Г. Б. Степанова: Опыт гуманитарной экспертизы оздоровительных технологий

 

Опыт гуманитарной экспертизы оздоровительных технологий

 

Г. Б. Степанова

 

Сегодня экспертиза, как инструмент оценки тех или иных технологий, программ, социальных инноваций и т.п., представляет интерес не только для многих представителей медицинской, общественной и гуманитарной науки, но также властных структур, СМИ, общественности. Это не случайно. Современный мир открывает перед человеком множество новых возможностей; вместе с тем человек и человечество очень часто оказываются в ситуациях беспрецедентного риска. Жизнь в этом мире предъявляет к человеку, его здоровью, психофизическим и моральным качествам, его познавательным способностям совершенно новые требования. Именно поэтому особое значение приобретает «гуманитарная экспертиза, одной из основных целей которой является определение и оценка факторов риска, которые потенциально или актуально несет в себе данная технология для человека, и поиск возможных корректирующих воздействий» (Ашмарин, Юдин,  1999). Риски тем и отличаются от реальных опасностей, что большинство из них и невидимы, и неощутимы. Какова процедурная сторона гуманитарной экспертизы? Должна ли она быть строго отработана, как, например, в медицинской или юридической практике? Или проведение гуманитарной экспертизы предполагает реализацию совершенно разных форм, в том числе и публичных обсуждений? Что может стать объектом гуманитарной экспертизы - только ли программы и технологии государственного уровня, затрагивающие интересы всего общества, или и такие проекты, от которых зависит здоровье и благополучие небольшого количества людей? Например, реклама на телевидении направлена на массовую аудиторию, причем независимо от возраста и пола. На первый взгляд, реклама влияет в первую очередь на потребителя того или иного товара, и особой опасности для остальных не представляет. Однако, это не так. Ее социально-психологическое воздействие базируется в основном на внушении, особенностью которого является обращение не к логике и разуму личности, а к ее готовности получить распоряжение, инструкцию к действию. Это особенно характерно для людей, не обладающих развитой способностью к самостоятельному мышлению, у которых к тому же не сформировались сколько-нибудь отчетливо жизненные ценности. К таким категориям людей относятся, прежде всего, дети и молодежь. Таким образом, происходит замещение полноценных человеческих потребностей суррогатными. Причем, как правило, вне зависимости от сознания самого воспринимающего рекламу. В этом случае, целесообразно проведение гуманитарной экспертизы в строгом соответствии с экспертными процедурами и требуются решения на государственном уровне. Объектом гуманитарной экспертизы могут стать многочисленные технологии оздоровления. Это относится к самым разным системам оздоровления, начиная от снижения веса, закаливания, достижения хорошей физической формы, многих видов психодиагностик и психопрактик, генной инженерии, образовательных программ формирования у населения приоритетного отношения к здоровью, и кончая Федеральными программами охраны здоровья населения Российской Федерации. Сегодня в понятие «здоровье» вкладывается гораздо более широкий смысл, чем прежде: оно должно включать такие формы поведения, которые позволяют улучшать и делать жизнь человека более содержательной, благополучной, достигать высокой степени самореализации. Если раньше было принято считать, что о своем здоровье человек начинает задумываться только тогда, когда его настигнет болезнь, то сегодня уже достаточно заметной стала тенденция заботы здоровых людей о сохранении и укреплении собственного здоровья.

Однако для большинства россиян характерен низкий уровень культуры поведения, отсутствие в массовом сознании установок и ценностей здорового образа жизни, недостаточная информированность по вопросам здоровья. Эти проблемы особенно актуальны в связи с тем, что в последнее время «цена» здоровья для каждого человека все больше возрастает: это и резкое снижение доли бесплатных медицинских услуг в сфере государственного здравоохранения, и резкое падение его качества, распад системы профилактических мероприятий и многое другое. В то же время появилось большое количество платных медицинских и немедицинских учреждений, оказывающих самые разнообразные услуги, зачастую предлагающих весьма сомнительные технологии лечения или оздоровления. Одним такие услуги не по карману, другие, более состоятельные люди оказываются сегодня перед огромным выбором разных технологий укрепления здоровья. Многие из этих новых технологий сохранения здоровья оказывают глубокое воздействие на условия человеческого существования, на окружающую человека природную и социально-психологическую среду, наконец, на его генетическую, физиологическую, психическую и духовно-нравственную конституцию. Причем это касается как проектов, основанных на последних достижениях химии и биологии, в частности генной инженерии, так и на современном использовании вполне традиционных технологий мистического толка. В этой связи в задачи гуманитарной экспертизы входит выявление и оценка, как возможных негативных последствий применения такого рода технологий, так и их позитивных эффектов, в частности, того, в какой мере и в каких направлениях они способствуют укреплению здоровья и расширению человеческих возможностей. Особый интерес в таком контексте представляют массовые общественные движения, ставящие своей задачей направить человека на путь укрепления здоровья собственными силами с минимальными финансовыми затратами. Участнику такого рода проектов предоставляется не только информация о разных технологиях оздоровления, но и возможность их апробации. Другими словами, человек сам выбирает из предложенных вариантов укрепления здоровья чем и как заниматься и стоит ли это делать вообще. Нужна ли в этом случае гуманитарная экспертиза? Кому адресовать ее результаты? Очевидно, что никаких директивных решений здесь быть не может. Тем не менее, гуманитарная экспертиза в этом случае необходима, так как при всей благой направленности такие проекты содержат, не лежащие на поверхности и порой не очевидные для самих организаторов, проблемы этического, медицинского, социального и психологического характера. Очевидно также, что она должна носить комплексный и междисциплинарный характер, так как многие проблемы взаимосвязаны между собой и могут быть выявлены специалистами из разных областей.

Примером подобного рода технологии является движение, представляемое Общественным центром «ЖизниГрад», которое видит свою миссию в формировании, сохранении и укреплении здоровья каждого человека на основе осуществления жизнесохраняющей (прокреационной) функции семьи, включая проектирование и реализацию собственного здорового образа жизни. Организаторы движения проявили заинтересованность в научном обосновании и выявлении положительных и отрицательных сторон такого подхода к сохранению и укреплению здоровья. Так возникла идея провести гуманитарную экспертизу в форме круглого стола с широким обсуждением проблем медиками, психологами, социологами, психологами и руководителями движения.

По словам Романова Л.Е. и Васиной О.И., президента и одного из руководителей «ЖизниГрада», центр представляет народное движение к здоровью. Это движение имеет более чем 20-летнюю историю по всей территории России. Оно народно, поскольку возникло как инициатива людей, а не было «спущено» сверху государственными директивами. Это - движение, поскольку реализует развитие человека от его потребности быть здоровым до формирования здорового образа жизни. При этом человек поднимается от понимания здоровья как отсутствия болезни, к здоровью в широком смысле - как ценности, ресурса, уровня культуры, позволяющего ему саморазвиваться, интересно жить и быть благополучным. За этот период «Движение к здоровью» провело 20 слетов.

В аннотации движения сказано, что, начиная с 1983 года, в Подмосковье проводится ставший традиционным летний слет (фестиваль) оздоровительных и духовных движений. Слет продолжается неделю, в нем участвует до 5000 человек. Они живут в собственных палатках, питаются, в основном, по-вегетариански. Алкоголь не употребляется, курение сведено к абсолютному минимуму. Каждая школа, каждое движение, участвующее в слете, имеет возможность презентации и проведения бесплатных показательных занятий для всех желающих. Проходит выставка живых образцов и норм здорового образа жизни. Участники фестиваля имеют возможность использовать полученные знания и навыки для построения собственного здорового образа жизни как самостоятельно, так и при последующей поддержке участвующих в фестивале школ и движений.

Основными целями в аннотации названы:

  • - создание эталонных прокреационных[1] (информационных, оздоровительных) сред, эталонных сред мира;
  • - свободное саморазвитие здоровой семьи и каждого человека;
  • - рождение не болеющего (физиологически зрелого) ребенка;
  • - распространение прокреационной культуры;
  • - пропаганда концепции здоровой семьи.

Используются технологии (методы):

  • - ведение информационных баз (баз данных) широкого доступа по прокреационным средам, естественным способам оздоровления, технологиям оздоровления, проектированию собственного здорового образа жизни;
  • - проведение слетов-фестивалей духовных и оздоровительных движений;
  • - проведение организационно-деятельностных игр как способ проектирования и запуска инновационных процессов жизнедеятельности семей и их объединений;
  • - организация эталонной информационно-советующей среды «физиологически зрелый новорожденный» для широкого доступа и обмена опытом;
  • - технологии естественного оздоровления (самостоятельных и самодеятельных форм оздоровления). Клубы, школы, группы.

Ожидаются следующие результаты:

  • - повышение массовой рефлексивной культуры;
  • - повышение самосознания народа, как необходимой предпосылки создания гражданского общества в России;
  • - достижение благополучия через рождение желанных детей, обеспечение физического и психического здоровья, социализацию детей и семей (освоению природной и культурной среды на уровне хозяев своей судьбы и территории);
  • - повышение мотивации людей к ведению здорового образа жизни.

 Цитата из книги Д.М. Реута, одного из теоретиков и методологов движения: «Поляна, где происходят слеты - это среда, в которой осуществляется индивидуальное жизненное проектирование. Она же представляет собой многообразие живых образцов личных проектов. Ведь для каждого человека главным проектом является его личный, собственный проект. Здоровье является лишь одной из сторон этого проекта, одной из сторон наиболее существенных. Она отличается от других сторон тем, что осуществляется ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Здоровье нельзя отложить, обратиться к нему позже. В связи с этим важно разнообразие представленных на поляне духовных и оздоровительных движений. Здесь каждый может выбрать себе образец, который ему больше всего подходит <...> Слет собирает несколько тысяч человек. Лекции, семинары и практические занятия проводятся по темам: йога, тантра, аюрведа, цигун, валеология, кинезиология, суставная гимнастика, астрология, холодинамика, автодидактика, учение Кальки и т.д.2 (Фокина, Реут, 2002).

В процессе обсуждения возник ряд вопросов. Как попадают на слеты люди? Какова их мотивация? Каков процент представляющих свои технологии оздоровления, и тех, кто впервые обращается, желая освоить ту или иную программу? Речь идет об индивидуальном подходе. Как реально происходит раскрытие индивидуальности? Приводятся данные о снижении заболеваемости после занятий в 10-20 раз. Каким образом получены эти цифры, за какой период времени? Существуют ли какие-нибудь механизмы отбора групп, предъявляющих свои программы? Предпринимают ли организаторы какие-нибудь меры для отсева тоталитарных сект? Меняется ли (и как) ценностно-смысловая организация личности у людей, осваивающих ту или иную систему? Насколько они могут реализовать свои способности и возможности, полностью приняв мировоззрение той или иной школы, которые им предлагаются в рамках движения? Что лежит за понятиями «человек, здоровый физически» и «человек, здоровый духовно»? Можно ли рассматривать любые технологии оздоровления в отрыве от представлений о человеке, на которые они опираются? Существует ли обратная связь с участниками между слетами, информация о том, как они самостоятельно, вне слетов работают над своим здоровьем? Это далеко неполный перечень вопросов, которые возникли у специалистов, участвовавших в обсуждении. Одна из важных проблем - это мера ответственности за физическое, психическое и социальное состояние человека, осваивающего ту или иную оздоровительную практику. Далеко не ясно, какой степени ответственности можно требовать и от кого. Кто должен отвечать, если человеку стало хуже после занятий по определенной программе. Насколько организаторы движения, его руководители несут ответственность за те или иные последствия применения конкретных технологий. Еще одна проблема - компетентность людей, предлагающих осваивать ту или иную методику. Одни действительно достигли высот в определенных технологиях, практиках, имеют свои школы, учеников. Другие не обладают соответствующими знаниями, опытом, однако убеждены, что все это у них есть. Хотелось бы, чтобы не только руководители движения осознавали свою ответственность, но и представители конкретных практик - границы своей компетентности. Далеко не на все вопросы были получены ответы. Главное, в чем состояла задача проведения гуманитарной экспертизы в такой форме - это именно поставить вопросы, выявить проблемы, другими словами факторы риска для человека, его развития и реализации его возможностей.

В то же время, гуманитарная экспертиза предполагает выявление возможного позитивного влияния той или иной технологии на здоровье, развитие, реализацию возможностей и способностей человека. Результатом экспертизы является итоговый баланс, суммирующий взвешенные положительные и отрицательные оценки различных аспектов технологии и сопровождающийся представлением возможных корректирующих воздействий. В частности, среди позитивных эффектов этого оздоровительного движения были названы:

  • - трактовка здоровья в терминах ВОЗ как состояние физического, психического и социального благополучия;
  • - опора на современные тенденции принимать на себя ответственность за собственное здоровье и благополучие;
  • - идеология повышения роли семьи, детей не только в сохранении здоровья, но и в формировании ценностной структуры человека;
  • - предоставление свободы выбора и апробации конкретных оздоровительных практик;
  • - массовое привлечение внимания людей различного возраста к здоровому образу жизни.

Однако в ходе обсуждения был выявлен ряд возможных негативных эффектов движения для здоровья, развития и самореализации человека. Это:

  • - преувеличение значимости предлагаемых как для сохранения здоровья, так и для лечения некоторых заболеваний технологий,, неконтролируемое применение которых (в частности, восточных) может привести к серьезным последствиям для здоровья;
  • - неотработанность методов контроля за состоянием психического и социального здоровья;
  • - слабость научного, в том числе психологического сопровождения: отсутствие анализа мотивации людей, включенных в движение, а также степени их адаптированности к тем или иным оздоровительным практикам;
  • - отсутствие концептуальной проработки понятий «физически здоровый человек» и «духовно здоровый человек», которые по-разному трактуются, например, в восточной и западной оздоровительной традиции;
  • - риск социальной и психологической дезадаптации к реалиям современной жизни, формирования зависимости от этих технологий;
  • - представление о здоровье как о самоцели может снижать познавательную и социальную активность людей, включенных в движение, стремление к развитию и самореализации в других сферах жизни;
  • - неопределенность степени ответственности организаторов движения и лиц, представляющих конкретные оздоровительные технологии.

Таким образом, характеристики риска и возможных угроз, связанные с технологиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья, проявляются не только в непосредственных, но и в опосредованных формах. Они могут обнаруживать и даже провоцировать глубокие и далеко идущие изменения в системе ценностей личности и общества

Были сформулированы и некоторые рекомендации. Например, провести научное исследование, направленное на изучение мотивации людей, их поведения между слетами, результатов участия в той или иной программе, возможной зависимости от той или иной технологии, позиции в реальной жизни. Развивать информационную среду с тем, чтобы этот опыт как можно шире был открыт другим людям, чтобы был возможен обмен, как опытом, так и информацией. Наличие информационной среды послужит естественным механизмом отбора наиболее жизнеспособных форм, поскольку появится возможность их широкого обсуждения. С целью объективной оценки результатов целесообразно создать некий реестр достоверных данных, реестр достоверного опыта. Такой авторитетный реестр с лонгитюдными исследованиями и экспертными оценками нужен для того, чтобы общество могло адекватно воспринимать те или иные технологии. И, несомненно, необходимо сотрудничество с медицинскими организациями, занимающимися проблемами общественного здоровья, изучение и учет опыта, накопленного в профилактической медицине.

 

Таким образом, гуманитарная экспертиза оздоровительных технологий, как мы видим, необходима не только для того, чтобы заранее можно было выявлять возможные негативные эффекты для здоровья людей. Наряду с этим она применима и для обнаружения тех новых возможностей (в том числе и для здоровья, понятого в таком широком смысле), которые и появляются только благодаря этим технологиям.

 

Литература

Ашмарин И.И., Юдин Б.Г. Человеческий потенциал: основы гуманитарной экспертизы // Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Едиториал УРСС, 1999.

Фокина Е.В., Реут Д.В. Разнотравье. Общественный центр ЖизниГрад. М.: Издатель Е.Разумова, 2002.

 

 


 


[1]           Воспроизводящих жизнь