Андрей Афонин: О Всероссийском фестивале особых театров «Протеатр»

 

О Всероссийском фестивале особых театров «Протеатр»

Андрей Афонин

Введение в тему

Мероприятия Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр» впервые прошли в Москве в 2000 - 2001 годах. В России имеется опыт организации и проведения фестивалей, посвященных художественному творчеству людей, имеющих инвалидность, но проведение фестиваля театральных коллективов с участием людей с инвалидностью - новый шаг в этом направлении. Главным итогом первого фестиваля «Протеатр» стало открытие феномена «особого театра».

«Особый театр» - новорождённый термин. В чём же особенность особого театра, его обособленность? Нам кажется, что этот театр рождается там, где его никто не ожидает увидеть - в среде людей, которых принято считать недеятельными, негодными - инвалидами. «Инвалидность» указывает на социальный статус человека. Но инвалид в жизни далеко не всегда является инвалидом в искусстве, и никогда - в личном творчестве. Поэтому, мы заменили разнообразные определения инвалидности на более общую формулировку - «человек с особенностями развития», отражающую, как нам представляется, суть проблемы и не несущую социальной приниженности. Так появился термин «особый театр». Среди участников - люди практически со всеми типами функциональных нарушений: с нарушением зрения, нарушением слуха, имеющих интеллектуальную недостаточность, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением эмоциональной сферы, с соматическими, генетическими и психическими заболеваниями. Мы отказались от систематизации театров по категориям инвалидности их участников. Нам кажется, что особый театр призван открывать новые возможности и не имеет смысла ограничивать его выбор извне. Процесс становления субкультуры естественным (естественнокультурным) образом даст ограничения, рамки продуктивные для развития особого искусства.

Особость особого театра не только в актёрах, но и в том месте, которое он занимает в ряду культурных феноменов. Он является частью становящейся субкультуры людей с особенностями развития. А если говорить о театре, как об институте рефлексии, то особый театр - своего рода индикатор этого становления. Как явление культуры его можно оценивать и анализировать только с позиции междисциплинарного подхода и силами специалистов различных областей знания. Этот процесс неминуемо сопровождается взаимопроникновением специальных терминов и их «притиркой» друг к другу. В этой ситуации возможно появление терминологии, которая будет соответствовать «особому театру» как самостоятельному и пограничному феномену. Как всякому развивающемуся феномену, «особому театру» присущи богатство и разнообразие опыта, его несводимость, трудности описания.

 

Всероссийский фестиваль «Протеатр» - идея

Автором идеи проведения Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр» была Региональная общественная организация социально - творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг». Идея возникла из предчувствия феномена, готового вот-вот народиться и из собственного опыта работы в области особого театра. Но фестиваль не смог бы состояться, если бы он не был нужен как особым театрам, так и тем людям, которые приняли деятельное участие в его организации, исходя из личного интереса к новому феномену. Фестиваль фиксирует стадии этого процесса, помещая индивидуальные поиски в общий контекст развития. Фестиваль также способствует общекультурному рассмотрению проблемы инвалидности, помогая увидеть артистов, музыкантов, художников - людей творческих, а не объект социальной помощи - инвалидов.

Цель фестиваля - поддержка театрального творчества людей с особенностями развития (т.е. имеющих любые формы инвалидности с детства); помощь в становлении и развитии «особых» театров России. Основные целевые группы проекта - дети и молодые люди с различными формами патологии, их семьи, специалисты, работающие в этой области, а также различные социальные слои общества, внимание которых должно быть привлечено к указанной проблеме и предлагаемым в проекте способам ее решения.

Фестиваль - не разовая акция, но последовательная деятельность, организованная в нескольких направлениях: показ лучших театральных работ с участием людей с особенностями развития, их обсуждение; научно - практическая программа; обучающая программа.

Фестиваль способствует наиболее полному рассмотрению феномена «особого театра», так как представляет практически всё жанровое разнообразие «особых театров»: музыкальное, пластическое, драматическое, кукольное, цирковое, эстрадное.

В рамках фестиваля ведётся поиск наиболее оптимальных методов и форм социально-творческой реабилитации инвалидов различных категорий посредством включения их в театральную деятельность; наращивается научно-методического потенциала специалистов, работающих в области социально-творческой реабилитации инвалидов и обогащается их опыт.

Фестиваль формирует новое информационное и культурное пространство, которое, в конечном счёте, способствует развитию толерантного отношения общественности к людям с особенностями развития и помогает оформлению субкультур.

Фестиваль показывает, что искусство людей с особенностями развития не инвалидно, а самобытно. Оно способно открывать новые грани в культуре. Признание этого факта и заинтересованными министерствами[2], и ведомствами, и специалистами: психологами и педагогами, режиссёрами и  актёрами, музыкантами и художниками и т.д., - расширяет возможности интеграции детей и молодых людей с особенностями развития в культуру и общество[3].

 «Реализация идеи»

Первый Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр» (2000 - 2001 год) выявил более 60 «особых театральных» коллективов со всей России. Заявки на участие во Втором Всероссийском фестивале особых театров «Протеатр» подали более 70 театральных коллективов из многих регионов России и стран ближнего зарубежья[4]. При этом за три года со времени проведения Первого фестиваля более 10% театров престали существовать. Таким образом, можно отметить, что число «особых театров» постепенно растёт. Жюри отметило и общее повышение уровня театрального и педагогического мастерства «особых театров».

Обучение специалистов

На Втором фестивале вновь обсуждалась одна из самых важных проблем «особых театров» - отсутствие специалистов, имеющих и театральную, и специально-педагогическую подготовку. В то же время специалисты уже работающие в данной области имеют острую потребность в обмене опытом о наиболее эффективных способах, путях развития и перспективах реабилитации инвалидов средствами театрального искусства. Фестиваль предложил ряд возможных форм восполнения данного дефицита.

Для решения междисциплинарных проблем, в процессе подготовки Второго фестиваля была организована научно-практическая конференция «Творчество - незаметное, непредсказуемое, продуктивное». В течении двух дней в Институте философии РАН и Московском городском психолого-педагогическом университете был представлен ряд научных докладов, ведущих специалистов в различных областях знаний, имеющих отношение к заявленной теме[5]. Таким образом, была предпринята попытка нахождения общего пространства обсуждения темы «особого искусства» специалистами различного профиля, несмотря на существующие объективные трудности (многомерность обсуждаемой тематики, различия в терминологии и подходах и т.д.). Если первая конференция, проходившая в рамках Первого фестиваля «Протеатр», лишь очертила границы темы, то вторая конференция наполнила эти границы разнообразным содержанием.

Участниками научно - практической конференции стали более 100 человек: специалистов различных областей знания и практиков, работающих непосредственно на местах из регионов России и ближнего зарубежья. Во время работы научно - практической конференции режиссёры и специалисты «особых театров» имели возможность, на пленарных заседаниях ознакомится с широким спектром научных изысканий в области «творческой реабилитации», «педагогики творчества», «особого творчества», а на секционных встречах обсудить наиболее яркий и осознанный опыт различных творческих проектов. Конференция способствовала: обнаружению общих тенденций развития «особых театров» и выявлению перспектив их развития;  повышению уровня самосознания и самооценки режиссёров; нахождению партнёров и т.д.. Одним из видимых результатов конференции стало проведение обучающих семинаров в рамках Фестивальной недели «Протеатр», выявляющих перспективные методы реабилитационной работы в области арт-терапиии и театральной педагогики[6].

Обучающие семинары и мастер - классы, проходившие во время фестивальной недели «Протеатр» с 20 по 26 сентября позволили актёрам и режиссёрам «особых театров»: повысить навыки актёрского и режиссёрского мастерства, познакомиться со специфическими театральными формами «особого театра», познакомиться с методами театральной терапии, познакомиться с опытом зарубежных театров, обсудить приёмы и методы художественного оформления спектаклей.

Разнообразная, насыщенная творческая среда Фестивальной недели позволила актёрам «особых театров» повысить свой уровень культурного и профессионального развития. Были организованы обучающие семинары, имевшие целевую аудиторию. Например, специалисты Московского государственного специализированного института искусств провели обучающие курсы для актёров, имеющих нарушение слуха. Мастеркласс Марты Граховой стал своего рода образцом преемственности традиций актёрского мастерства людей с нарушением слуха. Её рассказ о работе в фильме у Шукшина - лишний пример длинной истории становления взаимоотношений субкультуры и доминирующей культуры. Знаковым является случай на съёмочной площадке, когда Марта не могла издать звук, который со стороны человека слышащего, читался бы, как звук глухого человека. Этот звук произнёс слышащий дублёр.

Режиссёры и актёры театра «Thikwa»(Берлин) провели обучающий воркшоп для актёров, имеющих интеллектуальную недостаточность, нарушения опорно-двигательного аппарата, психические заболевания, и режиссёров, работающих с данной категорией актёров и т.д. Кросскультурные контакты в рамках фестиваля, с одной стороны, дают перспективу развития особого театра, с другой, открывают иной ракурс проблемы. «Инвалиду на сцене нельзя помогать» - такой, вобщих чертах была основная позиция режиссёров театра из Берлина. В противном случае, театральное бытие - преодоление через напряжение - отсутствует. В этой позиции глубокая паритетность и диалогичность отношений субкультуры и доминирующей культуры. Для России такая позиция - новаторство.

 

Трудности

Фестиваль «Протеатр» выявляет ряд проблем, затрудняющих развитие «особых театров» в России.

 

Трудности самоопределения

Одна из наиболее сложных проблем, свидетельствующей о становящемся характере феномена, была связана с определением театрами целей и задач своей деятельности. Нам пришлось предпринять попытку унификации целей деятельности для уточнения представления об общих тенденциях развития «особых театров». Мы стремились увидеть главную цель, включающую решение несомненно важных и трудоёмких, но промежуточных задач. Термин «социокультурная реабилитация» включает в себя всю совокупность «приёмов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности»[7]. При этом «социально-творческую реабилитацию» мы понимаем, как часть «социокультурной реабилитации», но направленную, по преимуществу, на развитие творческого потенциала человека, с использованием  (в случае «особого театра») специфических театральных приёмов и методов. Более 90 % театров, участвовавших в отборочном конкурсе Второго фестиваля «Протеатр» позиционируют свою деятельность, как реабилитационную. Это свидетельство того, что руководители театров пока ещё не осознают  инновационности и ценности особого творчества.

         Трудности становления субкультуры

         Особый театр - развивающийся феномен. Он является частью становящейся субкультуры людей с особенностями развития. В настоящее время, можно говорить о развитых субкультурах людей с нарушением зрения и слуха. Для остальных категорий         людей с особенностями развития пока ещё даже не видится актуальным вопрос оформления собственной субкультуры. Фестиваль «Протеатр» помогает увидеть различные стадии процесса вызревания субкультуры: от стадии бессознательного (как для доминирующей, так и для зреющей культур) охранения и пестования, до стадии зрелого сотрудничества.

         Режиссёр особого театра - кто он?

         Процесс становления субкультуры невозможен без поддержки представителей доминирующей культуры. То есть тех людей - родителей, специалистов, знакомых и близких -  кого можно было бы назвать посредниками, медиаторами. Эти люди вносят свои коррективы, свою трактовку в процесс становления субкультуры. От широты границ их сознания, от ценностей которые они защищают, от смыслов которые транслируют зависит успешность становления субкультуры особых людей. На примере особого театра это очень наглядно. Названия театров: солнышко, лучик, искорка, росток, ромашка - своего рода заклинание к росту. Стимул, дорога - мы движемся. Феникс, синяя птица, золотая рыбка - сказочные помощники. Надежда, вера и свет, ковчег - мировоззренческие знаки. Названия во многом отражают представление о собственной деятельности и её месте в общекультурном процессе как руководителей, так и участников театрального коллективов. В том смысле, в котором миф определяет границы и структуру мира, можно и в данном случае говорить о ситуации близкой к мифотворчеству.

         Фестиваль даёт прекрасную возможность проследить развитие различных театральных форм. Как правило, руководители выбирают тот стиль, которым владеют, независимо оттого, с какими категориями людей с особенностями развития работают.

         Многие «особые театральные коллективы», созданные и управляемые родителями или женщинами - воспитателями имеют общие изобразительные тенденции. Часто произведения, создаваемые такими коллективами декларируют, что дети с особенностями развития - такие же дети, как и ...Но в этой декларации есть и скрытая сторона. Родители утверждают, что - они такие же родители, как и ... То есть, они относятся к своим детям ничуть не хуже, а даже и лучше, так как их дети особенные и их труднее любить, воспитывать и т.д. Правда, это уже ловушка - доказательство того, что они не хуже, а лучше через то, что они другие. А часто речь при этом идёт, что они - такие же. Конечно, эта позиция необходима родителям «особых детей», так как они сами часто попадают в ситуацию уничижения и дискриминации. Но, если мы говорим о театре, то в данном случае мы имеем манифест родителей, в котором дети играют самих себя, но ради утверждения родительской правды. При этом дети часто не имеют такой психологической нагруженности, о которой заявляют родители. Основная идея - «вот наши особенные дети». Жанр может быть любой, так как в данном случае он не принципиален. Возможно, по смыслу, наиболее точно его можно определить, как дефиле.

          Ряд организаций, имеющих в своей основе мировоззренческие (религиозные) принципы, представляют человека с особенностями развития, как «посланника небес». Люди, работающие там, чутко угадывают его неотмирность и в своём личном религиозном поиске стремятся к этой неотмирности. Призывая любить человека с особенностями развития, они отводят ему место «чада Божия». Любить его надо бескорыстно только за то, что он есть. В каком-то смысле, такая позиция поддерживает именно исключительность этих людей, что позволяет, с одной стороны, выгораживать границу субкультуры, а, с другой - сужает возможности взаимодействия. Естественно, театральный жанр в данном случае тяготеет к мистерии (или мировоззренческому памфлету - подобрать адекватный термин).

          Естественно, многие особые театры возникают в недрах специальных учебных заведений. Руководители их - педагоги преследуют определенные воспитательные и образовательные цели. Тогда театр, который они выбирают, близок к моралитэ, аллегории, в каком-то смысле басне.  Это театральная форма, построенная ради морального наущения, и, с одной стороны, она должна бы учить того, кто смотрит, но парадокс в том, что, с другой стороны,  она же наставляет и того, кто играет. Эту театральную форму можно обозначить, как школьный театр. Цели и задачи такого театра - воспитание и образование ребёнка с особенностями развития. Так как реализация этих целей и задач происходит во время обучающего процесса, то само театральное произведение необходимо включает отчёт о проделанной работе. Часто к этому жанру примыкает жанр капустника или КВэНа. Подвижная форма. Она важна с точки зрения оформления определённой стадии развития её участников. Режиссёр здесь не так важен. Скорее актёры, чему-то научившись, пробуют свои силы (Реагируем на то, что переживаем), исследуя свою идентичность. Это своего рода социальная форма рефлексии, часто в плане антигероя.

         Часто человек живёт только теми моментами жизни, где у него наступал пик преодоления (например: война, природные катаклизмы и под.). Иногда человек специально ищет этой жизни, ситуации на лезвии бритвы (своего рода, подростковый синдром). Эти моменты как яркие вспышки жизни, именно её витальности остаются как сверхзначимые и ценные в силу того, что человек ощутил предел своих возможностей, дошёл до черты, но остался по эту сторону, т.е. победил смерть. Люди, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата очень часто живут на пределе своих физических возможностей. Их тело во многом сковано, мертво и его необходимо чем-то прогревать, преодолевать. Кажется, что преодолеть можно чувством, эмоцией, но в наш век доминирует разум. А поскольку именно разум - это то, что является действенным и востребованным у этих людей, то они начинают долгую и безрезультатную борьбу разума за чувства, но против тела. Музыкально-поэтическая композиция - пропаганда, декларация каких-то истин коллектива людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Часто этот коллектив состоит из очень деятельных, социально активных людей, борющихся за правду и имеющих определённые способности к стихосложению.

         Если за дело берётся театральный режиссёр, воспитанный русской театральной школой, то и репертуар будет продиктован ей же, и постановка будет тяготеть к самодеятельному театру, эталоном которого является, так называемый, профессиональный театр. В данном случае либо особенности развития будут тщательным образом маскироваться, либо использоваться в качестве специфической театральной фактуры, близкой гротеску.

         Трудности организационные

Мы прекрасно понимаем, какие трудности приходится преодолевать театральным коллективам. Общую картину основных проблем «особого театра» можно представить следующим образом: отсутствие социального и юридического статуса, финансирования, собственного помещения и театрального реквизита, квалифицированного персонала, специальных методических разработок, информационной поддержки и творческих связей с другими коллективами.

Небезынтересно отметить, что среди трудностей, о которых сообщают сами театры, почти никогда не отмечаются трудности смыслового, содержательного, профессионального планов. Скорее всего, данная ситуация свидетельствует  о незрелости феномена.

В современной социокультурной действительности пока ещё не существует определённого места феномену особого театра, оно только ищется. Несмотря на трудности, движение «особых театров» растёт, развивается, приобретает опыт, находит свой стиль и своего зрителя, становится неотъемлемой частью общего культурного процесса.

 

 


 


[1] Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант 04-03-00373а

 

[2] Во время подготовки и проведения Второго фестиваля  удалось объединить усилия Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ, Правительства Москвы Комитет общественных связей города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы).

[3] В мероприятиях фестивальной недели Второго фестиваля «Протеатр» приняли участие более 120 человек из регионов России и ближнего зарубежья. Более 150 специалистов из Москвы принимали участие в обучающих программах. Около 2000 зрителей посетили спектакли фестиваля «Протеатр».

[4] География Второго Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр»: Архангельск, Астрахань, Баку (Азербайджан), Вел. Новгород, Владикавказ (респ. Алания), Дзержинск (Нижегородская обл.), Екатеринбург, Задонск (Липецкая обл.), Златоуст (Челябинская обл.), Иваново, Иркутск, Киров, Киев (Украина), Кострома, пос. Кольцово (Новосибирская обл.), Курган, Липецк, Львов(Украина), Москва, Нальчик(Кабардино-Балкария), Ниж. Новгород, Новокузнецк (Кемеровская обл.), д. Новинки (Ивановская обл.), Обнинск (Калужская обл.), Одесса (Украина), Омск, Оренбург, Павловск (Воронежская обл.), Петрозаводск (респ. Карелия), Покров (Владимирская обл.), д. Прудки (Смоленская обл.), Рязань, Саратов, Санкт-Петербург, Сергиев Пасад (Московской обл.), Советская Гавань (Хабаровский край), Ставрополь, Тверь, Улан-Удэ (респ. Бурятия), Ульяновск, Уфа, Чита, Шадринск (Курганская обл.), Ярославль.

              [5] Перечень организаций, представители которых выступали с докладами на пленарных заседаниях: Институт философии РАН, Психологический институт РАО, Институт коррекционной педагогики РАО, Союз театральных деятелей, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский государственный университет культуры и искусства, Государственный институт театрального искусства РАТИ, Московский государственный социальный университет, Научно-исследовательский институт развития образования, Государственный специализированный институт искусств при РМЦТРИ, Академия переквалификации работников искусства, культуры и туризма.

[6] Всего обучающие семинары посетило более 200 человек из регионов России и ближнего зарубежья. Среди них было более 50 режиссёров «особых театров».Таким образом, если учесть, что каждый режиссёр занимается с группой 10 - 20 детей и молодых людей, можно предположить, что по самым скромным подсчётам около 3000 человек, имеющих отношение к «особому искусству», опосредованно смогут воспользоваться материалами конференции и Фестивальной недели.

 

[7] См. сборник «Социокультурная реабилитация инвалидов: Метод. Рекомендации/ М-во труда и соц. Развития РФ; Рос ин-т культурологи М-ва культуры РФ; Под общ. ред. В.И. Ломакина и др. - М., 2002.»