А. В. Доскальчук: Организация проектирования социально-экономического развития города в форме разработки комплексной программы

 

Организация проектирования социально-экономического развития города в форме разработки комплексной программы

А. В. Доскальчук,

 первый заместитель мэра города Братска

 

Основной  миссией деятельности органов местного самоуправления является нацеленность муниципалитетов на приоритетное решение вопросов, связанных с созданием качественной, комфортной  и безопасной среды проживания местных сообществ граждан. Это убедительно доказывает российская  практика государственного строительства и закрепившийся  вектор развития современной России, а также наблюдаемые в ней тенденции и реалии углубляющейся муниципальной реформы. Вместе с тем, успешная реализация своих полномочий и функций органами местного самоуправления в городах, включая и города областного подчинения, зависит от того, насколько эффективно эти органы будут использовать имеющиеся и передаваемые в их распоряжение ресурсы. С этой целью органы местного самоуправления в меру своих полномочий устанавливают приоритеты, а на их основе обеспечивают комплексное развитие основных отраслей муниципального хозяйства, частного сектора, и в первую очередь  совершенствование социальной сферы на муниципальном уровне.

Оптимизация управленческих решений в области проектирования социально-экономического развития города должна учитывать многие обстоятельства, может осуществляться различными способами и на разных этапах управленческого процесса. Этот вопрос остается недостаточно разработанным на уровне технологии, а соответствующие разработки для менеджмента в сфере бизнеса[1] не во всем могут здесь подходить. Наиболее существленные факторы, которые следует в рассматриваемом случае принимать во внимание, это а) ресурсная база управляющего органа (здесь - админимстрация города областного подчинения), б) социальная ответственность бизнеса, прежде всего корпораций, владеющих градообразующими производствами, в) социальная дифференциация населения и его готовность к нововведениям.

Ресурсная база, на которую может опираться администрация города при проектировании социально-экономического развития, включает как материально-технические компоненты и финансовые средства, так и человеческий потенциал, и прежде всего потенциал кадровый. Некоторые вопросы с трудом решаются не потому, что нет денег или материалов, но в силу недостаточной готовности кадров к осуществлению крупных социальных проектов в масштабах города.

Относительно социальной ответственности бизнеса ситуация в масштабах России противоречива. Эксперт по этому вопросу А. А. Деревянченко отмечает, что российские корпорации уже встали на путь реализации принципов социально-ответственного бизнеса - и прежде всего те бизнес-организации, которые выходят на мировой рынок товаров и услуг, где такая линия поведения не только приветствуется, но в какой-то мере предписывается[2]. Это обстоятельство очень важно, но проявляется в разной мере. Как верно указывает А. А. Деревянченко, поведение бизнеса в этой сфере связано с тем, каковы правила игры, устанавливаемой государством. Однако следует учитывать и то, что для города областного подчинения установление правил игры значительно осложнено, что вытекает из отмеченных в первой главе настоящей диссертации ограничений  управленческих возможностей в таком поселении. Напротив, бизнес-структуры, особенно производства, включенные в ТНК, на уровне города имеют возможности устанавливливать свои правила игры, в том числе такие, которые неприемлемы для стратегии социально-экономического развития города.

Существен и фактор социальной дифференциации населения и его готовности к нововведениям. Показывая коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти как управленческий процесс на материалах Братска, Ю. Л. Воробьев показал, что создание устойчивого положительного отношения к власти у значительной части электората и участия населения в управлении делами государства и общества более эффективно, если органы государственной власти вступают в диалогические отношения не с диффузным электоратом, а со структурами гражданского общества и что поскольку в современной России структуры гражданского общества недостаточно развиты и в большинстве территорий не могут эффективно контролировать власть, в управлении взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти инициатива должна принадлежать органам государственной власти, имеющим такие средства организации коммуникативного диалога, как разработка и принятие соответствующих целевых программ и осуществление социальных проектов[3]. Ю. Л. Воробьев при этом подчеркивает: «Это явление временное, преходящее - черта переходного периода»[4].

Оптимизация управленческих решений в сфере социально-экономического развития города с самого начала процесса проектирования должна учитывать названные обстоятельства, которые необходимо изучить до постановки задач по разработке соответствующих нормативных документов. Подчеркивая это, мы признаем в качестве очевидного положения, что для решения приоритетных задач и стратегических направлений социально-экономического развития муниципальных образований необходимо формирование и исполнение соответствующих муниципальных планов и программ. В первую очередь на их основе должны осуществляться приоритетные расходы из местных бюджетов и в целом вся экономическая деятельность местных органов власти. Поэтому ставшая постоянной практикой на уровне города областного подчинения разработка комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования должна сохранить свое положение в управленческой деятельности администрации города, а эффективная реализация таких программ является важнейшим условием устойчивого развития муниципальных образований.

В рамках исследуемой проблематики представляется  вполне обоснованным проанализировать складывающийся опыт позитивной практики комплексного проектирования социально-экономического развития современного российского города: как, например, города Братска, так как этот город  по своим основным градообразующим критериям относится к категории средних по численности населения и индустриально развитых городов России, и, таким образом, на наш взгляд, вполне адекватно отражает наиболее характерные черты и тенденции развития современных городских муниципальных сообществ (городских округов) страны.

Как известно, важнейшим фактором и непременным условием устойчивого и поступательного развития муниципальных образований является разработка и эффективная реализация комплексных программ социально-экономического развития региональных и муниципальных территорий. В 2006 году одними из первых в Восточной Сибири, к разработке такого программного документа, определяющего долгосрочные контуры и перспективы социально-экономического развития города, приступили органы муниципальной власти Братска, определив его статус как комплексной программы социально-экономического развития города.

Комплексная программа социально-экономического развития города Братска на 2008-2017 годы, утвержденная решением Думы города Братска от 28.09.2007 № 359/г-Д (далее - Комплексная программа), - прогнозно-плановый документ, формулирующий и увязывающий по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального образования, а также текущую деятельность его экономического и социального секторов, обеспечивающих сбалансированное устойчивое развитие города. Начальному этапу разработки проекта Комплексной программы предшествовали коллективные обсуждения, а также согласованные с руководством муниципальных образования решения, принятые  на заседаниях Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»  с активным и заинтересованным участием руководства администрации Иркутской области. Мы обращаем на это особое внимание, поскольку в алгоритме разработки комплексной программы как управленческого решения такого рода обсуждения и по горизонтали и по вертикали проясняют не только реалистичные задачи проектирования, но и возможные препятствия для его осуществления - как объективные, так и субъективные.

В итоге решением 51-го Совета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение»  от  29.03.2006 № 1 «Об основных принципах комплексного планирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, городских округов и сельских поселений», распоряжением администрации Иркутской области от 25.05.2006 № 213-ра «О комплексном планировании социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области»  было принято решение о разработке документов стратегического развития муниципальных образований - Комплексных программ социально-экономического развития.

Работа по комплексному планированию социально-экономического развития города Братска была начата летом 2006 года, с принятием распоряжения мэра города Братска от 29.06.2006 № 1064 «О комплексном планировании социально-экономического развития города Братска», и осуществлялась в три этапа. Важно отметить, что каждый из этапов имел свое принципиальное значение как для выработки стратегии развития города, так и для будущей ее успешной реализации в целом.

В ходе реализации первого, организационно-подготовительного этапа, работа строилась по следующей схеме:

1) создана рабочая группа по вопросам комплексного планирования социально-экономического развития города. К разработке стратегических документов были привлечены бизнес - структуры города, представители высших и средних профессиональных учебных заведений города, а также общественные организации, Некоммерческое партнерство «Союз промышленников и предпринимателей (объединение работодателей) города Братска»,  депутаты Думы города Братска и социально активные жители города;

2) постановлением мэра города от 23.10.2006 № 2470 создан совещательный орган - Совет мэра города Братска, в компетенцию которого входят в том числе и вопросы комплексного планирования социально-экономического развития города. В состав Совета вошли руководители предприятий и учреждений города, представители общественных организаций, средств массовой информации, руководители территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, депутаты Думы города Братска и Законодательного собрания Иркутской области;

3) в целях профессиональной переподготовки работников органов местного самоуправления с учетом новых требований комплексного планирования и управления муниципальным образованием, обеспечения единого методологического подхода к постановке задач по формированию приоритетов развития и определению «точек экономического роста» для стратегического планирования, проведено несколько циклов обучения муниципальных служащих, привлекаемых к разработке стратегических документов. Обучение проводилось профессорско-преподавательским составом кафедры «Государственное и муниципальное управление» Братского государственного университета в рамках типовых программ повышения квалификации муниципальных служащих, разработанных Межрегиональным центром повышения квалификации Сибирской академии государственной службы, а также на основе учебно-методического пособия «Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований».

На втором, прогнозно-аналитическом этапе, был разработан и 1 декабря 2006 года утвержден Думой города Братска основной стратегический документ комплексного планирования - Концепция социально-экономического развития города Братска на 2008-2017 годы, которая определяет общую идеологию устойчивого развития города на ближайшее десятилетие.

Третий, плановый этап формирования Комплексной программы,  включал в себя разработку долгосрочного (10 лет), среднесрочного (5 лет) и годового (краткосрочного) планов социально-экономического развития города.

Свое видение дальнейшего вектора развития города высказали городские бизнес-сообщества, представители высших и средних учебных заведений, депутаты городской Думы, общественные организации, а также большая часть социально активных жителей города. Результатом такой коллективной и согласованной работы союза власти, бизнеса и общественности стало принятие представительным органом городской власти указанного стратегического документа (Комплексная программа социально-экономического развития города Братск на 2008-2017 годы, 2007). В итоге можно сказать, что впервые за всю свою пятидесятилетнюю историю город не просто сформулировал для себя приоритеты жизнедеятельности, а получил продуманную долгосрочную программу стратегии своего развития, согласованную по основным стратегическим перспективам и увязанную по срокам и имеющимся ресурсам.

По сути, принятая программа - это целый комплекс (автономных по форме, но гармонично взаимосвязанных по целям и содержанию) стратегических документов, включающий в себя «Концепцию социально-экономического развития», опирающуюся в качестве механизмов и инструментария своей реализации на пакет из трех последовательно взаимосвязанных между собой планов: долгосрочного, среднесрочного и годового.

Кратко охарактеризуем каждый из них.

Долгосрочный план, рассчитанный на 2008-2017 годы, является планом основных согласованных шагов органов муниципального самоуправления, бизнес - сообществ и гражданских институтов местного социума, нацеленный на достижение намеченных Концепцией стратегических целей развития города на долгосрочную перспективу.

Среднесрочный план (2008-2012 годы), разработанный на основе долгосрочного, отражает базовые функции и определяет основные приоритеты, методы и технологии эффективного управления социально-экономическим развитием города. По своей направленности и содержанию среднесрочный план конкретизирует стратегические цели и задачи Концепции путем разработки системы программно-целевых мероприятий, прогнозируемых объемов и источников финансирования, а также определяет (закрепляет) систему базовых показателей - индикаторов как основы для поэтапного мониторинга (на весь планируемый период: с 2008 по 2017 год - по годам).

Годовые (или краткосрочные) планы являются инструментом реализации более долгосрочных стратегических целей, а также основой бюджетного планирования. Такой план представляет собой систему индикативных показателей развития города на очередной финансовый год.

Согласно принятой Концепции, основным приоритетом развития города на ближайшее десятилетие определена амбициозная, но вполне реалистичная для власти задача - существенное улучшение качества жизни населения и создание благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов на территории городского муниципального округа (Концепция социально-экономического развития города Братска на 2008-2017 годы, 2006: 4).

С целью реализации выбранных приоритетов в Комплексной программе, принятой на основе Концепции, определены стратегические цели, позволяющие обеспечить устойчивое социальное и экономическое развитие муниципального образования города. К ним разработчики программы отнесли приоритетное решение комплекса трех взаимосвязанных стратегических задач:

1. Повышение качества жизни и безопасности жизнедеятельности населения. Достижение результатов в этой сфере предполагает развитие демографической политики, уровня жизни и занятости населения, эколо­гии, здравоохранения, образования, культуры, спорта, общественной безопасности и других.

2. Развитие экономического потенциала города, что предполагает создание благоприятного социально-экономического и правового климата для хозяйствующих субъектов, рост малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций в экономику города.

3. Совершенствование системы управления муниципальным об­разованием, ориентированной на развитие и совершенствование деятельности органов местного самоуправления, реформирование муниципальных финансов, эффективное управление городской муниципальной собственностью.

Все три стратегические цели тесно взаимосвязаны между собой. В то же время одного желания руководства города недостаточно, чтобы решить поставленные задачи. Необходимо задействовать весь имеющийся у города финансово-экономический, кадровый и интеллектуальный потенциал, в связи с чем Комплексной программе были обозначены так называемые «точки экономического роста», представленные ниже.

Рассмотрим содержательные характеристики принятой Комплексной программы. Внешнюю рамку ее положений задают Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Закон Иркутской области «О системе прогнозирования и программе социально-экономического развития Иркутской области». Кроме этого, разработчики программы руководствовались основными положениями проекта концепции федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Сибири» и концепции социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы, основными положениями проекта стратегии социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочную перспективу, одобренной Министерством регионального развития и торговли Российской Федерации, уставом муниципального образования города Братска.

При разработке Комплексной программы использовалось учебно-методическое пособие, одобренное Советом Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение»[5]. Оно было значимым в том отношении, что давало разработчикам возможность произвести  текстовое оформление документа по принятым моделям. На это обстоятельство необходимо обратить внимание именно потому, что не ориентированный на подобные модели документ хоть и правомочен, но только в пределах данной территории. Он не может без адаптации быть представлен другим муниципальным образованиям в качестве внедренческого образца, поскольку не будет воспринят соответствующими управленческими структурами и кадрами.

Важен и политический контекст документа. Комплексная программа разработана с учетом основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007, приоритетных национальных проектов развития образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.

Собственно, Комплексная программа (код программы КП 100.00) - составной документ, который включает в себя следующие программные документы разного назначения:

1) концепцию социально-экономического развития города Братска (2008-2017 годы), принятую решением Думы города Братска  от 01.12.2006 № 228/г-Д (далее - Концепция);

2) долгосрочный план социально-экономического развития города Братска на 2008-2017 годы (код плана ДП 100.00);

3) среднесрочный план социально-экономического развития города Братска на 2008-2012 годы (код плана СП 100.00);

4) годовой план социально-экономического развития города Братска на 2008-2010 годы (код плана ГП 100.00).

Основной задачей мероприятий городской администрации в области социально-экономического развития Братска является создание условий для перевода развития муниципального образования с инерционного пути на инновационный. В этом случае зона эффективного планирования будет совпадать с зоной эффективного управления социально-экономическим развитием территории. В связи с этим при разработке Планов мы сформулировали для рассмотрения три сценария развития муниципального образования - инерционный, инновационный и переходный. Аналогичный подход реализуется в ряде территорий России, он показал вою эффективность[6].

Инерционный сценарий исходит из задач сохранения сложившейся динамики развития города. Его черты - снижение конкурентоспособности предприятий города, неразвитость инвестиций, а отсюда и отсутствие новых масштабных проектов.

Инновационный сценарий строится на обновление взаимодействия населения и властных органов, которое достигается развитием структур гражданского общества, активным включением в городское развитие бизнес-структур и в силу этого обновление форм хозяйствования на муниципальном уровне с перспективой развития рыночных отношений. Здесь активная роль принадлежит как городской администрации, так и бизнес-организациям и структурам гражданского общества.

Переходный сценарий строится как сочетание первого и второго сценариев и может быть оптимален для начального этапа перемен там, где уже накоплены некоторые позитивные характеристики управленческой деятельности в масштабах города (в нашем случае - города областного подчинения), но ситуация еще не позволяет рассчитывать на обширные внешние инвестиции.

Преобладание в социально-экономическом развитии Братска позитивных тенденций - продолжающийся рост показателей по основным направлениям экономики, повышение уровня жизни населения (см. приложение 1), активная работа органов местного самоуправления по привлечению бизнеса к социально-экономическому развитию города, включая развитие муниципально-частного партнерства, с одной стороны, и учитывая ограниченность финансовых ресурсов и имеющиеся объективные проблемы и ограничения, влияющие на развитие города, с другой стороны, обусловили выбор переходного сценария развития на 2008-2012 годы. Это решение выработано в ходе активного обсуждения как Комплексной программы в целом, так и отдельных ее частей и фрагментов в участием городской администрации, представителей бизнес-сообществ и структур гражданского общества (что уже в перспективе означает ориентацию на инвестиционный сценарий). Решено, что в эти пять лет должна быть создана необходимая база для перехода с 2013 года на инновационный путь развития как преимущественный для социально-экономического развития Братска.

Чтобы выявить реалистичность сформулированных сценариев и обеспечить обоснованность выбора наиболее приемлемого для реализации, необходимо дать интегральную оценку социально-экономической ситуации в исследуемом российском городе, каковым в данном случае является Братск. Сегодня город Братск с населением более 250 тысяч человек является крупным индустриальным центром Восточной Сибири[7]. По уровню социально-экономического развития территорий Иркутской области город Братск относится к первой группе, т. е. является муниципальным образованием с высоким уровнем экономического и социального развития, характеризующимся относительно сбалансированными показателями. На его долю в Российской Федерации приходится 12,5% выпуска электроэнергии, выработанной гидроэлектростанциями, 26,8% первичного алюминия, 20,6% целлюлозы товарной, 10,1% древесно-волокнистых плит, 7,0% клееной фанеры. Продукция братских предприятий экспортируется практически во все страны мира[8].

Город имеет развитую инфраструктуру, обладает крупным промышленным, многофункциональным производственно-торговым и научно-образовательным потенциалом, обеспечивающим достаточно высокое качество жизни населения. В Братске функционирует 7 банков, 7 страховых компаний, Сибирский научно-исследовательский институт лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, Братский государственный университет, филиалы: Иркутского государственного университета, Байкальского университета экономики и права, Красноярского индустриально-металлургического техникума; целлюлозно-бумажный колледж, муниципальные учреждения культуры и отдыха, физической культуры и спорта, здравоохранения и образования, обеспечивающие население города широким спектром социальных услуг.

В то же время для Братска характерны диспропорции, которые обнаруживаются и в других городах областного подчинения на фоне областных центров и усредненных показателей для данного региона. В Комплексной программе, в частности, приведены следующие расчеты. Численность населения города составляет 10,1% от численности населения Иркутской области, а доля города в выручке от реализации продукции, работ услуг области составляет 15,9%, доля отгруженных товаров собственного производства - 25,9%. Вместе с тем, объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям города составил в  2006 году 2,4 млрд руб., или 9,7 тыс. руб. в расчете на душу населения, что значительно ниже показателя по Иркутской области в целом - 28,0 тыс. руб. Удельный вес показателя ввод жилья в 2006 году составил 6,1% от общей площади введенного жилья по области, что свидетельствует о недостаточных темпах жилищного строительства в городе. При этом показатель обеспеченности горожан жильем превышает среднеобластной показатель - 21,0 кв. м на 1 жителя города против 19,8 кв. м в среднем по области. Выше среднеобластных показателей товарооборот в расчете на душу населения и объем платных услуг в расчете на душу населения - на 107,9% и 109,9% соответственно. Средняя заработная плата работающих в 2006 году по городу составила 12 035,0 рублей, что  на 108,7% выше, чем в среднем по области[9].

Такие несоответствия учитываются при разработке оптимальных программ социально-экономического развития и влияют на определение стратегических целей и приоритетов развития города. Анализ современного состояния экономики и социальной сферы города и  результаты проведенного SWOT - анализа муниципального образования позволяет выделить сильные и  слабые позиции города, а также  точки экономического роста, способные существенно влиять на экономический потенциал города в ближайшие 10 лет. В результате проведенного под нашим руководством анализа выявлено следующее.

К наиболее сильным позициям относятся:

1) мощный промышленный потенциал, представленный предприятиями алюминиевой, целлюлозно-бумажной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, электроэнергетики¸ машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности;

2) значительные мощности теплоэлектроэнергетики;

3) развитая сеть инфраструктуры (наличие современных средств связи и телекоммуникаций, финансово-кредитных и научно-образовательных учреждений);

4) относительно выгодное географическое расположение на пересечении важнейших коммуникаций (железнодорожных, водных, автомобильных, авиационных, информационных).

Слабыми позициями являются:

1) сложная экологическая обстановка;

2) недостаточность средств бюджета на осуществление инвестиций в развитие экономики города;

3) высокая степень износа значительной части жилищного фонда, инженерных систем и сооружений, объектов благоустройства.

Основные проблемы и ограничения, сдерживающие социальное и экономическое развитие города:

1) неблагоприятная медико-демографическая динамика;

2) низкие темпы жилищного строительства;

3) недостаточный уровень материально-технической базы и обеспеченности квалифицированными кадрами бюджетных учреждений города;

4) слабое использование туристского потенциала.

В итоге в Концепции был закреплен основной приоритет развития города на ближайшее десятилетие. Им стало дальнейшее развитие качественной среды жизнеобеспечения как совокупности благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов. Как мы покажем дальше, такое решение не является банальным применительно к условиям конкретного города, а в широком смысле - любого российского города, поскольку выдвижение такого приоритета возможно лишь при определенном уровне достигнутого качества жизни в данном муниципальном образовании.

Для реализации выбранного основного приоритета дальнейшего развития определены стратегические цели и выделены «точки экономического роста», позволяющие обеспечить устойчивое социальное и экономическое развитие города.

Стратегические цели, позволяющие обеспечить устойчивое социальное и экономическое развитие города:

1. Повышение качества жизни и безопасности жизнедеятельности населения. Формирование благоприятной и безопасной социальной среды является одним из важных элементов городской политики, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе развития образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, комплекса сферы услуг, устойчивого функционирования и развития инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города. Достижение результатов в этой сфере предполагается реализацией приоритетных направлений развития в сфере демографической политики, уровня жизни и занятости населения, экологии, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, общественной безопасности и ряда других;

2. Развитие экономического потенциала города. Создание благоприятного социально-экономического и правового климата для хозяйствующих субъектов, рост малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций в экономику города - важнейшие стратегические задачи дальнейшего развития экономического потенциала города. Достижение результатов в этой области предполагает работу по следующим направлениям: содействие развитию промышленного потенциала города и повышению конкурентоспособности производимой продукции, содействие дальнейшему развитию малого бизнеса, увеличение объемов строительства жилья и объектов социально-культурной сферы города, создание условий для развития в городе туризма, развитие взаимовыгодных внешнеэкономических связей;

3. Совершенствование системы управления муниципальным образованием. Формирование гражданского сообщества и развитие городского местного самоуправления, максимизация доходов городского бюджета, эффективное использование муниципального имущества - определяющие условия устойчивого развития города. Достижение результатов в этой области предполагает реализацию приоритетных направлений в сфере развития местного самоуправления, совершенствования деятельности органов местного самоуправления, реформирования муниципальных финансов, эффективного управления муниципальной собственностью.

Все стратегические цели тесно связаны между собой. Реализация каждой из них способствует более эффективной реализации других.

«Точки роста», способные существенно влиять на экономический потенциал города в ближайшие 10 лет:

1) Братское газоконденсатное месторождение;

2) строительство Сибирского электрометаллургического завода;

3) развитие аэропорта города Братска;

4) пищевая и перерабатывающая промышленность;

5) потребительский рынок товаров и услуг;

6) стройиндустрия и жилищное строительство;

7) развитие туризма и внешнеэкономических связей.

Исходя из  стратегических целей и выбранных приоритетов развития в составе комплексной программы разработаны планы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Долгосрочный план разработан на основе концепции и является планом основных шагов органов местного самоуправления, бизнес-сообщества и гражданского сообщества по достижению намеченных в концепции стратегических целей.

Среднесрочный план разработан на основе долгосрочного плана  и отражает функции управления социально-экономическим развитием города на муниципальном уровне. Среднесрочный план конкретизирует стратегические цели и задачи социально-экономического развития города путем разработки системы программных мероприятий, объемов и источников финансирования и показателей - индикаторов результативности социально-экономического развития города на планируемый период в разрезе по годам.

Годовые (краткосрочные) планы разрабатываются с целью соблюдения принципов комплексности и непрерывности территориального планирования в системе показателей, совпадающих с системой показателей Среднесрочного плана. Годовой план является инструментом реализации среднесрочных, долгосрочных и стратегических целей и основой бюджетного планирования и представляет собой систему индикативных показателей развития города на очередной финансовый год. Достижение показателей  годового плана обеспечивается реализацией запланированных в среднесрочном плане мероприятий по направлениям развития.

Основным условием реализации Комплексной программы является привлечение в экономику и социальную сферу города достаточных финансовых ресурсов.

В качестве основного принципа формирования системы программных мероприятий и определения объемов их финансирования использован принцип приоритетной необходимости и обоснованной достаточности. В результате в Комплексную программу включены только приоритетные мероприятия, необходимость реализации которых связана с базовыми центрами развития основных отраслей жизнеобеспечения города. При этом объемы необходимого финансирования мероприятий Комплексной программы определены исходя из объективной обоснованной потребности, которая на сегодняшний день в некоторой степени превышает финансовые возможности бюджета города в части направления средств на осуществление капитальных вложений и бюджетных инвестиций в развитие экономики города. Это позволило, с одной стороны, выделить и включить в Комплексную программу действительно необходимые и первоочередные для развития города мероприятия, с другой - реально увидеть обоснованно необходимые для их реализации финансовые ресурсы. Несоответствие требуемых и имеющихся объемов средств городского бюджета позволяет определить перспективные задачи наращивания собственных доходов бюджета города и привлечения внешних государственных (федеральных и областных) и корпоративных инвестиций.

В городе планируется реализация ряда крупных инвестиционных проектов как за счет средств бюджета города,  так и за счет средств хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории города.

Инвестиционные проекты, реализуемые за счет бюджетных средств, включены в Комплексную программу в соответствии с порядком формирования и ведения перечня инвестиционных проектов, утвержденным постановлением мэра города от 29.06.2006 № 1186.

Инвестиционные бизнес-проекты, реализуемые за счет средств хозяйствующих субъектов, включены в Комплексную программу с учетом концентрации капитала в выделенных «точках экономического роста», обеспечивающих ускоренный социальный и экономический эффект, и демонстрируют возможности города в создании экономического потенциала.

Исходя из сказанного в дискуссиях о Комплексной программе большую роль мы придавали формулировке ожидаемых результатов ее реализации.  Реализация Комплексной программы направлена на дальнейшее развитие качественной среды жизнеобеспечения как совокупности благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.

Ожидаемые результаты Комплексной программы в области повышения качества жизни и безопасности жизнедеятельности населения:

1) снижение заболеваемости и смертности, повышение продолжительности жизни, увеличение рождаемости;

2) дополнительное привлечение трудовых ресурсов в экономику города;

3) рост денежных доходов населения, снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума;

4) кадровое обеспечение социально-экономического развития города в соответствии с потребностями конкретных производств;

5) развитие системы социального партнерства;

6) снижение негативного техногенного воздействия, достижение нормативных показателей качества окружающей среды;

7) улучшение материально-технической базы муниципальных бюджетных учреждений;

8) обеспечение максимальной доступности дошкольного и дополнительного образования;

9) сохранение и обеспечение воспроизводства высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадров города;

10) рост культурно-образовательного уровня населения;

11) создание условий, препятствующих возникновению асоциальных проявлений в молодежной среде и социальной напряженности в обществе;

12) всестороннее развитие видов и форм физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

13) стабильная безаварийная работа объектов коммунального назначения;

14) переселение жителей города из ветхого и аварийного жилья;

15) реализация мероприятий по комплексному благоустройству города;

16) улучшение содержания мест захоронения;

17) расширение и оптимизация маршрутной сети городского пассажирского транспорта;

18) развитие современной телекоммуникационной инфраструктуры, модернизации системы телефонной связи на базе цифровых технологий;

19) создание оптимальной сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечение населения качественными услугами потребительского рынка;

20) повышение уровня общественной безопасности.

Ожидаемые результаты Комплексной программы в области развития экономического потенциала города:

  • 1) развитие новых и реконструкция существующих производств на основе передовых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
  • 2) создание современной инфраструктуры промышленного производства;
  • 3) рост малого и среднего предпринимательства;
  • 4) увеличение притока инвестиций, в том числе иностранных, в экономику города;
  • 5) обеспечение комплексной застройки жилых массивов;
  • 6) развитие строительной индустрии;
  • 7) формирование инфраструктуры объектов коммерческой недвижимости и услуг, ориентированных на организацию различных видов туризма;
  • 8) развитие взаимовыгодных внешнеэкономических связей.

Ожидаемые результаты Комплексной программы в области совершенствования системы управления муниципальным образованием:

  • 1) повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и городского сообщества;
  • 2) внедрение информационно - коммуникационных и вычислительных технологий во всех сферах общественной жизнедеятельности;
  • 3) формирование правовой культуры и культуры социальной жизни населения;
  • 4) создание системы общественного самоуправления и самоорганизации граждан;
  • 5) создание системы стратегического планирования комплексного социально-экономического развития;
  • 6) рост доходов бюджета города и оптимизация бюджетных расходов;
  • 7) эффективное управление муниципальным имуществом.

Количественные характеристики ожидаемых результатов реализации Комплексной программы приведены в долгосрочном плане (см. приложение 2).

Соответственно перечисленным выше принципиальным позициям строилась и оценка экономического и социального эффекта от реализации Комплексной программы. Реализация Комплексной программы предполагает обеспечить выход города Братска на качественно новый уровень развития, характеризующийся стабильно растущей экономикой, эффективным сотрудничеством власти и бизнеса, устойчивыми социальными и политическими отношениями.

В результате реализации комплекса программных мероприятий ожидается достижение следующего экономического и социального эффекта:

1) стабилизация демографической ситуации;

2) снижение уровня безработицы до 0,25%;

3) сокращение уровня бедности, уменьшение дифференциации денежных доходов населения за счет адресности социальной поддержки, перераспределения социальных расходов в пользу малоимущих;

4) адаптация содержания профессионального образования и структуры подготовки кадров к потребностям рынка труда;

5) более высокий уровень социального потребления за счет собственных доходов, включая приобретение и содержание комфортного жилья, пользование улучшенными услугами в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта, жилищно-коммунальных услуг;

6) экономический эффект от установки приборов учета и регулирования тепловой энергии, холодной и горячей воды в сумме 12,1 млн руб.;

7) увеличение объема финансовых средств, направляемых хозяйствующими субъектами города на социальные мероприятия и проекты в рамках соглашений о социально-экономическом сотрудничестве до 50 млн руб. в год;

8) увеличение объема инвестиций в основной капитал на душу населения до 53,06 тыс. руб.;

9) сокращение числа убыточных предприятий в 2 раза;

10) улучшение экологической обстановки;

11) увеличение объемов промышленного производства на 62%;

12) увеличение объемов розничного товарооборота на душу населения до 142,3 тыс. руб. и платных услуг населению до 36,7 тыс. руб.;

13) обеспечение жителей города надежной и качественной связью;

14) увеличение объемов строительства жилья и объектов социально-культурной сферы города;

15) увеличение вклада туристической отрасли в экономику города;

16) создание новых производств, в том числе с привлечением иностранных инвесторов;

17) обеспечение информационной открытости органов местного самоуправления;

18) экономия бюджетных средств за счет конкурсного размещения муниципального заказа и перевода муниципальных учреждений в форму автономных некоммерческих учреждений на 108 млн руб.;

19) увеличение доходов от использования муниципального имущества.

Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Комплексной программы составляет 75 241,4 млн руб. Общая потребность в финансовых ресурсах, распределенная по годам и источникам финансирования, приведена в таблице 1.

Общий объем финансовых средств, необходимых на реализацию Комплексной программы, распределен по источникам финансирования следующим образом:

участие федерального бюджета в финансировании реализации Комплексной программы составляет 2 291,8 млн рублей, или 3%;

средства областного бюджета, привлекаемые для реализации Комплексной программы, составляют 5 741,4 млн рублей, или 7,6%;

средства бюджета города  -  16 499,7 млн рублей, или 30%. Финансирование Комплексной программы  за счет средств федерального, областного и городского бюджетов будет ежегодно корректироваться в соответствии с бюджетным законодательством на соответствующий год;

привлеченные средства, в том числе собственные средства организаций, за весь период реализации Комплексной программы планируются в сумме 50 708,5 млн рублей, или 67,4%.

 

Таблица 1. Структура финансовых средств по годам и источникам финансирования (млн руб.)

 

 

Всего

в том числе по источникам финансирования

бюджет города

областной бюджет

федеральный бюджет

привлеченные средства

Всего по Программе

75 241,352

16 499,660

5 741,368

2 291,824

50 708,500

в том числе по годам:

 

 

 

 

 

2008

7 368,272

1 066,617

400,244

392,264

5 509,147

2009

8 160,311

1 186,743

505,318

299,361

6 168,889

2010

6 846,508

1 315,527

539,288

221,161

4 770,532

2011

6 631,931

1 443,94

604,81

197,537

4 385,644

2012

8 028,150

1 698,639

735,024

227,701

5 366,786

2013-2017

38 206,180

9 788,194

2 956,684

953,800

24 507,502

 

 

Однако даже при полном и своевременном финансировании программ такого рода остается существенным вопрос о разработке механизма их реализации. В рассматриваемом случае механизм реализации Комплексной программы был выстроен следующим образом.

Общее управление и контроль за реализацией Комплексной программы осуществляет администрация муниципального образования города Братска.

Взаимодействие между отраслевыми, функциональными и территориальными органами администрации (далее - органы администрации)  осуществляет координатор Комплексной программы - Экономическое управление администрации города.

Органы администрации города совместно с подведомственными предприятиями и учреждениями обеспечивают эффективную и своевременную реализацию мероприятий соответствующих отраслевых подпрограмм, эффективное использование выделяемых средств, представляют отчетность согласно установленным формам и критериям оценки.

Координатор Комплексной программы осуществляет следующие основные функции:

1) организация управления Комплексной программой;

2) мониторинг результатов реализации мероприятий Комплексной программы, формирование аналитической информации о реализации указанных мероприятий и подготовка отчетности о реализации Комплексной программы;

3) организация оценки фактических показателей результативности и эффективности программных мероприятий и их соответствия плановым показателям - индикаторам результативности;

4) внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией Комплексной программы;

5) контроль за ходом реализации Комплексной программы;

6) организация работы по информированию общественности о ходе и результатах реализации Комплексной программы;

7) иные функции, предусмотренные действующими муниципальными  правовыми актами.

Система контроля за реализацией Комплексной программы основана на мониторинге ее состояния. Мониторинг характеризует выполнение задач Комплексной программы в количественных показателях: осуществлялись ли запланированные мероприятия, какие ресурсы были потрачены и в каком объеме и т.д.

Контроль за выполнением Комплексной программы осуществляется в форме проведения текущего мониторинга и подготовки отчетов.

В целях организации текущего мониторинга органы администрации  представляют в экономическое управление аналитическую справку о ходе выполнения годового плана по курируемым направлениям не позднее 1 августа  текущего года.

Экономическое управление представляет в Думу города Братска сводную информацию о ходе выполнения годовых планов по итогам 1 полугодия  не позднее 1 сентября  текущего года.

Отчеты о реализации Комплексной программы  составляются:

1) по итогам исполнения годовых планов;

2)  по двум этапам - 2008-2012 годы и  2013-2017 годы;

3) итоговый отчет по Комплексной программе в целом за 2008-2017 годы.

В отчете должна содержаться следующая информация:

1) степень выполнения программных мероприятий по срокам и объемам финансирования с объяснением причин отклонений;

2) степень достижения плановых показателей - индикаторов результативности с объяснением причин отклонений.

Экономическое управление на основе отчетов органов администрации, ответственных за реализацию программных направлений и отдельных мероприятий, а также информации, получаемой из других источников (данные органов статистики, федеральных и региональных органов власти и др.), готовит сводный отчет о выполнении отдельных этапов Комплексной программы.

Отчеты органов администрации составляются в течение 5 месяцев после окончания отчетного периода. Сводный отчет составляется экономическим управлением в течение 2 месяцев после представления отраслевых отчетов и  направляется на рассмотрение в Думу города Братска не позднее 1 августа года, следующего за отчетным годом.

Сводный отчет подлежит официальному опубликованию. По результатам годового отчета и текущего мониторинга производится оценка результативности Комплексной программы, позволяющая определить степень достижения целевых индикаторов, выявить причины возможных отклонений достигнутого и запланированного уровня этих индикаторов, а также оценить степень воздействия Комплексной программы на текущее развитие города.

На основании такого анализа будут приниматься управленческие решения по корректировке, в случае необходимости, годовых планов на последующие периоды.

Проект Годового плана на очередной год вносится на рассмотрение Думы города Братска одновременно с бюджетом города на очередной финансовый год.

По окончании реализации первого этапа Комплексной программы  (2008-2012 гг.) проект среднесрочного плана на 2013-2017 годы вносится на рассмотрение Думы города Братска не позднее, чем за три месяца до окончания срока реализации первого этапа. Отчеты о ходе реализации Комплексной программы  ежегодно выносятся на обсуждение общественности города (общественные слушания), а также рассматриваются на заседаниях Совета при мэре города и утверждаются представительным органом местного самоуправления - Думой города Братска.

Ряд этих элементов алгоритма принятия управленческих решений по вопросам социально-экономического развития города областного подчинения носят типовой характер - в том смысле, что применимы к любому управленческому процессу и к любому городу. Тем не менее в содержании принимаемых решений типовые варианты малоприменимы. И это обстоятельство требует постоянно включать механизмы обратной связи еще на этапах выработки предложений. Эти механизмы разрабатывались уже на основе практики муниципальных образований[10]. Многое из опыта других городов применяется и в Братске.

Главное состоит в  том, что все без исключения значимые для населения города Проекты среднесрочных и годовых планов Комплексной программы в обязательном порядке выносятся на публичные слушания. Следует также особо отметить, что в качестве важнейших механизмов и инструментария реализации Комплексной программы социально-экономического развития города Братска выступают принятые в 2006-2008 годах Муниципальные целевые программы (22 МЦП) и Ведомственные целевые программы (8 ВЦП), а также шесть долгосрочных межведомственных социально-ориентированных программ развития. Общая сумма финансирования целевых программ из всех источников финансирования только за 2008 год составила 5193000 млн руб.

Такова общая система действий по управлению комплексной программой. Она показывает свою обоснованность уже тем, что даже в условиях финансово-экономического кризиса имеются определенные положительные тенденции в решении социально-экономических задач. Братск активно продвигает себя как развивающийся центр науки, образования и культуры. В городе проводятся уникальные спортивные, научные и общественно-политические мероприятия, имеющие региональный и общероссийский масштаб. Город Братск является членом ассоциаций: Сибирских и Дальневосточных городов, Муниципальных образований северных территорий Иркутской области; Союза городов Заполярья и Крайнего Севера.

Но в таком виде представленные успехи городского развития, разумеется, не дают представления о том, насколько сложным является процесс их достижения и насколько противоречивы в определенных аспектах их результаты. Повседневная организационная работа выявляет множество препятствий для осуществления задуманного и сталкивается с неточным или неверным пониманием приоритетов в тех или иных структурах, просчетами при определении ресурсной базы, недостатками квалификации у работников и т. д. Надо принять во внимание и ситуации форс-мажора, которые иногда могут изменить жизнь сотен и тысяч жителей города. Наиболее драматичный пример - то, что случилось на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года.

Стоит вопрос, как при всех этих препятствиях, рисках и случайных отклонениях от плана обеспечивать высокую вероятность его успешности. Из изученного опыта российских городов и непосредственно из практики работы над Комплексной программы в Братске следуют несколько выводов относительно оптимизации управленческой деятельности на основе проектирования социально-экономического развития города.

1. Программная деятельность стратегического назначения на уровне города областного подчинения нуждается в применении принципов социального партнерства как одного из главных условий дальнейшего социально-экономического развития города, совершенствования городской инфраструктуры, повышения качества жизни и безопасности жизнедеятельности населения. При этом важно уйти от частой практики обращения к потенциальным партнерам городской администрации в момент крайней необходимости. Социальное партнерство должно составить предмет постоянного внимания, его следует рассматривать не только как результат, но и как процесс.

Определенное движение вперед в этом направлении наблюдается в Братске. Взаимодействие власти и бизнеса, позволяющие обеспечить консолидацию ресурсов и усилий в решении задач ускорения социально-экономического становления города, осуществляется путем заключения соглашений о взаимном сотрудничестве между администрацией города и хозяйствующими субъектами, расположенными на территории города. В рамках соглашений в городе реализуются важнейшие инфраструктурные и социальные проекты в области образования, здравоохранения, культуры, спорта, экологии, правоохранительной деятельности, информационного обеспечения населения.

2. Необходимо Комплексной программе после ее принятия придать стержневой характер в нормотворчестве городской администрации на всех уровнях и при максимально широком охвате предметов нормативного регулирования. Опыт показывает, что многочисленные решения программного характера остаются на бумаге, не реализуются в повседневной практике управления. Положения программных документов не развиваются в документах следующих уровней управления. В итоге контроль выполнения программ социально-экономического развития, если таковой и имеет место, фиксирует, что задуманное удается осуществить в неполном объеме и с большими отклонениями от первоначального плана, но такая констатация запаздывает и уже не может дать полезного результата. Следовательно, проведение нормативной вертикали в отношении Комплексной программы необходимо рассматривать в качестве обязательной меры оптимизации управления социально-экономическим развитием города и включать соответствующие меры в алгоритм оптимизации управленческого процесса на этом стратегическом для города направлении.

С подобными проблемами сталкивались и городские власти Братска. Осознание их привело к тому, что с начала 2008 года приоритетность Комплексной программы в качестве нормативного документа было обеспечено последовательным закреплением управленческой вертикали в рассматриваемом вопросе от руководства к всем структурным подразделениям администрации города. То, что эти подразделения строят свою работу в соответствии с принятыми планами социально-экономического развития, достаточно ясно без дополнительных комментариев. Новым же стало то, что отныне любая муниципальная либо ведомственная целевая программа разрабатывается и принимается только в том случае, если она направлена на достижение стратегических целей и приоритетов, закрепленных Концепцией. Уже в ближайшей перспективе весь городской бюджет будет структурно состоять из таких целевых программ, отражающих все без исключения приоритетные направлении действующей Комплексной программы стратегии социально-экономического развития муниципального образования. В этой связи отметим, что уже сейчас в г. Братске успешно действуют 33 муниципальные и ведомственные целевые программы, в рамках которых осуществляется исполнение до 70% расходной части городского бюджета. Выделим еще один важный момент утверждения такой разновидности программно-целевого подхода к системе работы муниципальной власти по управлению городом. В случае смены руководства города (либо отдельных руководителей того или иного структурного подразделения городской Администрации) преемник (назначенный или избранный) будет способен оперативно, профессионально и достаточно компетентно принимать управленческие решения, направленные на эффективную реализацию долгосрочных целей и приоритетных задач развития территории муниципального образования.

3. Алгоритм разработки и осуществления Комплексной программы должен включать корректировку целей и соответствующих показателей на всех этапах, включая и те, что относится к действию уже принятых документов. Обоснованные коррективы должны при необходимости вноситься как в краткосрочные, так и в среднесрочные планы. С другой стороны, наличие выверенных вариативных критериев (индикаторов) для проверки и оценки эффективности полученных результатов является еще одной бесспорной и значимой, на наш взгляд, ценностью принятой программы (программой определено более 70 основных показателей). Разработанные индикаторы позволяют оперативно, предметно и вместе с тем комплексно оценить степень достижения поставленных стратегических целей на каждом этапе реализации программы.

Приведем ряд примеров, которые, как мы полагаем, наглядно демонстрируют вполне позитивные и достаточно ощутимые для горожан результаты первого (пилотажного) этапа процесса практической реализации Комплексной программы социально-экономического развития города:

во-первых, в городе успешно реализуется Программа реформирования муниципальных финансов, которая заняла первое место во Всероссийском конкурсе, проводимом Минфином России;

во-вторых, по итогам работы в 2008 году город Братск подтвердил свои лидирующие позиции и был признан лучшим муниципальным образованием Приангарья, опередив в числе других городов - претендентов и областной центр (город Иркутск);

в-третьих, устойчивое развитие муниципального образования «Город Братск» отметили эксперты Международного агентства Standart&Poors, присвоив городу (единственному - в Иркутской области и шестому - в России) международный кредитный рейтинг «В - стабильный»;

в-четвертых, г. Братск продолжает успешно и последовательно продвигаться по пути реализации другого важнейшего международного проекта, направленного на создание городе крупнейшего в восточном регионе логистического центра, в рамках которого при активной финансовой поддержке Внешэкономбанка России будут развиваться современные железнодорожные, автотранспортные и воздушные магистрали, а также обеспечиваться система международных и национальных кросс-полярных авиамаршрутов.

Для практиков муниципального строительства уже не вызывает сомнения давно назревшая необходимость создания органичной системы управления, базирующейся на долгосрочном планировании и прогнозировании. Именно стратегическое планирование на муниципальном уровне, включая все его этапы - от анализа текущего состояния до создания отработанной системы менеджмента качества муниципальных услуг, организации эффективного контроллинга за процессом реализации целевых программ, позволяет обеспечить последовательное и непрерывное развитие экономики и отраслей жизнеобеспечения города, эффективно управлять муниципальным образованием в интересах его населения. Применение комплексного подхода к стратегии планирования, особенно в условиях ограниченности собственных финансовых ресурсов, позволяет муниципалитету консолидировать для достижения стратегических целей все имеющиеся и потенциальные ресурсы, в том числе и гражданский потенциал всего городского сообщества - как граждан, так и бизнес-сообществ города.

Тем не менее ситуация не позволяет пока говорить о том, что найдены и введены в действие все ресурсы оптимизации управления социально-экономическим развитием города. В период проведения данного исследования ряд планов, которые были намечены и начали с успехом осуществляться, оказались под ударом финансового кризиса, пик которого пришелся на 2009 год. В это время особенно отчетливо проявилось то обстоятельство, что Братск хоть и не является в экономическом аспекте моногородом, но близок к такому положению, поскольку его территория включает зоны при крупных предприятиях, где положение в соответствующей отрасли сказывается на положении населения.

Остроту проблемы моногородов в период кризиса ясно показал Президерт России Д. А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ (12 июня 2009 г.): «Особое и очень важное направление - нормализация ситуации в моногородах. Их в России несколько сотен. Живут в них более 16 миллионов человек и производятся значительные объемы товаров и услуг. В ближайшие месяцы нам необходимо принять оперативные меры, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни в моногородах. Это задача и органов власти всех уровней, и руководства предприятий. В течение полугода Правительство должно утвердить программу содействия развитию моногородов, а также принять комплексные планы для тех населенных пунктов, которые находятся в наиболее сложной ситуации. В таких городах и поселках надо создать условия для применения способностей людей в самых разных сферах и, конечно, стимулы для частных инвестиций. Если же экономических перспектив для этого нет или они по каким-либо причинам очень малы, нужно помочь людям переехать в более благоприятное для жизни и работы место, тем более что у нас достаточно регионов, которые нуждаются в дополнительной рабочей силе. Думаю, что многие граждане самостоятельно определятся с новым видом работы. И в то же время рассчитываю на ответственное и внимательное отношение местных властей и работодателей к нуждам конкретных людей. Федеральное Правительство также должно организовать необходимую поддержку»[11]. В некоторой степени сказанное относится и к Братску, где есть признаки моногорода. Но в силу проработки направлений реализации Комплексной программы городу удалось смягчить последствия кризиса для населения.

Анализ показывает, что готовность городских властей к неожиданным поворотам в реализации своих планов и программ и готовность населения воспринимать такие программы как «свои» во многом зависит от того, как те и другие оценивают происходящее в городе и насколько отстроен мониторинг общественного мнения по этим вопросам.

Рассмотрим эту сторону проектирования социально-экономического развития города областного подчинения в следующем параграфе.

 


 


[1] См. например: Урубков А. Р., Федотов И. В. Методы и модели оптимизации управленческих решений : учеб. пособие. - М. : Дело, 2009.

[2] См.: Деревянченко А. Корпоративная социальная ответственность : западный опыт и российские перспективы // Развитие сотрудничества неправительственных организаций (НКО) на Европейском севере: состояние и перспективы : тез. участ. секц. «Бизнес и гражданское общество». - Кондопога, 2005. - С. 16-17; Его же. Социальная ответственность ТНК // Социальная ответственность. - 2006. - №1. - С .34-35. См. также: Тульчинский Г. Л. Бизнес в России: Проблема социального признания и уважения. - М. : Вершина, 2006.

[3] См.: Воробьев Ю. Л. Коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти как управленческий процесс  : автореф. дис. ... докт. социол. наук. - М., 2008. - С. 10-11.

[4] Там же. С. 11.

[5] См.: Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований / В.И. Иванков, А.В. Квашнин, В.И. Псарев, Т.В. Псарева ; под общ. ред. Т.В. Псаревой. - Новосибирск, 2005.

[6] См., например: Сценарии социально-экономического развития Таштагольского муниципального района. URL: http://www.ako.ru/tashtagol/files/SERTR/konzepc3.doc

[7] Здесь и далее мы используем информацию администрации города Братска, которую соответствующие отделы размещают в официальном сайте города в Интернете.

[8] Комплексная программа социально-экономического развития города Братска на 2008-2017 годы // URL: http://www.bratsk-city.ru/download/files/rd-1.doc

[9] Комплексная программа социально-экономического развития города Братска на 2008-2017 годы // URL: http://www.bratsk-city.ru/download/files/rd-1.doc

[10] См.: Бабалова А. В. Обратная связь в системе местного самоуправления малого города : автореф. дис... канд. социол. наук. - М., 2003.

[11] Медведев Д. А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979