М. М. Бариев: Современная Россия и особенности реализации государственной молодежной политики


М.М. Барииев
министр по делам молодежи, спорту и туризму
Республики Татарстан

В современной России молодежь выступает как весомый капитал, влиятельная сила, а государственная молодежная политика относится к ряду стратегических вопросов, имеющих большое значение. Значительное влияние государственная молодежная политика оказывает и на формирование такой важной характеристики молодого поколения, как уровень образования. Причем это влияние не только прямое, но и опосредованное, так как образование является лишь одним из элементов в системе параметров, определяющих уровень жизни молодежи. Именно поэтому невозможно говорить об образовании молодежи вне связи с мерами государственной молодежной политики.

Что же можно сказать о государственной молодежной политике? Сегодня можно твердо заявить, что молодежная политика в Российской Федерации состоялась, сформирована как отрасль, т. к. очевидно ее организационное, правовое и финансовое обеспечение, реальные результаты по основным ее приоритетам. Этого было непросто достичь, в условиях отсутствия федерального закона и постоянных преобразований федерального органа государственной власти по молодежной политике. Но за это время осуществлен инновационный процесс институционализации государственной молодежной политики, сложилась система работы с молодежью, выработаны инновационные подходы и механизмы, создана инфраструктура молодежных учреждений принципиально нового типа. Укрепилось межведомственное взаимодействие и координация с министерствами и ведомствами в решении молодежных проблем.

Есть значительные наработки по приоритетам государственной молодежной политики: молодежной жилищной политики, организации занятости молодежи, профилактики социально-негативных явлений, развитии детских и молодежных общественных организаций, поддержки талантливой молодежи. Они продиктованы интересами и потребностями самой молодежи, ее проблемами.

Улучшение жилищных условий молодежи сегодня выступает как важное средства укрепления института молодой семьи, улучшения демографической ситуации. В осуществлении молодежной жилищной политики в настоящее время реализуется комплекс государственных мер: действует Закон Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», Федеральная Программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2007 годы» в рамках Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Это уже позволило 4565 молодым семьям улучшить свои жилищные условия.

Последовательная реализация программ по возведению спортивных объектов расширяет возможности по формированию здорового образа жизни у молодого поколения. Все больше молодых людей начинает посещать спортивные залы и секции, фитнес-центры, клубы, спортивные сооружения, которых в республике уже более 8200. Важная роль принадлежит проведению массовых и зрелищных спортивных мероприятий. И, безусловно, не случайно Казань, как спортивный, студенческий город стремится получить право на проведение Всемирной Универсиады 2013 года.

В новых социально-экономических условиях сложилась новая система формирования здорового образа жизни и организации летнего отдыха детей, подростков, молодежи. Нам удалось сохранить количество летних лагерей, сформировать систему летнего отдыха, благодаря чему в Республике Татарстан ежегодно около 300 тысяч детей и молодежи охвачено всеми формами отдыха и оздоровления и на что выделяются средства в размере более 900 млн. рублей из бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.

Формируется современная система воспитания молодежи, важным компонентом которой является профилактика социально-негативных явлений, развитие толерантности и патриотизма. Существенным моментом является то, что в систему профилактики вовлечена и сама молодежь. Так, через движение молодежных общественных формирований «ФОРПОСТ», которых в республике насчитывается 320 отрядов, численностью 5000 человек. Этим отрядам только за 9 месяцев этого года удалось предотвратить порядка 11 тысяч преступлений.

В рамках Республиканской программы патриотического воспитания детей и молодежи Республики Татарстан совместно с соисполнителем программы ОМО «Отечество» созданы благоприятные условия для воспитания молодого поколения с активной гражданской позицией. В мае этого года был открыт крупнейший в регионе Республиканский спортивно-патриотический центр «Патриот», площадью 10 тысяч кв. м., основная цель которого заключается в формировании у детей и молодежи активной жизненной позиции, а также готовности к участию в общественно-полезной деятельности и защите государственных интересов страны.

Что касается собственно проблемы образования молодежи, то исследования социального самочувствия молодежи, которые ежегодно проводит Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, показывают, что в сфере образования сегодня имеется целый ряд проблем: высокая стоимость образования, неравенство шансов на получение образования, недостаточный уровень качества образовательных услуг. Так, 58,3% опрошенных первоочередной проблемой, требующей решения, считают снижение цены на образовательные услуги. 37% респондентов отметили необходимость создания равных возможностей при поступлении в учебные заведения. Почти 30% опрошенных считают необходимым повышение качества образования.

Для преодоления этих негативных моментов, сегодня найдены современные формы развития творческого и научного потенциала молодежи. В Республике Татарстан учреждены премии и гранты молодым ученым, специальная государственная стипендия РТ, именная стипендия руководителей муниципальных образований РТ, гранты конкурса Инвестиционно-венчурного фонда РТ и Академии РТ: «50 лучших инновационных идей Республики Татарстан. Всего в РТ таких обладателей премий 174 человека. Также Правительством республики выделены гранты в размере 100 млн. рублей на стажировку студентов и аспирантов учебных заведений Татарстана в ведущих зарубежных и российских вузах.

Крупнейшие молодежные организации ХХ века - Комсомол и Пионерия остались в прошлом. И в новом веке создается достойная смена, построенная на новых принципах участия молодежи. Поэтому значительную роль в молодежной политике стали играть детские и молодежные общественные объединения. Сегодня в республике зарегистрировано более 100 молодежных и детских общественных объединений, которые являются хорошей школой по выявлению молодых лидеров, интересующихся общественно-политической ситуацией в стране. Это - «Лига студентов РТ», фонд «Сэлэт», «Объединение «Отечество», «КВН РТ», «Ассоциация детских и подростковых общественных организаций Татарстана», «Академия молодежного творчества» и другие.

Эффективность сложившейся системы работы с молодежью, ее социальный эффект показал 2001 год - Год молодежи в Республике Татарстан, которым наша республика открыла новое тысячелетие. И 2007 год - Год молодежи в ПФО - подтвердил, что это один из современных инструментов и механизмов консолидации органов власти, всех социальных институтов общества и самой молодежи.

В тоже время мы постоянно должны быть готовы ответить на вызовы современности. Сегодня мы видим, что молодежь предъявляет повышенные требования к качеству образования, что ее тревожат не только проявления экстремизма, но и проявления социально-негативных явлений в молодежной среде, таких как алкоголизм, наркомания, табакокурение. В последние годы изменилось и отношение молодежи к собственному здоровью, и она ожидает создания условий для его укрепления, в том числе и ее собственными силами.

Именно поэтому, с созданием Государственного Комитета на федеральном уровне сохранение опыта и традиций, накопленных в реализации молодежной политике в регионах, эффективное использование их на современном этапе, приобретает первостепенную важность.

Мы ищем сегодня и новые инновационные подходы в реализации молодежной политики. Одним из них является проектный принцип реализации молодежной политики. На основе этого принципа мы предполагаем новую Стратегию государственной молодежной политики в Республике Татарстан, которая разработана нами на период до 2016 года.

Стратегия объединяет проекты по поддержке социально-значимых молодежных инициатив различной направленности, которые обращены к молодежи Татарстана и открывают возможности для равного участия в них всем молодым людям. Реализация молодежных проектов позволит нам не только выявить направления и сферы инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, сформировать систему ресурсов поддержки молодежи республики, но будет способствовать реализации интересов молодых людей и поможет поддержать талантливых молодежных лидеров и молодежные и детские организации.

Стратегия и инновации исходят из реалий жизни, самой молодежи, ее менталитета и отражает требования самой молодежи, а это в первую очередь: качественное образование, достоянная работа, полноценный отдых, доступное жилье.

Следует отметить, что ответить на требования молодежи, можно только тогда, когда деятельность государственных организаций ориентирована на развитие молодежи. Ряд решений должен быть принят на федеральном уровне. Прежде всего, необходимо создание адекватной современным условиям нормативной правовой базы. Нужно законодательно защитить наши молодежные учреждения, составляющие инфраструктуру государственной молодежной политики. Пока только есть проект дополнений в Федеральный Закон от 24.06.1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закрепляющий структуру и типы учреждений органов по делам молодежи. Далее, учитывая социальную значимость студенческих трудовых отрядов, необходимо разработать законодательную базу их деятельности, внести изменения в существующие законы, частности в Федеральный Закон №94 «О государственном и муниципальном заказе».

Во-вторых на государственном уровне должна действовать единая концептуально проработанная система воспитания молодого поколения, включающая не только образовательные учреждения, но и все социальные институты. И одна из ее составляющих - патриотическое воспитание, которая, как мы убедились, в рамках реализации Республиканской целевой программы дает свои результаты.

И, наконец, при Государственном Комитете РФ по делам молодежи необходимо восстановить научный центр (как ранее НИЦ в Институте молодежи), координирующий опыт и научные разработки, концептуальные подходы и инновации в молодежной политике.

Надеюсь, что предложенный комплекс мер будет способствовать повышению эффективности молодежной политики и расширит возможности молодежи по развитию ее потенциала во всех областях жизни современной России.

 

Источник: Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры : доклады и материалы Всерос. науч. конференции, Москва, 6-7 декабря 2007 г. [Текст] / отв. ред. Вал. А. Луков. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008.