Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее

 

Доклад о развитии человеческого потенциала
в Российской Федерации
2010
 Цели развития тысячелетия
в России: взгляд в будущее

 

Москва 2010

 

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2010 год подготовлен коллективом независимых экспертов и консультантов. Мнение авторов необязательно отражает точку зрения ПРООН, других учреждений системы ООН и организаций, сотрудниками которых они являются.

Руководитель авторского коллектива:

Проф. Бобылев Сергей Николаевич, д.э.н., Экономиче­ский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Авторы глав:

May В.А., д.э.н., Профессор, Ректор Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации Глава 1. В поисках долгосрочной стратегии для России

Овчарова Л.Н., к.э.н., Заместитель директора Независимо­го института социальной политики; Зав. лабораторией про­блем распределительных отношений Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН Глава 2. Бедность, экономический рост и кризис в России в первом десятилетии второго тысячелетия

Акимов А.В., д.э.н., Руководитель отдела экономических исследований Института востоковедения РАН Вставка 2.1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации

Разумов А.А., д.э.н., Профессор, Заместитель генераль­ного директора НИИ труда и социального страхования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Вставка 2.3. Приоритеты государственной социальной по­литики содействия сокращению бедности

Агранович М.Л., к.э.н., Руководитель Центра мониторин­га и статистики образования; Исполнительный директор межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования

Глава 3. Российское образование в свете ЦРТ: состояние, проблемы, перспективы

Баскакова М.Е., д.э.н., Ведущий научный сотрудник Инсти­тута экономики РАН; Ведущий научный сотрудник Независи­мого актуарного информационно-аналитического центра Глава 4. Содействие в достижении равенства мужчин и женщин и расширение возможностей женщин

Соболева   И.В.,  д.э.н.,   Зав.   лабораторией   социально-трудовых отношений Института экономики РАН Вставка 4.2. Безработица в условиях кризиса: гендерный аспект

Данишевский К.Д., к.м.н., Президент Российского обще­ства специалистов доказательной медицины; Главный спе­циалист Открытого института здоровья Глава 5. Сокращение детской смертности и улучшение охра­ны материнства. Приоритеты в области здоровья для России

Бобрик А.В., к.м.н., Исполнительный директор Открытого

института здоровья

Глава 6. Борьба с ВИЧ/СПИДом и другими инфекционными

заболеваниями

Бобылев С.Н., д.э.н., Профессор экономического факуль­тета МГУ им. М.В. Ломоносова Глава 7. Обеспечение экологической устойчивости

Бокарев А.А., к.э.н., Директор департамента международ­ных финансовых отношений Министерства финансов Рос­сийской Федерации Глава 8. Россия в глобальном партнерстве в целях развития

Марков А.Р., к.э.н., Руководитель социальных программ Всемирного Банка по России

Вставка 8.1. Новые доноры в архитектуре глобальной по­мощи развитию

Воронков Л.С., д.и.н., Профессор кафедры европейской интеграции МГИМО(У) МИД России

Вставка 8.6. Россия в глобальном парнерстве в целях раз­вития: проблемы и перспективы

Зубаревич Н.В., д.г.н., Профессор географического факуль­тета МГУ им. М.В. Ломоносова; Руководитель региональных программ Независимого института социальной политики Глава 9. Цели развития тысячелетия и регионы России

Доклад о развитии человеческого потенциала в Рос­сийской Федерации за 2010 год / Под общей редакцией С.Н. Бобылева / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать: ООО «Дизайн-проект «Самолет», 2010. - 152 с.: 23 табл., 59 рис., 19 вставок.

Вниманию читателей предлагается четырнадцатый нацио­нальный Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Подобные доклады издаются по инициативе Программы развития ООН (ПРООН) во многих странах мира. Выходят также ежегодные мировые доклады, содержащие обозрения по странам мира в целом. Доклады готовятся группами независимых экспертов. Основная цель Доклада 2010 года -мониторинг достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ), адаптированных для Рос­сии, а также отражение новых тенденций на пути достижения ЦРТ в стране. Доклад приурочен к проведению очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2010 года, где Россия вместе с другими странами-членами ООН будет обсуждать глобальный прогресс в достижении ЦРТ. Для высшего управленческого персонала, ученых-политологов, преподавателей, научных работников и сту­дентов высших учебных заведений.

 


 

Представительство Программы развития Организации Объединенных Наций в Российской Федерации выражает глубокую признательность спонсору Доклада о развитии человече­ского потенциала в Российской Федерации за 2010 год:

Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА)

ОТ АВТОРОВ

Авторы Доклада выражают благодарность ру­ководству и сотрудникам Департамента междуна­родных организаций Министерства иностранных дел Российской Федерации: Г.М. Гатилову, Дирек­тору департамента; В.И. Загрекову, Начальнику отдела технического содействия по линии ООН и Национальному директору проекта, а также руко­водству и сотрудникам ПРООН в Российской Феде­рации: Фроде Маурингу, Постоянному Представи­телю; Саше Грауманну, Заместителю Постоянного Представителя; Е.А. Арманд, Координатору страновой программы; М.В. Бабенко, Руководителю  проекта; В.К. Зотиковой, Советнику по связям с общественностью и Н.В. Воронковой, Координа­тору проекта.

Большую помощь в подготовке Доклада оказали сотрудники Федеральной службы государственной статистики и Министерства здравоохранения и со­циального развития Российской Федерации, предо­ставившие статистические и информационные мате­риалы, использованные в Докладе.

Авторы также выражают признательность участ­никам Слушаний по проекту Доклада за конструк­тивные замечания.

 

Уважаемые читатели!

С удовольствием представляю Вам очередной, четырнадцатый, Доклад о развитии человеческого потенциала. Десять лет назад на Саммите тысячеле­тия Организации Объединенных Наций мировые лидеры приняли Декларацию тысячелетия ООН и договорились об установлении привязанных к кон­кретным срокам и поддающихся оценке целей и показателей в области борьбы с нищетой, голодом, болезнями, неграмотностью, ухудшением состояния окружающей среды и дискриминацией в отношении женщин. Значение этого шага трудно переоценить, поскольку лидеры стран впервые договорились объединить усилия в решении целого ряда сложных проблем глобального развития.

В 2005 году в России был подготовлен Доклад о развитии человеческого потенциала «Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития». Авторы Доклада переработали и адаптировали для России концеп­цию Целей развития тысячелетия (ЦРТ) и провели анализ развития человеческого потенциала в стране через призму ЦРТ. Подготовка такого Доклада - это интересный опыт для России, поскольку проблемы бедности и здоровья являются актуальными для лю­бого общества, и крайне важно не только помогать беднейшим странам в решении острейших проблем развития, но и эффективно бороться с этими пробле­мами в собственной стране.

В представляемом Докладе проведен монито­ринг достижения ЦРТ, адаптированных для России. За пятилетний период многое изменилось как вну­три России, так и на международном уровне. Период экономического роста сменился глобальным эконо­мическим кризисом. В 2010 году в странах наметилась тенденция к посткризисному восстановлению, и в этой связи оценка достижения ЦРТ приобретает особую актуальность, поскольку проблемы в эконо­мике неминуемо сказываются на развитии человече­ского потенциала.

Ситуация в России по достижению ЦРТ в целом неоднозначна. С одной стороны, наблюдается явный прогресс, связанный с сокращением бедности, обе­спечением доступности образования, снижением детской и материнской смертности, а также укре­плением роли России как международного донора. С другой стороны, наряду с позитивными тенденция­ми существует целый ряд проблем, на которые це­лесообразно обратить особое внимание. Речь идет, прежде всего, о распространении ВИЧ/СПИДа, об от­сутствии как таковой целенаправленной политики в области гендерного равенства, об ухудшении эколо­гической обстановки в России, о сохранении суще­ственных межрегиональных различий в развитии человеческого потенциала. Один из ключевых вы­зовов, которые отмечены в Докладе, - это сохране­ние достигнутых на сегодняшний день положитель­ных результатов. Мы надеемся, что представленное исследование даст почву для дальнейшего и более детального обсуждения вопросов долгосрочно­го устойчивого развития России, а также послужит основой для принятия как на федеральном, так и ре­гиональном уровнях стратегических решений, спо­собствующих развитию человеческого потенциала.

Фроде Мауринг

Постоянный Представитель ПРООН в Российской Федерации

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................................................................................................................................................................................ 6

Общий обзор............................................................................................................................................................................................. 7

Глава 1. В поисках долгосрочной стратегии для России.......................................................................................................................... 12

Вставка 1.1. Цели ООН в области развития на пороге тысячелетия, адаптированные для России.......................................................... 13

Глава 2. Бедность, экономический рост и кризис в России в первом десятилетии второго тысячелетия...................................................... 27

Вставка 2.1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.................................................................................. 31

Вставка 2.2. Социальный контракт.................................................................................................................................................... 38

Вставка 2.3. Приоритеты государственной социальной политики содействия сокращению бедности....................................................... 39

Приложение.......................................................................................................................................................................................... 42

Глава 3. Российское образование в свете ЦРТ: состояние, проблемы, перспективы................................................................................. 43

Приложение.......................................................................................................................................................................................... 52

Глава 4. Содействие в достижении равенства мужчин и женщин и расширение возможностей женщин........................................................ 53

Вставка 4.1. Женщины-руководители в российских компаниях............................................................................................................. 59

Вставка 4.2. Безработица в условиях кризиса: гендерный аспект......................................................................................................... 65

Приложение.......................................................................................................................................................................................... 67

Глава 5. Сокращение детской смертности и улучшение охраны материнства.

Приоритеты в области здоровья для России............................................................................................................................. 69

Вставка 5.1. Динамика рождаемости и смертности в 2010 году............................................................................................................ 69

Вставка 5.2. Проблемы оценки младенческой смертности................................................................................................................... 72

Вставка 5.3. Профилактические прививки в России............................................................................................................................ 74

Вставка 5.4. Системное реформирование здравоохранения................................................................................................................ 81

Вставка 5.5. Табачная зависимость................................................................................................................................................... 83

Приложение.......................................................................................................................................................................................... 86

Глава 6. Борьба с ВИЧ/СПИДом и другими инфекционными заболеваниями............................................................................................. 88

Вставка 6.1. Пять вопросов о ВИЧ.................................................................................................................................................... 91

Приложение.......................................................................................................................................................................................... 98

Глава 7. Обеспечение экологической устойчивости............................................................................................................................... 100

Вставка 7.1. Из выступления Президента РФ Д.А. Медведева........................................................................................................... 109

Приложение......................................................................................................................................................................................... 115

Глава 8. Формирование глобального партнерства в целях развития........................................................................................................ 116

Вставка 8.1. Новые доноры в архитектуре глобальной помощи развитию............................................................................................ 117

Вставка 8.2. Основные цели политики Российской Федерации

в области содействия международному развитию........................................................................................................ 119

Вставка 8.3. Основные принципы предоставления ОПР.................................................................................................................... 120

Вставка 8.4. Секторальные приоритеты российской ОПР.................................................................................................................. 122

Вставка 8.5. Антикризисный фонд ЕврАзЭС..................................................................................................................................... 128

Вставка 8.6. Россия в глобальном парнерстве в целях развития: проблемы и перспективы.................................................................. 130

Глава 9. Цели развития тысячелетия и регионы России........................................................................................................................ 134

Вставка 9.1. Индекс развития человеческого потенциала.................................................................................................................. 147

Приложение......................................................................................................................................................................................... 149

Таблица 9.1.1. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) за 2008 год................................................................................... 150

Методика измерения индекса развития человеческого потенциала для субъектов Российской Федерации.................................................... 152

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вниманию читателей предлагается четырнадца­тый национальный Доклад о развитии человеческо­го потенциала в Российской Федерации. Подобные доклады издаются по инициативе Программы разви­тия ООН (ПРООН) во многих странах мира. Выходят также ежегодные мировые доклады, содержащие обозрения по странам мира в целом. Они готовятся по заказу ПРООН группами независимых экспертов.

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2010 год является кон­цептуальным продолжением нескольких преды­дущих национальных Докладов, подготовленных различными группами независимых российских экспертов при помощи и поддержке Представи­тельства ПРООН в Российской Федерации, в част­ности, Доклада «Россия в 2015 году: цели и прио­ритеты развития» (2005 г.). Как и все предыдущие, настоящий Доклад представляет собой не отчет о развитии социально-экономической ситуации за соответствующий период времени, а научно-аналитическое исследование.

В Докладе за 2010 год главной является тема «Цели развития тысячелетия в России: взгляд в буду­щее». Данная тема рассматривается в контексте Целей развития тысячелетия (ЦРТ) ООН, одобренных мировым сообществом. Для достижения этих Целей необходимо уменьшение нищеты и увеличение до­ходов населения, совершенствование системы об­разования, поощрение равенства мужчин и женщин, борьба с болезнями, обеспечение экологической устойчивости, формирование глобального партнер­ства в целях развития. Используя концепцию ЦРТ, ав­торы предлагают приоритеты и задачи, характерные для современного этапа преобразований в России, сценарии и показатели достижения поставленных целей к 2015 и 2020 годам. В Докладе анализируют­ся актуальные проблемы и направления реформ, связанные с развитием человеческого потенциала в стране и выходом экономики России из кризиса.

Авторы пользовались преимущественно офи­циальной российской статистикой - данными Фе­деральной службы государственной статистики, а также министерств и ведомств. В тех случаях, когда использовались данные из других источников, при­ведены соответствующие ссылки.

Подготовка данного Доклада происходила в ак­тивном диалоге с органами государственной власти и гражданским обществом.

ОБЩИЙ ОБЗОР

В главе 1 «В поисках долгосрочной стратегии для России» отмечается, что одним из важных ре­зультатов обретения Россией к началу XXI века ма­кроэкономической и политической стабильности стало возобновление интереса к долгосрочным проблемам социально-экономического развития. Особенностью данного Доклада является суще­ственная модификация задач и показателей ЦРТ для России. Введение в систему государственного регулирования целей и задач в явном виде стано­вится серьезным стимулом перестройки механиз­мов и институтов ответственного государства.

Обеспечение адаптивности общества к переме­нам в условиях кризиса и выхода из него предпола­гает раскрытие человеческого потенциала, творче­ской активности всех агентов. Свобода творчества, свобода информационных потоков, свобода вклю­чения индивидов в эти потоки является важнейшей предпосылкой прорыва. Необходимо создание по­литических и экономических условий, благоприят­ных для развития в стране общества и экономики, основанных на знаниях.

Общим приоритетом социально-экономического развития является модернизация и диверсификация экономики. В современной России модернизация, чтобы быть успешной, должна одновременно охва­тывать экономическую, политическую и социальную сферу, а это, в свою очередь, подтолкнет и культур­ное (идеологическое) обновление. Глобальный кри­зис и борьба с ним продемонстрировали наличие ряда серьезных рисков устойчивости социального и экономического развития на предстоящий период. В частности, для российского общества стремление к посткризисному статус-кво означает ожидание восстановления цен на товары российского экспор­та (топливно-энергетические ресурсы и металлы) и возврат к докризисной модели роста. Политические риски современной ресурсной зависимости очень велики, поскольку ее результатом становится де­градация основных общественных институтов. Это принципиально новое явление.

В главе среди приоритетных направлений социально-экономической политики в направле­нии антикризисной модернизации, в частности, вы­деляются: обеспечение макроэкономической ста­бильности; повышение эффективности бюджетных расходов; переход от политики консервации заня­тости к политике стимулирования создания новых рабочих мест и мобильности рабочей силы; прове­дение институциональных реформ в ключевых секторах развития человеческого потенциала - в об­разовании, здравоохранении, пенсионной системе; стимулирование модернизации и развитие средне- и долгосрочного кредитования среднего и малого и средне-крупного (неолигархического) бизнеса; антимонопольная политика и стимулирование кон­куренции; уточнение подходов к пенсионной ре­форме и реформе медицинского страхования.

В главе 2 «Бедность, экономический рост и кризис в России в первом десятилетии второ­го тысячелетия» взгляд на динамику показателей уровня жизни и социально-экономическую полити­ку в России через призму прогресса в достижении Целей развития тысячелетия позволяет сделать вы­вод о снижении уровня бедности за счет эффектов экономического подъема. Рост реальной заработ­ной платы и пенсий способствовал выведению из числа бедных тех, кто находился рядом с линией бедности. В основном это семьи работающих бед­ных, представляющих самую многочисленную груп­пу среди тех, кто имеет доходы ниже прожиточного минимума, и пенсионеров.

Политика ускоренного роста минимальной за­работной платы и пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, введение ежемесячной денеж­ной выплаты для отдельных льготных категорий населения и незначительный рост пособий для де­тей из бедных семей способствовали ликвидации в России экстремальной бедности. Вместе с тем, в существующей системе социальной поддержки нет механизмов, блокирующих возрождение данных форм бедности в условиях ухудшения экономиче­ской ситуации, что нашло свое подтверждение в период начала кризиса 2008 года. Гарантии полной ликвидации данных форм бедности возникают при приоритетном развитии адресных программ для бедных.

Ориентация социально-экономического разви­тия на модернизацию требует имплементации эле­ментов развития во все социальные и экономиче­ские программы, включая и программы поддержки бедного населения. В настоящее время в кругу бед­ных семей - получателей адресных пособий - ши­роко распространена незанятость или частичная занятость трудоспособных. В связи с этим целесоо­бразно введение принципа оказания социальной поддержки при условии заключения социального контракта по адаптации трудоспособных незанятых членов домохозяйства.

Вызовы в образовательной сфере рассма­триваются в главе 3 «Российское образование в свете ЦРТ: состояние, проблемы, перспек­тивы». Если рассматривать уровень достиже­ния ЦРТ с позиций показателей, закрепленных в международных документах, то в России эти цели достигнуты и ситуация более чем благополучная. Однако, оценка уровня достижения ЦРТ с пози­ций не буквы, а духа предполагает ответ на во­прос, в какой степени система образования спо­собствует снижению социального неравенства и росту благосостояния граждан. В этом контексте главное внимание смещается с показателей до­ступности образования на показатели качества образования и равенства доступа к качественно­му образованию. С этих позиций ЦРТ для России в области образования были модернизированы и проанализированы.

Анализ прогресса Российской Федерации в до­стижении ЦРТ+ показывает, что в направлении вы­равнивания доступа к качественному образованию наметились определенные позитивные сдвиги, хотя и не по всем показателям. Однако качество об­разования демонстрирует негативную динамику. Актуальными остаются проблемы выравнивания качества общего среднего образования между ре­гионами, отставания содержания и качества общего среднего образования от современных тенденций, соответствие содержания и качества профессио­нального образования запросу рынка труда и со­временной экономики.

Российское правительство в полной мере осо­знает эти проблемы, за исключением, быть может, вопросов межрегиональной дифференциации ка­чества среднего образования. В разработанных и утвержденных Правительством и Министерством образования документах запланированы масштаб­ные шаги, которые, как предполагается, карди­нально изменят ситуацию уже к 2020 году. Однако, имеется и ряд факторов, которые могут значитель­но снизить результативность намечаемых мер по перестройке системы профессионального образо­вания и успех этих мер, в значительной степени, бу­дет зависеть от того, насколько эффективно удастся учесть эти факторы и снизить риски при реализа­ции мер, направленных на модернизацию профес­сионального образования.

Специфика гендерной ситуации, сложившей­ся в России, потребовала разработать для страны дополнительные задачи в рамках ЦРТ, решение которых способствовало бы смягчению как жен­ских, так и мужских гендерных проблем, более широкому распространению эгалитарных отноше­ний в семье и в обществе, достижению гендерного равенства. В главе 4 «Содействие в достижении равенства мужчин и женщин и расширение возможностей женщин» показывается, что гендерные проблемы остро стоят и перед мужской частью российского населения: у мужчин низок уровень продолжительности жизни, снижается (относительно женщин) уровень образования, вы­сок уровень занятости в неблагоприятных услови­ях труда.

Проведенный анализ динамики ключевых гендерных проблем России показал, что за последние годы произошло определенное смягчение остроты этих проблем. В целом наметилось выравнивание гендерной асимметрии среди студентов разных уровней профессиональной школы и их сегрегации по специальностям обучения. Повысилась, хотя и незначительно, представленность женщин в сфе­ре принятия решений. Незначительно увеличилась продолжительность жизни населения, и в первую очередь мужчин, что повлекло за собой сокраще­ние гендерного разрыва в продолжительности жиз­ни россиян. Обозначилась тенденция сокращения гендерного разрыва в уровне оплаты труда мужчин и женщин.

В главе определены наиболее важные пробле­мы и барьеры, стоящие перед страной в достиже­нии равенства мужчин и женщин и расширения возможностей женщин: широкое распространение в российском обществе традиционных гендер­ных ролей; отсутствие целостной государствен­ной политики гендерного равенства; сохранение исторически сложившегося отставания в оплате труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин; распространенность в сфере труда прямых или косвенных дискриминационных практик в отношении женщин; отсутствие в России целостного механизма защиты женщин от насилия; высокий уровень гендерных различий в привер­женности российского населения самосохранному поведению.

«Сокращение детской смертности и улучше­ние охраны материнства. Приоритеты в области здоровья для России» - эти вопросы находятся в центре главы 5. В рамках ЦРТ 4 младенческая, перинатальная и неонатальная смертность являются важными показателями ситуации в здравоохране­нии. Рекомендуется использовать подходы, исполь­зуемые ВОЗ, в частности, программу «безопасное материнство», которая основана на научно дока­занных, демедикализированных подходах к бере­менности и родам. В России необходимо улучшать акушерские и перинатальные технологии, осущест­влять мониторинг процессов и методов работы ро­дильных домов и отделений в дополнение к оценке клинических исходов. Перинатальная смертность в России составляет большую часть смертности детей до пяти лет, поэтому ее снижение будет в су­щественной степени способствовать достижению цели ЦРТ4.

В России для снижения материнской смертно­сти значение имеет совокупность факторов. Важ­ной позитивной тенденцией является уменьшение количества легальных и, видимо, криминальных абортов и повышение безопасности медицинско­го прерывания беременности, что привело к сни­жению материнской смертности. В России случаи такой смертности редки и подвержены случайным колебаниям. Один из пяти методов рекомендуемых ВОЗ - конфиденциальное изучение материнских смертей, является ключевым для детального пони­мания реальных проблем здравоохранения в кон­тексте ЦРТ 5 в России. Россия к 2020 году может до­стичь нынешнего уровня материнской смертности, регистрируемого в Евросоюзе.

В главе подчеркивается, что в стране в области здоровья населения мерам, направленным на здо­ровье людей трудоспособного возраста, должно уделяться особое внимание. В настоящий момент отчет об успехах реализации здравоохранительной и демографической политики в России в значитель­ной мере построен на демонстрации показателей количества людей, которым была оказана медицин­ская помощь, и на росте расходов на эту деятель­ность. Эскалация количества оказываемых услуг, а тем более расходов на них, не может считаться основным достижением деятельности государ­ственной структуры. Высокая мужская смертность с середины 1960-х годов остается нерешенной про­блемой, требующей особого внимания государства. Меры политики по контролю над табаком, призван­ные минимизировать его присутствие на рынке, и над алкоголем по модели северных стран способны значительно снизить остроту и даже устранить эту проблему.

В главе 6 «Борьба с ВИЧ/СПИДом и другими инфекционными заболеваниями» отмечается, что ЦРТ 6 ориентирована, главным образом, на реше­ние двух задач: облегчение бремени ВИЧ/СПИДа и туберкулеза, так как именно они ведут к основным демографическим потерям в масштабе всего мира и оказывают крайне негативное воздействие на эко­номику. Эти заболевания также являются серьезны­ми проблемами общественного здравоохранения и в нашей стране. В отношении ВИЧ-инфекции, несмо­тря на некоторые позитивные тенденции, коренного перелома в борьбе с эпидемией добиться пока не удается - количество зарегистрированных случаев превысило 520 тысяч, продолжается рост показате­лей смертности. За последние пять лет наблюдается стабилизация основных эпидемиологических пока­зателей по туберкулезу и улучшение индикаторов, отражающих эффективность противотуберкулезных мероприятий. Однако в целом ситуация остается очень сложной. Общей проблемой государствен­ных программ борьбы с ВИЧ/СПИДом и туберкуле­зом остается тенденция к направлению основных средств на сохранение существующей инфраструк­туры здравоохранения, которая часто не соответ­ствует новой эпидемиологической ситуации.

Для организации эффективного лечения все возрастающего количества сложных пациентов российской системе здравоохранения необходимо более широко использовать амбулаторные под­ходы и стандартные курсы терапии, соответствую­щие современным международным практикам. С другой стороны, чтобы остановить продолжаю­щееся активное распространение ВИЧ-инфекции в России необходимо сфокусировать профилакти­ческие мероприятия на ключевых группах риска, определяющих большинство случаев заражения, и использовать эпидемиологически обоснованные вмешательства, направленные на снижение риска инфицирования. В целом для ограничения рас­пространения ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и других инфекционных заболеваний, лицам, принимающим решения в России, следует занять прагматичную позицию и быть готовыми к непредвзятому анали­зу всех имеющихся возможностей. Это нелегкая за­дача, но ее успешное решение скажется на судьбе нашей страны самым положительным образом.

Последние годы показали растущую зависи­мость благосостояния человечества от перехода к экологически устойчивому развитию, что отражено в названии главы 7 и Цели развития на пороге ты­сячелетия «Обеспечение экологической устой­чивости». Эта Цель в контексте человеческого развития отражает необходимость решения двух главных проблем: снизить воздействие человека на окружающую среду и исчерпание им природных ресурсов; улучшить экологические условия для раз­вития человека, уменьшить экологические угрозы для его безопасности, здоровья и проживания. Для решения этих проблем разработаны/адаптированы показатели, которые позволяют не только отслежи­вать реализацию в России принципов устойчивого развития, но и проводить мониторинг государством и обществом ситуации в области развития челове­ческого потенциала, сохранения самого большого в мире природного капитала, поддержки экосистемных услуг страны. В главе отмечается, что Рос­сия является главным экологическим донором пла­неты, внося самый большой вклад в обеспечение устойчивости биосферы. Поэтому формирование в стране экологически устойчивого развития име­ет значение не только для самих россиян, но и для всего человечества.

В главе указывается, что переход к устойчивому развитию делает необходимым включение эколо­гического фактора в систему основных социально-экономических показателей развития страны. Ис­пользование всеми структурами власти России идеологии ЦРТ способствовало бы повышению эффективности природопользования и решению экологических проблем страны, снизило бы эколо­гические угрозы для здоровья населения. Для Рос­сии острой проблемой является низкая эффектив­ность использования и истощение энергетических ресурсов. В связи с этим важнейшим индикатором является энергоемкость ВВП. Этот индикатор явля­ется приоритетным не только для обеспечения эко­логической устойчивости, но и для всей экономики страны. С энергоемкостью тесно связаны и другие показатели. В частности, особую актуальность в связи с проблемой глобального изменения климата приобретают выбросы двуокиси углерода, объемы которых во многом зависят от энергетики. В главе также рассматриваются задачи экологической ЦРТ, касающиеся улучшения обеспечения людей чистой питьевой водой и улучшения жилищных условий населения.

За последние несколько лет Россия восстановила статус крупной экономической и финансовой державы, подтвердила свое право находиться в группе стран - мировых лидеров как по динамике разви­тия, так и по масштабам экономики, - отмечается в главе 8 «Формирование глобального партнер­ства в целях развития». Цель 8 ЦРТ предполагает поиск международным сообществом совместных универсальных решений в части удовлетворения потребностей наименее развитых стран, создания открытой, регулируемой и недискриминационной торговой и финансовой систем, решения проблемы задолженности развивающихся стран, привлече­ния к решению указанных проблем частного сек­тора. Прогресс в достижении этой цели на данном этапе определяется рядом факторов. Во-первых, претерпевающая в последние годы значительные изменения архитектура международной помощи в определенной степени влияет на перспективы до­стижения Цели 8. Во-вторых, необходимо учитывать негативное воздействие текущего мирового эконо­мического и финансового кризиса на перспективы решения основных проблем развивающихся стран. В-третьих, значимым фактором формирования гло­бального партнерства в целях развития становится работа по обеспечению прозрачности и доступно­сти информации о предпринимаемых в этой обла­сти усилиях, достигнутых результатах.

За последние годы Российская Федерация до­стигла значительных результатов в сфере активи­зации своего участия в международных усилиях по достижению ЦРТ, формирования своего статуса как активного и ответственного участника между­народного донорского сообщества, наращивания своего вклада в борьбу с нищетой, голодом, инфек­ционными заболеваниями и решение других гло­бальных проблем. Основные цели политики России в этих областях определены в Концепции участия Российской Федерации в содействии международ­ному развитию (2007). Эти цели базируются на ЦРТ ООН. До начала 2000-х годов объем внешней по­мощи России находился на низком уровне. Устой­чивый экономический рост национальной эконо­мики в первом десятилетии XXI века способствовал значительному увеличению доходов федерального бюджета и расширению возможностей для содей­ствия международному развитию. В 2008 году объ­ем этих расходов достиг 220 млн долл. В качестве долгосрочной цели в России принят рекомендуе­мый ООН уровень в 0,7% ВНД.

Россия стремится использовать многообраз­ный арсенал многосторонних механизмов предоставления официальной помощи развитию. Эта деятельность включает внесение взносов в международные организации, реализующие про­граммы развития, участие в финансировании гло­бальных фондов, специальных международных инициатив, осуществляемых в рамках «Группы восьми», Всемирного банка, МВФ, организаций системы ООН.

Анализу основных региональных тенденций посвящена глава 9 «Цели развития тысячелетия и регионы России». Благодаря быстрому эконо­мическому росту 2000-х годов и возросшим фи­нансовым возможностям государства «география» позитивных социальных изменений более равно­мерно охватила всю страну - улучшались показате­ли и развитых, и наиболее проблемных регионов. Экономический рост способствовал более чем двукратному снижению индекса дефицита дохода, сократилась и его региональная дифференциация. Сократилась младенческая, детская и материнская смертность во всех регионах России благодаря ро­сту государственного финансирования здравоох­ранения и модернизации образа жизни населения; заметно смягчились и региональные различия этих показателей. Быстро развивались новые виды ком­муникаций и распространялись от центров к пери­ферии: обеспеченность сотовой связью выросла более чем в пять раз, при этом показатели отстаю­щих регионов сблизились с лидерами. Обеспечен­ность стационарной связью также росла, хотя ре­гиональные контрасты мало изменились.

Ряд сложившихся тенденций имеет неоднознач­ный характер. Гендерное неравенство в заработной плате остается высоким, в 70% регионов оно за пять лет усилилось, в том числе в слаборазвитых регио­нах, где ранее различия были незначительными. Ни во власти, ни в обществе пока нет запроса на пол­ноправное представительство женщин в политике. Не произошло заметного улучшения показателей заболеваемости и смертности от туберкулеза даже в более благоприятных для жизни регионах Евро­пейской части, а на востоке страны заболеваемость росла из-за худших условий жизни и социальной маргинализации.

В главе исследуются и негативные региональ­ные тенденции. Распределение сырьевой ренты в пользу более обеспеченных групп населения при­вело к росту поляризации по доходу почти во всех регионах и сокращению доли доходов беднейших 20% населения. Поляризация проявляется не толь­ко в доходах, но и в условиях жизни населения. Усугубляется проблема непригодного жилья, осо­бенно в тех регионах, где доля ветхого и аварий­ного жилищного фонда высока. Централизация налоговых доходов оставляет города без необходи­мых средств на развитие городской среды, а рост федерального финансирования для переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда пока не дал заметных результатов. Экономический рост сопровождался ростом выбросов в атмосферу от стационарных источников загрязнения, особенно в ресурсодобывающих промышленных регионах. Только в двух федеральных городах удалось сокра­тить такие выбросы, но в них основным загрязни­телем стал быстро растущий автотранспорт. Растет численность инфицированных ВИЧ/СПИДом, базо­выми факторами риска являются распространение наркомании и неразвитая социальная среда рос­сийских городов.

В главе рассчитан Индекс развития человеческо­го потенциала (ИРЧП) за 2008 год, который подводит черту завершившегося десятилетия экономическо­го роста. Несмотря на начавшийся кризис, в 2008 году сохранялась позитивная динамика индекса, так как воздействие кризиса на российские регио­ны стало ощутимым только в конце года. Следстви­ем кризиса стало замедление роста значений ИРЧП во многих регионах по сравнению с 2007 годом или стагнация показателя.

 

 

Полный текст Доклада расположен по адресу:

http://www.undp.ru/nhdr2010/Nationa_Human_Development_Report_in_the_RF_2010_RUS.pdf