Вал. А. Луков: Высшее образование для XXI века: научная экспертиза замыслов и их воплощения

 

Высшее образование для XXI века:

научная экспертиза замыслов и их воплощения

Вал. А. Луков, академик-секретарь

Отделения гуманитарных наук РС МАН,

доктор философских наук, профессор

 

Проведение Московским гуманитарным университетом Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» - яркое событие научной жизни вузов России и фундаментальный научный проект, осуществляемый с 2004 года. Инициатор проекта ректор Московского гуманитарного университета доктор философских наук, профессор И. М. Ильинский предложил воспользоваться названием доклада ЮНЕСКО, опубликованного в 1996 году и представившего мировому сообществу итоги многолетней работы большой группы экспертов над обобщением ведущих тенденций в высшем образовании всех стран и континентов. В качестве методологической основы написания этого доклада служили две концептуальные идеи конца ХХ века: идея устойчивого развития, предложенная ООН в 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро, и идея культуры мира и демократии, автором которой был выдающийся мыслитель, генеральный директор ЮНЕСКО тех лет Фредерико Майор. Обе они в сущности своей противостояли набиравшей в тот момент силу идее глобализации и установления нового мирового порядка. Доклад «Высшее образование для XXI века» представлял собой контуры новой модели образования, коренным образом отличной от нынешней. В проекте постоянно действующей международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» И. М. Ильинский предложил развить идеи ЮНЕСКО в непосредственном приложении к реформе высшей школы, которая полным ходом шла в России и ряде других стран, причем ее проведение игнорировало мнение научной общественности, велось преимущественно административными методами. Задачей нового проекта стало собрать выдающиеся умы России, независимых международных специалистов в сфере образования и науки и предоставить им трибуну для выдвижения идей в области высшего образования, осмысления идущих в нем процессов и новых задач образовательной деятельности. При этом придать дискуссии не кулуарный характер, а открытый для участия представителей органов власти и освещаемый в ведущих научных периодических изданиях и специальных изданиях по итогам ежегодно проводимых конференций.

В 2004-2009 годах прошли шесть конференций, объединенных этой темой, в 2010 году состоится седьмая, форум авторитетных ученых и независимых экспертов о судьбах высшей школы будет продолжаться. К организации столь амбициозного научного проекта Московский гуманитарный университет привлек Комитет Государственной Думы по образованию, Комитет Совета Федерации ФС РФ по образованию и науке, Департамент образования города Москвы, ведущие гуманитарные институты Российской академии наук - Институт философии, Институт психологии, Институт социологии и ряд других, Российскую академию образования, Национальный союз негосударственных вузов, Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области. Особое значение имеет участие в организации конференций Международной академии наук (IAS), ее Русской секции. Все конференции прошли при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Общее число участников шести проведенных конференций превысило 2500 человек. Приветствия в адрес конференций направляли крупнейшие ученые и организаторы образования и науки страны, и среди них Председатель Совета Федерации ФС РФ С. М. Миронов, министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко, президент Российской академии наук Ю. С. Осипов, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров В. А. Садовничий, президент Международной академии наук В. Кофлер, председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по образованию и науке проф. Х. Д. Чеченов, министр культуры РФ А. А. Авдеев и др.

В докладах и выступлениях на конференциях были обоснованы важные для развития высшей школы концептуальные положения, в том числе следующие.

В докладах и выступлениях выдающегося русского мыслителя профессора А. А. Зиновьева, известного философа культуры, академика МАН В. М. Межуева, директора Института философии РАН академика РАН А. А. Гусейнова, директора Института человека РАН (1999-2004), академика МАН, члена-корреспондента РАН Б. Г. Юдина, ректоров ведущих вузов профессоров академика РАО Ю. С. Давыдова, академика МАН Б. Н. Тарасова, академиков РАО И. А. Зимней, А. М. Новикова, академика МАН А. И. Ковалевой отмечалось, что высшее образование в XXI веке не должно идти по пути узкой профессионализации и специализации, что его важнейшее назначение формировать личность, гуманитарные основания которой, нравственные и ценностные, позволяют расширить горизонты понимания специалистами сложного и быстро меняющегося мира, адаптироваться к вызовам эпохи. Линия на гуманизацию и гуманитаризацию высшего образования должна стать общей для всей образовательной системы, о каких бы специальностях ни шла речь. Так полагают эти ученые, поддержанные целым рядом участников конференции.

У многих участников конференции - среди них председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии профессор В. Е. Шудегов, академики МАН А. Д. Урсул, К. К. Колин, А. В. Костина, Т. Ф. Кузнецова - нашли поддержку идея ректора МосГУ профессора И. М. Ильинского об уточнении предмета образования по формуле «знание-понимание-умение» вместо традиционной триады - «знания, умения, навыки» (ЗУН) и его концепция «образовательной революции». В этом контексте гуманитарное знание в материалах конференций представлено как фундамент нового взгляда на действительность, в которой на смену античного антропоцентризма и ренессансного гуманизма - человек есть мера всех вещей, средневекового теоцентризма - все люди ничтожны перед лицом Бога, приходит их синтез - снятие противоречий через приоритет культуры понимания человеком мира и себя, что и должно привести к глобальной образовательной революции.

В докладах выдающегося математика академика РАН Ю. И. Журавлева, видного физиолога академика РАМН и МАН К. В. Судакова, члена-корреспондента РАН, академика МАН Ю. Л. Воротникова, ректора Национального института бизнеса профессора С. И. Плаксия, академиков МАН О. И. Карпухина, Вл. А. Лукова, В. П. Трыкова говорилось, что Болонский процесс дает импульсы для развития высшего образования, если в национальной системе высшего образования критически отнесутся к технологической стороне формирования единого образовательного пространства на европейском континенте. Сближение этих систем не должно вести к утере достижений высшей школы в той или иной стране и отказа от ее национальной специфики. Таким образом, на первый план, полагают данные ученые, выдвигается противостоящее к утвердившемуся стремлению к унификации высшего образования по западному образцу философская идея диалога культур, что неизбежно внесет уточнение характеристик участия России в Болонском процессе. В дискуссии по этим вопросам активно участвовали представители Германии, Молдовы, Польши, Украины, Франции.

В выступлениях ректоров московских вузов профессоров В. П. Буянова, Н. А. Жильцова, проректора по научной и издательской работе - директора Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ академика МАН Вал. А. Лукова говорилось о двойных стандартах российских властей по отношению к государственным и негосударственным вузам о том, что нарушается принцип социальной справедливости, который ведет к потере стимулов, с помощью которых могла бы быть создана добросовестная конкуренция в этой сфере. Данные социологического мониторинга «Российский вуз глазами студентов», проводимого Московским гуманитарным университетом с 2000 года и ежегодно представляемого на конференции, показывают, что разницы в социальном облике и ценностных ориентациях студентов государственной и негосударственной высшей школы практически нет, а условия для подготовки специалистов в негосударственном вузе не хуже, а нередко и лучше, чем в государственном.

Первый заместитель министра образования РФ профессор А. Ф. Киселев, ректор Российского государственного торгово-экономического университета профессор С. Н. Бабурин, ректор  Московского нового юридического института профессор А. М. Яковлев отмечали непоследовательность государственной образовательной политики в России, которая выглядит как последовательная работа по разрушению высшей школы. Причина этого, они полагают, не в заговоре, а в неразработанности концепции отечественного высшего образования с учетом новых реалий XXI века. В преодолении моральной паники, которая имеет место в руководстве образовательной сферы и вузовской среде, позитивную роль могут сыграть структуры гражданского общества, ведущие постоянный диалог с властью по вопросам образования.

Профессор И. М. Ильинский, член-корреспондент РАН Ж. Т. Тощенко, культуролог профессор П. С. Гуревич подчеркивали, что проблемы элитарного и массового высшего образования, перспективы перехода к всеобщему высшему образованию должны рассматриваться в контексте социально-экономического развития страны. Соответствующие системы высшего образования могут эффективно действовать, если не подменяют, а дополняют одна другую.

Вице-президенты Российской академии наук В. В. Козлов и Г. А. Месяц, первый заместитель Председателя комитета по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ профессор О. Н. Смолин, заместитель директора Российского государственного научного фонда профессор В. Н. Захаров отмечали, что на пути к обществу, основанному на знании, перспективы развития высшего образования состоят не только в усилении конкурентных способностей предоставляемых образовательных услуг, но и в продвижении на мировые рынки научной продукции. Для организации продвижения результатов научной деятельности необходима хорошо подготовленная команда специалистов в разных областях: юристов, экономистов, менеджеров, выпускников вузов гуманитарного профиля. В этом видится особая роль гуманитарных вузов в синтезе фундаментальных научных исследований и системы высшего образования.

Ректор (ныне президент) Современной гуманитарной академии профессор М. П. Карпенко в своих докладах убедительно показал, что Россия обладает возможностями активно продвигать собственную образовательную систему в глобализирующемся мире, в первую очередь в незападных странах. Новые возможности в этом направлении возникают благодаря недавно созданной при участии ряда стран, в том числе и России, глобальной сети мегауниверситетов мира. Посредством участия в этой системе Россия может не только обмениваться опытом в этой сфере с другими странами-участниками, но и активно входить на рынок образовательных услуг целого ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки. С учетом этого идею персонализации образования в условиях глобального перехода к Веб-стилю жизни развил ректор Столичной финансово-гуманитарной академии профессор В. В. Грачев.

Психологические модели образования обосновали директор Института психологии РАН, член-корреспондент РАН и РАО, академик МАН А. Л. Журавлев и заместитель директора этого института профессор В. А. Кольцова. Социально-психологическая зрелось, как показывают исследования, становится важным фактором, учет которого необходим при формировании образовательных программ высшего профессионального образования. Гуманитарное знание как средство психоисторической войны было представлено членом-корреспондентом МАН А. И. Фурсовым.

Было высказано немало и других концептуальных идей и положений, заслуживающих внимание и в теоретическом, и в практическом отношении. Через постоянные консультации Московского гуманитарного университета с органами государственной власти, политическими партиями, общественными объединениями, СМИ многие из этих идей стали доступными для осмысления и принятия управленческих решений в масштабах страны и российских регионов.

Конференции проводятся в форме пленарных заседаний, а также в режиме «круглых столов» и дискуссий в секциях. Традиционно работает «круглый стол» по темам, связанным с проблемами негосударственных вузов в современных условиях, в котором участвуют ректоры и проректоры многих негосударственных вузов страны. С первой конференции установился состав основных секций: «Философия высшего образования», «Социология высшего образования», «Экономика высшего образования», «Психологические проблемы высшего образования», «Высшее образование и развитие человека», «Высшее образование и мировая культура», «Педагогика и образование», «Социальное образование», «Высшее культурологическое образование», «Воспитание в современном вузе». В дискуссиях на заседаниях круглых столов и секций участвовали известные ученые, ректоры и проректоры вузов, профессора и преподаватели из многих городов России и из-за рубежа.

Оргкомитет конференции в преддверии пятой конференции (2008 г.) разослал в различные страны и в различные российские вузовские и научные центры письма с предложением включиться в предстоящую на конференцию дискуссию, ответив на три вопроса, связанные с ее ведущей темой - «Высшее образование для XXI века»: 1. Сегодня взгляды на состояние высшего образования кардинально различаются. Одни говорят о глубоком кризисе всей образовательной системы, другие видят признаки образовательной революции. А какова Ваша точка зрения? 2. Какие научные достижения и какие проблемы человека, культуры, общества, волнующие Вас, должны находить в образовательных программах высшей школы более полное отражение? 3. Каким станет высшее образование в конце XXI века - глобальным и единым для всего мира, локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей, каким-то еще или необходимость в нем отпадет вообще? Были получены более 100 ответов, среди авторов которых российские и зарубежные ученые, вузовская профессура, ректоры, руководители кафедр и исследовательских центров. Из присланных ответов был составлен сборник в двух частях, включивший 65 наиболее обстоятельных и интересных материалов.

По итогам конференции, прошедшей в 2009 году, портрет Международной научной конференции «Высшее образование в XXI веке» выглядит следующим образом: в конференции участвовали около 400 человек, они представляли 129 вузов, научных и других организаций. Из участников конференции - 25 академиков, членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии образования, других государственных академий и общественных международных академий, включая Международную академию наук, 6 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 29 ректоров и проректоров вузов, 22 директора НИИ и научно-исследовательских центров, 12 деканов факультетов российских вузов, 48 заведующих кафедрами вузов и руководителей подразделений научно-исследовательских институтов, 118 докторов наук, профессоров и 120 кандидатов наук, доцентов. Они представляли 23 города России и еще 13 зарубежных стран, в их числе: Австрия, Белоруссия, Германия, Казахстан, Молдова, Монголия, Польша, США, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Швеция, Эстония. К конференции и по ее итогам опубликованы около 200 отдельных изданий, многие материалы представлены в крупных научных журналах (прежде всего в журнале «Знание. Понимание. Умение» и электронной версии этого журнала), на сайтах в Интернете в виде статей, стенограмм дискуссий и т. д. Если учесть аналогичные характеристики предыдущих конференций, то можно определенно говорить о том, что в своем постоянно возобновляемом режиме подготовки (а она идет практически целый год) и проведения научное и образовательное сообщество получило инструмент гуманитарной экспертизы, о которой уже немало говорится, но практические действия по ее проведению еще не вполне ясны.

18-20 ноября 2010 года пройдет седьмая конференция, на которой будут продолжены дискуссии о высшем образовании. Они тем более актуальны, что готовится к принятию новый российский закон об образовании. Многие положения подготовленного законопроекта нуждаются в гуманитарной экспертизе, коллективным органом которой стала данная конференция. В период подготовки конференции Институт фундаментальных и прикладных исследований МосГУ провел опрос, цель которого - на основе экспертных оценок сформулировать предложения по определению понятий «образование», «воспитание», а также системе научных степеней для представления законодательным органам и средствам массовой информации в связи с подготовкой законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». На вопросы ответили 90 специалистов, среди них - видные российские ученые, организаторы науки и образования, имеющие знаки высокого признания в научном и образовательном сообществе. (Некоторые итоги опроса опубликованы. См.: Луков Вал. А., Луков Вл. А. Гуманитарная экспертиза в сфере образования: анализ ответов экспертов на вопрос об ученых степенях // Знание. Понимание. Умение. 2010. №2.)

В организации конференции Международная академия наук, ее Русская секция участвуют с самого начала, с 2004 года. В составе оргкомитета все эти годы академики МАН Вал. А. Луков (зам. председателя), Н. В. Захаров (ученый секретарь), А. Л. Журавлев, К. В. Судаков, Б. Г. Юдин. Отделение гуманитарных наук РС МАН, которое осуществляет свою деятельность на базе Московского гуманитарного университета, практически в полном составе занято подготовкой пленарных заседаний, «круглых столов», заседаний секций, публикацией докладов и сообщений, обобщением итогов. Секциями руководили академики МАН Б. Г. Юдин, О. И. Волжина, А. И. Ковалева, А. В. Костина, Вл. А. Луков и другие признанные представители научного и образовательного сообщества. Среди ученых секретарей и организаторов секций академики МАН Н. В. Захаров, Ч. К. Ламажаа, члены-корреспонденты МАН В. А. Гневашева, А. Б. Тарасов, стипендиаты МАН Б. Г. Гайдин, Г. Ю. Канарш. С конференцией связано определенное продвижение Отделения вперед в теоретическом обосновании ряда научных положений и концепций (тезаурусный подход к гуманитарному знанию, концепция человеческого потенциала, концепция гуманитарной экспертизы и др.), а также установление контактов с отечественными и зарубежными учеными, занимающихся проблемами высшего образования в период глобального перехода к информационному обществу.