профессиональной подготовки, труда, быта и отдыха молодежи с участием комитетов ВЛКСМ. Юридическое закрепление этого положения, дума­ется, еще более способствовало бы повышению авторитета и роли комсомольских организаций в воспитании молодого поколения. Таким образом, речь идет о подготовке документа, в процессе работы над которым будут сведены воедино и систематизированы уже существующие законодательства о молодежи; пересмотрены устарев­шие акты и законы; закреплены юридически уже существующие на практике правила и нормы; разработаны новые нормы и положения в решении вопросов труда, учебы, быта и отдыха молодежи, деятель­ности комсомола и его организаций, необходимость которых очевидна. Закон о молодежи обобщит существующий в советском законодательстве и на практике опыт претворения в жизнь провозглашенных в Конституции СССР прав и обязанностей молодежи. Без сомнения, закон о молодежи явится фундаментальным юридическим документом, способствующим мобилизации всех государственных и общественных органов на всеобъемлющее претворение в жизнь прав и обязанностей юношей и девушек, постоянному повышению правосознания молодежи и улучшению ее правового воспитания.

Надо сказать, что законы о молодежи уже приняты и действуют в некоторых социалистических странах. Так, в 1971 г. в Венгерской Народной Республике был принят Закон о молодежи, целью которого «является определение основных прав и обязанностей молодежи, задач и обязанностей государственных органов и кооперативов по обеспечению участия молодежи в строительстве социализма, создании более благоприятных условий для осуществления политики Венгерской Народной Республики в отношении молодежи». В восьми главах закона, содержащих в общей сложности более 30 статей и параграфов, в основном излагаются цели и задачи государственных учреждений по обеспечению воспитания и обучения молодежи, ее участия в труде, в государственной и общественной жизни.

Более емким по объему и сфере действия является Закон о молодежи ГДР, принятый в январе 1974 года и получивший название «Закон об участии молодежи в формировании развитого социалисти­ческого общества и ее всестороннем развитии в Германской Демократической Республике».

При составлении нашего проекта Закона, видимо, надо учесть опыт составления и принятия вышеупомянутых документов.

Что касается структуры Закона и содержания его статей, то этот вопрос, конечно, должен бить решен в рабочем порядке, в процессе консультаций и подготовки текста этих статей. Нам думается, это сложный, весьма нелегкий труд. Однако если говорить в общем, то закон должен содержать, по крайней мере, следующие разделы: о правах и гарантиях молодежи и ее организации на участие в государственной и общественно-политической деятельности, в хозяйственном и социально-культурном строительстве; о правах и обязанностях молодежи в области трудовых отношений и профессионального обучения; в области быта и отдыха, охраны здоровья, занятий физкультурой, спортом и туризмом; в области брака и семьи; в области подготовки к службе и службы в Советской Армии, защиты социалистического отечества; в области положения и роли, прав и обязанностей общественных организаций и, прежде всего, ВЛКСМ и его организаций в политической системе Советского общества, в системе коммунистического воспитания молодежи; в области интернациональной работы; в области правового воспитания юношей и девушек.

В преамбуле Закона и разделах общего характера следовало бы дать социально-классовую и возрастную характеристику понятия «молодежь», системы коммунистического воспитания подрастающего поколения в нашей стране; изложить общие принципы взаимоотношений КПСС, государственных органов, ВЛКСМ и других общественных организаций; дать обоснование возрастающей роли ВЛКСМ в жизни советского общества, советской молодежи; подчеркнуть растущую ответственность молодого поколения за судьбы социалистического Отечества; сформулировать общие обязанности государственных органов, хозяйственных и общественных организаций по отношению к молодежи и ее организациям, которые гарантировали бы практическую реализацию духа и буквы Закона в жизнь.

По характеру построения и изложения Закон должен быть возможно более конкретный, однако пределы гарантий, очевидно, необходимо соотнести с реальными возможностями нашего общества, государственных органов и хозяйственных учреждений на данном историческом этапе развития страны. Основные положения должны быть сформулированы таким образом, чтобы в дальнейшем, по мере развития нашего общества, было можно возвращаться к этим положениям в свете более расширительного их толкования. В то же время в Законе могут быть ссылки на уже существующие законодательные акты.

Несомненно, принятие Закона о молодежи в нашей стране в канун 60-летия Советской власти имело бы огромный политический смысл, получило большое международное звучание. Этот акт с новой силой подчеркнул бы неустанную заботу нашей партии, совет­ского государства, всего советского народа о подрастающем поко­лении, вновь показал во всем богатстве преимущества социалисти­ческого строя, который открывает перед молодежью несравненно более широкие, нежели капитализм, возможности для развития лич­ности, реализации ее творческих способностей. Закон несомненно оказал бы положительное воздействие на государственную политику стран социалистического содружества, стран социалистической ориентации в отношении молодежи.

Принятие Закона о молодежи еще выше подняло бы авторитет ВЛКСМ в глазах советского народа, международного коммунистического молодежного движения, ответственность и возможности Ленинского комсомола в реализации задач, которые ставит перед ним Коммунистическая партия.

На наш взгляд, принятию Закона о молодежи должно предшество­вать его широкое всенародное обсуждение в трудовых и учебных коллективах, в комсомольских организациях, в партийных, государственных, профсоюзных и комсомольских органах, в других общественных организациях. Нет сомнений в том, что обсуждение Закона явится убедительной демонстрацией нерушимого единства поколений советских людей, вызовет мощную волну энтузиазма молодежи, которая ответит на заботу партии и народа новыми успехами в труде, учебе и воинской службе. Обсуждение закона послужит ярким примером социалистической демократии, обогатит его новыми предложениями и замечаниями с мест.

ЦК ВЛКСМ надеется, что соображения, высказанные нами, будут изучены и с пониманием встречены в Верховном Совета СССР, в министерствах и ведомствах, которые заинтересованы в разработке и принятии Закона о молодежи. Со своей стороны ЦК ВЛКСМ примет самое активное участие в подготовке этого в высшей степени важного документа.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СХЕМЕ ЗАКОНОПРОЕКТА О МОЛОДЕЖИ

Преамбула.

Раздел I. Общие положения (Задачи и принципы советского законода­тельства о молодежи).

Раздел II. Основные права и обязанности молодежи.

Раздел III. Принципы и система коммунистического воспитания и образования молодежи.

Раздел IV. Участие молодежи и молодежных организаций в общественно-политической жизни, управлении государственными и общественными делами.

Раздел V. Участие молодежи и молодежных организаций в создании ма­териально-технической базы коммунизма, управлении делами производства.

Раздел VI. Обязанности молодежи в деле защиты социалистического Отечества.

Раздел VII. Организация отдыха. Обеспечение пользования достижений культуры. Развитие спорта, физической культуры и туризма (Положения, регулирующие деятельность государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, культур­но-просветительных, спортивных и туристских учреждений по организации отдыха, культурной жизни и физического развития молодежи).

Раздел VIII. Молодежь, социалистическая семья и быт. Раздел IX. Знаменательные даты и праздники молодежи.

Раздел X. Участие молодежи и молодежных организаций в укреплении мирр и развитии международного сотрудничества.

Раздел XI. Заключительные положения (Ответственность за соблюдение законодательства о молодежи).

 

На тексте материала к выступлению дата перепечатки рукописи: 24.03.77. Публикуется впервые по тексту документа, хранящемуся в архиве Московского гуманитарного университета.

7. Рабочая комиссия по подготовке предложений о разработке проекта Закона СССР о молодежи (1977 г.).

Председатель Комиссии

САЮШЕВ                                     - первый заместитель Председателя

Вадим Аркадьевич                         Государственного комитета Совета

Министров СССР по профессионально-техническому образованию 68-30; 221-09-08

Заместители председателя

 

Члены Комиссии

 

Публикуется впервые по тексту, хранящемуся в архиве Московского гуманитарного университета.

 

8. Из стенограммы заседания рабочей комиссии по подготовке
предложений о разработке проекта Закона СССР о молодежи
(25 мая 1977 г.)