А.А. Кузьмин: Тело человека в системе культурных координат модели мира

 

Тело человека в системе культурных координат
модели мира 

А.А. Кузьмин

Во второй половине ХХ в. в традиционной культуре произошел ряд серьезных изменений, чему способствовало влияние новых культурно-исторических фактов. Распространение средств коммуникации, государственная политика, направленная на стирание различий между деревней и городом, развитие системы образования изменили процесс воспроизводства культуры, что привело к постепенной смене антропоцентричного сознания и смещению тела человека с позиции «центра операционных проекций» в сформированном традиционной культурой образе мира. Появившееся новое восприятие тела как субстанции, отдельной от природы, Космоса, запустило процесс утраты телесной мудрости, формировавшейся традиционной культурой на протяжении сотен лет.

Сегодня на фоне повышения интереса к традиционной культуре повышается внимание ученых и социума к человеческому телу. Категории тела и телесности обретают новые грани, привлекая внимание всё большего числа исследователей. Это объясняется тем, что в условиях глобализации и информатизации возвращение к культурным традициям необходимо для осознания связи индивида со своей нацией и его этнической самоидентификацией. Увеличивающееся количество исследований, посвященных специфике традиционных форм мировосприятия, а также выявлению условий и факторов формирования особенностей культурных форм мышления позволит, обратившись к телу, вновь открыть телесную мудрость, воссоздав тем самым связь между телом человека и Космосом.

В процессе своего развития любая культура создает свои уникальные системы восприятия, законы и ценности, источником и символическим выражением которых является человек, формирующий эту культуру и существующий в рамках единственной изначальной сферы, функционирующей на протяжении всей его жизни, от рождения до самой смерти - своей телесности. Человеческое тело является одним из основных координат традиционной культуры, играя в ней организующую роль. Это выражается, например, в том, что все изменения, происходящие с человеком на социальном уровне, немедленно отражаются на теле в виде запретов или разрешения украшать тело, волосы, в татуировках и так далее. Включаясь в систему социальных отношений, тело выполняет определенные социальные функции, а телесный облик человека отражает его место в социальном пространстве, его статус в обществе[1].

Мироустройство в традиционной культуре базируется на основном принципе деления на границы внутреннего и внешнего  пространства, то есть на верхнюю, среднюю и нижнюю части. Эти три части моделировали в себе троичный образ мира: верхний, средний и нижний мир.  Человеческое тело, находясь в пространстве среднего мира, моделировало в себе всё вселенское пространство, его правую и левую стороны. Сопоставлявшиеся с мужским и женским началом три его вертикальные части (голова, туловище и ноги) становились исходными точками для моделирования окружающего пространства. Леонардо да Винчи, воспроизводя аналогию человек - мир, говорит о ней как о бесспорной: «Человек назван древним малым миром, - и нет спора, что название это уместно, ибо как человек составлен из земли, воды, воздуха и огня, так и тело земли. Если в человеке есть кости, служащие ему опорой, и покровы из мяса - в мире есть скалы, опоры земли...» [2]. Всё это маркирует возможность исследования антропоморфных свойств природного Космоса в традиционной культуре лишь посредством исследования человеческого тела.

Одним из важнейших элементов традиционной культуры, в котором реализуется коммуникативная функция тела, является ритуал. Корнями ритуала как воздействующего акта, воссоздающего принципы мироздания, является символико-знаковая система, где знаком, несущим сакральный смысл, является каждый предмет. Всё - язык, миф, утварь, одежда - рассматривается как семиотические объекты. В центре этой семиотической совокупности находится тело, являющееся более древней знаковой системой, чем язык[3]. Тело обладает обширным многоуровневым символическим содержанием, оно органично вплетено в мифологическое мироощущение, тело - это продолжение природы, обладающее теми же чертами, что и строго организованный Космос в целом, и воспринимаемое сознанием как Космос. Структура человеческого тела - это универсальный образец, на основе которого происходит построение всей системы понятий в традиционной культуре: пространства, времени, природа, социума и т.д.[4] 

Пространство в традиционной культуре обладает свойствами антропоморфности и многоуровневости, тело же формирует и преобразует пространство вокруг себя из нечистого (чужого) в чистое, культурное (свое). Пространство и природные объекты сравниваются и соотносятся с телом: например, ноги имеют хтоническую символику, сопоставляясь с землей, кровь - с водой, глаза, волосы обладают свойством светносности[5]. телесное восприятие пространства в традиционной культуре, маркируется также образованием пространственной лексики от анатомических терминов, С.Е. Ветохина связывает ориентационные значения соматизмов с основополагающим принципом ориентации человека в пространстве по собственному телу[6], когда, говоря о чем-либо как правом или левом, человек говорит о местонахождении предмета по отношению к себе, что также прослеживается в оппозиции верхний - нижний, маркируя голову и ноги как наиболее семантически наполненные части тела. Следствием соматической организации человека является также архаическая система мер, основанная на мерах человеческого тела (палец, сажень, пядь, горсть и т.д.). Оппозиции «свой - чужой», «верхний - нижний» можно также сопоставить с противопоставлением «мужской - женский».

Гендерное разделение пространства в традиционной культуре маркирует принадлежность огненно-воздушных стихий к мужской части, а землю и воду - к женской. Важно заметить, что земля не обладает свойствами амбивалентности подобно воде или огненным стихиям, и наиболее позитивную сущность земле придает ярко выраженная материальная форма. Гендерная специфика ярче всего проявляется во внутреннем устройстве жилища, дом как образ мира перенял и усилил телесную маркированность пространства. Так как мужчина был хозяином дома, то его территорией естественным образом считалась правая сторона дома - красный угол, место вокруг стола и угол у порога. Женской же считалась левая часть дома у печи, чаще всего именуемая «бабий кут», а сама печь преобразовывала женское естество [7].

Время в координатах традиционной культуры также обладает свойствами антропоморфности, его соотнесение с мужским и женским началом, старостью и молодостью проявляется в активности разных половозрастных групп в ритуале. Границу между старым и молодым временем формирует солнцеворот, а отличительной особенностью, формирующей возрастное разделение, является направление движения сил плодородия: «молодой вверх растет, старый - вниз». Во временном периоде от Святок до окончания Петровского поста происходит рост всего живого, что говорит о движении сил плодородия по восходящей линии. Соответственно это маркирует позитивную направленность активных контактов между человеком и Космосом. Этот период соответствует молодому времени и благоприятствует росту и развитию молодого организма и плодородию, следовательно, в весенне-летнем ритуальном цикле наиболее активной группой является молодежь. Это находит подтверждение в связи календарной и свадебной обрядности, в весенний праздник Красной горки происходило первое весеннее гуляние молодых девушек и этот день, был наиболее популярным временем для заключения браков. Сила плодородия достигает своего пика во время летнего солнцеворота, что маркируется созреванием урожая. В этот период начинается уменьшение роли молодежи в ритуальном цикле и возрастает активность взрослых мужчин и женщин. Снижение силы плодородия и начало её движения по нисходящей линии начинается после летного солнцеворота, что маркирует связь со старостью и смертью, следовательно, контакт человека с Космосом постепенно становился опасным, а ритуалы в этот период принимают апотропейный характер.

Соотнесение телесного времени со старостью и молодостью находит свое подтверждение в лунном временном цикле. Лунное время соотносилось с изменением фаз Луны (народившийся месяц, молодик, полнолуние, старый месяц, старик) и имело множество тел, вследствие чего становилось более ощутимым, чем солнечное, в силу своей наглядно менявшей форму телесности[8]. Бытовое поведение, повседневная хозяйственная деятельность, семейные ритуалы -  всё это определялось фазами луны. Например, чаще всего всё, что было связано с ростом, соотносилось с новолунием, так как молодой месяц ассоциировался с растущим организмом, следовательно, действия, имеющие продуцирующий характер, совершались при молодом месяце (сеять ячмень, ставить ульи, стричь овец и т.п.). Полнолуние маркировало связь с добрым временем для земледельческих работ, так как  полнота месяца связывалась с богатым урожаем.

Функционируя в быту в качестве элемента повседневного поведения, тело обусловлено ценностями, нормами поведения, социальными установками, характерными для традиционной культуры, но этот аспект   функционирования человеческой телесности не является исключительным для традиционной культуры и характерен для любой другой культуры. При этом нужно заметить, что телесное действие обладает гораздо большим смыслом и знаковостью в традиционной культуре, чем в современной. Богатство телесного восприятия Космоса в традиционной культуре находит свое подтверждение в факте появления популярных на сегодняшний день телесных практик - танца, спорта, аэробики - из традиционных соматических практик, что вместе с прочими проявлениями человека маркируют требующую изучения неразрывную связь тела с мифологическим восприятием.

В пространстве современного социума тело вновь наполняется множеством значений и смыслов, рождающихся из духовной и материальной деятельности людей, ведь человек не просто изначально телесен, он изначально является телом в мире; иначе говоря, человеку дается не просто какое-то конкретное тело, ему дается тело в этом мире. В.М. Розин в своей работе «Как можно помыслить тело человека, или На пороге антропологической революции»[9] говорит о возможной доминанте в XXI в. практик и наук не только социальной направленности, но и телесной, о чем, по мнению автора, свидетельствует активный рост телесно ориентированных социальных практик  и техник строительства тела - модели тела и красоты, бодибилдинг, здоровый образ жизни и натуропатическое питание, новое возрождение танцевальной и физической культуры, карате, художественная гимнастика, смена пола, очередные попытки достижения бессмертия - (креоника и движение трансгуманизма), а так жепоток разнообразных концепций тела и телесности.

В этой связи можно выделить ряд актуальных аспектов, обозначающих важность и крайнюю актуальность проблемы тела и телесности сегодня:

1. Появление и развитие биоэтики, обусловленное комплексом морально-этических проблем, связанных с успехами в расшифровке генома человека, генетической инженерии, появлением новых технологий деторождения, эвтаназии и трансплантологии, клонирования непосредственно связано с проблемой человеческого тела. Сегодня это особенно актуально, когда наука находится на пороге возможности конструирования человеческой телесности.

В широком смысле обращение к телу позволит, помимо решения этических, медицинских, социально-правовых и законодательных проблем, с новой точки зрения рассмотреть роль «телесного» воздействия человека на окружающую его экосистему. Именно в этом ракурсе возможно оценка результатов развития и применения тех или иных технологий в медицине и биологии.

2. Актуально обращение к аспекту человеческой телесности, выходящей за рамки тела человека и раскрываемой в межчеловеческих связях и отношениях. Этот аспект проявляется в необходимости и незаменимости телесного контакта родителей с ребенком, что является одним из важнейших факторов в процессе формирования личности человека. Именно постижение телесной культуры необходимо для формирования духовно-нравственного фундамента человека. Так, Л.В. Жаров выделяет наличие «живых примеров» родителей и близких в качестве основных факторов выработки моральных критериев поведения человека[10].

3. Сегодня происходит повышение ценности человеческой индивидуальности и формируется особый смысл человеческого тела как носителя символической ценности. Налицо обостренное восприятие всего, что связанно с личностным самовыражением, а тело является одним из таких средств, о чем может свидетельствовать появление новых социальных групп и молодежных образований, стремящихся к утверждению своего статуса и телесной атрибутики: панки, готы, байкеры, скинхеды, рейперы, скейтбордисты.

Актуальность телесного кода маркирует увеличение значения в условиях общества потребления вопросов стиля и имиджа как умения представить себя покупателю, работодателю, избирателю в соответствующем состоянии здоровья духа и тела [11].

4. Актуальность человеческого тела и телесности неразрывно связано с осознанием единства человеческого рода и его телесной организации. Этот принцип является основой концепции медицинского гуманизма, когда медицинская помощь оказывается вне зависимости от социального положения, национальности и вероисповедания [12].

5. Проблема тела и его физического развития находит своих сторонников на государственном уровне. В России на федеральном уровне принимается государственная программа, посвященная стимулированию развития спортивных и оздоровительных сооружений, а также увеличению количества организаций, несущих ответственность за  формирование физической культуры.

6. Возрастающий интерес к проблеме человеческой телесности маркирует потребность возврата человека к личному телесному опыту, к «техникам» тела. Обострение множества экологических проблем в крупных городах, страх перед старостью, утрата представлений о достоинстве и красоте человека декларирование культа молодости, повышенная нервозность, психические расстройства, сердечно-сосудистые, аллергические, астматические заболевания, наркологическая и алкогольная зависимость - все это приводит к возрастанию интереса общества к человеческому телу, возникновению потребности в телесной динамике, в развитии гармонии индивида со своим собственным телом.

Обращение к живому телу на фоне постмодернистской утраты целостности и превращения его в один из образов-симулякров, которыми оперируют многочисленные философско-эстетические концепции, в конечном счете, продиктовано необходимостью возвращения к человеку чувствующему, целостному, являющемуся создателем и носителем неповторимых личностных смыслов, делающему самостоятельный выбор. Тело возвращает нас к утраченному на время бесценному опыту, оно есть «орудие» души и одновременно зеркало для отображения сущности Вселенной. Современная культура возвращается в поисках целостности к космогонической мифологеме «вселенского человека»[13], лежащая в основе древнейших натурфилософских концепций. По замечанию Л.В. Жарова, «ярче всего человеческая телесность выражается в любви и ее проявлениях на протяжении всей жизни человека»[14].

Сегодня процесс возвращения к телу маркирует глубочайшее желание духовного развития как общества в целом, так и отдельных его субъектов. Возврат к  телу в соединении с телесными практиками для человека постепенно может стать важным и доступным инструментом, посредством которого человек сможет вновь открыть телесную мудрость собственного тела, достичь целостности и единства человеческого существа, общества и мира вокруг.

 

 

Ист.: Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 119. М., 2010.

 


 


[1] Ветохина С.Е. Тело человека в контексте традиционной культуры бурят. Дис  ... канд. культурологи. Улан-Удэ 2006 Л. 63.

[2] Эрез Каплан Леонардо - человек, заглянувший в будущее [электронный ресурс]. URL http://www.manwb.ru/articles/persons/great_europ/Leonardo/%20(дата  обращения 20.04.10

[3] Рейзвих Д.А. Тело человека в традиционной культуре, [электронный ресурс].URL: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=332 (lдата обращения: 23.03.10)/

[4] Ветохина С.Е. Указ. соч. Л. 62

[5] Артемьева О.Н. Человеческое тело в традиционных представлениях русских среднего Прииртишья конца Х1Х-первой половины ХХ в. Дис.  ... канд. ист. наук Омск 2005. Л. 229-230

[6] Ветохина С.Е. Указ. соч. Л. 62

[7] Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. [Текст]  М., 2008 С. 80-85.

[8] Черная Л.А. Указ. соч. С. 80-85.

[9] Розин В.М. Как можно помыслить тело человека, или На пороге антропологической революции [Электронный ресурс]  URL http://www.antropolog.ru/doc/persons/rozin/rozin8  (дата обращения: 18.04.10).

[10] Жаров Л.В. Двадцатилетний опыт изучения проблемы человеческой телесности . Актовая речь. [электронный ресурс]. URL: http://portal.rsu.ru/science/modernisation/D_i/Zharov/!%E4%F7%E1%E4%E3%E1%F4%E9%EC%E5%F4%EE%E9%EA%20%EF%F0%F9%F4%20%E9%FA%F5%FE%E5%EE%E9%F1.doc (дата обращения: проверено 08.02.10).

[11] Бугуева Н. А.  Телесность человека как социокультурный феномен [электронный ресурс].  URL: www.lib.csu.ru/vch/094/66.pdf (дата обращения: 18.04.10

[12] Эльштейн Н. В., Иванюшкин А. Я. Этика медицинская [электронный ресурс]. URL: http://www.golkom.ru/kme/27/3-421-3-1.html  (дата обращения: 08.02.10).

[13] Маслов Р.В. Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты. Дис. ... доктора философ.наук.  Саратов, 2005. С. 5.

[14] Жаров Л.В. Указ. соч.