Молодежь новой России: Человеческий и социальный капитал

Аналитический доклад

Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации
 
Проблема человеческого капитала России вышла на одно из первых мест в связи с реализацией национального проекта «Образование». Речь идет о способности населения решать задачи, которые возникают на современной стадии мирового развития. В какой мере веяния XXI века «улавливаются» молодым поколением россиян?

Среди опрошенной молодежи не имели среднего образования лишь 3%. При этом большинству из них (70%) нет и 20 лет. Они живут преимущественно в сельской местности и являются рабочими средней и низкой квалификации (22% и 39% соответственно). По уровню материального благосостояния многих из них можно отнести к бедным и малообеспеченным. Медианное значение дохода на члена семьи в данной группе фиксируется на уровне 6000 рублей. Большинство из них живет вместе с родителями (63%).

Около трети всех респондентов (30%) являются обладателями общего среднего образования, включая ПТУ со средним образованием. С точки зрения материального положения эта группа явно смещена в сторону низкодоходных групп: более половины относятся к бедным и малообеспеченным. Медианное значение дохода на члена семьи также фиксируется на уровне 6000 рублей. При этом чаще всего эта молодежь является рабочими средней квалификации (29%), реже рабочими низкой квалификации и служащими (по 13%). В данную группу попали также студенты первых курсов вузов (17%) и техникумов (11%), которые продолжают обучение после школы. В остальном группа похожа на предыдущую. Так, 52% опрошенных находятся в возрасте до 20 лет. 69% из них живут вместе с родителями, причем преимущественно в сельской местности. Последнее позволяет предположить, что большая часть этой группы уже получила то образование, на которое могла претендовать - достаточно вспомнить, что в селах нет вузов, редки и техникумы, а покрытие издержек по переезду и обучению в городе сельским жителям может быть не по карману.

Обладатели среднего специального образования (29% по выборке) являются людьми более самостоятельными: 44% из них живут со своей семьей отдельно от родителей или одни. Среди них преобладают рабочие средней квалификации (30%), служащие (20%), а также предприниматели и самозанятые (13%). Однако в отношении возраста, материального положения и места жительства данная группа ничем явно не выделяется. Так, среди респондентов, имеющих среднее специальное образование, 32% находятся в возрасте до 20 лет, 38% - 21-23 года, 30% - 24-26 лет. Хотя медианное значение дохода здесь выше, чем у менее образованных респондентов, и составляет 7000 рублей в месяц на человека, нельзя не отметить относительно равную представленность бедных, мало и средне обеспеченных в группе. С точки зрения места проживания респонденты также в равной степени являются жителями сел, областных центров и мегаполисов.

Диплом о высшем образовании в области гуманитарных и экономических наук имеют 22% респондентов. Как и следовало ожидать, респонденты, относящиеся к данной группе, старше тех, кто не имеет высшего образования: три четверти из них в возрасте 23 года и старше.  При этом более половины группы живут отдельно от родителей (53%). 55% группы являются специалистами с высшим образованием, 16% - предпринимателями и самозанятыми. Из них 34% имеют плохое материальное положение, 52% - хорошее и очень хорошее. Медианное значение дохода на члена семьи фиксируется на уровне 9000 рублей. Большая часть обладателей диплома данного типа проживает в областных центрах, несколько меньше в мегаполисах.

Наконец, 16% опрошенных имеют высшее техническое или естественнонаучное образование. За исключением места жительства, обе группы лиц с высшим образованием очень похожи. Так же, как и «гуманитарии», порядка 75% «технарей» старше 23 лет. 53% из них живут отдельно от родителей. При этом 35% имеют плохое материальное положение, 56% - хорошее и очень хорошее. Медианное значение дохода на члена семьи составляет  9000 рублей. 63% данной группы - специалисты с высшим образованием, 13% - предприниматели и самозанятые. Центром притяжения специалистов с техническим и естественнонаучным образованием являются мегаполисы.

Итак, высокообразованная молодежь сконцентрирована в крупных городах, низкообразованная - в сельской местности, а обладатели среднего специального образования занимают пограничное положение между двумя этими массовыми группами.


Рисунок 2.1

Распределение молодого и старшего поколения по количеству полных лет обучения в течение жизни, %

  

Из рисунка 2.1 можно видеть, что наиболее распространенной продолжительностью обучения современной молодежи являются 12 и 15 лет. Причем первый пик соответствует получению общего среднего и среднего специального образования (продолжительность обучения здесь составляет в среднем 11,7 и 12,8 лет соответственно). Второй пик - получение высшего гуманитарного (15,3 года в среднем) и высшего технического (15,4 года в среднем) образования. Нельзя не заметить, что молодые люди в возрасте 24-26 лет (имевшие возможность получить максимально возможное к этому возрасту образование) оказываются более высоко образованными, чем старшее поколение: 62% из них училось 15 лет своей жизни и больше.

Для старшего поколения средняя продолжительность обучения при общем среднем образовании составила 11,2, а при среднем специальном - 13,3 года. Получение высшего гуманитарного образования соответствовало в среднем 16,4 годам обучения, а высшего технического - 16,2 годам. Это кажется, на первый взгляд, странным, но необходимо учитывать период, в течение которого люди могли учиться, например, в рамках повышения квалификации или получения второго образования.

Однако, как выяснилось в ходе исследования, примерно пятая часть опрошенных молодых людей (21%) за последние 3 года не использовала вообще ни одной возможности для улучшения образования. Среди «неформальных» источников наибольшей популярностью пользовалось приобретение навыков работы на компьютере (25%). Следующей по распространенности выступила «диверсификация» имеющихся знаний и умений в виде освоения новых типов деятельности (19%) и отслеживания новинок (17%). При этом на изучение иностранных языков в течение трех последних лет тратили время и деньги лишь 8%, на повышение квалификации - 11%, приобретали новую специальность, включая второе высшее образование, - 10% опрошенных.

Таким образом, самым значимым стимулом получения дополнительных навыков в настоящее время является распространение высоких технологий, тесно связанное с освоением компьютера и Интернета. Однако требующие специальных усилий, траты времени и средств занятия типа частных уроков, изучения иностранного языка или получения второго образования (чаще всего платного) привлекают внимание молодых людей значительно реже, хотя эти виды деятельности можно считать эффективными инвестициями в человеческий капитал, способными принести дополнительную материальную выгоду - тем более, что уровень компьютерной грамотности среди молодежи в целом находится на высоком уровне по сравнению со старшим поколением (владеют навыками работы на компьютере 75% молодых против 49% людей старшего возраста), а потому является менее значимым конкурентным преимуществом в молодежной среде.

Если студенты могут быть вынуждены обучаться многому «по долгу службы», то покинувшие студенческую скамью мотивированы к этому другими причинами. Действительно, в группе получивших «корочки» более чем 3 года назад (таких оказалось около четверти выборки) наиболее распространенными видами приобретения знаний стало повышение квалификации, получение второго образования и переход к новым видам деятельности и направлениям работы, что связано с ситуацией на рынке труда. При этом 73% имеют образование не ниже среднего специального. Их материальное положение можно охарактеризовать, как благополучное (медианное значение дохода в расчете на одного члена семьи 8000 рублей). 28% представителей данной группы - специалисты с высшим образованием, 21% - рабочие средней квалификации, 15% - предприниматели и самозанятые. Большинство таких людей являются жителями мегаполисов и областных центров. Важной чертой людей данного типа является уверенность в собственных силах. Так,  многие члены этой группы реже, по сравнению со значением по выборке в целом, боятся проблем с трудоустройством. Однако их чаще, чем среднего респондента, беспокоят ограничения со стороны государства, не позволяющие жить так, как им хочется. Большинство (более 80%) уже добились или не сомневаются, что смогут достичь, получения хорошего образования и престижной, интересной работы. Они чаще, по сравнению со значением по выборке в целом, позитивно настроены в отношении собственного бизнеса и имеют опыт поездок за границу.

Прямо противоположную картину можно наблюдать в отношении молодежи, никак не пополнявшей свои знания за последние 3 года. Напомним, что ее количество немногим меньше предыдущей группы, а именно 21%. Это рабочие средней квалификации (31%), имеющие более низкие доходы (медианное значение по группе 7000 рублей). 49% из них имеют лишь общее среднее образование, 29% - среднее специальное. Живут представители данной группы большей частью в сельской местности. Оценивая свои возможности, они реже, чем по выборке в целом, пытаются добиться успеха на ниве образования, трудоустройства, карьеры. Возможно, поэтому они больше ценят наличие свободного времени для проведения его в свое удовольствие.

В целом исследование свидетельствует о том, что в вопросе накопления человеческого капитала наиболее значимым фактором «за» или «против» выступает место жительства и сопряженные с ним виды занятости. В пользу данного утверждения говорит и частота обращения к образовательным услугам молодежи разных типов поселений, представленная на рисунке 2.2. Как видно, практически единственной возможностью сельской молодежи набраться знаний является учеба в стенах техникума или вуза. Спектр возможностей горожан значительно шире.

Пребывание за городскими пределами почти автоматически снижает вероятность обновления приобретенных ранее знаний и навыков и, тем более, получения таких, которые повысили бы ценность молодого работника. Однако «корень зла» может крыться не только в недоступности специальных образовательных услуг, но и в отсутствии объективной на то необходимости. Другими словами, при существующем положении дел в сельской местности мало шансов на извлечение дохода с приращения человеческого капитала, а потому инвестиции в него могут быть действительно бессмысленными.

 

Рисунок 2.2

Источники пополнения знаний молодежью за последние 3 года в зависимости от места жительства, %

 

Еще одним способом получения образования является обучение за границей. Интересно отметить, что 10 лет назад желающих выехать за рубеж на учебу или стажировку среди молодых людей было больше: 28% против 22% в настоящее время. Причем эти 22%, в отличие от других, действительно предпринимают шаги в этом направлении, составляя 30% от доли тех, кто изучал иностранные языки в течение последних 3 лет, при том, что 27% уже владеют ими и 26% изучают в настоящее время. Превалируют среди них студенты вузов и молодые люди с высшим гуманитарным образованием, выходцы из высоко образованных семей, проживающие в мегаполисах и областных центрах.

Сопоставляя владение определенного рода навыками молодых людей в настоящее время и 10 лет назад, нельзя не заметить практически двукратного роста компьютерной грамотности (см. рис. 2.3). Однако прошедшее время мало сказалось на увеличении распространенности практики вождения автомобиля или общения на иностранных языках - важных компетенциях в современном мире. При этом среди молодых людей сократилась популярность приобретения навыков вождения мотоцикла или пользования оружием.

Рисунок 2.3

Динамика владения представителями российской молодежи различными навыками, %

 

Старшее поколение уступает молодежи и в овладении компьютером (49% против 75%), и в знании иностранных языков (15% против 28%), но чаще владеет навыками пользования оружием (35% против 26%).

В какой социальной среде происходит социализация молодого поколения и выбор решения о получении того или иного образования и навыков? Как видно из рисунка 2.4, место родственников и соседей, более привычных для старшего поколения, у молодежи занимают друзья и знакомые, с которыми объединяет проведение совместного досуга, занятия спортом. Причем роль последних за 10 лет увеличилась. Взаимодействие молодежи с другими группами продемонстрировало относительную устойчивость.

Рисунок 2.4

 

Обычный круг неформального общения молодежи и старшего поколения, %

      

Необходимо отметить несколько особенностей молодежи, поддерживающей те или иные виды контактов. Так, с родственниками и соседями скорее общаются небогатые молодые люди из сельской местности. Отдают предпочтение друзьям по работе и учебе горожане среднего уровня материального достатка. Единомышленники по религиозным и политическим убеждениям входят в привычный круг общения жителей мегаполисов. При этом устоявшийся круг старых друзей чаще выбирают высоко обеспеченные люди, в то время как бедные замкнуты на членах своей семьи. Таким образом, повышение уровня материального благосостояния человека отсекает случайных людей из круга его знакомств, отдавая приоритет не родственным, а проверенным временем дружеским связям. Напротив, чем беднее человек, тем чаще он ориентирован на родственные отношения. Нахождение сторонников своих идейных убеждений (или формирование приоритета таких убеждений в принципе) увеличивается при перемещении из села в большой город.

Общение с людьми имеет не только коммуникативную функцию. Друзья, знакомые и родственники могут помочь в решении конкретных проблем. Наибольшее число опрошенных назвало в числе возможностей такой помощи решение вопроса кредитования, реже всего назывались социальные связи, которые позволяли бы решить вопрос продвижения по карьерной лестнице. Причем такая ситуация характерна не только для молодого, но и для старшего поколения (см. рис. 2.5) для которого, впрочем, особую роль приобретает социальный капитал, позволяющий решить проблемы, обусловленные состоянием здоровья или материального обеспечения. Связи молодых людей больше направлены на решение стратегических задач, формирующих траекторию жизненного пути: карьеры, поступления в вуз, устройства на хорошую работу.

Интересно отметить, что имеющие возможность воспользоваться социальным ресурсом для решения вопроса трудоустройства боятся такого рода проблем чаще, чем те, кто такой возможности не имеет. Опасающиеся невозможности получения хорошего образования чаще отмечают наличие знакомых, способных помочь в поступлении в вуз. А боящиеся испытать материальные трудности имеют страховку в лице родственников и друзей, готовых выручить крупной суммой денег. Однако при этом реальных различий в получении желаемого образования, престижной работы, удачного карьерного продвижения между обладающими и не обладающими социальными ресурсами нет. Зато обладающие ими чаще других уверены, что добьются поставленных целей соответственно в области образования или карьеры. Из этого можно сделать вывод о том, что, во-первых, актуальные для человека и беспокоящие его проблемы находят выражение в приобретении знакомых, способных помочь их решить. Во-вторых, приобретение таких знакомых влияет не столько на непосредственное решение с их помощью проблем, сколько на придание дополнительной уверенности в собственных силах и открывающихся возможностях.

 

Рисунок 2.5

Возможность использования круга знакомых для решения различного рода проблем молодым и старшим поколением, %

 

Если говорить о реальном эффекте социальных связей, то они либо есть в ряде областей сразу (и это, как правило, высокоресурсные группы), либо отсутствуют сразу в нескольких областях - в устройстве на хорошую работу, поступлении в вуз, продвижении по карьерной лестнице, устройстве детей в хорошую школу и решении жилищных проблем, т. е. те, кто имеет знакомых, способных помочь в решении одной из соответствующих проблем, чаще имеют социальные связи и по другим направлениям. При этом наиболее распространенный вид помощи - возможность взять в долг крупную сумму денег - связан только с облегчением доступа к медицинским услугам. Такой тип социальных связей характерен для среднересурсных групп (в то время как у низкоресурсных обычно нет и таких возможностей).

Что касается «потребителей» того или иного типа социального ресурса, которые могут помочь с устройством на хорошую работу чаще имеют в круге своих знакомых жители сел, реже областных центров. В вопросах поступления в вуз, карьерного роста и устройства детей в школу большую роль играет материальное положение семьи респондента.  Связи в области доступа к высшему образованию имеют средне и высоко обеспеченные люди. Социальными ресурсами, позволяющими продвигаться по служебной лестнице, чаще обладают специалисты с высшим образованием и высоким уровнем материального достатка. При этом, по сравнению с обладателями других типов социальных ресурсов, уровень доходов в данной группе наибольший и достигает по медианному показателю 9300 рублей в месяц на человека в семье. Использовать знакомства для устройства детей в хорошую школу также могут позволить себе преимущественно высоко обеспеченные люди, имеющие высшее образование и проживающие в городах. Такое положение дел, в частности, объясняет относительно редкое упоминание связей в сфере образования (для поступления в школу, вуз) и карьерном продвижении по выборке в целом: наличие таких знакомых предполагает достижение определенного собственного социального статуса, завязанного на материальном благосостоянии. Наконец, получить кредит у или через своих знакомых чаще могут молодые предприниматели и самозанятые, проживающие в городах.

 

по данным http://www.isras.ru