К. В. Судаков: Интеграция академического НИИ и кафедры вуза - прогрессивная форма подготовки научно-педагогических кадров

 

ИНТЕГРАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО НИИ И КАФЕДРЫ ВУЗА - ПРОГРЕССИВНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

К. В. Судаков

академик РАМН

Подготовка высококвалифицированных научно-педагогических кадров - актуальная задача особенно в настоящее время, в период бурной перестройки системы высшего образования и науки в Российской Федерации. Одна из форм решения этой задачи - интеграция образования и науки. Именно такую задачу ставит Международная академия наук (IAS), созданная в 1980 г. дважды лауреатом Нобелевской премии Лайнусом Полингом. Эта задача является одной из глобальных международных задач, таких как проблема здоровья, экологии, мирового океана, космоса и др.

Интеграция образования и науки в России имеет глубокие исторические корни. Достаточно указать на то, что еще при образовании Российской академии наук М. В. Ломоносов представил проект, в котором Академия представляла объединение науки и преподавания.

Большой ошибкой советской власти было исключение из состава Московского университета медицинского факультета, что нанесло многолетний урон качеству подготовки научно-педагогических кадров в области медицины.

Интеграция академической науки с кафедрами вузов имеет особо важное значение в подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров и привлечения талантливой молодежи в науку.

Особо значимыми в этом плане, на наш взгляд, являются объединения академических научно-исследовательских институтов с однопрофильными кафедрами ВУЗов.

В качестве примера приведем Объединение НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина Российской академии медицинских наук с однопрофильной кафедрой нормальной физиологии Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова.

Объединение создано в 1974 г. по инициативе тогдашнего министра здравоохранения Б. В. Петровского. Перед Объединением были поставлены следующие задачи: решение актуальных фундаментальных проблем биологии и медицины; помощь практическому здравоохранению; совершенствование обучения студентов в медвузе; усиление интеграции медицинского образования и медицинской науки, повышение квалификации будущих врачей и подготовка научно-педагогических кадров.

В результате тридцатилетней работы Объединения сотрудники НИИ и кафедры, а также студенты получили ряд новых преимуществ, позволивших им на качественно новом уровне повышать квалификацию и приобретать знания. Сотрудники кафедры приобрели возможность работы в научно-исследовательских лабораториях, готовить докторские и кандидатские диссертации. За 30 лет сотрудники кафедры защитили 9 докторских и 21 кандидатскую диссертации. На кафедре в настоящее время работают 10 профессоров. Сотрудники кафедры публикуют вместе сотрудниками Института научные труды в журналах и монографиях. Они совмещают педагогическую деятельность с работой на штатных должностях (0,5 ставки) в лабораториях Института. В 2004 г. 11 сотрудников кафедры совмещали педагогическую работу с научной: участвуют в международном сотрудничестве научно-исследовательского института; участвуют в грантах и договорных работах научно-исследовательского института; участвуют в работе Объединенного Ученого Совета Института, лабораторных и общеинститутских научных конференциях.

Сотрудники Института участвуют в педагогическом процессе: читают лекции и проводят практические занятия; совмещают научную деятельность с преподаванием на 0,5 ставках на кафедре; участвуют в подготовке учебников и методических разработок (достаточно отметить, что за 30 летний период создано 5 учебников и более 50 методических пособий); участвуют в работе студенческого научного кружка; демонстрируют результаты своей научной работы студентам на лекциях и в лабораториях; участвуют в методических совещаниях кафедры; проводят семинары и практические занятия со слушателями кафедр других вузов на факультете повышения квалификации.

Студенты получили возможность широко знакомиться с научными достижениями лабораторий Института, с новейшей научной аппаратурой; принимать участие в практических занятиях, которые проводятся непосредственно в научных лабораториях Института; через факультет подготовки научно-педагогических кадров ММА ускоренно подготавливать кандидатские диссертации еще в студенческие годы; через НИИ осуществлять командировки в зарубежные лаборатории по договоренности о совместной деятельности. В Объединении практически нет проблемы «утечки мозгов». Студенты непосредственно общаются с высококвалифицированными научными сотрудниками и приглашенными отечественными и иностранными коллегами; совмещают учебную деятельность с работой на штатных должностях научно-исследовательских лабораторий; участвуют в работе научных конференций Института.

Вся деятельность Объединения НИИ-кафедры строится по системному принципу теории функциональной системы, предложенной П. К. Анохиным, с ориентацией на конечный результат. Поставленные перед Объединением задачи успешно решаются. В Объединении осуществляется творческое развитие теории функциональных систем. Решаются актуальные задачи здравоохранения. В частности, разработана системная модель оценки и реабилитации здоровья человека в реальных условиях труда и отдыха. Осуществляются экспериментальные разработки вопросов социальной физиологии. На научной основе решаются проблемы эмоционального стресса, алкоголизма и наркомании. Перестроен курс обучения студентов на основе теории функциональных систем.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что Объединение академического научно-исследовательского института является прогрессивной формой интеграции образования и науки. В системе Российской академии медицинских наук уже работают пять аналогичных объединений. Можно думать, что дальнейшее развитие образования и науки в России должно пойти по пути создания таких объединений. Для их более успешной деятельности и сохранения преемственности наработок объединений необходимо определить их юридический статус.

 

Знание. Понимание. Умение. 2005. №1.