В. И. Чупров: Жизненный старт

 

Жизненный старт

В. И. Чупров

 

ЖИЗНЕННЫЙ СТАРТ - понятие, обозначающее в социологии начальный этап становления молодежи в качестве субъекта общественного воспроизводства. Каждое новое поколение начинает жизненный путь, наследуя материальные условия и воспринимая жизненный опыт предшествующих поколений. С социологической точки зрения жизненный старт - это изначальный потенциал молодежи в общественном воспроизводстве, т. е. та культурная традиция и те материальные условия жизнедеятельности, которые передаются ей родительскими поколениями и которые она призвана воспроизвести. В этом смысле жизненный старт определяется предписанным (аскриптивным), т. е. унаследованным от родителей, либо навязанным обществом социально-групповым или личным статусом молодежи. Однако потенциал молодежи включает не только результат преемственности стартовых позиций, но и ее собственные физические и духовные силы, определяющие способность данной социально-демографической группы к самовоспроизводству и развитию. Поэтому стартовый потенциал должен содержать инновационную составляющую, обеспечивающую расширенное общественное воспроизводство.

В зависимости от оснований, по которым выделяется данный этап жизненного пути, фиксируется и возрастной период жизненного старта. В качестве оснований могут выступать биологические циклы онтогенеза, часто используются этапы первичной социализации. Тогда возрастная периодизация жизненного старта начинается с детства. Рассматривая процесс становления молодежи как социально-демографической группы, точнее говорить о социальном старте и вести его отсчет с нижней границы молодежного возраста. Период социального старта охватывает промежуток жизненного пути молодого поколения от 15 до 18-20 лет, т.е. совпадает с подростковым возрастом. Это период перехода от детства к юности, сопровождаемый многими изменениями в физическом развитии, в образе жизни, в структуре личности молодых людей, когда они оказываются в ситуации выбора дальнейшего жизненного пути. Его успешность обеспечивается состоянием здоровья, уровнем знаний и духовного развития, материальными возможностями, необходимыми для продолжения образования, приобретения профессии, трудоустройства, создания собственной семьи, социального продвижения, т.е. накопленным стартовым потенциалом.

На этапе жизненного старта возникает множество проблем, с которыми молодой человек сталкивается впервые. Решение части из них зависит от его собственной активности, однако наибольшие трудности вызывают проблемы, имеющие социальные корни. Подавляющее большинство таких проблем возникает из-за неравенства стартовых позиций, вызванного неодинаковыми условиями жизни людей. На практике ни одно общество не может обеспечить полного равенства жизненного старта молодежи. Даже в странах с социально ориентированной экономикой существует неравенство на основе гендерных, национально-этнических, гражданских (наличие гражданства) и других различий. Вместе с тем в современных обществах процесс демократизации предполагает выравнивание прав различных групп молодежи на полноценную интеграцию в социальную структуру. В России возможности самореализации молодежи на этапе жизненного старта существенно различаются в зависимости от материального положения семьи, экономической и социальной инфраструктуры региона проживания, территориальной структуры образовательных учреждений, гендерных особенностей и многих других социальных факторов. Особенно заметными эти различия стали в связи с усиливающимся социальным расслоением российского общества. В силу этого не приходится говорить о единой модели жизненного старта молодежи. По данным всероссийского исследования (рук. В. Чупров), проведенного в 2002 г., выделяется, по крайней мере, три типовые модели социального старта. В первой, жизненные планы молодёжи ориентированы на высшее образование, на достижение которого направлены интересы и практическая деятельность 25 - 30% молодых людей. Однако не следует думать, что все они мотивированы на приобретение знаний. Каждый третий из них руководствуется сугубо инструментальными мотивами, как, например, получение диплома или отсрочки от армии. Во второй модели социальный старт также связывается с образованием, но конкретные формы его продолжения не определены. Всё зависит от обстоятельств, к которым могут быть отнесены и наличие учебного заведения в районе проживания, и уровень знаний, полученных в школе, и наличие денег у родителей для оплаты учёбы на коммерческой основе, и многое другое. Среди примерно 60 - 70% молодых людей, действующих в соответствии с этой моделью, большинство будут стремиться поступить в какое-либо профессиональное училище или техникум, ставя во главу угла не столько его профиль, сколько доступность при поступлении. Многие попытаются поступить в институт, но не очень огорчатся в случае неудачи. Работа ими рассматривается как нежелательное следствие неуспеха в образовательной стратегии. Сторонники третьей модели (их около 10%) однозначно исключают для себя продолжение учёбы и направляют свою активность на поиск подходящей работы. Большинство среди них вынуждено так поступать по материальным соображениям. Поэтому основным критерием поиска является уровень оплаты. Содержание и даже условия труда принимаются во внимание в последнюю очередь. К данной группе относится и та часть молодёжи с отложенным стартом, для которой досуговая деятельность более приоритетна, чем трудовая. Большинство из них рассчитывают на случайные заработки и на помощь родителей.

Социальные проблемы жизненного старта исследовались Ю. А. Зубок, А. А. Козловым, А. И. Ковалевой, В. Т. Лисовским, В. В. Семеновой. В. И. Чупровым. К перспективным направлениям исследования относятся проблемы риска в ситуациях жизненного старта, возможности выравнивания стартовых позиций различных групп молодежи.

Литература: Начало пути: поколение со средним образованием /Отв. ред. М. Х. Титма. М., 1989; Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996; Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. 2-е издание. М., 2003.

 

Знание. Понимание. Умение. 2005. №2.