Е.М. Алтухов: Значение образования в развитии одарённых детей

 

Значение образования в развитии одарённых детей

Е.М. Алтухов

Каждый ребёнок обладает определёнными способностями или склонностью к какому-либо виду интеллектуальной деятельности. Поэтому деление детей на «одарённых» и «неодарённых» в некоторой степени несправедливо. Н.С. Лейтес предлагает следующее определение одарённости: «Под детской одарённостью понимается: особо благоприятные внутренние предпосылки умственного развития, выступающие у ребёнка в необычно высокой восприимчивости  к учению и в более выраженных творческих проявлениях». Подход Лейтеса подразумевает применение понятия «возрастная одарённость» и «возрастная чувствительность» («сензитивность»), смысл которых заключается в том, что по мере взросления ребёнок обладает разной степенью чувствительности, или заинтересованности, в каком либо направлении. «... по мере движения по возрастным ступеням наступают и сменяют друг друга так называемые сензитивные периоды».[1] В каждый из таких «сензитивных периодов» наступают наиболее благоприятные условия для развития того или иного качества или роста в определённом направлении. При данном подходе задача эффективного образования состоит в определении, на каком этапе находится ребёнок, какая сфера жизни представляет для него наибольший интерес. Учёт интересов ребёнка является основой для многих образовательных методик. Многие педагоги в организации образовательного процесса придерживаются точки зрения о том, что «...требуется прежде всего выяснить, какими качествами характеризуется личность, чтобы построить процесс развития и раскрытия потенций этой личности. В обучении должен превалировать не нормативный способ учебной деятельности, а её индивидуальное выражение»[2].

Объединение детей со схожими этапами возрастной одарённости в небольшие группы и акцентирование внимания в нужном направлении образования, может сделать обучение более индивидуализированным, в большей степени учитывающим потребности каждого ребёнка. Существуют и другие методы обучения - например, метод, основанный на принципах элективной дифференциации, т.е. «учёте разнообразия каждого учащегося в группе по ходу обучения, а не с заранее проведённым отбором по различным способностям, склонностям, сторонам, чертам и проявлениям личности»[3]. Очевидно, что в такой организации учебного процесса необходимо уделять достаточно большое время каждому ученику в группе, т.е. группы также должны быть небольшие.

Безусловно, нормальная жизнь человека в конкретном обществе невозможна без социального аспекта, т.е. без контактов с окружающими людьми, которые, в свою очередь, вряд ли будут эффективны (если вообще возможны) без понимания этим человеком социальных и культурных особенностей данного общества (язык, традиции и обычаи, ценности, манера поведения). Поэтому школьное образование (а также высшее, хотя и в меньшей степени) несёт в себе двоякий смысл: с одной стороны, будущий член общества должен получить навыки естественного поведения в данном обществе, кроме того это поведение должно быть эффективным (очень малое количество школ осуществляет психологические тренинги, способствующие эффективному взаимодействию человека с окружающими людьми). С другой стороны, образование должно учитывать индивидуальные особенности каждого человека и способствовать раскрытию его потенциала. «Целью образования является приобщение ученика к культуре, накопленной человечеством, и развитие в этом процессе природы ученика, раскрытие его возможностей (потенций)»[4].

Некоторые дети во время обучения в начальной и средней школе проявляют успехи во многих, совершенно различных предметах, а иногда и во всех. Безусловно, это свидетельствует о неком индивидуальном, и, скорее всего, генетическом преимуществе перед другими детьми. Однако часто бывает, что человек, талантливый во многих областях в детстве, не достигает каких-либо значительных успехов во взрослом возрасте. Вероятно, основной причиной этого является отсутствие концентрации на одном-двух видах деятельности. «Общие умственные возможности без тяготения к той или иной сфере занятий могут оказаться чем-то бесплодным»[5]..

Однако среди всех детей иногда встречаются такие, чьи способности, уровень интеллектуального развития, манера поведения настолько превосходят уровень большинства детей, что такое отличие невозможно игнорировать. Для того чтобы предоставить каждому такому ребёнку особые условия развития, необходимо прежде всего выявить его среди большинства. Вот некоторые характеристики, которые могут выделить ребёнка с большим потенциалом среди остальных: высокая умственная активность; способность к длительному сосредоточению внимания; поиск новых, неординарных подходов к решению проблемы; более быстрое умственное развитие; стремление к творчеству; самостоятельность и стремление к самообразованию; высокий IQ

Обучение такого ребёнка по стандартной школьной программе приведёт к потере его потенциала. Для более эффективного обучения необходимо давать такому ребёнку более сложные задания, требующие творческого подхода и соответствующие уровню развития его потенциала. Дж. С. Рензулли и С. М. Рис в своих разработках модели обогащающего школьного обучения предлагают следующие методы модификации учебных планов: варьирование уровня требований (учащиеся получают материал необходимой трудности), увеличение объёма содержания обучения более продвинутого уровня, внедрение различных приёмов обогащающего обучения в обычный учебный процесс[6].  Эти цели можно достичь хотя бы частично, даже если нет возможности реорганизации учебного процесса по способностям каждого ученика. Учитель может уделять отдельное время для более одарённых детей, давая им дополнительные задания или занимаясь индивидуально. С этой же задачей могут справляться родители - самостоятельно или нанимая специальных преподавателей. Значительную поддержку может оказать государство, создавая специальные программы и условия обучения для детей с выявленными яркими способностями. При этом, выделяя ребёнка среди остальных, важно уделять внимание его психологическому комфорту и отношениям с другими детьми, так как это важный аспект, способный оказать влияние на ребёнка в процессе его взросления.

Лейтес отмечает, что по мере взросления человека «ослабляется образная впечатлительность, усиливается роль словесной, понятийной регуляции; во многом утрачивается непосредственность реакций, более контролируемым становится фантазирование»[7]. А ведь именно творческий подход, образное мышление и отказ от стандартов и шаблонов, навязываемых обществом, часто приводил к появлению гениальных шедевров искусства или совершению гениальных открытий. Современная стандартизированная система образования мало способствует творчеству и нестандартным подходам к решению проблем - в этом её главный недостаток. «Одна из задач, которая стоит перед образованием, - воспитать личность с неидеологизированным мышлением, т.е. личность, конструктивно мыслящую, личность, допускающую множественность истин и считающую множественность истин естественным явлением, личность, которая уважает позиции другого, которая занимается критикой с целью выяснения истины...»[8]

Максимальная эффективность, или успешность образовательного процесса - это основная задача педагогов и разработчиков различных новых методик образования. Американский философ и педагог Дж. Дьюи еще в 20-х гг. XX в. разработал основные концепции проблемного обучения. Среди основных факторов успешности обучения он отмечал: проблематизацию учебного материала (истинные знания рождаются в результате удивления и любопытства); активность ребёнка; связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.. Сущность проблемных методов обучения состоит в «создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов...»[9]. Это также означает, что в учебной деятельности детей даже младшего школьного возраста должна присутствовать практическая применимость - этот фактор может способствовать большей заинтересованности учащегося. Обучение не должно быть оторвано от реальной жизни, поскольку абстрактные знания, которые никак не применяются, легко забываются. Конечно, не в каждом школьном предмете и не в каждой теме урока можно найти знания, которые можно применить «здесь и сейчас», но в этом состоит задача учителя - вызвать интерес учеников, чтобы они принимали в образовательном процессе живое участие, а не являлись просто слушателями лекции.

В современных школах образовательный процесс часто сводится к надзору за своевременностью и правильностью выполненных домашних заданий. Однако такой метод скорее вызывает негативную реакцию учащихся и снижает эффективность усвоения нового материала. Мотивация учеников должна состоять не в страхе перед наказанием за невыполненный урок, а прежде всего в получении положительного опыта. Конечно, организация учебного процесса не может быть универсальна для любого предмета и любой школы, однако в любом случае важное значение имеет достаточное внимание потребностям и индивидуальным особенностям каждого ребёнка.

Мотивация является важнейшим фактором успеха любой деятельности, в том числе образовательной, причём мотивирующим фактором для обучения может быть любое искреннее желание обучающегося - от одобрения общества или конкретного человека до мечты о собственном гениальном открытии или финансовом благополучии. «Известна роль одобрения преподавателем и окружающими как неосознаваемого мотива к активизации стремления Человека учиться»[10]. Высокий уровень мотивации в образовательном процессе способствует большей заинтересованности в предмете, усидчивости и концентрации, нацеленности на результат, инициативности и самообразованию. Мотивирующие факторы, значительно отличаются в раннем детстве и, например, в подростковом возрасте. Так, для маленького ребёнка обучение будет наиболее эффективным, если оно будет проходить в игровой форме. В.Д. Шадриков определял учебную деятельность как продолжение игровой и отводил мотивации в обоих процессах важную роль: «Находясь в генетическом ряду между игрой и трудовой деятельностью, учебная деятельность является порождением и развитием игровой деятельности и предпосылкой, фундаментом трудовой деятельности. Будучи связана с игрой и трудом, она, однако, и отлична от них. Отличие это выступает прежде всего в мотивации... Учебная деятельность должна принять мотивационную эстафету от игровой и передать её в изменённом виде трудовой деятельности». Ребёнок, выполняя в процессе игры какую-либо роль, отмечает для себя положительные стороны этой роли (например, уважение людей к какой-либо профессии). Эти положительные стороны впоследствии могут стать мотивацией к обучению. «В дальнейшем сами учебные действия, успехи в обучении, социальные контакты и роли становятся мощным мотиватором (или стрессором) для ученика»[11]. Чем больше знаний и опыта (прежде всего, положительного) человек накопил в какой-либо области, тем больше вероятность того, что именно в ней он будет развиваться профессионально.

На важность игры в развитии ребёнка указывал С.Л. Рубинштейн, определяя её сущность следующим образом: «мотив игры заключается не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно даёт данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к её результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка». Основываясь на заключении о том, что эмоциональные переживания являются важной частью мотивации деятельности ребёнка, можно предположить, что этот фактор также играет свою роль в обучении (особенно самообразовании) и впоследствии в трудовой деятельности гениев. Конечно, нацеленность на будущий результат также очень важен для обучения и труда взрослого человека. Однако, вероятно, своеобразное детское восприятие окружающего мира и собственной деятельности может способствовать чрезвычайной увлечённости, ведущей к беспрерывной многочасовой работе, приносящей эффективный результат. Если тяжёлая работа будет восприниматься как некая игра, то её будет значительно легче выполнить. Обучение же в данном контексте можно рассматривать как усвоение правил этой игры, имеющих непосредственное к ней отношение и поэтому вызывающих не меньший интерес, чем сама игра.

В большинстве образовательных методик учитель играет незаменимую роль. Однако не стоит недооценивать важность самообразования. По мере взросления человека, роста его осознанности, а особенно роста увлечённости каким-либо направлением в науке, творчестве, работе, растёт эффективность самообразования. Именно в процессе самообразования человек выделяет для себя те знания, которые ему наиболее интересны и которые для него значимы и могут быть применены на практике. В самообразовании, как в процессе, инициированным самим учеником, а не заданным учителем, ученик не тратит время на изучение информации, которая может ему никогда не пригодиться. Это получение специализации, переход от общеобразовательного развития к углублённому изучению конкретного предмета. И именно этот вид обучения наиболее эффективен, поскольку основан на личной заинтересованности учащегося и непосредственно влияет на результаты, которые он стремится достигнуть. «Вернуться к интересам ребёнка - значит дать жизнь его ненасытному аппетиту познания, разбудить его способности, открыть путь к проявлению таланта и гениальности в каждом. Мастерство педагога заключается в том, чтобы общественно-значимое преобразовать в личностно-значимое. Личностная значимость должна распространяться прежде всего на учебную деятельность»[12].

Важная роль самообразования прослеживается в биографиях всех великих гениев. «...биографии многих гениев если не целиком, то во многом, нам кажется, подтверждают убеждение, что гениальность - результат исключительно труда, самообразования и сознательной ориентации. В США в качестве яркого примера приводят президента Линкольна, в сфере техники - Эдисона, трудившегося по 18 часов в сутки, отказывавшегося даже от отдыха и посвятившего себя изобретениям и чтению литературы о них»[13]. Человек, самостоятельно выбравший для себя путь развития, способен не только добровольно уделять много времени получению знаний в этом направлении, но и определить наиболее эффективные для себя методы обучения и самоконтроля, поскольку никто лучше его самого не знает его потребностей и личностных особенностей.

Самообразование может быть важным элементом самореализации человека. Человек свободен выбрать то направление, которое ему больше всего по душе, и именно в этом направлении он будет эффективнее всего развиваться, поскольку будет получать от этого удовольствие. Благодаря индивидуальным и генетическим особенностям человек может быть успешен и в другой области, навязанной ему окружающими людьми, однако только в им самим выбранном пути возможна полная самореализация. «В образовании и самообразовании огромную роль играет не только приобретение знаний, навыков, мастерства, но и умение найти себя, свои склонности, проявить во всей полноте или дар, заложенный природой, или то доминирующее стремление человека, без которого он не мыслит свою жизнь. Это особенно важно в формировании гения»[14]. Об этом говорили многие философы и учёные прошлого и современности. На важность свободы творчества и самореализации человека указывает и Ю.Д. Железнов, ссылаясь на Н. Бердяева: «Основным же условием становления Личности является возможность свободного выбора направления творческой реализации заложенных в ней природных возможностей»[15])

 

Ист.: Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 122. М., 2010.

 


 


[1] Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 57, 59.

[2] Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. С.  33.

[3] Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М.: КСП+, 2003. С. 84.

[4] Шадриков В.Д. Указ. соч. С. 116.

[5] Богоявленская Д.Б. Указ. соч. С. 64.

[6] Там же. С. 225.

[7] Богоявленская Д.Б. Указ. соч. С. 60.

[8] Шадриков В.Д. Указ. соч. С. 158.

[9] Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М.: КСП+, 2003. С. 85, 86.

[10] Железнов Ю.Д. Человек в природе и обществе. М.: Изд. Московского гуманитарного университета, 2004. С. 270.

[11] Шадриков В.Д. Указ. соч. С. 130.

[12] Шадриков В.Д. Указ. соч.. С. 145.

[13] Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке, 1991 // [Электронный ресурс] URL http://www.odinvopros.ru/sel.php?id=562&current_page=1&sort=0&view=1&s_id=562&variant=10&lines=7&keyword=&a_name=%E3%EE%ED%F7%E0%F0%E5%ED%EA%EE&thinker=&author_code=103&thinker_code=1&tema_code=1&return=1

[14] Гончаренко Н.В. Указ. соч.

[15] Железнов Ю.Д. Указ. соч. С. 252.