Вал. А. Луков, Б. Г. Юдин: К концепции интернет-проекта «Человеческий потенциал России»

 

К концепции интернет-проекта

«Человеческий потенциал России»

Вал. А. Луков, Б. Г. Юдин

(Московский гуманитарный университет, Институт философии РАН)

To the Concept of the Internet-project

«Human Potential of Russia»

Val. A. Lukov, B. G. Yudin

(Moscow University for the Humanities, Institute of Philosophy of the RAS)

В статье изложена концепция электронного проекта «Человеческий потенциал России», реализуемого при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в 2009-2010 годах.

Ключевые слова: человеческий потенциал, комплексные проблемы исследования человека

In the article the concept of the electronic project «Human potential of Russia», Russian humanitarian scientific fund sold at support in 2009-2010, is stated.

Keywords: human potential, complex problems of research of the person

В Конкурсе Российского гуманитарного научного фонда 2009 года по программе «Россия в многополярном мире: Образ страны» был представлен и получил поддержку научный проект  «Информационно-исследовательский портал "Человеческий потенциал России"», представленный Институтом фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. В качестве ключевых слов проекта были обозначены следующие: человеческий потенциал, концепции и результаты исследований, аналитические материалы, научные публикации, итоги конференций, материалы для СМИ, образ России в мире, социальное проектирование, гуманитарная экспертиза. Эти ключевые слова ориентируют на достаточно широкий круг представляемых на портале материалов, объединенных актуальной исследовательской и практико-ориенти­рованной темой, каковую составляет человеческой потенциал нашей страны.

Человеческий потенциал составляет основное богатство России, и его выявление, систематизация, описание, осмысление необходимы как в целях управления социальным и культурным развитием страны, так и для продвижения положительного образа России во внешних отношениях на межправительственном и неправительственном уровнях. Хотя в общей форме признание особых качеств человеческого потенциала России не подвергается сомнениям, остаются проблематичными его оценка, способы его измерения и экспертизы, системного описания, а также выявления проблем развития человеческого потенциала в биотическом, социальном, культурном, нравственном и других аспектах, стратегическое проектирование его накопления и реализации, его передачи новым поколениям в условиях многополярного мира. Теоретические работы в этой области нередко характеризуются экономическим уклоном и концептуально обосновывают растрату человеческого потенциала как ресурса экономического роста.

В ряде научных сообществ сформировался другой взгляд на человеческий потенциал России, в основе которого - осмысление культурного своеобразия и возможностей человеческого развития, которыми располагает наша страна. Такой потенциал реализуется без его утраты: происходит кумулятивное накопление его качественных характеристик как общенародное достояние, передаваемое новым поколениям. В этом ключе работы по проблематике человеческого потенциала велись в Институте человека РАН и ныне продолжаются в Институте философии РАН, а в аспекте межпоколенческих отношений - в Московском гуманитарном университете. В настоящем проекте его научное содержание определяется соединением концепций и результатов практической работы (эмпирических исследований, организационного консультирования, экспертизы актов законодательства и др.) этих двух исследовательских групп.

Создание Информационно-исследовательского портала позволит организовать оперативную публикацию научных статей, результатов эмпирических исследований, тематических докладов, материалов конференций по проблемам человеческого потенциала России. Эта работа выявит преимущества и особенные черты, которые имеет Россия в аспекте человеческого потенциала. Кроме теоретического значения, такая научно-исследовательская информация может стать существенной для работы органов государственной власти, СМИ, общественных объединений в формировании на международной арене позитивного образа России и ее людей.

Человеческий потенциал как научная проблема. Понимание человеческого потенциала как совокупности качеств человека и общества, способных проявиться в благоприятных обстоятельствах или остаться скрытыми, если в них нет нужды, одинаково важно и для теоретического знания, и для практического управления делами государства и общества. В своем теоретическом ядре концепция человеческого потенциала не может не восходить к философской проблеме человека, в практическом аспекте - основывается на насущных задачах и стратегических целях социального и культурного проектирования, включена в процесс разработки программ и планов социального развития.

Проблема человека в социолого-экономическом аспекте рассматривалась начиная, по крайней мере, с Платона, определившего принципиальное сходство между строением космоса, человеческой души и человеческого сообщества. Эта идея, в основном сохраненная на протяжении последующего развития платоновского учения в формах неоплатонизма, оказалась столь продуктивной в силу того, что индивидуальные свойства человека и его социально-статусные и социально-ролевые характеристики, возникающие в различных человеческих сообществах, позволяют оставить в стороне известное противопоставление человека и общества и увидеть важные свойства конкретного общества в свойствах составляющих его людей и, наоборот, свойства человека связывать с его социальной средой.

В этом духе истоки концепций человеческого потенциала в развитой форме можно видеть в раннем марксизме, трактовках общества Э. Дюркгеймом, М. М. Ковалевским, М. Вебером, Г. Зиммелем, П. А. Сорокиным и другими социологами конца XIX - начала ХХ века, придававшими значение человеческой субъектности - независимо от различий их теоретико-методологических позиций.

В 1960-1970-х годах философские, социологические, экономические, антропологические и другие исследования человека привели к утверждению концепций «человеческих ресурсов» и «человеческого капитала», которые получили большую популярность в мире как в прямой форме, так и в модификациях (концепция «символического капитала» П. Бурдье, разработки истории человеческой повседневности в духе школы «Анналов» и др.). Для трактовок человеческих ресурсов наиболее приемлемым был социально-организационный горизонт, для трактовок человеческого капитала - горизонт экономический. Для этих концепций, которые сохраняют свое значение для практики социального проектирования и ныне, характерно рассмотрение человека лишь в качестве ресурса для достижения чего-то, что имеет смысл вне его - экономики, политики, укрепления или трансформации социальных институтов и т. д.

Сегодня такой подход уже не может применяться как дающий достаточно полное представление о человеке и его перспективах (Фролов, 1989). Однако существенно то, что концепции «человеческого ресурса» и «человеческого капитала» позволили увидеть в человеке не просто один из функциональных элементов производственных, социальных, технических, коммерческих и т. п. систем, но такое начало, которое никак не может быть жестко встроено в эти системы, редуцировано к чистой функциональности.

Во многих отношениях интересны также концепции «уровня жизни» и «качества жизни», широко применяемые в мировой исследовательской практике на протяжении  нескольких десятилетий. Но и эти концепции выявили свою односторонность, поскольку они, напротив, представляют человека как существо по преимуществу потребляющее. Стремление преодолеть такого рода односторонние трактовки привело к разработке концепции человеческого потенциала, интегральной по отношению как к названным, так и к другим концепциям.

В мировой практике в этом направлении был сформирован Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), отражающий характер научной трактовки данного понятия. Индекс, разработанный в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом-уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) и с 1993 года принятым ООН в качестве основного измерительного средства для сопоставления стран мира по уровню развития человеческого потенциала, включает три показателя: а) средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (показатель позволяет дать оценку долголетию), б) уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 показателя) и совокупная доля учащихся (1/3 показателя), в) уровень жизни, оцененный через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности в долларах США.

Но возможности концептуализации человеческого потенциала значительно шире, чем в ИРЧП: в этом понятии удачно оттеняется такая сторона человеческого бытия, как его принципиальную открытость, незавершенность в любой данный момент человеческой жизни. Только с учетом особенностей международных сравнений, доступных для проведения сегодня даже под эгидой Организации Объединенных Наций, можно считать приемлемым выделение указанных трех показателей для оценки человеческого потенциала. За пределами оценки оказываются духовные свойства людей, их социальные и культурные ценности, мобилизующая роль объединительных символов и т. д. С этой стороны концепцию человеческого потенциала еще предстоит дорабатывать, исходя из уже высказанных идей и динамично меняющейся социальной действительности, выдвигающей новые проблемы, требующие философского осмысления и технологической проработки.

Соответствующую теоретическую работу проводил Институт человека - научно-исследовательская организация в составе АН СССР и затем Российской академии наук в 1991-2004 годах. В институте была создана оригинальная теоретическая концепция человеческого потенциала и проведены прикладные исследования по его описанию и оценке на материале ряда российских территорий (Человеческий потенциал России, 2002; Человеческий потенциал как критический ресурс России, 2007). Институт сосредоточил внимание на выявлении и описании человеческого потенциала конкретных поселений. Уникальным проектом в этом отношении стало исследование человеческого потенциала Парфеньевского района Костромской области, результаты которого были опубликованы в 2002 г. (Человеческий потенциал..., 2002). Дальнейшая работа над концепцией и ее практическими применениями была продолжена в Институте философии РАН, куда после реорганизации был включен кадровый состав Института человека, а также в Институте фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, где ранее осуществленные оригинальные разработки существенно обогащены в теоретико-методологическом плане применением тезаурусного подхода, концепции социального проектирования, теории молодежи, молодежного движения и молодежной политики, а в прикладном плане - разработками в области гуманитарной экспертизы. Новые подходы к концепции человеческого потенциала отражены в публикациях журналов «Человек», «Знание. Понимание. Умение», ряде других публикаций.

Данная концепция существенно отличается от других концепций человеческого потенциала тем, что выводится из представления о самоценности человека и придает большое значение субъектным основаниям человеческой жизни, а аспекты концепции, связанные с рассмотрением человеческого потенциала в контексте связи поколений, не имеют аналогов в мировой философской, социологической, культурологической, антропологической литературе.

Другое  отличие состоит в более последовательной связи проблематики человеческого потенциала на теоретическом уровне с современными тенденциями в комплексных исследованиях человека. К этому  подталкивают научное сообщество новые обстоятельства человеческой жизни, порожденные развитием науки и техники и сделавшие возможным выйти на массовое применение технологий «улучшения» человеческой природы. Такой вызов человека природе не может не стать основанием перестройки всей системы научного знания и передвинуть границы гуманитарных наук относительно наук естественных. Для науки о человеке и обществе становится неизбежным поворот, учитывающий как существенные для сферы повседневности человеческой жизни такие перспективы, как постчеловек и общество постлюдей, пока представляющие собой скорее интеллектуальные экзерсисы, но уже находящихся на грани практического осуществления.

Существенно и то, что вопросы комплексного изучения человека, человеческого потенциала должны осмысливаться в связи с процессами трансформации гуманитарного знания, которое все более субъективизируется. Этот аспект гуманитарного знания о человеке становится центральным в тезаурусном подходе, развиваемом участниками проекта. Тезаурус рассматривается как функциональная система, которая обеспечивает в кооперации (взаимосодействии) с другими системами и подсистемами жизнеспособность социального субъекта (от личности до человечества в целом), отражая иерархию его представлений о мире. Особая структура тезауруса, составляющие его элементы (концепты, константы, ценности и т. д.), способы поддержания «своего», освоения «чужого», исключения «чуждого», а кроме того, его динамика, энергетика, иерархический и сетевой строй тезаурусных конструкций, фрактальность тезауруса - все это теоретико-методологические акценты, важные для углубленного понимания феноменов, обозначаемых понятием «человеческий потенциал».

Таким образом, тематика человеческого потенциала, оставаясь вполне прагматической и увязанной с социально-экономической сферой, значительно расширяется и приобретает ключевое значение для современного гуманитарного знания.

Концептуальное основание проекта. В центре данного проекта лежит концепция человеческого потенциала России, проработанная в общей форме исследователями, продолжающими работы И. Т. Фролова по осмыслению перспектив человека и сформировавшими подходы к анализу человеческого потенциала в конкретных условиях России, а в аспекте исследований молодежи и молодежной политики - учеными Московского гуманитарного университета. Новое качество означенной концепции, которое возникает на пересечении двух научных подходов, состоит в рассмотрении человеческого потенциала как нерастрачиваемого богатства России, передаваемого новым поколениям. В этом ракурсе концепция человеческого потенциала еще не подвергалась проблематизации, структурированию, определению показателей и т. д.

С точки зрения образа России в мире здесь также есть перспектива переосмысления и переоценки сложившихся подходов. Безусловно, место России в многополярном мире во многом определяется ее экономической и военной мощью. Однако наша страна давала, дает, должна давать миру и то, что не сводится к фактору материальных ресурсов. Особое значение имеет воздействие России на мир через ее культурное своеобразие, достижения в различных сферах духовного творчества, в раскрытии возможностей человеческого развития, которыми располагает и должна располагать наша страна. Если придавать этому первостепенное значение, то и образ России для мира может конструироваться иным, нежели тот, какой утвердился в большинстве развитых стран: этот образ все меньше должен пугать и все больше - привлекать, а это значит, что предстоят изменения в подходах не только на уровне СМИ. Общенародной задачей становится четкое, недвусмысленное направление ресурсов на развитие человеческого потенциала и создание условий для его проявлений в настоящем и будущем. Из этого следует, что насущной потребностью становится отслеживание текущей ситуации именно с этой точки зрения и определение с этой же точки зрения  «узких мест», продумывание программ и проектов их ликвидации. Эта тематика должна быть ведущей при разработке как перспектив, так и целостной стратегии развития страны на ближайшие десятилетия.

Соответственно изложенному, проблема человеческого потенциала в научном аспекте является комплексной, междисциплинарной, предполагающей как теоретико-методологические и прикладные исследования, так и внедренческую деятельность. В аспекте практики она неразрешима без проработки переходов от теории вопроса к технологиям экспертной, социально-проектировочной, образовательной, нормотворческой и другой работы. Здесь недостаточно научного дискурса и требуется широкий диалог с государственными структурами и гражданским обществом. Именно потому форма Информационно-исследовательской базы данных в наибольшей мере соответствует научному и практическому содержанию проекта.

Содержание проекта. Информационно-исследовательский портал «Человеческий потенциал России» реализует принципы междисциплинарности и, основываясь на понимании человеческого потенциала как основного богатства России, систематизирует разнородную информацию по тематическим блокам (разделам). В этой систематизации применяется тезаурусный подход, разрабатываемый в Московском гуманитарном университете (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008).

Основные тематические разделы портала:

  • Человеческий потенциал: концепции. В разделе представлены тексты теоретических работ, содержащих изложение, обоснование, критику концепций человеческого потенциала, в целом проблем комплексного исследования человека (включая проблемы создания единой науки о человеке). Фактически это демонстрация концептуальных возможностей научного сообщества, сформировавшегося в России.
  • Возможности человека. В разделе собирается мозаика фактов, свидетельствующих о многообразии человеческих возможностей, позволяющих ему самореализоваться в окружающем его мире.
  • Образованный человек в России XXI века. Раздел посвящен вопросам содержания образования, дискуссиям о значении образования как человеческого потенциала, возможности получить достойное образование для самореализации человека. Представлены данные исследований, проводимых в вузах, школах России.
  • Человек в истории России. В разделе собирается мозаика фактов и обобщающие материалы, освещающие особенности российского менталитета, инновационные импульсы, в разные времена шедшие из России, свидетельствующие о славных страницах ее истории.
  • ИРЧП, индексы, статистика. Раздел содержит материалы о содержании и применении Индекса развития человеческого потенциала, а также различные данные статистики о социальном положении людей в России (вопросы благосостояния, уровня жизни, демографическая картина, социальная инфраструктура и др.).
  • Социальные и культурные проекты. В разделе представлены принятые и вынесенные на обсуждение проекты в социальной и культурной сфере на разных уровнях управления. Даются рекомендации по технологии социального и культурного проектирования.
  • Связь поколений. Раздел посвящен взаимоотношениям поколений в российском обществе. Здесь размещаются материалы по молодежной политике, политике в отношении детей, пенсионной политике, данные исследований о положении различных возрастных групп, их отношении к реформам в российском обществе, работы в области социологии молодежи, социологии детства, социологии престарелых и др., материалы конференций.
  • Россия и мир: диалог культур. В разделе собирается информация о международных контактах россиян, взаимооценках людей, организаций, стран с позиций диалога культур, теоретические работы и данные эмпирических исследований в это области.
  • Гуманитарная экспертиза. Раздел посвящен разрабатываемой ИФ РАН и ИФПИ МосГУ концепции гуманитарной экспертизы, дискуссии о ее возможном содержании и формах организации в России и мире. Представлены экспертные заключения, которые по своему характеру являются актами гуманитарной экспертизы.

В других разделах содержится информация, существенная для пользователей проекта (данные по персоналиям исследователей, научным учреждениям, разрабатывающим проблемы человека, и др.). По мере наполнения контента портала он даст простор для аналитической работы, но не менее важно, что собранная вместе столь различная информация породит новое качество обобщения и новый образ человеческого потенциала России.

 

Список литературы:

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания. М. : Нац. ин-т бизнеса.

Фролов, И. Т. (1989) О человеке и гуманизме: Работы разн. лет. М. : Политиздат.

Человеческий потенциал как критический ресурс России (2007) / отв. ред. Б. Г. Юдин. М. : ИФ РАН.

Человеческий потенциал Парфеньевского района Костромской области (2002) / отв. ред. С. М. Малков. М. : Ин-т человека РАН.

Человеческий потенциал России (2002): интеллектуальное, социальное, культурное измерения / под ред. Б. Г. Юдина. М. : Ин-т человека.



[1]Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 09-03-00798в/Р).

* Луков Валерий Андреевич - проректор по научной и издательской работе - директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик-секретарь Отделения гуманитарных наук РС Международной академии наук (IAS). Тел. (495) 374-70-20. Эл. адрес: v-lukov@list.ru

Юдин Борис Григорьевич - заведующий отделом Института философии РАН, директор Центра биоэтики Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, член-корреспондент РАН, академик Международной академии наук. Тел. (495) 374-75-95. Эл. адрес: byudin@yandex.ru