Немецкий язык для детей смотрите на chinatutor.ru.

И. М. Родзинский: Молодежь как объект российских политических партий

 

Молодежь как объект

российских политических партий

И. М. Родзинский

 

Аннотация: В статье подняты проблемы взаимодействия молодежи и российских политических партий, для которых она выступает как объект политического воздействия.

Ключевые слова: политология, молодежь, политические партии.

 

Современная социально-политическая действительность российского общества свидетельствует об активизации деятельности политических партий в области молодежной политики с целью расширения своего электората и омоложении рядов партии. Это обусловлено, в частности, кардинальными изменениями технологии организации и проведения выборов в высший законодательный орган страны - Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Данная тенденция ярко выражена в политических партиях, стремящихся на выборах в представительный орган законодательной власти - Госдуму в декабре 2007 г. преодолеть установленный 7% ограничительный барьер - Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия.

Возникает настоятельная потребность научного осмысления системной работы, проводимой ведущими политическими партиями в отношении молодежи. Хотелось обратить внимание на то, что 2005 г. стал рекордным по числу появившихся в российском обществе молодежных организаций, вследствие заполнения пустовавший ниши после роспуска комсомола[1].

В частности, в современном политическом процессе ряд политических партий пытается вовлечь в свою деятельность авторитетные молодежные организации. Например, молодежные организации «Наши», «Новые люди», «Россия молодая», «Наша страна» и другие, объединяющие определенную часть российской молодежи в определенных регионах страны. Обратим внимание, что данные организации, в отличие от комсомола, не имеют разветвленной структуры первичных организаций по территории страны.

Молодежные организации можно разделить на два блока. Первый объединяет союзы, решающие современные проблемы посредством организации и проведения уличных политических процессов, активными участниками которых, как правило, являются молодые люди (например, события возле генерального консульства Эстонской Республики в Москве после сноса памятника Воину-освободителю в Таллинне в 2007 г.). Второй блок - организации, ведущие системную работу по включению молодежи в различные сфере жизнедеятельности (например, студенческий совет Московского гуманитарного университета). Отметим, что молодежные организации обоих блоков развивают новое направление в молодежной политике Российской Федерации - молодежное участие в жизни общества, в том числе и политическое.

Анализ документов политических партий «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия» свидетельствуют о том, что в основе механизма молодежной политики лежат различные способы включения и вовлечения молодых людей в политический процесс и политику в целом. Заметим, что руководство партий изначально предлагают определенные ниши молодым людям в деятельности своих организаций. Вследствие этого возможности молодежи как активного субъекта политики ограничиваются. В настоящее время, как в научном осмыслении, так и в политической практике, данный вопрос не разрешен и требует дальнейшего изучения с целью определения взаимодействия между всеми членами политических партий на пути реализации их интересов. В этой связи «вовлекающий» или «включающий» политический субъект в идеале должен иметь представление о потребностях современной молодежи с целью предложения адекватных действий в их разрешении. То есть программа политической партии должна вызывать интерес в различных социальных слоях, в том числе у молодежи. Как результат этого в вышеназванных политических партиях, в партийных документах, регулирующих деятельность в области молодежной политики, выделено два уровня ее реализации - стратегический и тактический. Вместе с тем следует обратить внимание, что после роспуска ВЛКСМ в российском обществе нарушена традиция преемственности поколений, в том числе и при ротации партийных кадров. Многое зависит именно от стратегического уровня, но в программных документах политические партии, как правило, ограничиваются общими фразами в отношении будущего молодежи. Во всех документах речь идет о распространении общечеловеческих ценностей и идеалов, проектировании нового образа жизни, который органично включал бы все многообразие существующих норм и в перспективе способствовал их развитию. На наш взгляд, общими лозунгами некоторых положений на стратегическом уровне ограничиваться неправомерно.

На тактическом уровне политические партии ставят кратковременные задачи, как правило, связанные с электоральным процессом. Политические партии только лишь пытаются показать заинтересованность в судьбе нации в целом и молодежи, в частности.

Например, политическая партия «Единая Россия» является инициатором реализации национальных проектов, в том числе связанных с поддержкой молодых людей. Анализ экономического и социально-политического развития современной России свидетельствует, к сожалению, о факте применения манипулятивных технологий.

Политические партии используют различные способы привлечения молодого электората на свою сторону. Так, «Единая Россия» вводит систему резервирования 20% мест в избирательных списках для молодежи. Данная система говорит о несовершенстве демократических институтов и не может дать стабильного результата в формировании устойчивого гражданского общества. Вместе с тем, данная система позволила выйти на уровень принятия политических решений определенной части молодежи.

Как известно, в политической науке политическими технологиями называют методы решения социально-политических проблем, выработки политического курса, его реализации, осуществления практической политической деятельности. Чтобы лучше понять специфику политических технологий, вначале уточним, какие политические задачи в рамках партийной политики достигаются благодаря им:

  • укрепление общественного и политического статуса политических партий и политических лидеров. Следовательно, современные партии и политики, чей статус определяется в ходе выборов, однозначно нуждаются в поддержке населения, в том числе молодого поколения;
  • создание благоприятных условий для деятельности политической партии путем конструирования в массовом политическом сознании их привлекательного образа.

Таким образом, любая политическая организация заинтересована в том, чтобы граждане видели в ней компетентную и адекватную политическую силу, которая способна разрешить острые социально-экономические вопросы. Только в этом случае ее политические решения будут восприниматься в обществе как обоснованные, претендующие на общественную поддержку. Каждая политическая организация, чтобы выиграть в острой конкурентной политической борьбе, нуждается в поддержке избирателей, но для этого нужно, чтобы массы видели в этой организации последовательного защитника их интересов, доверяли ей. Вот почему без решения указанной задачи политическим организациям практически невозможно всерьез рассчитывать на политический успех:

  • расширение числа сторонников той или иной политической программы, политического проекта. Поверхностным тезисом для рассуждения о роли политических партий в нашем обществе стал тезис о невосприимчивости не раз обманутых масс к партийным программам и проектам. Следовательно, необходимо не только детально прорабатывать программные установки, акцентируя внимание на ожидания людей, их ценностные ориентации и настроения, но следовать принципу жесткой социальной ответственности за выполнение этих проектов;
  • формирование электоральных предпочтений населения. Реальная действительность показывает, что практически все политические силы, партии уже поняли огромную значимость указанной задачи. Жесткая конкуренция вынуждает их совершенствовать технологии борьбы за голоса избирателей;
  • мобилизация масс для политической поддержки. Для решения конкретных политических задач политическим партиям требуется демонстрация массовой поддержки, например проведение пикетов, акций протеста, митингов, шествий и т. п. Организация массовых выступлений актуальна не только для оппозиционных, но и для правящих сил, если последние желают показать уровень доверия к проводимой политике. В демократическом государстве людей нельзя заставить выйти на улицы, но их можно убедить, побудить это сделать. Вот почему эта задача относится к сфере политических технологий.

Специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект партийной политики не может воспользоваться властными полномочиями, издать указ или принять закон, прибегнуть к принуждению. Объект политического воздействия находится вне зоны статусного подчинения субъекта, т. е. он не обязан (по закону, по установлению, по официальному статусу) любить или ненавидеть политическую партию или политического лидера; в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе и может примкнуть к любой политической организации и т. д.

Следовательно, эффективное использование политических технологий помогает политическим партиям укрепить свои позиции на политической арене, одерживать победу в конкурентной борьбе, усилить влияние на массы. Очевидно, что эти задачи важны для политических партий, стремящихся к реализации своих планов, политических программ и проектов.

Вышесказанное иллюстрирует значимость молодежной политики для того, чтобы молодежь как часть общества способствовала той или иной политической партии выступить в качестве ведущей политической силы, претендующей на власть. Однако для этого сама молодежь должна вызывать, формировать и провоцировать интерес к себе со стороны руководства политических партий. Можно сказать, что должна сложиться особая социально-политическая ситуация, в которой фактор молодежи может иметь определяющее значение.

Каждая политическая партия приходит на определенном этапе к открытию для себя значимости молодежной политики по-разному, однако существуют, на наш взгляд, три причины, которые делают молодежную политику универсальной политической технологией. Среди этих причин следует отметить: значительный электоральный потенциал молодежи; привлекательный образ молодежи как субъекта будущего; специфический характер политической мобилизации молодежи.

Обратим внимание, что молодежная политика партий включает в себя две основные составляющие: во-первых, программные положения, отражающие отношение к молодежи; и, во-вторых, организационные методы реализации этих положений. Место, которое современные политические партии России обычно отводят в своих программах вопросам молодежной политики, может сильно различаться в зависимости от политической стратегии. В соответствии с этим можно выделить четыре основных стратеги к вопросам молодежной политики: молодежного мессианства, социальной защиты, стратегия освобождения молодежи и политической педагогики.

Первый подход исходит из стратегии уже упоминавшегося молодежного мессианизма, т. е. объявление молодежи локомотивом истории, теми новыми людьми, которые, наконец-то, изменят этот мир. В русле этой стратегии выдвигаются два варианта программных положений. Смысл первого варианта состоит в следующем: «У молодежи - мессианская роль, это самая энергичная и перспективная часть населения, «представители будущего в настоящем», которые лучше, чем нынешнее поколение, понимают, что нужно для них и для страны. Молодежь нуждается лишь в просторе для инициативы, и поэтому ей нужно просто уступить дорогу». Такой тезис разделяет большинство радикальных молодежных организаций различных идеологических направлений. Например, у центристов - это молодежная организация «Наши», члены которой претендуют сменить нынешнее поколение властной элиты; среди либералов - «Пора» - российские последователи «оранжевой революции»; на левом политическом спектре - Национал-большевисткая партия (НБП), представители которой проводят силовые акции по дестабилизации существующего правопорядка.

Смысл второго варианта стратегии молодежного мессианства - «Молодежь - это наше завтра, поэтому ей необходимо дать возможность развить имеющиеся у нее возможности, в первую очередь через совершенствование системы образования, создание оптимальных стартовых условий, поощрение инициативы, выдвижение ее представителей на ответственные должности и т. п.» - разделяется политическими организациями различных идеологических направлений. В программах коммунистических, социал-патриотических и левоцентристских объединений акцент делается на необходимости равных стартовых условий для всех категорий молодежи, а в программах партий и организаций националистического толка - на предоставлении приоритета русской молодежи.

Стратегия социальной защиты исходит из того, что «молодежь - одна из категорий не вполне социально дееспособных людей, поэтому нуждается в защите и опеке, оказании особой помощи, предоставлении особых льгот», она признается всеми партиями и движениями, независимо от их политической ориентации.

В целом выбор политической стратегии работы с молодежью зависит от идеологической ориентации, положения партий в обществе и государстве, подготовленности их лидеров, традиций внутрипартийной жизни, стиля политического поведения, конкретного социально-политического, экономического, культурного и религиозного развития. Формирование молодежной политики - это внутреннее дело самих партий. Большая или меньшая степень ее развития зависит от социального состава партии, силы «молодежнофильских» или «молодежнофобских» настроений среди ее членов и доктрины социально-политического преобразования общества.

Политические партии, стремящиеся укрепиться в существующей политической системе, должны понимать, что молодежь заинтересована в установлении общественной справедливости и безопасности мира. На наш взгляд, не все политические партии сохранятся в обозримом будущем, а только те, которые учитывают интересы всех социальных слов и в частности молодежи, которые будут противостоять наметившейся негативной социальной тенденции, внедряющей в сознание молодежи «мысль о том, что настало время антигероев - проституток, наркоманов, бандитов, что героизм противоречит здравому смыслу, что герой не тот, кто побеждает или умирает в схватке, а тот, кто уцелел, что именно в результате поражения, оставшись живым. Можно получить удовольствие от жизни, которое не дано мертвецу»[2].

За последние десятилетия с политической арены в небытие ушли многие политические партии, которые пытались разрешать только вопросы, интересовавшие определенный круг лиц, партийного лидера. Поэтому активизация политических партий в области молодежной политики ведущими российскими партиями оправдана. И даст результат, если молодежь рассматривать не только как объект, но и субъект социально-политических и экономических преобразований.

Руководство современных российских партий отчетливо осознают, что расширение участия молодежи в политическом, экономическом и культурном развитии страны являются первым и необходимым шагом на пути формирования стабильного гражданского общества в стране. Это способ формирования взаимоотношений между молодыми людьми, обществом и властью. Кроме того, это создает возможности для принятия молодыми людьми на себя ответственности за развитие свой страны и общества в целом. С бурным развитием политических процессов в России, с изменением мировоззрения молодежи, обусловленного, в том числе распространяем сети Интернет, появлением новых задач и приоритетов, в молодежной политике на государственном уровне появляется объективная потребность в дальнейшем научном изучении проблем молодежи.

 

Родзинский И. М. - аспирант кафедры социальной и политической философии Московского гуманитарного университета.



[1] См.: Данилин П. Новая молодежная политика 2003-2005. М., 2006.

[2] Ильинский И. М. Чтить прошлое, жить в настоящем, творить будущее. М., 2004. С. 29.