Б. С. Гыргенова: Опыт реализации государственной молодежной политики в Республике Бурятия

 

Б. С. Гыргенова

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Практика показывает, что без стратегических ориентиров невозможно выстраивать любую систему деятельности, в том числе и работу с молодежью. Молодежная политика призвана стать одним из основных инструментов социально-экономического развития республики и выстраиваться как особая инновационная политика. При этом молодежь позиционируется как активная социальная группа, инициирующая, поддерживающая и реализующая действия, направленные на оформление перспектив и проведение необходимых социально-экономических преобразований в регионе.

На 01.01.2007 г. численность населения Республики Бурятия составила 963,3 тыс. человек. Численность молодежи Республики Бурятия в возрасте от 14 до 30 лет составила 301795 человек, или доля в общей численности населения - 31,3%[1].

Началом становления государственной молодежной политики (ГМП) в Республике Бурятия считается 1992 год, когда в соответствии с постановлением Совета Министров Бурятской ССР от 30 января 1992 г. № 36 был образован Государственный комитет по делам молодежи Бурятской ССР[2].

В целях содействия формирования на республиканском уровне правовой, экономической, социальной базы молодежной политики Верховным Советом Республики Бурятия в 1992 г. был принят Закон «О государственной молодежной политике в Республике Бурятия». Закон был направлен на обеспечение прав и свобод молодых граждан, молодежных организаций, а также на защиту их интересов в сфере молодежного предпринимательства и других областях общественной жизни.

В 1996 г. Госкомитетом были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Бурятия «О государственной молодежной политике в Республике Бурятия». Принятие Закона Республики Бурятия «О государственной молодежной политики в Республике Бурятия» требовало создания механизма по его реализации, программно-целевого подхода к решению проблем молодежи. В феврале 1995 г. постановлением Правительства Республики Бурятия была утверждена республиканская целевая программа «Молодежь Бурятии (1995-1997 гг.)», в этом же году в бюджетном классификаторе впервые появилась строка «Молодежная политика».

В последующем были разработаны и приняты республиканские целевые программы «Молодежь Бурятии (1998-2000 гг.)», «Молодежь Бурятии (2001-2005 гг.)», «Молодежь Бурятии (2004-2007 гг.)».[3] На сегодняшний момент принята очередная целевая программа «Молодежь Бурятии (2008-2010 годы)»[4]. В основных положениях программы носят преемственный характер и базируются на принципах социального инвестирования, инновационного развития, инициативы и реализации.

В условиях нового бюджетного законодательства, вступившего в силу с 1 января 2006 г., расходные полномочия бюджетов муниципальных образований в данной сфере весьма ограничены. Так, в Федеральном законе от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в перечне полномочий муниципальных образований отсутствуют полномочия в сфере молодежной политики. В результате, большая часть субъектов-участников молодежной политики формально лишаются возможности финансирования любых расходов, имеющих отношение к молодежной политике. На сегодняшний день Департаментом по молодежной политике, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации ведется работа по внесению поправок в Федеральный           закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Тем не менее, бюджетная политика Республики Бурятия ориентирована на реализацию молодежных программ не только на уровне республики, но и на уровне муниципальных образований. В бюджете каждого муниципального образования республики выделены финансовые средства на молодежную политику.

Ежегодно из республиканского бюджета выделяются средства на молодежную политику. В 1995 году было выделено 530,0 тыс. руб., в 1996-1997 гг. - по 1 000,0 тыс. руб. Как известно, сложная экономическая ситуация 1990-х годов усугубила положение молодежи в республике, в том числе и финансовое положение самой отрасли. В 1998 г. было выделено всего 270,0 тыс. руб., в 1999 г. - 547,0 тыс. руб. С 2000 г. финансирование идет по нарастающей: в 2000г. - 1620,0 тыс. руб., в 2001г. - 3830,0 тыс. руб., в 2002 г. расходы составили на 100,0 тыс. руб. меньше, т. е. 3730,0 тыс. руб. С 2003 г. финансирование увеличилось в 2,3 раза и составило 8648,0 тыс. руб., в 2004 г. - 9224,0 тыс. руб., в 2005 - 13500,0 тыс. руб., в 2006г. - 15500,0 тыс. руб. Несомненно, такое увеличение связано с тем, что к этому времени была разработана нормативно-правовая база региональной молодежной политики, были созданы социальные службы для молодежи, в районах республики функционировали органы по делам молодежи. В бюджете 2007 г. предусмотрено 11 917,6 тыс. руб. на молодежную политику. В 2008 г. на молодежную политику заложено в бюджете 2 500,0 тыс. руб. Безусловно, это недостаточная сумма для реализации эффективной молодежной политики. Задача министерства добиться увеличения финансирования молодежной политики на 10 000,0 тыс. руб., подготовив вопрос на январское заседание Правительства республики.

Кроме финансирования республиканской целевой программы «Молодежь Бурятии (2004-2007 годы) в бюджете 2007 г. предусмотрены финансовые средства в размере 3500,0 тыс. руб. на содержание Государственного Учреждения «Молодежный центр Республики Бурятия»[5], который начал функционировать с 01.01.07 г. На реализацию закона «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан» в 2007 г. выделено 5 000,0 тыс. руб. Министерством были подписаны Договоры о целевых компенсационных выплатах на выделении рабочих мест для несовершеннолетних граждан со 178 организациями, общее число трудоустроенных несовершеннолетних граждан на 25.08.07г. составляет 290 человек.

Для решения жилищных вопросов молодых семей и специалистов в 2007 г. выделено 41 600,0 тыс. руб. Это позволило улучшить жилищные условия 394 семьям и 30 специалистам республики (данные на 05.12.07 г.)

В реализации мер региональной политики в основном используется программно-целевой подход. Если форма реализации ранних программ, например, «Молодежь Бурятии (1998-2000 гг.)», сводилась преимущественно к разовым мероприятиям, то в поздних программах наметилось внедрение более совершенного механизма поддержки - переход от простого финансирования к конкурсному выделению средств на реализацию проектов в муниципальных образованиях.

Общими проблемами реализации ГМП на федеральном уровне являются отсутствие системы оценки эффективности реализации ГМП и неопределенность индикаторов, по которым эту оценку можно было бы проводить. В связи с этим особенно актуальным становится развитие научно-методической базы, привлечение ученых к вопросам организации работы с молодежью.

Первый шаг в этом направлении уже сделан: в республиканской целевой программе «Молодежь Бурятии (2004-2007 гг.)» предусмотрены пороговые значения индикаторов и введена система критериев оценки эффективности программных мероприятий, характеризующих положение молодежи в республике. Среди показателей - число безработной молодежи, количество подростковых клубов и молодежных общественных объединений, социальных служб для молодежи, количество проведенных мероприятий по профилактике преступлений среди молодежи[6].

Основной целью реализации молодежной политики по Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы[7] является создание условий для повышения уровня социальной активности молодежи. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: увеличение количества молодых специалистов, получивших безвозмездную государственную жилищную субсидию, до 170 к 2007 г.; увеличение количества молодых семей, получивших беспроцентный возвратный заем для приобретения жилья, до 75 к 2007 г.; совершенствование ипотечного кредитования для молодых семей.

Сегодня наметился качественно новый переход от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения.

В Бурятии, как в целом по России, недостаточно развиты институты гражданского общества, способные выступать равномощными партнерами органам власти и местному бизнесу. Поэтому основная нагрузка и ответственность за будущее молодежи ложится на плечи органов местного самоуправления, которым необходимо обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций молодежи, реализовать адекватную систему участия государства и местного самоуправления в процессах социализации, продемонстрировать стимулы для включения молодых в общественные процессы.

Один из ключевых вопросов молодежной политики является ее эффективность. Каким образом должно проходить управление бюджетными расходами в сфере молодежной политики? Что же необходимо сделать для этого?

Основная задача заключается не в выделении дополнительных средств и даже не в разработке новых программ, а в повышении эффективного использования выделяемых средств. Необходим переход от затратности к социальному проектированию[8]. Социальное инвестирование имеет два свойства, отличающих его от обычного экономического инвестирования, очень значимых и в тоже время усложняющих это инвестирование. Прежде всего, долгосрочность вложений. Если мы сегодня в 15-летних подростков не вложим какие-то ресурсы, необязательно, кстати, денежные, то через 25 лет они, с высокой долей вероятности, могут стать неуспешными. Если мы сегодня инвестируем во все то, что позволит молодому человеку найти дорогу, то он будет добропорядочным и успешным гражданином, просто этот процесс более длительный. И второе отличительное свойство состоит в том, что, в отличие от экономического инвестирования, которое имеет одну единицу измерения - деньги, социальное инвестирование имеет множество измеряемых величин, пространств эффективности, и возможности измерить эти эффекты разнообразны. Вложив ресурсы в безнадзорных детей, мы получаем снижение преступности, а направив их на современное образование, мы можем добиться создания поколения творческой молодежи, реализующей себя в любой созидательной области.

Наиболее эффективным механизмом решения проблем молодежи должен стать социальный проект. Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению[9].

Комитет по молодежной политике Министерства образования и науки РБ начиная с 1995 г. активно внедряет социальную технологию гранта. Конкурсный фонд первого республиканского конкурса вариативных программ и проектов составлял 50,0 тыс. руб. В 2007 г. состоялись 10 конкурсов грантов с общим фондом 1 670,0 тыс. руб. Размер одного граната не может превышать 50,0 тыс. руб., доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования проекта должна составлять не менее 50% (в соответствии со сметой расходов на реализацию проекта). Конкурсы грантов проходили по разным направлениям: по развитию молодежного предпринимательства, по летнему отдыху, по патриотическому воспитанию, по строительству уличных площадок, по профилактике асоциальных явлений, по развитию студенческого самоуправления, по правовому просвещению, по поддержке подростковых клубов и другие. По итогам конкурса были профинансированы 65 проектов из 18 районов республики и г. Улан-Удэ. Было привлечено 1 670, 0 тыс. руб. внебюджетных средств. В ходе реализации проектов было задействовано более 120 000 молодых людей, свыше 70 молодежных общественных организаций. По итогам реализованных проектов осуществляется дифференцированный подход по отношению к различным группам молодежи.

Чем же привлекателен грант? Безусловно, отличительной особенностью инновационной составляющей молодежной политики является перевод молодежи из ресурса в активный субъект социально-экономических отношений, максимального использования ее инновационного потенциала в интересах общества. Особое внимание уделяется способам вовлечения в жизнь общества различных подгрупп молодежи, в частности через проектную деятельность самой молодежи. Более активно привлекаются внебюджетные источники финансирования. Грантовая модель позволяет участвовать в конкурсах максимальному количеству НКО самой разнообразной направленности. Грант позволяет организации предложить на конкурс те наработки, которые уже имеются у нее, что ускоряет введение конкурсных процедур и позволяет сразу говорить о реальных возможностях НКО в решении отдельных социальных проблем. Социальное проектирование на конкурсной основе способствует реализации действительно значимых для республики проектов. Так, профком студентов БГУ провел I республиканский фестиваль студенческих СМИ «Перспектива»; была построена спортивно-игровая площадка для детей Бурэнгола Окинского района; Федерация экстремальных видов спорта и путешествий «Байкальский экстрим» провели «Фестиваль экстремальных видов спорта «Adrenalin Fest»; Совет РОСТО (ДОСААФ) РБ провел военно-патриотическую и поисковую смену для детей с приглашением поисковиков из г. Подольск Московской области; ученики Хамнейской общеобразовательной средней школы Закаменского района посадили аллею белых берез - памятник павшим солдатам[10]. Таким образом, такие проекты способствуют решению многих актуальных проблем молодежной среды, организации досуга, воспитанию лидерских качеств, активной гражданской позиции, патриотическому воспитанию молодежи.

ГМП следует рассматривать как один из ключевых факторов решения стратегических задач в сфере обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности России, становления гражданского общества, обеспечения достойных условий жизни граждан. В свою очередь, ГМП должна рассматривать молодежь как базовый стратегический ресурс государства и общества, как субъект социальной и экономической политики.

Это, прежде всего, означает повышение степени внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также оптимизацию системы реализации ГМП.

Необходимо отказаться от подхода к ГМП как к средству, направленному преимущественно на создание специальных привилегированных условий для молодежи по сравнению с остальными социальными группами и обществом в целом. Молодежь должна рассматриваться не только как объект государственной политики, но и как ее полноправный субъект наряду с органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, органами местного самоуправления, молодежными и детскими общественными объединениями.

Основой ГМП должно стать социальное партнерство, стимулирование активности молодежи в различных сферах, выработка эффективных механизмов участия государства в процессах социализации.

Такой подход требует просчитанных инвестиционных вложений, ориентированных на эффективную отдачу на условиях ответственного опосредованного возврата. При этом государство выступает как адресный и системный инвестор, осуществляющий целенаправленное вложение средств в молодежь через создание государственной системы органов и современных институтов молодежной политики.

 

 

Источник: Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры : доклады и материалы Всерос. науч. конференции, Москва, 6-7 декабря 2007 г. [Текст] / отв. ред. Вал. А. Луков. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008.

 



[1] Государственный доклад «Молодежь Бурятии в 2006 году». Улан-Удэ, 2007. С. 23.

[2]Мантуров С. В. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Республике Бурятия в начале XXI века. Улан-Удэ, 2006. С. 24.

[3] Постановление Правительства Республики Бурятия от 12.01.1998 №8 «О республиканской целевой программе «Молодежь Бурятии (1998-2000 годы)»; Постановление Правительства Республики Бурятия от 18.12.2000 №425 «О республиканской целевой программе «Молодежь Бурятии (2004-2005 годы)»; Постановление Правительства Республики Бурятия от 15.09.2003 №290 (ред. от 30.11.2006) «О республиканской целевой программе «Молодежь Бурятии (2004-2007 годы)».

[4]Постановление Правительства Республики Бурятия от 04.07.2007 №220 «Об утверждении республиканской целевой программы «Молодежь Бурятии (2008-2010 годы)».

[5] Постановление Правительства Республики Бурятия от 18.10.2006 №336 «О создании государственного учреждения "Молодежный центр Республики Бурятия"».

[6] Постановление Правительства Республики Бурятия от 15.09.2003 №290 (ред. от 30.11.2006) «О республиканской целевой программе «Молодежь Бурятии (2004-2007 годы)».

[7] Закон Республики Бурятия от 30.03.2005 №1069-III (ред.от 12.04.2007) «О программе социально-экономического развития республики Бурятия на 2005-2007 годы».

[8] Хананашвили Н. Л. Состояние и перспективы включения молодежи в процессы взаимодействия органов власти с некоммерческими организациями в России // Молодежь и формирование гражданского общества в России. Материалы Первой Общероссийской научно-практической конференции Волгоград, 6-7 октября 2005 года. Волгоград, 2005. С. 85.

[9] Луков В. А. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России // Молодежь и общество на рубеже веков / Под ред. И. М. Ильинского. М., 1999. С. 196.

[10] Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия №661 от 25 мая 2007 г.