Ч. К. Даргын-оол, Н. В. Захаров: От обучения к науке: о статусе кандидатских и докторских диссертаций в российском и западном образовании

 

От обучения к науке: о статусе кандидатских и докторских диссертаций
в российском и западном образовании

 

Ч. К. Даргын-оол, Н. В. Захаров

 

Процесс глобализации в современном мире не мог не затронуть высшее образование как в единой Европе вообще, так и Российской Федерации в частности. Все активнее развивается интеграция европейской системы образования, так называемый Болонский процесс, цель которого к 2010 г. создать в Европе единую зону высшего образования, что, в свою очередь, предполагает практику взаимного признания дипломов и общность стандартов.

В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к этому процессу, подписав соответствующие документы. В рамках Болонского процесса намечена унификация ученых степеней: российские кандидаты наук за рубежом вскоре будут именоваться докторами философии (пока это происходит только в вузах Франции). Уже к 2005 г. российское высшее образование приведут к европейской двухступенчатой системе обучения «бакалавр - магистр». Гораздо сложнее положение дел в области нострификации научных степеней, поскольку помимо докторантуры в нашей стране есть еще и аспирантура, которой нет в общеевропейской модели. За сохранение кандидатской степени сетуют сторонники идеи сохранения национальных традиций системы образования, поскольку принятые в Европе стандарты были разработаны без участия России. Однако сторонники повышения эффективности образования, борьбы за мировые рынки образовательных услуг, жесткой ориентации образования на потребности рынка труда готовы пойти на определенные жертвы, которые все-таки придется понести на пути к дальнейшей интеграции с европейской системой. Таким образом, Болонский процесс создает все предпосылки к унификации ученых степеней и званий.

В связи с этим необходимо понять, с чем мы входим в Европу. Надо тщательно взвесить не только то, чему можем поучиться и что принять у себя, но и, кроме того, что можем и сохранить свое, более ценное и подходящее нашим условиям, нашим традициям.

Из истории вопроса. Ученая степень появилась в европейской образовательной системе в XII веке и была введена в 1130 г. Болонским университетом. Через сто лет (в 1231 г.) стала присуждаться также Парижским университетом, а в дальнейшем и другими университетами. Начиная с XIII века, в Англии степень доктора присуждалась на факультетах права и богословия. Хотя термин получил обширное распространение как синоним к слову «врач», до XIV века это звание не присуждалось в медицине. С тех пор эта тенденция распространилась на факультеты всех университетов. Так, в Германии ученая степень доктора вытеснила первоначальное звание магистра. В настоящее время это самая высокая научная степень в системе высшего образования Америки и Европы.

В России эта ученая степень была введена в 1819 г. и присуждалась магистрам, защитившим докторскую диссертацию. Прообразы современной магистратуры, аспирантуры и докторанту присутствовали в институте профессорских стипендиатов (1863-1917 гг.), готовивших магистров, а также в Дерптском профессорском институте, где готовили на докторскую и магистерскую степени[1]. До появления университетского устава 1884 г. в российских университетах существовала еще и низшая ученая степень кандидата, после - две: магистр (1-ая) и доктор (2-ая высшая).

В целом, развитие отечественной системы подготовки научных кадров определяется исследователями науки как развитие, органически связанное с историей российского государства. Они выделяют периоды кардинальных реформ: с 1802 по 1819 г., с 1861 по 1883 г., с 1918 по 1924 г. и с 1991 г. по настоящее время. Содержание подготовки научно-педагогических кадров менялось в зависимости от социального заказа. В этой связи надо отметить, что в дореволюционной традиции имелся опыт зарубежной целевой послевузовской подготовки при ведущих университетах Европы. Такие правительственные проекты осуществлялись в 1755, 1808, 1862 и в 1911 гг.[2] То есть изначально российская система становилась как продолжение европейской системы образования, поэтому имеет давние традиции сотрудничества, которые сейчас восстанавливаются.

Механизм присвоения, ученых званий и степеней, аттестация исследователей в западных университетах отличаются в зависимости от страны, статуса университета, программ подготовки и обучения. Этот процесс имеет свою исторически сложившуюся терминологию и номенклатуру. В настоящее время академическая степень доктор философии (Ph. D. - Doctor of Philosophy) - самая высокая научная степень в системе высшего образования Америки и Европы. Обычно, Ph.D. присваивается после трехлетних (иногда более) программ обучения в докторантуре и защиты оригинального диссертационного исследования.

В современной России, согласно традиции, сложившейся в советские времена, образовательная система делится на аспирантуру и докторантуру, после учебы в которых исследователи защищают свои работы, получая соответственно ученые степени кандидата наук или доктора наук (с 1934 г.). Согласно нынешним нормативным требованиям, сформулированным в пункте 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.01.2002 г. № 74) диссертации на соискание обеих ученых степеней имеют существенное отличие друг от друга. Если диссертация на соискание ученой степени доктора наук определяется как научно-квалификационная работа, положения которой можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, решение крупной научной проблемы с важным социально-культурным или хозяйственным значением, то диссертация на соискание ученой степени кандидата наук - это научно-квалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. Так, защита кандидатской диссертации в России считается квалификационной работой, позволяющей специалисту заниматься научными исследованиями, работать в сфере науки. Это воспринимается как «допуск» в большую науку. Докторская диссертация уже является научным исследованием, не только подтверждающим квалификацию ученого, но и определяемое как открытие, достижение, прорыв в научном знании. В подобном разделении есть свой резон, так как молодой специалист не сразу может в своем научном исследовании (за три года аспирантуры очной, или четыре - заочной) сделать открытие, сформулировать новое научное направление, способное повлиять на научную, общественную, хозяйственную жизнь.

В Великобритании, кроме Ph. D., есть еще степень Higher doctorate, соответствующая уровню российского «доктора наук». Ее получение требует приложения максимума усилий докторанта. В целом, в западной практике получение продвинутого высшего образования имеет два варианта. Для тех, кто собирается получить дополнительную квалификацию, но не планирует связывать свою судьбу с серьезными занятиями наукой, а напротив жаждет скорейшей возможности заняться практической деятельностью, существуют программы получения степени магистра. Тем же, кто навсегда решил связать свою судьбу с исследовательской деятельностью, предпочтительней поступать в докторантуру. Для получения степени магистра (или мастера) некоторые программы требуют написания научно-исследовательской работы - тезисов, которые в целом носят реферативный характер и являются менее сложными, чем докторская диссертация.

Работа с научным руководителем. В общей практике, как на Западе, так и у нас принято подбирать руководителя, хорошо осведомленного в научной тематике и интересах аспиранта-докторанта.

Однако, на практике не все аспиранты имеют возможность выбирать научного руководителя, порой он назначается. Несовпадение интересов приводит к сложностям в совместной работе, в консультировании, в целом, в интенсивности, а главное - результативности работы с научным руководителем за время всей учебы в аспирантуре (докторантуре).

Руководитель диссертационного исследования может дать полную свободу аспиранту (докторанту), а может и отслеживать каждый шаг своего подопечного. На Западе известны прецеденты, когда английские профессора требовали еженедельных письменных отчетов о проделанной работе или, наоборот, принимали самое посредственное участие в исследованиях своих учеников. В любом случае все зависит от темы, избранной диссертантом для своего исследования, научных интересов руководителя, его требовательности и организованности, мотивации самого соискателя.

Если в отечественной системе поиск и подбор научного руководителя производится до поступления в аспирантуру или сразу после поступления, чтобы с начала учебы сформулировать, утвердить тему исследования и начать сбор материала по ней, то в западной системе обычно с научным руководителем определяются на втором году обучения в докторантуре, когда близятся к завершению дополнительные курсы.

Как уже было отмечено выше, защита кандидатской диссертации у нас является квалификационной работой. На первых порах молодой кандидат наук, если он настроен оставаться в науке, может подтверждать свою квалификацию и серьезность намерений, продолжая свое исследование. В целом ученый может и заниматься другими темами, проблемами. Российские условия не позволяют определенно планировать работу в науке в конкретной организации. У отдельных исследователей есть возможности продолжить свое обучение «постдоком» на Западе по системе грантов, стипендий. Возможностей свободного творчества больше чем в советское время.

Дальнейшее сотрудничество между молодым ученым и его руководителем на Западе также продолжается в силу необходимости и общей заинтересованности обеих сторон. В общем, ситуация схожа с отечественной.

Квалификационные минимумы для допуска к защите. За время учебы в течение трех лет (очной формы) аспирант должен сдать экзамены по философии, иностранному языку и специальности. Хотя экзамены сдаются после посещения курса лекций по месту учебы, бывают и отступления от правил. Аспиранты должны посещать занятия по дисциплинам или получают свободу подготовки, это зависит от учебного заведения. Они также сами выбирают себе сроки сдачи кандидатского экзамена (один - в год, или все три - в последний год учебы).

В западной системе для получения степени доктора, как правило, необходимо сначала пройти магистратуру и получить по истечении программы степень мастера. Обучаясь по магистерской программе, студенты получают общие знания по определенной специальности. Докторская программа предполагает более детальное изучение определенной научной области.

В основном для учебы на степень Ph. D. требуется выполнение и соблюдение ряда правил и условий, а также прохождение некоторых испытаний. Они сродни поступлению в аспирантуру. Необходимо следующее: закончить высшее учебное заведение и иметь на руках диплом о законченном высшем образовании, сдать целый ряд письменных и устных экзаменов, чтобы продемонстрировать наличие должного уровня знаний для дальнейшего повышения квалификации.

В США, например, необходимо пройти три основных этапа: сначала после трех - четырех лет учебы в университете, получить степень бакалавра (B. Sc., B. A. - Bachelor of Science, Bachelor of Arts) на уровне undegraduate studies (предвыпускное обучение). При наличии степени бакалавра возможно продолжить учебу на уровне graduate studies (последипломное обучение) и получить степень магистра (или мастера, M. Sc., M. A. - Master of Science, Master of Arts), проучившись два года. Ph. D. предполагает как минимум три - четыре года учебы: два года курсов и два года самостоятельного научного исследования. Пройдя через все эти испытания, чести попасть в докторантуру удостаиваются особенно одаренные студенты с прекрасными результатами самостоятельных исследований и по рекомендации факультета.

Иностранные соискатели могут получить стипендию на написание и защиту диссертации, в связи с чем оформляются заявки на грант. В пакет документов входят транскрипты (переводы) всех имеющихся дипломов (с указанием специализации, места и времени выдачи), выписок из вкладыша - зачетных книжек (с указанием названий курсов, их объема в часах и оценок); рекомендации как от научного руководителя принимающего университета, так и преподавателя родной кафедры, Statement of purpose / cover letter - письмо с подробным объяснением своих научных планов и ожиданий от работы над диссертацией и от защиты Ph. D., почему выбрал именно этот университет, именно этого научного руководителя и т. п.; резюме с указанием всех научных публикаций. Во многих фондах (университетах) заявки можно подать on-line по Интернету. Главное четко соблюсти сроки (deadlines) подачи документов. Сданные в России кандидатские экзамены могут засчитать за эквивалент испытаниям.

Сроки подготовки документов, диссертации к защите. Когда диссертация готова и одобрена научным руководителем, она проходит предварительную экспертизу в соответствующем научном подразделении учреждения на расширенном заседании кафедры (отдела), так называемую предзащиту. Эта процедура порой бывает формализированной, если соискатель из числа аспирантов этого же учреждения, отдел (кафедра) знаком с его исследованиями, если его руководитель имеет большой научный авторитет в коллективе. Все это играет свою роль и при назначении оппонентов диссертации, которых часто «подбирают» по субъективным критериям. Кроме научной квалификации и степени близости научного направления, оппоненты часто рассматриваются не как критики, тщательно оценивающие диссертацию, а как поддерживающая сторона. Поэтому существует и негласная традиция подготовки отзывов на диссертацию самими соискателями. Не все оппоненты добросовестно штудируют работу и готовят полностью от себя официальный отзыв.

В целом, предзащита является «генеральной репетицией» защиты, пройдя которую соискатель может сосредоточиться на организационной стороне защиты. Сама диссертация рассматривается на предзащите в готовом, но не сброшюрированном виде. Получив главный положительный отзыв, но при этом и замечания, соискатель имеет возможность внести исправления в текст, после чего уже диссертация в готовом виде передается на отзыв оппонентам.

Документы к защите начинают собираться соискателем обычно за два месяца до предполагаемой даты защиты - заседания диссертационного совета. Хотя в Положении о порядке присуждения ученых степеней основным пунктом отсчета сроков является момент полной готовности диссертации и предварительных подаваемых документов (после представления которых диссертационный совет должен назначить заседание не позднее чем за 2 месяца), на практике чаще всего соискатель подстраивается под график наиболее удобных дат для заседаний диссертационных советов (проходящих на общественных началах), также объединяясь с другим соискателем, чья защита назначена на тот же день. Ведущая организация и оппоненты, ознакомившись с текстом диссертации, подготовив официальные отзывы с замечаниями и вопросами, отдают их не позднее, чем за 10 дней до защиты, что позволяет соискателю подготовить ответы на возражения, замечания, критику. К этому же моменту соискатель должен успеть получить официальные отзывы (не менее одного) на автореферат, разосланный за один месяц до назначенной даты защиты в профильные научные образовательные учреждения, специалистам в данной области.

В западной традиции разнятся процедура защиты и сроки подготовки документов для защиты диссертации. Обычно (приблизительно за полгода до защиты) готовая диссертация отсылается научным рецензентам и оппонентам, количество которых варьируется от правил, установленных ученым советом университета и т. д. После того, как получены рецензии и отзывы, проводится ученый совет факультета, где принимается решение о том, достойна ли представленная диссертация к защите. Диссертанту в зависимости от его согласия или несогласия с оппонентами и рецензентами предоставляется возможность учесть их возражения и пожелания еще до публикации книги и защиты диссертации. Этот факт красноречиво говорит сам за себя, поскольку таким образом можно учесть критические замечания коллег и улучшить свою работу, внеся поправки и исправления. Процедура защиты диссертации становится необходимой условностью, где экзаменуется степень владения научным материалом и дается возможность продемонстрировать умение аргументированного доказательства своих выводов в живой дискуссии с оппонентами.

Можно отметить основные сходные моменты в вопросе защиты диссертации в России и на Западе. Вся основная работа соискателя (и научно-исследовательская, и организационная) проводится до защиты и предполагает не только умение самостоятельно проводить научное исследование, но и способность работать в научном сообществе, где необходимо не только представление результатов своей работы, но и согласования мнений, реакция на замечания коллег. Публичная защита в этом случае представляется как последняя стадия представления того, насколько специалист владеет этикой ученого.

Процедура самой защиты. С учетом того, что предварительное рассмотрение диссертации (предзащита) состоялось, показало уровень подготовки соискателя, а также прошло согласование принципиальных вопросов с оппонентами, сама процедура защиты является апогеем учебы, ее логическим завершением и поэтому носит торжественно-ритуальный характер.

В российской практике исход защиты диссертации, «дошедшей» до рассмотрения диссертационным советом, считается предрешенной. Такого, чтобы диссертация не была защищена, бывает крайне редко, так как весь предыдущий процесс выхода на защиту должен исключить возможность публичного рассмотрения слабых работ.

Члены диссертационного совета по правилам должны ознакомится за месяц до самой защиты с основными положениями работы (в автореферате). На практике бывают ситуации, когда автореферат прочитывается или перелистывается прямо на заседании. Большое значение в создании положительного мнения по работе имеет соблюдение всех формальностей, традиционность стиля написания автореферата, ссылок на работы присутствующих «старших» коллег, авторитет руководителя, оппонентов. При предоставлении слова членам совета для вопросов к соискателю обычно соблюдается традиция концептуального принятия: когда члены совета «доверяют» оппонентам принять работу, а сами задают вопросы только уточняющего характера. Оценивается способность соискателя ответить на вопрос, его умение вести публичную полемику не только с членами диссертационного совета, но и с гостями, присутствующими на защите, которые также могут задавать вопросы во время так называемой «свободной дискуссии» (в самом конце всего ритуала, до начала голосования).

Своей традиционностью, защиты диссертаций в европейских университетах сходны с описанной российской практикой, а порой и превосходят архаичностью, торжественностью процедуры, подчеркнутостью преемственной связью с традициями, заложенными в средневековые времена. Свои особенности, частные различия есть у каждого университета. Основным событием защиты диссертации является дискуссия докторанта и его оппонента. На этом делается главный акцент. Принять же участие в дискуссии имеют все присутствующие. За соблюдением процедур защиты следит председатель, специально назначенный советом на это заседание.

В западной образовательной системе диссертации издаются в печатном виде еще до самого акта защиты. Разрешение на печать и издание выносят научный отдел или совет университета (в разных университетах по-разному). Решение о публикации принимается только после одобрения диссертации оппонентом и научным руководителем, что, в свою очередь, дает возможность избежать явных ляпсусов, как в самой работе, так и при ее защите. Разрешение на издание книги является залогом успешной защиты, которая обычно происходит через две недели после публикации книги, чтобы дать возможность коллегам ознакомиться с ее содержанием. Официальное подтверждение ученой степени происходит практически сразу после защиты диссертации и зависит от того, как оппонент и председатель ученого совета напишут свои отзывы по поводу соблюдения процедуры защиты и дискуссии.

Атрибуты традиции. Немаловажной частью процедуры защиты является соблюдение правил этикета церемонии, подчеркнутое уважение диссертанта к ученым, принимающим его работу. В российской практике это делается не столь унифицировано, как наСчитается, что соискатель и всем своим внешним обликом должен выказать уважение к диссертационному совету, он должен быть одет торжественно и одновременно скромно. Сами члены диссертационного совета не всегда соблюдают этот церемониал. В практике отдельных диссертационных советов может быть неофициальная форма одежды, во время выступлений соискателя члены советы бывают не внимательны, разговаривают. За соблюдением правил во время защиты следит председатель совета.

В целом на одну защиту отводится до двух часов времени. Оппоненты в официальном выступлении зачитывают список своих замечаний, известных соискателю, но, кроме этого, «экзаменовка» может быть продолжена и далее в связи с появлением новых вопросов у оппонента. Весьма существенно для соискателя ответить на все вопросы членов диссертационного совета, так как мнения и оценки принимающих работу складываются также и от этой части защиты. Голосование (тайное) членов диссертационного совета происходит практически сразу после защиты. Сразу же и объявляется о присвоении ученой степени, ВАК впоследствии только утверждает (или не утверждает) это решение диссертационного совета.

День защиты диссертации считается праздником, подготовка к которому сопровождается подготовкой праздничного застолья после объявления результатов голосования. Само застолье, которое принято не во всех учреждениях, имеет и определенное социокультурное значение. Его можно рассматривать как обряд инициации. В неформальной обстановке после всех официальных процедур старшие коллеги принимают новоиспеченного ученого в свой круг и дают ему напутствия.

Защита диссертаций и выдача дипломов на Западе также окружены ореолом особой торжественности. Все проходит в большом лекционном зале. Участники защиты надевают мантии, шляпы, иногда шпаги. По цвету мантии можно определить научную степень и академический статус участников церемонии. Перед началом процедуры защиты председательствующий задает вопрос аудитории, есть ли у присутствующих возражения против защиты. Председатель не участвует в дискуссии и его роль сводится к соблюдению формальных процедур и корректности дискуссии. После защиты он представляет совету факультета диссертацию для утверждения и оценки. Во время защиты докторант делает доклад, оппонент зачитывает свой отзыв и задает вопросы, количество которых не регламентировано. Известны прецеденты, когда оппонент задавал вопросы, экзаменуя докторанта чуть ли не по каждой странице диссертации. Оппонент также должен написать отчет по процедуре и содержанию защиты диссертации. После завершения ответов на вопросы оппонента докторантом председатель разрешает аудитории включиться в дискуссию.

По завершению дискуссии все желающие приглашаются на чаепитие, которое оплачивается факультетом. Оппонент и председатель приглашаются докторантом в ресторан, частым завершением защиты становится банкет.

Сроки подготовки документов после защиты. В течение месяца после защиты российский соискатель самостоятельно готовит пакет документов (справки, протоколы, отзывы и пр.) согласно установленному перечню документов, который представляет в ВАК. Ждать извещения из ВАК об утверждении решения заседания диссертационного совета и выписки документа - диплома кандидата наук приходится несколько месяцев, до одного года.

В западном варианте сразу после защиты председатель и научный руководитель, иногда сам докторант готовят пакет документов по защите, которые представляются на очередной ученый совет университета. Решение о присвоении докторской степени принимается спустя один - полтора месяца против наших шести месяцев или даже года ожидания решения ВАК. Для любого западного университета, ученого совета, кафедры во время защиты диссертации важнее всего являются их научная репутация и забота о росте их научного авторитета, который зарабатывается большими усилиями и еще с большим рвением оберегается от нежелательных провалов и упреков.

Финансовая основа защиты диссертации. Защита диссертации в финансовом плане для отечественного соискателя представляется мероприятием, требующим вложением больших личных средств, вне зависимости от формы обучения и специальности. Даже если аспирантура была бесплатной, специалист проходил обучение на бюджетной основе, получал ежемесячно стипендию, общие экономические проблемы заставляли и заставляют любого нынешнего российского аспиранта иметь и другие источники доходов, подрабатывать. Подготовка документов к защите, сама защита, сопряженная расходами на праздничный стол оборачиваются существенными затратами для соискателя.

На Западе, поскольку чаще всего докторант участвует в докторских программах, так или иначе оплачиваемых университетом, факультетом или гуманитарными фондами, все расходы принимает заинтересованная сторона, кроме расходов на банкет.

Выводы. В целом, можно отметить, что как в содержательном, так в организационном плане подготовка научных кадров как в России, так и на Западе имеет ряд существенных отличий. И западная, и отечественная модели справляются с задачами подготовки исследователей и определения академической квалификации диссертанта, просто делают это разными способами и в разные сроки. В западной системе эффективнее мониторинг за выполнением качественной работы и соблюдением всех положенных процедур еще на подготовительном периоде защиты. Благодаря эффективному контролю по выполнению условий и требований, предшествующих защите докторских диссертаций (рекомендательные письма, ученые заседания, советы кафедр и факультетов, рецензии оппонентов, возможность ознакомиться с материалами диссертационного сочинения в печатном виде в предзащитный период), на Западе возможность защиты откровенно слабых работ сводится к минимуму.

Преимущества западной системы также очевидны, если взглянуть на социальный контекст процесса подготовки научных кадров. Падение общественного престижа научной деятельности и социального статуса ученых в России считается ныне главным препятствием для привлечения в науку молодежи[3]. Уже не говоря о тех, кто «убегает» в аспирантуру от армии и соответственно не имеет серьезной мотивации для дальнейших занятий наукой, специалисты, которые выбрали для себя эту ныне мало престижную стезю, сталкиваются после учебы с проблемами трудоустройства. Перед ними встает выбор: продолжать работать в науке, где заведомо известно труд низко оплачивается, или же уходить в структуры, где их ученая степень ничего не значит, но оплата труда высока. Этот выбор трагичен, так как в общественном сознании укоренилось представление об ученых как о людях «не от мира сего», которые занимаются тем, что не приносит дохода, не имеет сиюминутной прибыли и не является «серьезным». Нивелирование звание ученого и научной деятельности привело к тому, что сама квалификационная работа ученого стала предметом торга: в Интернете имеется много предложений по написанию диссертаций под заказ на всевозможные темы. Ученые степени для потребителей такого рынка - это нарядные, почетные приписки в биографии.

Трагичность подобной российской практики, распространившейся в период 1990-х годов, заключается именно в повседневном представлении: ученый в России не может одновременно заниматься наукой и иметь высокий доход, так как наука и доходность у нас не имеют связи. Человек, защитивший диссертацию, получивший ученую степень, представляется как обреченный интеллектуал, который принесет свое материальное благополучие в жертву своим интеллектуальным интересам, душевному предпочтению.

Такого разрыва не существует на Западе. Здесь человек, защитивший научную работу, воспринимается как человек успешный, тот, который проявил свои интеллектуальные способности, свой организационный потенциал. Кроме того, что научная деятельность на Западе имеет лучшее материальное обеспечение, чем в России, работодатели в любых сферах экономики рассматривают человека с ученой степенью как привлекательного, потенциального работника.

Конечно же, понятно, что западный вариант представлений о научной деятельности, о научных степенях является результатом длительного вызревания собственных традиций, что подчеркивается внешней атрибутикой процедур защит. Ясно, что и российские реалии ныне - лишь искаженный результат социально-экономических, политических потрясений периода реформирования. И если говорить о содержательной стороне образовательного процесса, то общность, исходящая из традиций европейского просвещения, заметна, объединение и появление единых стандартов - возможны, тем более в ситуации стабилизации российской общественной жизни.

Все эти проблемы неоднократно обсуждались в ходе работы многочисленных конференций и семинаров, посвященных проблемам участия России в Болонском процессе. Говорилось об этом и на международном семинаре «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции» проходившем в Санкт-Петербурге 29-30 октября 2003 года. Одним из весомых сторонников понятийного совмещения в рамках единого европейского научно-образовательного пространства научных степеней кандидата и доктора наук, принятых в российской системе, со степенью доктора философии (Ph. D.) стала ректор Санкт-Петербургского университета Л. А. Вербицкая.

Вокруг проблемы развернулась оживленная дискуссия, подводя которую теперь уже бывший министр образования РФ В. М. Филиппов подчеркнул, что этот вопрос требует специального изучения, чтобы окончательно определить место степени кандидата наук и степени Ph.D. в системе высшего образования. Ранее он заявлял, что ради того, чтобы приравнять нашего кандидата к западному доктору философии, Россия готова ввести в подготовку кандидатов недостающие дисциплины, курсы, выделить на них учебные часы и даже возможность перехода на 4-летнюю аспирантуру, поскольку по материалам ВАК известно, что за 3 года трудно подготовить качественную диссертацию: «А если кому-то не нравится в течение 4 лет быть аспирантом, то лучше сократить прием в аспирантуру (куда нередко прячутся от армии), но сделать ее полноценной»[4].

Вопрос остается открытым, хотя и намечена определенная тенденция в его разрешении в пользу установлении единого общеевропейского стандарта и в России. Это повышает конкурентоспособность российского образования, стимулирует дальнейшее развитие междисциплинарных подходов в науке, дает возможность российским университетам предложить образовательные услуги по подготовке докторантов. К тому же это не противоречит русской исторической традиции, существовавшей в дореволюционную эпоху и упраздненной в сталинские времена. В любом случае, аргументов в пользу ученой степени Ph. D. как основной становится все больше день ото дня, особенно в процессе интеграции российской и европейской системы образования.

 

Знание. Понимание. Умение. 2004. №1.



[1] Матушанский Г. Подготовка научно-педагогических кадров: ретроспективный анализ. // Высшее образование в России. 2001. № 6. С. 130-134.

[2] Там же.

[3] Гохберг Л. Кадровый потенциал российской науки. // Высшее образование в России. 2002, № 4. С. 8-21.

[4] От Берлина до Бергена Болонский экспресс набирает ход. // Поиск. Еженедельная газета научного сообщества. 14 ноября 2003. 46 (756). С.4