Сколько стоит создание презентаций на заказ. . антигравийная защита авто

Н. В. Васильева: Информационное неравенство инвалидов как фактор, препятствующий социальному развитию личности

 

Информационное неравенство инвалидов

как фактор, препятствующий

социальному развитию личности

 

Н. В. Васильева

 

С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всем мире, и в России в частности, появился новый вид мобильности - мобильности нематериальных вещей: информации, идей и вкусов. Он неизмеримо повышает движение капиталов, товаров и услуг, стимулирует предпринимательскую деятельность, развитие торговли, занятость, дает возможность более эффективно и творчески решать различные экономические и социальные проблемы, позволяет людям шире использовать свой потенциал.

В нашей стране отсутствие доступа к ИКТ еще не осознается как социальное неравенство. Однако эгалитарная по сути система информационных услуг, формируемая с помощью ИКТ, имеет ограничения доступа. Разная информационная готовность порождает новый вид социального неравенства, информационный. Информационное неравенство, обозначаемое нередко термином «цифровой разрыв» (digital divide - цифровой раскол, разрыв, разлом общества по принципу вовлеченности в мир современных технологий) [1], существует между индивидами, социальными группами и даже странами.

Обратимся к проблеме информационного неравенства, характеризующего и нашу страну. Россия занимает 200-е место в мире по уровню информатизации [2]. По данным Агентства monitoring.ru (по состоянию на 2-ой квартал 2000 г.), 81% населения страны имеет в домашнем хозяйстве средство связи - телефон, 45% - персональный компьютер (ПК), 43% - ПК и телефон, и только небольшая часть, а именно 22% населения владеют ПК, телефоном и модемом, а 18% имеют ПК, телефон, модем и выход в Интернет.

Известно, что 80% объема программного продукта пишется на английском языке, но 75% населения мира английского не знает. Несмотря на появление множества платных курсов, уровень владения английским, даже среди молодых россиян, остается низким [2].

Среди российских абонентов Интернет наблюдается половой перекос: доминируют мужчины. В Санкт-Петербурге, например, по состоянию на середину 2000 г., они составляли более 80% Интернет-аудитории [3]. Очевидным является и то, что в России количество людей, имеющих хороший заработок, больше количества людей, имеющих Интернет. Для них предпочтительней купить недвижимость.

Рассмотрим возможность использования ИКТ детьми-инвали­дами и проблему «цифрового разрыва», созревающую между двумя социальными группами: детьми с ограниченными возможностями и здоровыми детьми. Чтобы проследить уровень информатизации детей-инвалидов, обратимся к данным пилотажного исследования, проведенного нами по целевой выборке в апреле 2001 г. Были опрошены 28 детей-инвалидов в возрасте от 13 до 18 лет, приехавших по приглашению Детского ордена милосердия (г. Москва) из разных регионов России для участия в работе Школы юных журналистов.

В ходе исследования выявлено, что из средств связи имеют в домашнем хозяйстве телефон 93% детей-инвалидов, компьютер - 29% опрошенных, выход в Интернет - 7% респондентов. Когда-либо пользовались Интернетом 30% детей-инвалидов (из них 50% юношей-инвалидов и столько же девушек-инвалидов).

Большинство, а именно 68% респондентов-инвалидов, считают, что Интернет необходим для получения нужной и полезной информации, 43% - для получения новых знаний, 29% - для общения с друзьями и другими людьми. Обращает на себя внимание то, что только одна девушка-инвалид отметила возможность использовать Интернет для игр и двое юношей-инвалидов подчеркнули, что Интернет необходим для написания школьных докладов и рефератов. Для сравнения, молодые люди массовых учебных заведений в основном используют Интернет как: 1) средство для получения информации (причем любой: от цен на сноу-борды до материалов для курсовой работы); 2) средство развлечений; 3) средство информирования о событиях жизни (дискотеки, кино, концерты и др.); 4) средство общения [1].

Некоторые «продвинутые» здоровые дети предпочитают общаться не с помощью электронной почты, а в режиме реального времени, используя новейшие чат-технологии, программы, позволяющие наряду с текстом моментально передавать звук и изображение. В то же время 64% опрошенных детей-инвалидов никогда не работали в Интернете, а у абсолютного большинства респондентов-инвалидов (96%) нет своего электронного адреса.

Данные исследований позволяют констатировать, что между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями наблюдается большой «цифровой разрыв». Здоровые дети более информированы в технике использования Интернета и чаще пользуются им для удовлетворения различных нематериальных потребностей.

Статья 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ предусматривает обеспечение свободного доступа людей с ограниченными возможностями к жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также беспрепятственное пользование общественным транспортом, средствами связи и информации. В действительности же нами отмечены неравные возможности в использовании средств связи и в получении информации здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями. Мы признаем «цифровой разрыв» как фактор, препятствующий социальному развитию личности ребенка-инвалида.

В свете социологической теории ролей личность ребенка-инвалида описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынуждено выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей, вытекающих из ее социального статуса в обществе. Один из принципов модели социальной роли инвалида [4, с. 25-27] заключается в соответствии поведения инвалида его статусу и ожиданиям общества через атрибуты инвалидности. Мы предлагаем рассматривать статус молодого инвалида через статусные права и обязанности, символы (инвалидная коляска, трость, очки и др.), статусное видение мира и статусную идентификацию. Ожидается, что зная свое право, например, на специальное образование, молодой инвалид будет стремиться получить его. Ожидается, что молодой человек с ограниченными возможностями зрения будет носить очки с толстыми линзами или темные солнцезащитные очки и трость, ходить с собакой-поводырем или другим человеком, подсказывающим дорогу. Ожидается, что неслышащий молодой человек мыслит не словами, а жестами, потому что общается на языке жестов в своем социуме, но в среде слышащих людей будет использовать разговорную речь. Ожидается, что человек с заболеванием опорно-двига­тельного аппарата отождествляет себя с инвалидом и не дистанцируется от таких же людей. Следовательно, статус обязывает молодого инвалида вести образ жизни, оправдываемый ожиданиями и соответствующий социальным стандартам одного с ним круга людей. Социальное развитие личности ребенка-инвалида происходит под влиянием стигмы «инвалид».

Обозначим сложившиеся в отношении инвалидов стереотипы, сформулированные самими детьми с ограниченными возможностями на тренинге «Основы безбарьерной жизни для людей с ограниченными возможностями», прошедшем в рамках Школы юных журналистов 29 апреля 2001 г. на базе 31 московской школы-интерната: 1) все инвалиды умственно отсталые люди; 2) инвалиды не могут иметь семью и детей; 3) инвалиды не могут учиться в вузах; 4) инвалиды не имеют души и собственного «Я»; 5) инвалидам всегда нужна помощь; 6) инвалиды не могут работать и руководить; 7) инвалиды не могут помогать другим людям и др.

Данные авторского исследования 2000 г. «Жизненные планы молодых инвалидов: особенности формирования и реализации в современном российском обществе» [4, с. 69-92] выявили, что одной из особенностей социального развития выпускников-инвалидов является более позднее, по сравнению с выпускниками массовых школ, завершение первого этапа социализации: не происходит эмансипации от родительской опеки, запаздывает построение жизненных планов и ограничивается овладение рядом социальных ролей. Некоторыми общими характеристиками социально-психологического состояния молодых инвалидов являются: близость к родителям; повышенная восприимчивость к социальной обстановке и отношениям между людьми; эмоциональная неустойчивость (ранимость, подверженность частой смене настроения и др.); полярность в отношении со здоровыми сверстниками; способность к самоограничению; ориентация на конформизм.

В ходе исследования были определены специфические факторы, удлиняющие процесс социализации молодых инвалидов. Обозначим некоторые из них.

Распад исторически сложившейся в советский период российской истории системы профессиональной социализации молодых инвалидов. Существующая ранее разветвленная система обучения инвалидов предполагала после окончания школьного обучения получение профессии (например, для девушек профессии швеи, для юношей - столяра). Молодые инвалиды были уверены в получении работы на швейной фабрике или столярной мастерской. С переходом на рыночные отношения молодые инвалиды не могут конкурировать на рынке труда со здоровыми в физическом отношении людьми. В настоящее время 55% ответивших инвалидов в возрасте 24-30 лет не работают, хотя имеют профессиональное образование. Около 40% инвалидов к этому возрасту профессии не имеют. Выявлено, что среди опрошенных инвалидов, имеющих высшее образование, только одна женщина работает согласно полученной профессии.

Дефицит вторичной социализации вследствие ограниченного круга социальных институтов, взаимодействующих с молодыми инвалидами. Молодые инвалиды, имеющие трудности в самостоятельном передвижении или противопоказания к какой-либо деятельности не проходят этап социализации, как их ровесники, в армии, в религиозных учреждениях, в неформальных объединениях и т. п.

Проявление негативных стереотипов в отношении людей с ограниченными возможностями и ярлыка «инвалид», который в российском обществе ассоциируется с ярлыком «больной». Чтобы облегчить трудоустройство молодых инвалидов, различные государства применяют систему квот рабочих мест, отведенных специально для инвалидов. Однако предприниматели предпочитают выплачивать штрафы, но не предоставлять места инвалидам. Женщины-инвалиды и инвалиды I группы чаще других ощущают на себе пренебрежительное отношение окружающих.

Влияние профессионального образования. В большинстве случаев выпускники-инвалиды связывают свою будущую работу с полученной в школе профессией. А те, кто не получил начальных профессиональных навыков, не могут определиться с жизненными планами после окончания школы. Установки у этих выпускников не сформированы. В наших исследованиях была также выявлена особенность ориентации выпускников-инвалидов на иную нишу профессиональной деятельности по сравнению с выпускниками массовых школ. Для большинства молодых инвалидов это те виды профессиональной деятельности, которые не требуют высшего образования, высокой квалификации и территориального передвижения: швея, столяр, санитарка, водитель, продавец, повар, кондуктор, тракторист, сапожник и др.

Нам представляется реальным с помощью ИКТ разрушить ряд факторов-барьеров, затягивающих процесс социализации детей-инвалидов, и некоторые сложившиеся стереотипы в отношении людей с ограниченными возможностями.

С развитием новых технологий для детей-инвалидов появляются равные возможности в получении образования с помощью дистанционного обучения, изменяющего традиционные взгляды на процесс обучения детей-инвалидов. Дистанционное образование должно быть ориентировано на мировые стандарты предотвращения дискриминации, создание равных возможностей, реализацию прав человека. Введение дистанционного образования поможет сгладить значение ярлыка «инвалид» (от латинского - больной, немощный), уменьшить пренебрежительное отношение здоровых к людям с ограниченными возможностями. В связи с этим, может быть, следует гарантировать наряду с другими основными правами человека - равноправный доступ к информационным ресурсам на всех этапах обучения. Освоение детьми с ограниченными возможностями новых технологий поможет раздвинуть границы привычного социального развития личности молодого инвалида, даст возможность овладения новыми социальными ролями (пользователь ПК, Интернет и др.) и профессиями (изменение содержания множества профессий), расширит круг знакомств.

Одной из важных проблем всех детей и взрослых с ограниченными возможностями является замкнутость общения и суженный круг знакомств. В Интернете возможно виртуальное общение сразу с тысячами людей. С 1997 г. в России появились чаты и «виртуальные тусовки» - места в Интернет, где любой желающий может пообщаться по интересам. По данным Таганрогского качественно-количественного исследования, социальные последствия такого виртуального общения, как знакомство и брак, считаются сегодня в среде молодых людей «нормальными» [1]. Предполагается, что использование ИКТ снимет языковой барьер в общении между неслышащими и слышащими детьми. Доступ неслышащих людей к информационным ресурсам уменьшит сложности процесса традиционной коммуникации со слышащими.

Остановимся на возможных негативных последствиях включения детей-инвалидов в активное использование новых технологий. На наш взгляд, возможность виртуального общения ведет и к противоречию, которое заключается в виртуальном многообразии общения и реальном одиночестве инвалидов. Данное противоречие в перспективе может привести к социальному исключению данной социальной группы на микросоциальном уровне.

Неравные условия доступа к коммуникативным технологиям могут усугубить уже существующее неравенство доступа к информации, знаниям и привести к увеличению барьера между здоровыми людьми и людьми с ограниченными возможностями. Известно, что уровень дохода семей, имеющих в своем составе взрослых инвалидов или детей-инвалидов, значительно ниже уровня дохода обычных семей. Семьи, имеющие нетипичного ребенка, по обыкновению вкладывают деньги в здоровье малыша (лекарства, протезы, коляски, линзы, операции и др.). О приобретении для ребенка-инвалида ПК, телефона, модема и выхода в Интернет обычно речи не идет.

 Результатом «цифрового разрыва» может явиться невозможность включения детей-инвалидов в основные социальные структуры и фактическое обособление, замыкание этой группы в периферийных слоях общества. Необходимо, чтобы министерства и комитеты социальной защиты населения понимали это и наряду с такими проблемами, как вовремя выплаченная пенсия по инвалидности, обеспечение нуждающихся инвалидов протезами, колясками, слуховыми аппаратами, автомобилями, задумались и над решением не менее важной, созревающей проблемы информационного неравенства и обеспечения равного доступа к информационно-коммуни­кативным технологиям.

 

Л и т е р а т у р а

 

1. Вершинская О. Н. Готовность российского населения к жизни и работе в информационном обществе // Проблемы преодоления «цифрового неравенства» в России и странах СНГ: Материалы междунар. семинара. - М.: Дом Правительства РФ. - 2000.

2. Дрожжинов В. И., Штрик А. А. Цифровое расслоение по-русски // Там же.

3. http://www.manager.ru/catalogues/advertising/research/gallup/spb/01/

default.htm.

4. Васильева Н. В. Жизненные планы молодых инвалидов: особенности формирования и реализации в современном российском обществе: Дис... канд. социол. наук. - М., 2000.