Залкинд Арон Борисович

 

Залкинд Арон Борисович (5[17].06.1888, Харьков - июль 1936, Москва) - российский психолог, ведущий представитель педологии, последователь фрейдизма. Окончил медицинский факультет Московского университета. Директор Петроградского психотерапевтического института (1917-1920), преподавал в Академии коммунистического воспитания и 2‑м МГУ (1923-1930). Работал председателем Межведомственной плановой педологической комиссии, редактором журнала «Педология», директором Института психологии, педологии и психотехники.

Познакомившись с трудами З. Фрейда, с 1910 г. внедрял психоанализ в психиатрическую практику, пропагандировал в статьях его учение (см. работы Залкинда 1913 г.) Позже испытал влияние идей А. Адлера, что привело к появлению в его работах социологического аспекта, «психоневрологического взгляда» на общество. В 1920‑е гг. Залкинд осуществил социально‑биологический анализ партийного актива (ст. «О язвах Р.К.П.», опубл. в 1991 г.), выявил комплекс «парттриады» - сочетание неврозов, гипертонии и вялого обмена веществ, которые он обнаружил у 90% исследованных им партработников. Залкинд объяснил формирование этого комплекса нарушением гигиенических норм, профессиональным несоответствием, нервным возбуждением и культурным отставанием [Овчаренко 2000, с. 107]. В статьях 1924 г. («Фрейдизм и марксизм», «Нервный марксизм, или Паническая критика») Залкинд искал точки сближения фрейдизма и марксизма, что позволяет отнести его к предвестникам фрейдо‑марксизма. Эти идеи Залкинда были подвергнуты критике М.М. Бахтиным [Волошинов 1998], Л.С. Выготским [Выготский 1930]. Вульгарный социологизм присутствует в работах Залкинда «Очерки культуры революционного времени» (1924), «Революция и молодежь» (1925), «Половой фетишизм» (1925), «Половой вопрос в условиях советской общественности» (1926), в которых основное внимание уделено проблемам молодого поколения. Залкинд стремится последовательно реализовать классовый подход к молодежи, доводя его до абсурда, когда предметом анализа становятся половые отношения в юношеской среде (в частности, выдвигал требование к пролетарской молодежи руководствоваться при выборе полового партнера классовой оценкой). После 1925 г., когда его взгляды были подвергнуты ожесточенной критике, публично отрекся от фрейдизма.

Залкинд отрицательно относился к новаторским идеям и практической деятельности А.С. Макаренко, пропагандируя педологию как истинно марксистскую теорию в области воспитания молодежи (ст. «За марксистско‑ленинскую методологию в воспитании», 1931). Однако Залкинд внес большой вклад в преодоление господствовавшего до середины 1920‑х гг. представления о морально дефективных подростках, к которым относили наряду с психически больными также беспризорных и педагогически запущенных детей. Он подчеркнул роль неблагоприятной среды и воспитания в формировании девиантного поведения подростков. Залкинд применял педологию к детскому и юношескому коммунистическому движению (ст. «Педология детского и юношеского коммунистического движения», 1930).

В 1931-1932 гг. он был снят с руководящих должностей за «меньшевиствующе‑идеалистический эклектизм». Умер от инфаркта после собрания, на котором было зачитано постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов».

Осн. труды: К вопросу о факторах, сущности и терапии психоневрозов // Психотерапия. 1913. № 1. С. 8-25; Обратимся к сущности психоневрозов // Психотерапия. 1913. № 3. С. 172-187; № 4. С. 214-221; Фрейдизм и марксизм // Красная новь. 1924. № 4. С. 163-186; Нервный марксизм, или Паническая критика // Под знаменем марксизма. 1924. № 12. С. 260-274; Очерки культуры революционного времени. М., 1924; Революция и молодежь. Л., 1925; Половой фетишизм. К пересмотру полового вопроса. М., 1925; Половой вопрос в условиях советской общественности. Л., 1926; Педология детского и юношеского коммунистического движения. // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. М., 1930, т. 2; За марксистско‑ленинскую методологию в воспитании. О "половом воспитании" // Педология. 1931. № 7/8. С. 11-20; О язвах Р.К.П. (схематичная частичная попытка социально‑биологического анализа отрицательных сторон партии // Вопросы философии. 1991.№ 7.

Лит.: Выготский Л.С. и др. Основные течения современной психологии. М., 1930; Эткинд А.М. Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20‑х годов // Вопросы педагогики. 1990, № 5; Залкинд // Российская педагогическая энциклопедиия. В 2 т. М., 1993, т. 1, с. 320-321; Волошинов В.Н. [Бахтин М.М.]. Фрейдизм. Критический очерк // М.М. Бахтин. Тетралогия. М., 1998, с. 5-108; Лейбин В.М., Овчаренко В.И. Психоаналитическая литература в России. М., 1998; Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999; Овчаренко В.И. Российские психоаналитики. М., 2000.

Вл. А. Луков