Е.М. Алтухов: Трудовая деятельность гениев

 

Трудовая деятельность гениев

Е.М. Алтухов

Существует множество определений понятиям гениальности и гения. С точки зрения трудовой деятельности, Р.С. Элберт (1975) дал следующее определение гению: «Человек, который на протяжении длитель­ного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет».

Каждый гений признаётся обществом только по результатам его труда, будь-то глубокие философские идеи, шедевр искусства или существенный прорыв в науке. Человек, не раскрывший в полной мере свой гениальный потенциал, не станет объектом изучения и широкой известности. Даже особо одарённые дети не вызывают такого общественного интереса, как гений, давший миру нечто исключительное и полезное. Гений - человек, сделавший гениальное открытие, т.е. «такое, которое за счёт своей новизны, значимости (полезности) и мастерства исполнения приводит к появлению качественно нового видения картины мира, нового потенциала и тенденций развития науки»[1].

Именно поэтому изучение трудовой деятельности гениев и её особенностей, присущих каждому в отдельности, имеют важное значение.  Особые черты, характерные для труда любого индивида, в том числе и гениальных личностей, можно рассматривать, с одной стороны, как проявление индивидуальности, с другой - как результат влияния общества. Особенности трудовой деятельности некоторых выдающихся личностей, признанных гениями, и просто известных мыслителей можно рассмотреть на примере деления всех людей по социотипам. Принадлежность человека к тому или иному социотипу определяет характер его мыслей, действий, реакций на какие-либо события. Впервые такое деление людей по складу характера и образу действий предложил Карл Густав Юнг. В настоящее время наукой, занимающейся изучением людей по социотипам, является соционика.

Прежде чем перейти к более детальному анализу деятельности гениальных людей на примере конкретных личностей, следует дать некоторое общее понятие о том, какие особенности отличают труд гения от труда обычных людей. Н.В. Гончаренко характеризует деятельность гениев следующим образом: «В XX веке, и особенно в наше время, когда в работах о гениальности стали доминировать проблемы исследования творчества великих учёных, стали чаще, а то и впервые подчёркиваться... такие способности: стремление к открытию и познанию нового или к усовершенствованию существующего; нестандартность, оригинальность мышления; дар предвидения, ориентация на будущее: неутомимость в поисках, энергия, трудолюбие, настойчивость в достижении успеха; предпочтение сложных проблем, способность решать конфликты в, казалось бы, безвыходных ситуациях; инициативность и стремление к доминированию, способности принимать решения; стремление к независимости и самостоятельности, «непослушание» в суждениях и поведении»[2]. Остановимся немного подробнее на некоторых из этих качеств.

Известно множество случаев в истории, когда гениальная работа отвергалась обществом, а сам её автор считался сумасшедшим. Однако впоследствии общество в результате своего развития находило эти гениальные достижения полезными. Получается, что гений в результате сверхэффективного логического или интуитивного мышления, которого остальное общество ещё не достигло, совершает огромный скачок вперёд. Поэтому для трудовой деятельности гения характерна в большей или меньшей степени отстранённость от социума, а следовательно ей присуща самостоятельность и независимость от общественного мнения. «...если задаться целью проанализировать то, что гений сделал, как он поступил, взвесить его суждения, сопоставив их с фактами, особенно по истечении определённого отрезка времени, иногда уже после его смерти, то оказывается, что именно он поступал наиболее нормально и логично и мыслил вполне здраво, только с опережением, и его поведение будет выглядеть соответствующим требованиям социальной ситуации и духу времени больше, чем поведение других»[3].

Другое качество гения - неутомимость в работе и огромная результативность, достигающиеся благодаря сильнейшей увлечённости, иногда даже фанатизме, желанию, переросшему в потребность, выразить свои мысли и чувства в творческом произведении; или огромный интерес к научным исследованиям, подкреплённый потенциальной возможностью совершить открытие или принести серьёзную пользу обществу. Как правило, это труд не преследующий целей материального обогащения, это средство выразить себя или сильные альтруистические побуждения. «Что же касается тех гениев, которые истязали себя сизифовым трудом, воздержанием даже от самых необходимых благ и радостей жизни, то это также обычная плата или за сознательно взятые на себя обязательства сделать задуманное, выполнить колоссальный объём работы, или единственный, а значит, также вполне нормальный путь достичь тех целей, которые были поставлены не только лично ими, но и объективным ходом развития науки или искусства»[4].

Однако исключительное трудолюбие и нацеленность на результат не являются достаточным условием для определения данного труда как гениального. Несколько учёных могут упорно работать над какой-либо проблемой, однако к решению придёт только один. Это решение станет возможным либо в результате удачного стечения обстоятельств, либо благодаря особой методике. Если отбросить фактор случайности, можно прийти к выводу, что гений, сделавший открытие или создавший уникальное художественное произведение, обладает набором качеств, позволившим ему создать прогрессивный метод, качественно новый подход к решению проблемы. Учитывая, что хорошее социальное окружение ещё не гарантирует развитие гениальности, наличие у человека такого набора качеств следует отнести к индивидуальным факторам, или к генетической предрасположенности. «...труд гения характеризуется не просто длительностью, гигантской продуктивностью и хорошей методикой. Всё это свойственно многим учёным и художникам. Кроме того, у гения больше отклонений от нормы, от обычного и общепринятого. Он может целиком отбросить испытанную и привычную методику и подойти к решению проблемы с совершенно неожиданной стороны, сам сконструировать аппаратуру для исследований, начать дело с конца, с середины, с любой точки, дабы "ввязаться в бой"»[5].

Каждому индивиду свойственны свои особенности организации труда. Очевидно, что на этих особенностях отражается склад характера. Среди исследований по психологии человека, осветивших проблему классификации людей по характерам, особенно выделяются работы одного из выдающихся мыслителей XX в., швейцарского психолога К.Г. Юнга. В своей работе «Психологические типы» Юнг рассматривает несколько систем классификации. Так, например, он отмечает метод Вильгельма Оствальда, который, изучив биографии выдающихся естествоиспытателей, выделил классический и романтический тип. «Тогда как первый тип... отличается всесторонним совершенствованием каждого отдельного дела, но в то же время замкнутым характером и слабым личным влиянием на окружающую обстановку, романтик обращает на себя внимание противоположными свойствами. Ему свойственно не столько совершенствование единичной работы, сколько разнообразие и замечательная оригинальность многочисленных, быстро следующих один за другим трудов, а на своих современников он имеет обыкновенно непосредственное и сильное влияние... Классик отличается медленным процессом творчества и создаёт нередко самые зрелые плоды своего духа - лишь сравнительно поздно». Согласно классификации К.Г. Юнга, классический тип соответствует интроверту, а романтический - экстраверту.  Интроверсия и экстраверсия - это понятия, впервые введённые в психологию Юнгом. «...интровертная точка зрения есть та, которая всегда и при всех обстоятельствах стремится поставить эго и субъективный психологический процесс над объектом или, по крайней мере, утвердить их по отношению к объекту. Такая установка придаёт поэтому ценность субъекту большую, чем объекту». «Экстравертная точка зрения, напротив, ставит субъекта в подчинение объекту, причём объекту принадлежит преобладающая ценность. Субъект имеет всегда второстепенное значение, и субъективный процесс иногда даже мешает или является лишним придатком к объективным событиям». Юнг приводит следующие примеры представителей этих типов: экстравертный - Роберт Майер,  Фарадей, Гёте, интровертный - Гемфри Дэви и Либих.

Кроме экстраверсии и интроверсии Юнг впервые предлагает разделять людей по основным психологическим функциям: мышление, чувство, ощущение и интуиция. «Если одна из этих функций привычно господствует над другими, то формируется соответствующий тип». (Юнг, 2007: 58) Кроме того, Юнг выделяет такие качества, как рациональность и иррациональность.

Рассмотрим эти психологические качества на примере нескольких известных личностей. Хотя не все они однозначно признаны гениями, однако исключительность их вклада в развитие человечества делает их достойными внимания в исследовании по теме гениальности.

В области музыки один из самых выдающихся гениев - конечно, В.А. Моцарт. Современная соционика относит его к типу интуитивно-этического экстраверта. Невозможно раскрыть всю многогранность и сложность творческой деятельности такого человека в нескольких предложениях, однако на основе подробного исследования Г. Чичерина отметим несколько наиболее ярких черт характера, выделяющих А.А. Моцарта среди остальной массы общества. «...характерная особенность Моцарта... - воспринимать дух и технические приёмы, которые обращают на себя его внимание в произведениях какого-либо композитора, и тот час придавать им печать высшей красоты и исконно ему, Моцарту, присущие приметы... В нём беспрерывно бьётся желание воплотить некий неуловимый идеальный образ, его никогда не удовлетворяет достигнутое». «...отвращение к своим собственным прежним вещам, это вечное недовольство, вечное стремление к новому толкало Моцарта всё дальше на новые пути к знаменитому «великому стилевому перевороту». Исследователи творчества Моцарта, отмечают в нём высокую изменчивость, Визева и Сен Фуа, например, насчитали в его творчестве 24 периода. Путешествия и события вокруг него, то наполняли его музыку романтизмом, то придавали мрачный тон. Однако «дух «бури и натиска», со всеми его противоречивыми настроениями был изначально у Моцарта в крови». «Динамизм - этим определяется всё творчество Моцарта». «Устанавливая в характеристике самого Моцарта «способность наблюдать людей», интуицию человеческой личности... Аберт считает эту черту «истинным источником драматического искусства Моцарта». «Моцарт - композитор реального живого человека». «... с полным кругозором гения он завоевал будущее сознательно». «Именно в результате... глубочайшей концентрации Моцарт так мало доступен. Громадная неслыханная сложность - внутри его» [6]. Динамизм, вечное стремление, дух бури и натиска, интуиция, глубочайшая концентрация - вот ключевые качества, отличающие гения от простого человека.

Обратимся к другому, не менее известному гению - Леонардо да Винчи. «...главная черта молодого гения, которая была ему присуща на протяжении всей жизни, - полное отсутствие пиетета к авторитетам различных весовых категорий». «Леонардо да Винчи применял в живописи свои знания в сфере сенсорного восприятия человека. В его картинах были закодированы энергетические поля»[7]. Этьен Кассе, в исследовании на основе письменных источников (писем и документов), сохранившихся со времён да Винчи, приходит к выводу, что Леонардо на протяжении его жизни оказывала серьёзную поддержку масонская организация, благодаря которой гений мог позволить себе период простого «накопления знаний», без активной трудовой деятельности. «На протяжении десяти лет Леонардо фактически «ничего не делал», он просто накапливал опыт и знания, а все его расходы спонсировались масонской организацией».

Приведём ещё несколько характеристик, сделанных Этьеном Кассе на основе документов времён да Винчи: «...интерес у него вызывали в первую очередь страсти человеческие и необычные по своей природе лица...»  «...поразительное холоднокровие... и недюжинная выдержка, безусловно, свидетельствуют о твёрдом характере...». «Леонардо тонко чувствовал природу, но при этом совершенно не интересовался людьми, в отношениях с которыми частенько был до крайности прямолинеен и порой даже бессердечен»[8].

Область интересов гениального живописца не ограничивалась изобразительным искусством. Широко известен его интерес к далёкому от этой области военному делу, в котором он также проявил исключительную изобретательность, создавая проекты, на многие столетия опередившие его современность. «Леонардо да Винчи создал прообраз современного автоматического оружия, в том числе ракетной установки «Град»[9].

«Леонардо да Винчи вызывал у людей страх. При движении к цели он напоминал таран, и никому не хотелось вставать у него на пути»[10]. Кассе отмечает, что в работе да Винчи прослеживается «поразительное хладнокровие и даже азарт». Это, пожалуй, одна из главных особенностей Леонардо да Винчи как великого гения: он стоял выше моральных и духовных ценностей простых людей, он чётко видел цель и не гнушался никаких способов для её достижения (вплоть до выкапывания трупов для создания зарисовок). И, тем не менее, сегодня его помнят, прежде всего, как гениального живописца и изобретателя.

Кассе, ссылаясь на описания современников да Винчи, указывает на то, что все они сходятся в одном и том же: Леонардо обладал не только исключительными умственными способностями, но и необычайной красотой и физической силой, а также «обладал огромным даром убеждения и был способен гипнотизировать людей», «обладал осознанной фотографической памятью и был уникальным энциклопедистом»[11]. Как и другие гениальные личности, Леонардо да Винчи обладал огромной работоспособностью. Как отмечает Кассе, он мог работать 24 часа в сутки,  а также мог делать два разных дела правой и левой рукой одновременно, то есть осознанно контролировать работу разных полушарий мозга.

 Всё это настолько сильно выделяло его среди остальной массы людей, что наводило на мысль о его сверхъестественном происхождении и даже, по мнению Кассе, искусственном селекционировании масонами для достижения своих стратегических целей. В любом случае, мы приходим к выводу, что гениальность да Винчи - прежде всего, результат действия генетических факторов вкупе со значительной социальной поддержкой.

В научном мире широко известен гений Никола Тесла. Хотя он знаменит, прежде всего, своими научными достижениями, однако его тоже можно назвать «универсальным» гением - он уделял внимание не только техническим наукам, но и профессионально разбирался в музыке, лингвистике - свободно общался на девяти языках, изучал философию. В описании его жизни и трудовой деятельности мы снова сталкиваемся с исключительной работоспособностью и стремлением к познанию - в его распорядке дня на сон отводилось не более четырёх часов. И снова проявляется некая отстраненность от остального общества. «Почитаемый как полубог некоторыми современниками, Тесла в то же время считался персоной нон грата в отдельных влиятельных кругах научного сообщества». Сам Тесла говорил о себе во время учёбы: «У меня была неотвязная мания заканчивать всё, что начинаю». Позднее вся его работа проходила в условиях постоянного самоконтроля и самоотречения. «Подгоняемый стремлением добиться первенства в различных областях и понимая, что новые технологии способны повлиять на ход истории, Тесла разработал жёсткое расписание, которое пугало всех, кто работал рядом с ним. Часто он трудился до потери сознания, круглые сутки, делая всего несколько коротких перерывов. Марк Сейфер приводит слова современника Теслы Т.К. Мартина: «... у него глаза, при взгляде на которые приходят на ум истории о провидцах и феномене ясновидения. Он с жадностью читает и ничего не забывает; у него необычная склонность к языкам... Нельзя желать более интеллигентного собеседника: беседа начинается с вещей простых, а потом постепенно переходит на величайшие вопросы, касающиеся жизни, долга и судьбы»[12].

Важно отметить ключевую особенность трудовой деятельности гениев. Труд гениев - не механический, он лишён монотонности и однообразия. Рутинный, однообразный труд «разрушает человека своей разъедающей монотонностью. Но и воздействие созидательного труда тогда эффективно, когда он целенаправлен, продуман, пронизан плодотворной идеей, организован на основе определённого замысла. Таковым труд может быть лишь у человека, посвятившего себя, свою деятельность сознательно поставленной задаче и реализующего своим трудом конкретную, им же самим определённую и составленную программу»[13].

 

Ист.: Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 120. М., 2010.

 


 


[1] Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки / Московский психолого-социальный институт. М.: Флинта, 1998. С. 247.

[2] Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке, 1991 // [Электронный ресурс]  URL http://www.odinvopros.ru/sel.php?id=562&current_page=1&sort=0&view=1&s_id=562&variant=10&lines=7&keyword=&a_name=%E3%EE%ED%F7%E0%F0%E5%ED%EA%EE&thinker=&author_code=103&thinker_code=1&tema_code=1&return=1

[3] Гончаренко Н.В. Указ. соч.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Чичерин Г. Моцарт. М., 1971. С. 28, 32, 43, 72, 74, 99.

[7] Этьен Кассе. Леонардо да Винчи: второе пришествие. СПб.: Вектор, 2006. С. 25.

[8] Этьен Кассе. Указ. соч. С. 63, 64, 83.

[9] Там же. С. 76.

[10] Там же. С. 85.

[11] Там же. С. 134. 

[12] Сейфер М. Никола Тесла. Повелитель Вселенной. М.: Эксмо, Яуза, 2008. С. 14, 33, 68.

[13] Гончаренко Н.В. Указ. соч.