В. К. Криворученко: Музеи политической истории: проблемы прошлые и современные

Музеи политической истории:

проблемы прошлые и современные

В.К. Криворученко

доктор Исторических Наук, Профессор


Прагматические представления о глобальном обществе или об обществе в условиях глобализации вызывают предположения о том, какой будет культура в новом мировом сообществе, насколько будут нивелироваться особенности, сущностные характеристики национальных культур, как будут унифицироваться общечеловеческие культурные ценности, как это скажется на институтах культуры, в том числе в музейных формах1.

Современная музееведческая мысль разработала ряд определений музея, большинство из которых трактуют его как социальный институт (в смысле учреждения) с присущими социальными функциями2. В Уставе Международного совета музеев (ИКОМ) даётся такое определение музея - «постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей»3. Музей одновременно научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, социокультурный институт4. Словарь В. И. Даля определяет музей как «собрание редкостей или замечательных предметов по какой-либо отрасли науки или искусств; здание для этого; хранилище, сохранище»5. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» гласит: «Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций... Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера»6. Закон Украины «О музеях и музейном деле» содержит такое определение: «Музеи - это культурно-образовательные и научно-исследовательские заведения, предназначенные для изучения, сохранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, приобщения граждан к достояниям национального и мирового историко-культурного наследия»7.

Музеи8 занимают особое место в общественно-политической жизни. Современный музей - это не только экспонаты, сохраненные для благодарных потомков. Музей XXI века становится одним из центров общественной жизни, поэтому необходимо понимать для кого он работает и что должен донести до посетителя своими музейными средствами и возможностями.

Современный музей демонстрирует открытость, доступность, четкое понимание того, какую аудиторию он желает видеть Подобный опыт, кстати, не ломает устоявшиеся практики традиционных музеев. Задача современного музея не только осовременить экспозицию, поменять цветовые решения в дизайне, но и найти, привлечь людей, которые хотели бы открыть и передать новые знания, свой опыт переживаний друзьям, партнерам, подрастающему поколению. Именно в этом случае можно преодолеть собственные страхи и получить шанс стать творцом, а не только зрителем, сам музей упрочивается как часть общественной жизни.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 6 апреля 2007 г. отмечалось: «...настоящее искусство несет в себе серьезный воспитательный заряд, формирует начала патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду, к старшим поколениям»9. Огромная мобилизующая роль в этом исторических музеев.

По существующим классификациям к историческим музеям относятся общеисторические (вся история человечества); национальной истории (история отдельных стран); региональной истории (история отдельных регионов); истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма и т.п.); узкоспециализированные (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т. д.).

Коллекции исторических музеев документируют и представляют историю человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, могут включать материал по истории человечества в целом, ориентироваться исключительно на национальную историю, могут быть и узкоспециализированными: археологическими, этнографическими, нумизматическими и т. п.

На рубеже 1980-1990-х гг. в РСФСР насчитывалось около 300 исторических музеев и около 200 филиалов. До сих пор исторические музеи остаются одной из самых крупных профильных групп отечественных музеев. Военно-исторических музеев в РФ около 120; почти 80 музеев-заповедников, 26 этнографических и свыше 15 историко-этнографических и архитектурно-этнографических музеев и т. д. Практически все профильные группы исторических музеев входят в международные объединения - Международную ассоциацию музеев военной истории и оружия при UNESCO, Комитет ICOM по музеям археологии и истории; Международный совет по охране памятников и исторических мест (International Council on Monuments and Sites - ICOMOS), Организацию городов Всемирного наследия (Organization of World Heritage Cities - OWHC) и др.10

Самый крупный в профильной группе в Российской Федерации Государственный исторический музей (Москва), в его коллекции более 4,6 млн. предметов, 44 тыс. архивных дел, 10 млн. листов различных документов. Музей владеет коллекциями мирового уровня, внесенными в каталоги UNESCO: нумизматической, произведений изобразительного искусства (в том числе икон), оружия, одежды и тканей (в том числе археологических - с конца XII в. до начала XIX в.). Музей имеет филиалы. Ещё два музея Москвы обладают коллекциями в более 1 млн. экспонатов - Музей Бахрушина и Музей современной истории11.

Уникальные музеи исторического профиля составляют подгруппу военно-исторических музеев - Бородинское поле и Куликово поле.

Наиболее распространенный вид музеев - краеведческий, в которых собираются разные коллекции, в том числе по истории. Советское музейное дело передало Российской Федерации на 1992 г. 513 краеведческих музеев, которые составляли 41,5 % всей музейной сети. Следует отметить, что краеведческие музеи не имеют аналогов в зарубежной музееведческой практике; более похожи на краеведческие музеи истории города, штата. Исторический профиль представлен в части мемориальных музеев12.

Счётная палата РФ в официальном документе отмечала: «Бесконечное разнообразие музейных собраний позволяет в масштабах всего музейного фонда страны воссоздать историю не только России, но и практически всего мира на протяжении миллионов лет. Никакой другой государственный институт, кроме музеев, в настоящее время не занимается воспитанием у человека чувства малой Родины, где бы он ни жил»13.

Первые годы перестройки с середины 1980-х гг., а затем ломка общественно-политической системы была благодатным временем для такого публичного пространства, как музеи истории, которые в то время привлекали новыми знаниями отечественной и мировой истории, стали популярным местом для проведения свободного времени. Но этот интерес к историческим музеям, а равно и иных социально-культурных учреждений вскоре резко сократился. Часть музейных коллективов нашла себя в новой ситуации, приспособилась к новому посетителю, сумела пересмотреть своё отношение к работе, сделать её творческой, поисковой, осознать истинную роль музеев в общественной жизни, найти связующее звено от музейной экспозиции к интересу людей. У других не хватило для этого сил и воли, опустились руки, работа в таких музеях практически приостановилась.

Хотя сделано немало, но всё же можно говорить, что в настоящий момент музеи как общественный институт, как документальное подспорье политической науки переживают нелегкое или неоднозначное время. Проблема выживания привела к тому, что музеи стали меньше обращать внимания на свои коллекции и больше на посетителей, хотя это должно проходить одновременно, взаимосвязано, ничто не должно перевешивать. Нельзя не признать наличествование стремления приблизиться по форме и содержанию к клубу - хорошо, когда это дискуссионный клуб, тем более, если разговор стимулируется музейными экспозициями, хранимыми документами и материалами, но в меньшей степени приемлемо сочетание родового смысла музеев и развлекательно клубного.

В наше время приобретают значимость и актуальность социокультурные факторы эволюции музея как культурной и политической реальности, музейный мир находится в поисках нетрадиционных решений.

Логично «монтируя» музей в политическую науку, в её средство, функция музея как фиксатора истории или времени остаётся незыблемой. Не музеи определяют политику государства или любой части общества, но они могут и должны определить свое место в политике, в ее восприятии, «переваривании» своими методами и средствами.

Политология - политическая наука изучает, развивает, укрепляет всё, что связано с политикой. Хотя и политология не может оторваться от экономики, социальных вопросов, культуры, образования и иными сферами. Поэтому существуют наполненные содержанием экономическая, социальная, культурная, образовательная и др. политики.

Сказанное мобилизую для тезиса (который не навязываю) о том, что существующее понятие «музеи политической истории» точнее рассматривать как часть исторических музеев или музеев отечественной и мировой истории и, соответственно, так их и именовать. То, что понимается под политической историей, неотделимо от экономики, культуры и пр. В «чистом» виде политическую историю, касающуюся только политических процессов, представлять нелогично и невозможно. Такое ярко выраженное явление политической истории, как культ личности или преступления «вождя всех народов», нельзя рассматривать вне политического курса, морально-политического состояния общества, становления советской системы образования, здравоохранения. Конечно, «всем сёстрам по серьгам» - не приемлю заявление руководителя ведущего федерального уровня научного учреждения отечественной истории при оценке Сталина на присуждение Имени России о том, что были репрессии, но была и заново созданная современная для того времени экономика. Незаконное на государственном уровне убийство одного человека - преступление во всём обличии, а ведь музеи рассказывают о миллионах репрессированных, расстрелянных, брошенных на каторжный труд. Не случайно до сего времени не выработана единозначная оценка этого советского правителя, сталкиваются кардинально различающиеся оценки. Поэтому музей, как отражение подлинной истории, не должен вычеркивать его имени из ссыльных царской охранкой, обязан рассказывать о действительно грандиозных победах социализма и одновременно достоверно говорить о репрессиях, правомерно именуемыми сталинскими.

Назовём ещё одно знаковое имя советской истории - А. В. Косарев, генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ. В 1936 г. на Х комсомольском съезде его называли «вождём комсомола», таким вполне обосновано представляю его в своих публикациях14. Но он был «продуктом» системы и правящего сталинизма, его выступления наполнены жёлчью в отношении невинных комсомольских работников. Отсюда он дважды жертва сталинизма - его принуждали на самом верху компартии выискивать (точнее - фальсифицировать) врагов, а затем волей руководителя партии он сам был обвинён, оболган, свергнут ... расстрелян. Таким он должен быть и в музейных залах.

В Санкт-Петербурге Музей политической истории России в ноябре 2009 г. демонстрировал выставку, посвящённую 130-летию Л. Д. Троцкого, профессионального революционера и политического деятеля, одного из руководителей Октябрьской революции в Петрограде, внесшего свой особый вклад в становление Советского государства и создание Красной армии в период Гражданской войны. Во второй половине 20-х гг. он проиграл борьбу с И. В. Сталиным, его изгнали из власти и депортировали из страны; он последовательно и беспощадно обличал сталинизм. В 1940 г. был убит агентом НКВД в Мексике. Из музейного спецхрана выставлялись книги и журнальные публикации Троцкого, фотографии, документы, открытки, литографии, а также черновик статьи в газете «Правда» об убийстве Троцкого с правкой Сталина. Экспонировалась гравюра «Памяти Троцкого № 3» мексиканского художника русского происхождения В. Кибальчича (Влади), потомка известного народовольца Кибальчича. Выставочные экспонаты позволяли посетителям ознакомиться с различными точками зрения на политическую фигуру Троцкого - от почтительной до недоброжелательной - документы с критикой Троцкого, карикатуры на него, фотографии митингов с осуждением троцкистов15.

Одной из важных категорий классификации музея является его профиль, специализация. Основополагающим признаком классификации выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Исторические музеи связаны с системой исторических наук, хранящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого. Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию. Комплексным профилем обладают музеи-ансамбли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний основные профильные группы музеев делятся на более узкие16.

Если придерживаться данной классификации, то в исторических музеях могут выделяться политические музеи, а внутри их - музеи политических репрессий. Но в целом это исторические музеи.

Музеи политической истории стоят перед выбором наиболее приемлемого пути существования и развития. В мире опробованы два пути образования музеев - государственные и негосударственные.

В Великобритании музеи рассматриваются как важный инструмент для воспитания национального самосознания. В этой связи все государственные музеи находятся на бюджетном обеспечении и бесплатны для посетителей. В то же время установлен порядок, по которому финансирование напрямую зависит от количества посетителей, что строго контролируется. Кроме того, сами музеи зарабатывают за счет оказания эксклюзивных услуг, продажи сувенирной и книжной продукции, организации привозных выставок.

В США совсем другая система - все музеи финансируются за счет спонсорских средств, фондов и собственных заработков. Понятно, что при финансовом кризисе они испытывают материальные затруднения в силу того, что спонсорская помощь, естественно, будет сокращаться17.

Такое положение с Музеем А. Д. Сахарова. Помещения для Архива и Музея предоставило Фонду Сахарова в безвозмездную аренду до 2021 г. Правительство Москвы. Финансовые средства на реконструкцию здания предоставляли: Американское агентство международного развития, Национальный фонд развития демократии (США) при посредстве юридического консорциума АРД/ЧЕККИ и Дома Свободы (США), Фонд Мак-Артуров (США) при посредстве Университета Брэндайса (США), Фонд Сороса (США), Алан Вин (Великобритания), Андрей Сахаров и Елена Боннэр (Россия). Из доступных для музеев источников финансирования Музей Сахарова может рассчитывать только на пожертвования и целевые гранты. Финансовая поддержка из госбюджета не положена, поскольку Музей и общественный центр являются автономным некоммерческим учреждением культуры; доходы от продажи билетов исключены, поскольку вход в Музей и участие во всех мероприятиях для посетителей бесплатное; музейного магазина нет из-за недостатка помещений; эндаумента то же нет. До 2007 г Музей существовал почти исключительно на целевые гранты из зарубежных фондов, но с уменьшением на Западе интереса к нему эта поддержка сокращается, обращения к западным благотворителям о финансовой поддержке Музея остаются без ответа18.

Музей представляет собой одну из многочисленных форм предметного бытия культуры. Поэтому к широкому кругу жизнедеятельности музеев имеют интерес специалисты социального и гуманитарного знания - историки, политологи, искусствоведы, философы, культурологи, социологи, психологи, архитекторы, педагоги. Существует специальная область знаний, которая в отечественной традиции именуется музееведением, а в зарубежной музеологией. Считается, что первый обобщающий научный труд по истории музеев был написан шотландским исследователем Дэвидом Марри и опубликован в 1904 г. под названием «Музеи, их история и их использование»19. В музеологии (музееведении) как самостоятельной области знаний должны активнее решаться вопросы теории и методики музейного дела, разрабатываться историко-музейная проблематика. Опыт такой научной работы широко развивался в 50-60-е гг.20

Музеи - это часть мировой культуры. Именно так назвала Т. Ю. Юренева своё докторское сочинение - «Музей в истории мировой культуры: генезис и эволюция»21.

В современной России возможны различные экономические формы музеев.

Остановимся на конкретных примерах деятельности исторических музеев политической направленности.

Первым историко-политическим музеем послереволюционной России стал Государственный музей Революции, созданный в октябре 1919 г. по постановлению Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов, преемником которого явился современный Музей политической истории России в Санкт-Петербурге федерального значения. Его коллекция насчитывает свыше 460 000 единиц хранения, в которых отражается история преобразований государственного устройства и политической системы страны, судьбы наиболее выдающихся исторических личностей, процессы развития революционных, демократических и общественно-политических движений и партий России с конца XVIII в. по сегодняшнее время. Музей осуществляет документирование и экспозиционный показ процессов политической, экономической и социальной жизни российского общества XIX-XXI вв.22

Музей политической истории России сегодня - это: Отражение и осмысление исторической взаимосвязи «Человек-общество-власть»; Постоянная экспозиция и временные выставки, размещенные в двух исторических особняках барона В. Э. Брандта и М. Кшесинской, Детский исторический музей, Детский центр исторического воспитания, отдел «История политической полиции России. XIX-XX вв», мемориальные комплексы «Медное» (Тверь) и «Катынь» (Смоленск); 130 000 посетителей в год; 500 000 экспонатов, размещенных в отремонтированных и оснащенных современным оборудованием хранилищах; успехи трехлетних «крошек-историков» на занятиях в одноименной школе; первые детские книжки - реликвии из домашних библиотек на празднике чтения «Любимые книги моей семьи»; литературно-музыкальные вечера, объединившие 5000 ценителей прекрасного; 15 проектов молодых художников в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее»; фестиваль «Детские дни в Петербурге»; воскрешёенные «Музыкой революции» совместным проектом с Эрмитажем; сотни острых вопросов, заданных студентами и школьниками представителям Избиркома во время Дне молодого избирателя на экспозиции музея по истории российского парламента и благодарность Центральной Избирательной Комиссии России за активное содействие и существенную помощи в организации и проведении выборов Президента Российской Федерации; 25 000 юных посетителей на музейно-педагогических занятиях в Детском историческом музее; 2500 отпраздновавших со своими друзьями «День рождения в музее»; 20 авторских и партнерских выставочных проектов ежегодно; 4500 довольных посетителей во время проведения международной акции «Ночь музеев-2008»; ежегодные выставки новых поступлений по истории российских спецслужб в филиале «Из истории политической полиции России XIX-XX вв.»; 250 000 томов библиотеки, доступных научному сообществу; 300 печатных листов научных трудов ежегодно; 200 сотрудников, каждый пятый из которых работает в музее более 10 лет23.

Местом ссылки для бунтарей, участников восстаний и всех тех, кто был неугоден властям при всех её режимах издавна служил Нарым. К 1909 г. сюда было сослано около 3-х тыс. революционеров, в том числе известные впоследствии деятели компартии и Советского государства - И. В. Сталин, В. В. Куйбышев, Н. Н. Яковлев, В. М. Косарев. В советский период дома ссыльных; общественная столовая, больница, места, где проводили праздники были сохранены и превращены в музейные экспонаты. В 1940 г. вблизи дома Алексеевых, в котором жил ссыльный Сталин, был построен музей его имени. Работа над подготовкой экспозиции велась при участии научных сотрудников Центрального музея В. И Ленина, однако война отодвинула открытие до 1948 г. Во дворе музея установили 5-тиметровую гипсовая скульптуру Сталина, а в экспозиции рассказывалось о его пребывании в ссылке и большевиках, которых обошли репрессии. Комплекс музея состоял из главного здания, бревенчатого домика Алексеевых, двухэтажного полицейского управления, «каталажной камеры»: в которой ссыльные отбывали наказание за проступки.

Нарыский комплекс - пример того, как использовались «сталинские места» в коммунистически пропагандистских целях - по распоряжению Министерства речного флота все проходившие пароходы останавливались для обязательной 3-часой экскурсии в музей всех пассажиров. После смерти «вождя всех народов» и критики культа личности на XX съезде КПСС в 1956 г. музей закрыли и через 4 года открыли иной музей - «Нарымский мемориальный музей политических ссыльных большевиков». Теперь в центре внимания создателей экспозиции были В. В. Куйбышев, Я. М. Свердлов и даже возвращённое имя жертвы сталинизма А. И. Рыкова. И опять примечательно - теперь имя ссыльного Сталина было вычеркнуто из музейной экспозиции и как бы из истории. В 1991 г. при смене общественно-политической системы открыли отдел политических репрессий уже 1930-40 гг. и соответственно появилось новое название - «Нарымский музей политической ссылки». Основная его тема - политические ссылки по сталинскому предписанию.

По обнародованным данным в музее хранится 3178 единиц основного фонда и 3559 предметов научно-вспомогательного характера. Самый большой комплекс материалов отражает различные этапы политической ссылки в Нарымский край и представлен личными вещами, документами, фотографиями участников восстания декабристов 1825 г. и в Царстве Польском в 1830, 1863 гг., революционеров 1905-1917 гг., советских репрессированных 1930-1950 гг. В 2003 г. на территории музея создан «Уголок селькупской старины» с реконструкцией жилых и культовых помещений, отражающий традиционные условия жизни коренных народов края селькупов, эвенков, хантов конца XIX - начала XX вв., орудия для охоты и рыбной ловли, предметы быта, одежда аборигенного населения и первых русских обраленцев24.

Всё логично. Остаётся только вопрос - где же историческая правда, почему история подстраивается под политическую конъюнктуру?

Большое количество музеев создано в местах трудовых лагерей существовавшего в СССР Главного управления исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения (ГУЛАГ)25

Музеем истории политических репрессий с мировой известностью является Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36». По сведению музееведов это единственный в Российской Федерации музей, включающий сохранившиеся и реконструированные сооружения лагеря - исправительно-трудовой колонии для политических заключенных, где при коммунистическом режиме содержались в тяжелейших условиях, страдали и погибали диссиденты, инакомыслящие, активные борцы за права человека в СССР, противники социалистического строя, поборники национальной независимости порабощенных народов - политики, общественные деятели, писатели, ученые, люди, чьи идеи и усилия способствовали крушению политического режима.

Идея создания в бывшем лагере «Пермь-36» мемориального музея истории политических репрессии возникла и не могла не возникнуть сразу после смены общественно-политической системы, прекращения деятельности правящей компартии, ухода в Лету Советской власти. На высоком энтузиазме и российском патриотизме началось выявление и сбор материалов по истории лагеря «Пермь-36» и других лагерей, велась работа по изучению истории политических репрессий в советский период, вырабатывалась концепция сохранения и музеефикации бывшего лагеря, производился поиск средств и материалов для воспроизведения лагеря. Большую исследовательскую деятельность осуществил инициативно созданный общественный научно-исследовательский центр «Урал-ГУЛАГ». Со слезами на глазах воскрешались участок особого режима, участок строгого режима, психоневрологический интернат, контрольно-пропускной пункт, прогулочные дворики, охранные сооружения (заборы, вышки), инженерные системы, колючая проволока. ... В 1996 г. состоялось официальное открытие музея для посетителей. «Пермь-36» вошел в международную коалицию «музеев совести». На территории музея ежегодно в июле проводится международный гражданский форум «Пилорама».

«Пермь-36» как музей претерпел многократные переделки названия, статуса, изменения учредителей. В 1994 г. был создан и зарегистрирован Музейно-архивный комплекс «Мемориал жертв политических репрессий» как Товарищество с ограниченной ответственностью, учредителями которого были администрация Пермской области, Пермское областное отделение общества «Мемориал» и ТОО «Социум». Основные средства на выполнение проекта поступали целевым финансированием из бюджета администрации области, дополнительные средства, материалы и оборудование поставляли спонсоры. В 1997 г. Законодательное собрание Пермской области утвердило областную целевую программу «Мемориальный музей истории политических репрессий и тоталитаризма (Пермь-36)» на 1998-2000 гг., затем была принята целевая программа «Мемориальный центр истории политических репрессий "Пермь-36" на 2002-2005 гг.». Начиная с 1998 г. долевое финансирование целевых программ ежегодно предусматривается законами о бюджете области отдельной строкой. С 1997 г. музей начал получать средства (гранты) зарубежных и международных благотворительных фондов, в связи с этим, чтобы соблюсти законодательные предписания, организационно-правовая форма музея была изменена: он стал «Пермской городской общественной благотворительной организацией "Мемориальный музей истории политических репрессий и тоталитаризма"». В 2001 г. потребовалось новое преобразование в автономную некоммерческую организацию - «Мемориальный центр истории политических репрессий "Пермь-36"», учредителями которой стали: администрация Пермской области, Международное общество «Мемориал», Пермское областное отделение Международного общества «Мемориал» и Пермская городская общественная благотворительная организация «Мемориальный музей истории политических репрессий и тоталитаризма». Смена вывески одного и того же музея - показатель современного бюрократизма26.

Ни в коем случае не могу и не хочу вторгаться в юриспруденцию по поводу ограничения возможностей музеев, но и без линзы глаза высвечивают этот самый бюрократизм, который жестоко ненавидел В. И. Ленин, с которым пытался бороться В. В. Путин как Президент страны, передав эстафету третьему (по счёту) главе Всея России, «а воз и ныне там». В самом деле кому не понятна целесообразность общественных музеев - неотъемлемой части культуры. Однако, как отмечает кандидат биологических наук Г. А. Зайцева из Института наследия имени Д. С. Лихачёва, «вокруг этого явления много правовых недоговорок и казусов, что существенно осложняет ему жизнь и даже ставит под вопрос перспективы развития. Довольно грустным курьезом в правовом поле является то, что в большинстве случаев общественный музей, согласно существующему законодательству, вовсе не является музеем... Но парадокс в том, что практически все общественные музеи не являются учреждениями, поскольку не прошли необходимые юридические формальности по закреплению собственного статуса и, следовательно, не представляют собой самостоятельных юридических лиц и не отвечают определениям основного закона Российской Федерации о музеях и Устава ИКОМ»27. Вот и получается - многие общественные музеи не нашли «полянку» в правовом поле, и поэтому их деятельность не регламентируется, а государство в силу разумных возможностей не может взять их «под своё крылышко», да и ни к чему. А ведь это была огромная неформальная культурная и общественно-политическая сила - в 1973 г. в стране было около 3 тыс. народных музеев, прежде всего в России и в Украине, то есть больше, чем сейчас всех музеев системы Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ -- 2142 (из них 650 - филиалы)28. Наверное, не лишне напомнить, что в советской системе и особенно в досоветской России общественные музеи были подлинно народными, создавались по инициативе народных активистов и ими же обустраивались. Как приятны эти «золотые крупицы» отечественной истории. Конечно, найдутся хулиганы от культуры, которые только и способны на то, чтобы от туловища одного именитого отпилить голову и заменить гипсом с чертами другого самолидера29.

Вернёмся к канве нашего материала.

Томский мемориальный музей истории политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД» (филиал Томского областного краеведческого музея - ТОКМ) был учрежден в 1989 г. на основании совместного решения исполнительных комитетов Томского областного и городского совета народных депутатов от 13 июня 1989 г. «Об увековечивании памяти жертв сталинских репрессий», инициированного областным историко-просветительским обществом «Мемориал» и демократической общественностью. Тогда же в сквере возле комплекса зданий, в которых в 1923-1944 гг. располагался Томский городской отдел ОГПУ-НКВД, установлен мемориальный знак «Камень Скорби», а в 1992 г. открыт памятник жертвам большевистского террора на томской земле. В 1993 г. подвальные помещения здания, служившее в 30-е гг. внутренней тюрьмой НКВД, были освобождены и переданы областному краеведческому музею для создания своего филиала - музея политической истории ХХ в.

Была разработана общая концепция стационарной экспозиции музея, включившая тюремный коридор и камеры следственной тюрьмы, кабинет следователя. Созданы экспозиции «Большой террор 1837-1938 гг.», «Расстрельный крест», «Колпашевский яр». Собран комплекс документов о трагических судьбах расстрелянных в Томске поэте Н. А. Клюеве, философе Г. Г. Шпете, профессорах томских вузов и др. В 1996 г. при содействии бывших гулаговцев в помещениях музея открыта первая выставка «Творчество в ГУЛАГе» - экспозиция, повествовавшая о трагических судьбах томичей, находившихся в лагерях ГУЛАГа. Среди экспонатов - вышивки, картины, рисунки, игральные карты, фотоальбом, поделки из дерева и камня, изготовленные в условиях заключения и в часы свободного времени после выхода из лагеря и реабилитации. Открытие выставки и музея состоялось 25 мая 1996 г. В последующем в музее были такие выставки: в 2000 г. совместно с Томским польским национальным центром «Белый Орел» и «Союзом Сибиряков» (Варшава) - «Депортация поляков и польских граждан на территорию Томской области в 1939-1946 гг.»; в 2003 г. - «Забытое имя - судьба геолога и почвоведа Ростислава Ильина»; в 2004 г. в рамках Дней польской культуры и памяти - «Житие Ефросинии Керсновской». Открытая в 2005 г. выставка «Они тоже ковали Победу» показывает значительный трудовой вклад заключенных и спецпереселенцев в годы войны.

Экспозиция и работа музея ориентированы на разные социальные и возрастные категории посетителей, но акцент делается на учащуюся и студенческую аудитории. В помещениях музея преподаватели школ, техникумов при участии сотрудников музея проводят уроки истории и спецсеминары. И наоборот, сотрудники музея выступают в техникумах, вузах с беседами по тематике музея, оказывают методическую и консультативную помощь в подготовке и написании студентами и аспирантами статей, рефератов, курсовых и дипломных работ.

Сотрудники музея и волонтеры Томского филиала общества «Мемориал» продолжают сбор материалов, ведут запись воспоминаний старожилов, изучают архивы Управления внутренних дел, Управления федеральной службы безопасности, Центра документов новейшей истории Томской области, Государственного архива Томской области, отражающих тематику музея, работают над изданием сборников архивных документов, участвуют в организации и проведении тематических конференций и семинаров в Томске, России и за рубежом. Часть этой работы проводилась при содействии фонда Форда и института «Открытое общество», Российского гуманитарного научного фонда.

Музей участвует в реализации совместных с национально-культурными обществами области, архивами, Томским и Международным обществами «Мемориал», Центром имени А. Д. Сахарова, другими государственными и общественными учреждениями и организациями проектов по увековечиванию памяти жертв политических репрессий.

В настоящее время Томский мемориальный музей истории политических репрессий и Сквер Памяти представляют собой единый историко-архитектурный мемориальный комплекс30.

Действует Музей истории политических репрессий Республики Тува. Фонды музея включают богатую коллекцию фотографий руководителей Тувинской Народной Республики как главных организаторов и исполнителей репрессивных кампаний и их жертв - общественных деятелей республики, подвергшихся преследованиям, репрессированных рядовых граждан Республики и СССР, проживавших на территории Тувы, а также жертв политического террора в Туве послевоенного периода советской истории. В основном это фотокопии, поступившие из Центрального государственного архива РТ, часть фотокопий делалась с материалов, прежде хранившихся в архивах прокуратуры и управления Федеральной службы безопасности по РТ, Центра архивных документов РТ (бывшего архива Тувинского областного комитета КПСС), фондов Национального музея Республики Тува. Фото-коллекция музея насчитывает до 1000 единиц хранения. Музей имеет собрание дневниковых записей (фрагментов записей), писем т. н. «врагов народа» своим семьям, детям, личные вещи репрессированных. Музей ведет картотеку репрессированных и реабилитированных жителей республики. В альбом собраны фотоснимки репрессированных руководителей ТНР, тувинских писателей, ученых, известных граждан республики с биографическими данными, информацией о политических преследованиях и реабилитации. Предполагается из этих списков создать «Стену скорби».

Научное направление деятельности сотрудников музея включает поиск, сбор, накопление и систематизацию материала, работу с архивными службами Тувы и России, переписку с органами прокуратуры и Федеральной службы безопасности, с детьми и близкими родственниками репрессированных.

Стенды и плакаты тематически сгруппированы вокруг основных фигур «своего» времени («палачей» и «жертв»), что позволяет сформировать представление посетителя об эпохе политического террора в Туве. Сотрудниками музея разработан ряд тематических экскурсий - «Политические репрессии в истории Тувы конца 1920-х - начала 1950-х гг.», «Палачи и жертвы: организаторы, исполнители и жертвы политического террора в Туве»; «Репрессии в трагических судьбах детей ‘врагов народа'», «Сергей Пюрбю (1913-1975): шесть лет гонений в судьбе первого народного писателя Тувы» и другие. Тематика экскурсий находит продолжение в передвижных музейных выставках; поездки по республике перерастают в памятные встречи-беседы с детьми и близкими родственниками жертв политических репрессий, очевидцами событий. В музее проводятся занятия по истории Тувы ХХ в. для старшеклассников, учащихся профессиональных училищ, техникумов и студентов31.

В 2006 г. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник открыл новый филиал - музей «Вологодская ссылка». В течение длительного исторического периода Вологодская губерния, которая со второй половины XIX в. именовалась «подстоличной Сибирью»», была местом ссылки политических противников правящего режима и представителей оппозиционных существующему государственному строю общественных слоев, Экспозиция музея посвящена пребыванию в ссылке известных деятелей государства, науки и культуры. Музей располагается в двухэтажном деревянном доме начала XX в., в котором с декабря 1911 по февраль 1912 гг. жил отбывавший ссылку И. В. Сталин. Постоянная экспозиция охватывает период с первой половины XIX до начала ХХ вв.: от пребывания здесь оппозиционно настроенной интеллигенции (Н. И. Надеждина, В. И. Соколовского) и участников польского восстания 1830-1831 гг.32 до начала ХХ в., когда политическая ссылка в губернию приобрела массовый характер. По приблизительным подсчетам, в конце XIX - начале XX вв. через неё прошло в около 10 тыс. человек, среди которых: А. В. Луначарский, Б. В. Савинков, А. А. Богданов, Н. А. Бердяев, В. М. Молотов, М. И. Ульянова и другие, в 1909-1912 гг. - И. В. Сталин. Как говорится в официальной информации, «одна из основных задач экспозиции - выделение из общей массы политических ссыльных фигур общероссийского масштаба. В экспозиции музея выделена мемориальная зона - комната, где жил Сталин во время ссылки.- здесь размещена его восковая фигура, созданная по фотографиям того времени, и имеющимся в жандармских документах. В перечне экскурсий по музею - «И. В. Сталин и В. М. Молотов в вологодской ссылке», в перечне лекций - «Сталинизм: вчера, сегодня, завтра?». Демонстрируется бытовая сторона ссылки: условия содержания ссыльных, их занятия, формы взаимопомощи, участие в культурной жизни края; экспозицию, в которой преобладают документальные материалы, оживляет элемент театрализации. Действует в музее историко-просветительский и дискуссионный клуб33.

Уникальное историческое значение для оценки сталинских репрессий имеет судьба жителей Дома правительства (дома Центрального Исполнительного Комитета, затем Совета Народных Комиссаров СССР) на набережной в Москве - дом № 2 по улице Всехсвятской / Серафимовича. Понятно, что здесь жила советская элита, партийные и советские работники высшего звена. Музей «Дом на набережной» - не только история жителей дома 1930-1550-х гг., это и история страны.

В Музее составлен список жителей - прямых жертв сталинских репрессий, в котором 698 фамилий, из них к 343 была применена высшая мера - расстрел. В этом списке 30 детей репрессированных, отправленных в детские дома. А всего на 1 ноября 1932 г. в Доме проживало 2 745 человек - 838 мужчин, 1311 женщин и 596 детей. Таким образом, каждый четвёртый житель Дома был жертвой репрессий.

Заметим, что даже в 1989 г., в период начавшейся перестройки общественно-политической системы и последнее время существования СССР, начинание по сбору материала для музея не встретило одобрения ни парткомом, ни домкомом, но была поддержка общественности. Первая встреча, проведенная 12 ноября, была посвящена истории местности и строительства дома. Эта дата и считается днем рождения общественного музея.

Название музея было выбрано по называнию изданной в 1976 г. повести Ю. В. Трифонова о доме, где он жил в детстве, и с которым расстался осенью 1939 г. после выселения разрушенной арестами семьи, - «Дом на набережной». В 1992 г. Министерство культуры РСФСР присвоило музею звание народного. В 1996 г. музей получил грант от Фонда Сороса на совершенствование материально-технической базы.

В фондах музея на сентябрь 2004 г. было зарегистрировано 7741 единиц хранения в основном фонде и 7972 единицы в научно-вспомогательном фонде. Материалы о каждой семье помещаются в отдельную папку - сформировано более 500 дел жителей дома. Хранители музея считают главным достоянием - архив, отражающий через судьбы людей и истории семей судьбу великой Родины.

Уникальность музея и в воссоздании среды обитания советской интеллигенции 30-х гг. - подлинная мебель, созданная по эскизам главного архитектора дома специально для «Дома на набережной».

Дом на берегу Москвы-реки стал символом советской эпохи со всеми ее достижениями и кровавыми потерями. Символ эпохи был и в привилегированном положении советских и партийных чиновников. В этом доме пассажирский лифт, на этаже по 2 квартиры, в каждой из них телефон; кухня с газовой плитой и холодильным шкафом; круглосуточная подача горячей воды; передняя комната-прихожая, соединенная застекленной раздвигающейся перегородкой с отдельным светлым помещением, которое преобразуется в холл. В основном квартиры были четырех- и трехкомнатные, метраж на человека был в 4-5 раз выше среднего в столице. В доме клуб, кинотеатр, прачечная, универмаг, столовая34.

В России, как и в мировом сообществе, существует особая группа музеев - Музеи совести. Создана и действует Международная коалиция мемориальных музеев совести, которая представляет мировую сеть «Музеев совести», исторических мест, которые сохраняют память об оставшихся в историческом прошлом битвах за справедливость и представляют их современное наследие. Коалицию в 1999 г. основали Музей «Шестой район» (Южная Африка); Музей ГУЛАГа (Россия); Музей Освободительной войны (Бангладеш); Многоквартирный дом-музей в Нижнем Ист-Сайде (США); Дом рабов (Сенегал); Музей «Открытая память» (Аргентина); Мемориал в Терезине (Чехия) и Работный дом (Великобритания). Обосновывая новое международное образование музеев, создатели Коалиции заявили: «Исторические места должны помогать людям устанавливать связь между историей наших мест и их современным значением. Нашей первоочередной функцией является стимулирование диалога, направленного на решение острых социальных проблем и распространение гуманитарных и демократических ценностей»35.

Музеями совести считаются музеи, которые: связывают современные проблемы с историческими событиями, произошедшими в определенном месте; принимают участие в программах, стимулирующих диалог, направленный на решение острых социальных проблем; считают распространение гуманитарных и демократических ценностей своей первоочередной функцией и используют различные возможности по привлечению общественного внимания к проблемам, которые затрагиваются в конкретном историческом месте. Музеи совести устанавливают очевидные связи между прошлым и настоящим; открывают диалог между заинтересованными сторонами; организуют встречи для участия граждан в акциях, посвященных правам человека и борьбе за справедливость.

Музеи совести могут рассказывать о случаях массовой жестокости или о каждодневной борьбе отдельных людей, заниматься охраной культурных или природных богатств. Каждый музей совести по-своему ищет новые пути для построения прочной культуры прав человека и демократии. Стимулируя дискуссии по современным проблемам, обозреваемым через призму исторических событий, музеи памяти могут стать новыми центрами действующей демократии. Сила исторических мест не является их неотъемлемой частью; ее необходимо использовать в качестве самостоятельной тактики для защиты прав человека и развития гражданской активности. Музеи совести играют в этом важную роль.

Коалиция предоставляет входящим в ее состав музеям совести прямое финансирование общественных программ; организует обмен опытом, защиту учреждений и общественного движения музеев совести. Коалиция предоставляет финансовую и техническую помощь музеям совести при организации программ, которые служат установлению общественного диалога, направленного на обсуждение острых социальных проблем современности.

Члены Коалиции создают местные сети музеев совести, которые сотрудничают для решения общих проблем современности. Существуют следующие Региональные сети: Музеи совести в Африке - использование истории гражданских действий для развития пост-колониальной и пост-конфликтной демократии; Музеи совести в Азии - распространение культуры мира и плюрализма после этнического и религиозного конфликта; Сеть музеев совести в Европе - развитие культуры терпимости и демократических ценностей путем привлечения внимания к проблемам ксенофобии и изоляции; Сеть мемориальных музеев иммиграции - использование истории гражданских действий для развития пост-колониальной и пост-конфликтной демократии; Сеть музеев совести школ-интернатов для американских индейцев - обращение к многообразному наследию прошлого; Музеи совести в России - стимулирование непрерывного обсуждения проблем иммиграции и относящихся к ним вопросов на местном и национальном уровнях; Музеи совести в Латинской Америке - организация дебатов, основанных на событиях недавнего прошлого

Музеи исторических мест, правозащитные организации, ученые, студенты и другие разрабатывают стратегию для деятельности музеев совести и исследуют теоретическое значение этой работы. Программы обмена опытом включают в себя как индивидуальное сотрудничество, так и крупные международные конференции. Коалиция предлагает программы профессионального развития и обучения для музейных работников, индивидуально разработанные для каждого учреждения. Программы включают проведение эффективного диалога по острым проблемам, организацию прочного и продуктивного сотрудничества между различными сообществами, разработку выставок, помогающих посетителям самостоятельно провести параллель между прошлым и настоящим, оценку гражданской заинтересованности и другие задачи.

Члены Коалиции представлены физическими лицами и учреждениями, которые предоставляют услуги и ресурсы для исторических мест во всем мире. Спонсоры Коалиции - Фонд Комптона; Фонд Форда; Фонд "Ламбент"; Фонд Нейтана Каммингса; Национальльная организация поддержки демократии; Фонд Оук; Институт «Открытое общество»; Фонд Сигрид Раузинг36.

Возглавляемая АНО «Мемориальный центр истории политических репрессий "Пермь-36"» сеть музеев совести работает с музеями и историческими местами России и бывшего Советского Союза для повышения общественной осведомленности об истории и последствиях тоталитаризма, а также активно вовлекает граждан в процесс обсуждения угроз, стоящих перед демократическим обществом в современной России.

Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36» вошел в Международную коалицию «музеев совести», когда в ней состояли музеи многих стран мира, порвавших со своим тоталитарным прошлым, в частности Музей рабов (Сенегал), Музей Освободительной войны (Бангладеш), Музей апартеида «Музей 6-го района Йоханнесбурга» (ЮАР), Музей Холокоста «Терезин» (Чехия), Музей жертв хунты (Аргентина), Музей эмиграции (США)37. В 2005 г. в Международную коалицию «музеев совести» входило 22 аккредитованных международных и российских музеев38. Кроме того, в состав Коалиции входили более 100 лиц и учреждений со всего мира.

От России участниками Коалиции музеев совести являются: Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36», Музей ГУЛАГа на Колыме (Магадан), Красноярский музейный центр, Мемориальный комплекс «Медное» (Тверская область), Музей истории политических репрессий, тюрьма НКВД в Томске, Государственный Музей политической истории России39.

В нашей стране к музеям политической истории относится музей «Подпольная типография». Открыт в 1924 г.. Как справедливо отмечено в электронной информации, «музей является уникальным памятником политической истории России периода Первой русской революции 1905-1907 гг., истории нелегальной деятельности РСДРП (б). Это один из самых необычных музеев, настоящая историческая реликвия». Музей расположен в старом районе Москвы, в трёхэтажном здании, типичном образце московского доходного дома конца XIX в., находившемся по соседству с полицейским участком. В дни Первой русской революции в доме находилась подпольная типография, прикрытием которой был магазин «Торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Типография (сохранилась подлинная печатная машина «американка») размещалась в вырытой пещере, попасть в которую можно через замаскированный лаз из колодца для стока грунтовых вод. Восстановленный интерьер подвала, откуда был вход в типографию, выглядит как склад ящиков с фруктами и сыром, на дне которых размещались стопки нелегальных газет и листовок. Из торгового зала со старинными витринами, прилавком и конторкой можно попасть в подвал и помещения, которые использовались для маскировки тайной жизни хозяев, местом отдыха печатников. Эти помещения имею самостоятельное музейное значение - комнаты и кухня дают представление о том, какими были условия жизни и быта московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX - начала ХХ вв.: русская печка, домашняя утварь: горшки, чугунки, ухваты, рушники, этажерки, комод, старинная швейная машинка, вышитые салфетки и скатерти, самовар, семейные фотографии и другие типичные предметы быта. То, что подпольная типография на Лесной не была обнаружена царской полицией, свидетельство высокого профессионализма конспираторов. Школьники вместе с учителями получают дополнительную информацию по школьной программе - возникновение политических партий в России на рубеже XIX-XX вв.; Манифест 17 октября 1905 г. и появление новых политических партий; Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве; социально-экономические, политические и духовные истоки кризиса в России в начале XX в.40

Традиционно в дни празднования Международного дня музеев в Москве во Всероссийском выставочном центре - главной выставочной площадке проходит Всероссийский музейный фестиваль. На фестивале представляются достижения российских музеев, проводятся обсуждения новых идей и разработок, общения с коллегами, деловые встречи и переговоры. В фестивале музеев «Интермузей-(соответствующего года)» принимают участие российские музеи различного профиля, зарубежные музеи, галереи, музеи архивов, библиотек, общественных и благотворительных организаций, народных художественных промыслов, предприятий и учебных заведений, производители музейного и выставочного оборудования, новых технологий. Организаторы фестиваля - Министерство культуры РФ, Союз музеев России, Всероссийский выставочный центр. Реализацией проекта занимается «Центр культурных программ "Москва-Медиа-Тур"». Фестиваль проводится при поддержке правительства Москвы, Российского комитета Международного Совета музеев при ЮНЕСКО (ИКОМ).

В дни работы фестиваля проходят: компьютерные и аудиовизуальные фестивали; семинары и «круглые столы», парад репродукций (распространение музейных изданий, репродукций, продажа сувениров), театрально-музейные программы - выступления творческих коллективов и отдельных исполнителей, работающих в контакте с музеями по их заданиям или принимающих непосредственное участие в туристско-экскурсионной деятельности музеев. В рамках фестиваля проходят конкурсы музеев по номинациям: «Лучший музей фестиваля» (учреждена Министерством культуры РФ), «Наша профессия - музей», «Музейный проект»41.

На фестивалях проводятся «круглые столы» по темам: «Последний этап социально-экономических реформ и музеи России», «Менеджмент для директоров музея», «Музеи и пресса», «Культурно-исторические заповедники и музеи под открытым небом». Во время фестиваля на ВВЦ работает выставка «Музейное оборудование и технология "ЭкспоМузей"».

На Всероссийском фестивале музеев «Интермузей-2004» Государственному музею политической истории России была присуждена премия «Гран-при». На этом фестивале Музей участвовал в конкурсах по номинациям: «Музей и дети» - эксклюзивная программа «Ночь в музее» (выпускной бал для учащихся 11-х классов) и «Музейный проект» - экспозиция «Спасибо товарищу Сталину» (Человек и власть в СССР в 30-е - начале 50-х гг. ХХ в.).

Актуальность проекта «Спасибо товарищу Сталину» по замыслу ее создателей определялась острой общественной потребностью в переосмыслении советской истории, «недостаточным осознанием драматических последствий сталинизма, преодоление которых растянулось на долгие годы и не завершено до сих пор». Экспозиция была на то время «единственным в Северо-западном регионе РФ зримым воплощением сложного и драматичного образа сталинской истории».

Новаторски оформлены основные элементы музейного решения экспозиции, иллюстрирующей тему «Человек и власть в СССР в 30-е - начале 50-х гг. ХХ в.»:

- архитектурно-художественное решение зала - «лабиринт власти», продвигаясь по которому посетитель последовательно попадает в полуавтономные пространства, каждое из которых является составляющей политического режима тоталитарного типа и позволяет объёмно представить его целостное представление;

- материалы экспозиционных комплексов, представляющих такие специфические черты советской системы сталинского периода, как однопартийность, крайняя централизация власти и управления, подавление инакомыслия, бюрократизация власти;

- баннеры с крупноформатными фотоколлажами, представляющие созидательные и мажорные образы эпохи;

- крупноформатное изображение гулаговской сторожевой вышки в луче света, проецируемое с помощью диапроектора на индустриальный пейзаж, нарисованный на стене, отражающие контроль власти над жизнью народа, репрессивные методы проведения коренных социально-экономических преобразований;

- типологические реконструкции: «Коммунальная кухня» и «Барак», знакомящие с бытовой повседневностью, «Кабинет» представителя правившей партийно-государственной бюрократии.

Музыкальную композицию составляли песни 30-х гг., мажорные, бодрые, величественные. Иной звуковой ряд сопровождал осмотр «Коммунальной кухни» и «Барака». Демонстрировались звукозаписи речей Сталина и его соратников, видеофильм, содержащий хроникально-документальные и художественные кадры эпохи.

В номинации «Музей и дети» была представлена эксклюзивная, уникальная программа «Ночь в музее» для учащихся старших классов с торжественный актом вступления выпускника в самостоятельную жизнь. Сценарная программа предусматривает незримую параллель между современной молодежью и историческими личностями. Выпускникам дается возможность провести волшебную ночь в музее - сначала оказаться в Белом зале особняка Кшесинской, где их встречают исторические персонажи, затем совершить историческое путешествие по залам музея в поисках идеала и своего личного пути, в зале для приемов побывать на банкете-розыгрыше, участвовать в аукционах, конкурсах, танцевально-игровой программе, КВН. Высококультурная, интеллектуальная и одновременно развлекательная программа «Ночь в музее» проводится в Государственном музее политической истории России с 1998 г.42

Всероссийский музейный фестиваль «Интермузей-2006» проводился по теме «Музеи новой России - 15 лет». Его участниками были около 200 музеев, художественных галерей, музеев архивов, библиотек, общественных и благотворительных организаций, народных художественных промыслов, предприятий и учебных заведений. В качестве гостей фестиваля были 10 музеев из Армении, Киргизии, Испании и других стран. Более 20 фирм демонстрировали свою продукцию и услуги на выставке «Музейное оборудование и технологии "Экспо-музей"». Знак гран-при «Интермузея-2006» - бронзовая фигура птицы Сирин и диплом «Лучший музей фестиваля» получил Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В мае 2007 г. проходили девятый Всероссийский музейный фестиваль «Интермузей-2007» и седьмая выставка «Музейное оборудование и технологии "Экспо-музей"», которые проводились при участии Федерального агентства по культуре и кинематографии, Союза музеев России, поддержке Правительства Москвы и Российского комитета ИКРОМ. Темой фестиваля была - «Музеи и семья», чем подчеркивалась значимость музейного сообщества как важного социального инструмента, способствующего гармонизации семейных отношений. Центральной частью фестиваля стали конкурсы - музеи состязались за дипломы победителей и денежные премии в конкурсе Федерального агентства по культуре и кинематографии по номинациям: «Семья в музее», «Музейный проект», «Музей - дом Муз». Музею, набравшему наибольшее число баллов в трех номинациях, вручался диплом «Лучший музей фестиваля», денежная премия в 250 тыс. рублей и предоставлялась выставочная площадь на следующем фестивале. Союз музеев России проводил конкурс для муниципальных музеев. Персональные премии - «Честь и достоинство профессии», «Преданность и служение делу» давал ОСАО «Ингосстрах». Вручались дипломы «Лучший спонсор» и «Лучший информационный спонсор», призы и дипломы оргкомитета «За лучшую туристическую программу», «За лучшую экспозицию на фестивале»43.

Среди политических музеев существенное место занимают мемориальные музеи крупнейших политических деятелей.

В СССР таковыми были музеи И. В. Сталина, создание которых привязывалось к минимизированным событиям, связанным с его именем.

В Великобритании первый музей, посвященный выдающемуся политику мирового имени Уинстону Черчиллю, был открыт лишь к 40-летию со дня его смерти. Это достаточный срок, чтобы исторически осознать жизнь и деятельность человека, оценить его действия на высочайшем государственном посту. Примечательно, что торжественную церемонию открытия Музея возглавила королева Елизавета Вторая, которая вступила на трон как раз во время второго срока пребывания Черчилля на посту премьер-министра. Также примечательно, что Музей размещен не в доме, где он родился или жил перед смертью, а в помещении военного бункера в центре Лондона, откуда в годы Второй мировой войны он управлял государством. В информации об открытии Музея замечено: «Потребовалось шесть лет переговоров и столько же миллионов фунтов стерлингов, чтобы собрать в одном месте богатейшую коллекцию документов, аудио- и видеоматериалов, посвященных каждому этапу долгой жизни политика». В витринах Музея - одежда, цилиндр, трость, оружие, чайник в виде танка и коробки для любимых им сигар. Отдельный раздел посвящен карикатурам, шаржам и фигуркам политика в сатирическом виде. Следует также заметить, что в специальном архивном центре Черчилля в Кембридже хранится 15 тонн различных документов, связанных с именем политика, занимавшего в разное время практически все ключевые посты в руководстве страны: от министра по делам колоний и канцлера казначейства до первого лорда Адмиралтейства и дважды премьер-министра (в 1940-45 и в 1951-55 гг.)44.

Музеи глав государств создаются и при их жизни. Музей Первого Президента Республики Казахстан создан Указом Президента от 28 августа 2004 г. Основная идея, запечатленная в его экспозициях, - становление государственного суверенитета республики и историческая роль ее Первого Президента Н. А. Назарбаева в строительстве независимого демократического государства45.

Многие темы, причём важнейшие, политической истории России остаются вне музеев.

Прежде всего трудно объяснить почему в СССР не было музея правящей компартии, определявшей направления развития страны, строительства социализма, стоявшей во главе общественно-политической системы советского общества. Нет музея КПСС и сейчас, когда вся её деятельность ушла в историю. Конечно, в музеях политической истории не может не быть представлена компартия. Но по значимости её роли в истории страны правомерен самостоятельный музей истории КПСС, всей ее деятельности от зарождения до прекращения функционирования.

Нет и музея Коммунистического союза молодежи, существовавшего в России на протяжении 73 лет, в рядах которого состояло до 60 % молодого поколения.


Ист.: Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 115. М., 2010.


 

Доктор Исторических Наук, Профессор

1[] См.: Сухарев Ю. А. Глобализация и культура. Глобальные изменения и культурные трансформации в современном мире. М., 1999.

2[] Каулен М. Е., Мавлеев Е. В. Музей // Российская музейная энциклопедия. Т. 1. М., 2001. С. 395.

3[] Международный совет музеев (ИКОМ). Кодекс профессиональной этики. Париж, 1989. С. 2.

4[] Понятие «социально-культурный институт» использует к музеям Т. Ю. Юренева в докторской диссертации «Музей в истории мировой культуры: генезис и эволюция». См.: Юренева Т. Ю. Музей в истории мировой культуры: генезис и эволюция : Дис. ... д-ра ист. наук: 24.00.01: М., 2004. 492 c. РГБ ОД, 71:05-7/115. На понятии «социокультурное» как связь и различие двух сторон человеческого бытия указывает М. С. Каган. См.: Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 95-96. В культурологических трудах применительно к музею больше применяются термины: «культурный институт», «институт культуры», «социальный институт», «социальный институт в культуре». См.: Каган М. С. Музей в системе культуры. С. 446, 457; Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2002. С. 28-29, 219; Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1997. С. 304-305, 320-321 и др.

5[] Даль В. И. Толковый словарь. В 4 т. Т. 2. М., 1989. С. 357.

6[] Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» № 54 ФЗ от 26 мая 1996 г. Ст. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosizo.ru/status/documents/zakon.html (дата обращения: 10.01.10).

7[] Скиба Н. Музей: статика или динамика? Чем отличается место, где «руками не трогать», от того, где получают удовольствие. [Электронный ресурс]. URL: http://bottega-magazine.com/opinion/read/447/ (дата обращения: 24.01.10).

8[] Музей [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Музей (дата обращения: 03.01.10).

9[] Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. URL: http://fskn.gov.ru/fskn/index/news.htm?id=10291393@cmsArticle. Дайджест от 27 апреля 2007 г. (дата обращения: 25.01.10).

10[] Классификация музеев [Электронный ресурс] // Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС, методическое обеспечение учебного процесса. URL: http://abc.vvsu.ru/Books/muzeebed/page0002.asp (дата обращения: 18.01.10).

11[] Иванова Г. О. Музейная статистика [Электронный ресурс] // ФГУК «Кириллово-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». URL: http://www.kirmuseum.ru/issue/guide/detail.php?ID=3091 (дата обращения: 18.01.10)

12[] Классификация музеев [Электронный ресурс] // Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС, методическое обеспечение учебного процесса. URL: http://abc.vvsu.ru/Books/muzeebed/page0002.asp (дата обращения: 18.01.10).

13[] Назаров А. В. Сводная аналитическая записка Счётной палаты РФ по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ обеспечения Правительством Российской Федерации финансовых и иных условий, необходимых для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в федеральной собственности» [Электронный ресурс] // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2008. № 4 (124). // Официальный сайт Счётной палаты РФ. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2008/ACH200805211952/ACH200805211952_p_009.htm (дата обращения: 25.01.10).

14[] Криворученко В. К. Александр Васильевич Косарев. К биографии генерального секретаря ЦК ВЛКСМ, жертве сталинизма [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 6 - История. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/6/Krivoruchenko_Kosarev/ (дата обращения: 25.01.10).

15[] Юбилей Троцкого в Петербурге отметят выставкой [Электронный ресурс] // BaltIinfo Балтийское информационное агентство. 6 ноября 2009 г. URL: http://www.baltinfo.ru/news/Yubilei-Trotckogo-v-Peterburge-otmetyat-vystavkoi-113700; Клименко Е. В музее политической истории открывается выставка, посвященная Льву Троцкому [Электронный ресурс] // MR7 8 ноября 2009 г. URL: http://www.mr7.ru/notice/exhibition/story_20065.html (дата обращения: 09.01.10).

16[] Классификация музеев по профилю [Электронный ресурс] // Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия» URL: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/docs/5/articles/3/1/1 (дата обращения: 10.01.10).

17[] Ганиянц М. Музеи должны стать важной частью образовательной политики России Интервью Н. Самойленко [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд В. Потанина. РИА Новости. 28.01.2009. URL: http://www.fund.potanin.ru/publish/rian_28_01_09.htm (дата обращения: 03.01.10).

18[] Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова [Электронный ресурс]. URL: http://www.sakharov-center.ru/museum/ (дата обращения: 03.01.10).

19[] Murray, David. Museums. Their History and their Use. Vol. 1 .Glasgow, 1904.

20[] История музейного дела в СССР. Вып. 1. М., 1957; Очерки истории музейного дела в России. Вып. II, III. М., 1960-1961. Очерки истории музейного дела в СССР. Вып. V-VII. М., 1963-1971 и др.

21[] Юренева Тамара Юрьевна. Музей в истории мировой культуры: генезис и эволюция : Дис. ... д-ра ист. наук: 24.00.01: М., 2004. 492 c. РГБ ОД, 71:05-7/115

22[] Государственный музей политической истории России [Электронный ресурс]. URL: http://www.polithistory.ru/ (дата обращения: 03.01.10).

23[] 10-ый Всероссийский фестиваль «Интермузей-2008» [Электронный ресурс]. URL: http://www.polithistory.ru/content/view/30/46/ (дата обращения: 03.01.10).

24[] Нарымский музей политической ссылки. Историческая справка о музее [Электронный ресурс]. URL: http://museum.trecom.tomsk.ru/win/Narim/Index.html; Селькупская культура [Электронный ресурс] // Тюменские известия. URL: http://www.t-i.ru/article/6025/ (дата обращения: 03.01.10).

25[] ГУЛаг [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ГУЛаг (дата обращения: 03.01.10).

26[] Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36». Бывший лагерь «Пермь-36» [Электронный ресурс] // Автономная некоммерческая организация «Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36». URL: http://www.perm36.ru/; http://www.perm36.ru/museum/history/; http://www.visitperm.ru/ru/hotels/show/id/6569.html (дата обращения: 03.01.10).

27[] Зайцева Г. А. Будущее общественных музеев России [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Международного центра Рерихов. URL: http://lib.roerich-museum.ru/node/847 (дата обращения: 10.01.10).

28[] Там же.

29[] Никишонкова И., Числов В. «Ленину "припаяли" голову Зюганова» [Электронный ресурс] // Комсомольская правда в Черноземье. URL: http://vrn.old.kp.ru/daily/politics/doc8575/ (дата обращения: 11.01.10).

30[] Ханевич В. А. Томский мемориальный музей истории политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД» (филиал Томского областного краеведческого музея - ТОКМ); [Электронный ресурс]. URL: http://www.memorial.krsk.ru/Articles/KKIMK2005/05.htm (дата обращения: 03.01.10); Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР». Информационный вестник № 10. Красноярск, 2005.

31[] Бадыргын Саар-оол. Музеи Тувы. Музей истории политических репрессий Республики Тыва [Электронный ресурс] // Национальный музей республики Тува. URL: http://museumrt.ru/museumtuva/mus_rep/38-muzejj-istorii-politicheskikh-repressijj.html; http://museumrt.ru/about.html (дата обращения: 03.01.10).

32[] Восстание 1830 года, ноябрьское восстание (польск. Powstanie listopadowe) - национально-освободительное восстание против власти Российской империи на территории царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины. Происходило одновременно с так называемыми «холерными бунтами» в центральной России. Началось 29 ноября 1830 г. и продолжалось до 21 октября 1831 г. Велось под лозунгом восстановления «исторической Речи Посполитой» в границах 1772 г. // Польское восстание 1830 года [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Польское восстание 1830 года (дата обращения: 03.01.10).

33[] Музей «Вологодская ссылка». Официальный сайт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. URL: http://vologda-oblast.ru/main.asp?V=828&LNG=RUS (дата обращения: 03.01.10).

34[] Жители дома жертвы политических репрессий «Дом на набережной». [Электронный ресурс]. URL: http://museumdom.narod.ru/repres.html; http://museumdom.narod.ru/museum_2.html (дата обращения: 03.01.10).

35[] Международная коалиция мемориальных музеев совести. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sitesofconscience.org/resources-ru/networks/russia/ru/ (дата обращения: 03.01.10).

36[]Международная коалиция мемориальных музеев совести....

37[] В Международном центре «Пермь-36» пройдет саммит Международной коалиции музеев совести [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Верхнекамье». URL: http://vk-online.ru/news/news.php?ID=3806 (дата обращения: 03.01.10).

38[] В Тверской области проходит конференция Международной коалиции исторических музеев совести [Электронный ресурс] // Информационное агентство REGNUM. URL: http://www.regnum.ru/news/666432.html (дата обращения: 03.01.10).

39]] Международная коалиция мемориальных музеев совести. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sitesofconscience.org/resources-ru/networks/russia/ru/ (дата обращения: 03.01.10).

40[] Музей «Подпольная типография». сайт для заботливых родителей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.osd.ru/objinf.asp?ob=1060&rb=3; http://www.sovr.ru/region/tipograf.shtml (дата обращения: 10.01.10).

41[] В Москве открывается Всероссийский фестиваль музеев «Интермузей-2004». [Электронный ресурс]. URL: http://palm.newsru.com/cinema/26may2004/museum.html (дата обращения: 03.01.10).

42[] Всероссийский фестиваль «Интермузей-2004». [Электронный ресурс]. URL: http://www.polithistory.ru/content/view/30/46/ (дата обращения: 03.01.10).

43[] Музеи новой России [Электронный ресурс] // Наше наследие: историко-культурный журнал. 2007. № 81 URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8118.php (дата обращения: 10.01.10).

44[] В Великобритании открыт первый музей Уинстона Черчилля [Электронный ресурс] // Lenta.RU. URL: http://lenta.ru/culture/2005/02/10/churchill/ (дата обращения: 10.01.10).

45[] Музей Первого президента республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: http://web2.0kazahstan.ru/?p=32 (дата посещения 12.01.10).