И. А. Сурина, Ж. А. Атабиева: Применение нарративного интервью для изучения социального облика молодежи

 

Применение нарративного интервью для изучения социального облика молодежи

 

И. А. Сурина, Ж. А. Атабиева

 

В современных условиях трансформации России молодежь характеризуется тем общим, что присуще для россиян в целом, и тем особенным, что свойственно поколению молодых людей. Это особенное в значительной мере определяется изменением ориентаций современной российской молодежи на систему социальных ценностей.

Социологические исследования последних лет фиксируют наличие у молодежи системы ценностей, различных в «ядре». Это, во многом, и определяет различие направленности социокультурных ориентаций в среде молодежи. Социокультурные ориентации в процессе социализации личности молодого человека претерпевают трансформацию, что сказывается на результативности социализации. Одним из социализирующих факторов молодежи выступает ее субкультура. Ориентации на социальные ценности оказывают значительное влияние на формирование субкультуры молодежи. Субкультура и социокультурные ориентации взаимосвязаны, прежде всего, через ценности и нормы.

Трансформация ориентаций молодежи на социальные ценности оказывается под воздействием двух противоположно направленных процессов: навязывание ценностей западной массовой культуры и сопротивление им традиционных ценностей русской культуры. Именно такая противоречивость служит основанием для образования большего числа молодежных субкультурных групп с разными социокультурными ориентациями.

Замечено, что усиление информационных процессов обусловливает увеличение степени воздействия на изменение системы социальных ценностей молодежи. Молодежь в наибольшей степени, нежели другие социальные группы, находится в информационном поле, используя при этом различные каналы информации для выбора поведенческих действий. Это приводит к изменению символического поля молодежи, поведения, отражается на взаимодействии, способствует выбору средств построения жизненного мира и проектирования социальной реальности.

Особенность изменения ориентаций молодежи на социальные ценности состоит в том, что их можно проследить в социальном поведении агентов, выступающих носителями определенных ценностей. Такое взаимодействие возможно только на основе социального обмена различного рода информацией.

Социокультурные ориентации по своей содержательной сути «управляют» жизненным миром молодого человека, поведением вне него. Они выступают показателями единообразия или различия культурных групп молодежи, социального облика различных категорий молодежи.

Именно поэтому тезаурологический подход, разработанный В. А. Лу­ковым, можно считать наиболее продуктивным в исследовании ориентаций российской молодежи на социальные ценности, что дает возможность приблизиться к социальным реальностям молодежи на уровне повседневности и проанализировать особенности социального облика современной российской молодежи.

Полагаем, что социальный облик молодежи может быть описан с помощью следующих групп признаков: 1) социально-демогра­фические характеристики молодежи; 2) ориентации на систему социальных ценностей; 3) траектории жизненного пути молодых людей.

Ориентации молодежи на социальные ценности, отражающие жизненный путь молодежи, эмпирически могут быть зафиксированы посредством нарратива. Именно нарратив является по своей сути собирательным инструментом, отражающим процессы формирования социального облика молодежи в современном российском обществе. Жизненный путь молодого человека, зафиксированный с помощью нарративного биографического интервью, дает материал для разработки интерпретационной схемы социального облика современной российской молодежи.

«Биографический метод... охватывает способы измерения и оценки жизненно-исторических свидетельств, рассказанных или сообщенных сведениях о жизни с точки зрения тех, кто эту жизнь прожил» [1, с. 12]. Именно поэтому нарративное биографическое интервью дает возможность воспроизвести события жизни молодого человека в той последовательности, как они протекали во времени (на жизненном пути), получить их оценку. Кроме того, нарратив позволяет осветить жизненный путь и поведение людей внутри или вне правил институциональных структур, установить важные события в жизни, а также, с применением техники аксиобиографического интервью, определить ценностно-нормативную систему.

Тем самым, собранные с помощью нарратива данные в полной мере не только описывают социальный облик молодежи, но и отражают динамику его характеристик. Потому посредством нарратива - путем «теоретического насыщения» - наиболее качественно возможно описать социальный облик молодежи, выявить его особенности на конкретно-историческом этапе общественного развития, построить типологию личностей молодых людей.

Исследование жизненного пути современной российской молодежи было проведено в октябре-ноябре 2000 г. (руководитель И. А. Сурина, при активном участии Ж. А. Атабиевой). Методом нарративного биографического интервью было опрошено 27 молодых людей в возрасте от 19 до 30 лет. Выборка целенаправленная, построенная методом теоретического насыщения.

Было опрошено 16 мужчин, 11 женщин. По возрасту среди респондентов оказалось 12 чел. - 15-19 лет, 9 чел . - 20-25 лет, 6 чел. - 26-30 лет. При этом уровень образования самый различный: среднее - 3 чел., средне-техническое - 3 чел., средне-специальное - 3 чел., неполное высшее - 10 чел., высшее - 8 чел. Только 1 из опрошенных оценил свой уровень дохода как высокий, 18 - как средний и 8 - ниже среднего. Семейное положение: женат (замужем) - 6 чел., холост (не замужем) - 18 чел., разведен (а) - 3 чел.

Тем самым основные социально-демографические характеристики, полученные в ходе нарративного интервью, приближаются по своим значениям к тем, которые присущи молодежи России.

Анализ нарративов показал, что при построении траектории жизненного пути молодежи особую значимость события в жизни молодого человека приобретают через некоторое время, с накоплением определенного жизненного опыта. Наиболее важны для них события личного характера. Именно они предопределяют дальнейший жизненный путь и являются элементами конструкции жизни в дальнейшие возрастные периоды. Оценка и доминирование в памяти этих событий приводит к переосмыслению жизненного пути, поступков и социального поведения в целом. Характерно, что для молодых людей в возрасте 19-22 лет наиболее важными явились события школьной жизни, такие как выпускной вечер, первый поцелуй, первая любовь, а также «полная» зависимость от родителей, употребление наркотиков. А для респондентов в возрасте 25-27 лет - потеря работы, смерть близких, свадьба, развод, рождение детей.

Посредством нарратива молодежь не только воссоздает «свой» портрет, но и «переживает» жизнь заново: «Это интервью для меня своего рода встряска. Оно мне было необходимо, чтобы по-другому посмотреть на жизнь, на свои поступки».

Характерной чертой молодежи старше 22 лет является то, что одним из первых институтов социализации для них явились ясли или детский сад. Именно поэтому для них велика значимость школьных событий.

Мужчина 22 лет, служащий, образование - высшее, семейное положение - холост, так рассказывает о своем жизненном пути: «Родился я в Москве. У нас была большая семья. Кроме меня было еще двое детей - брат и сестра. Родители зарабатывали мало, почти перебивались с хлеба на воду, да плюс ко всему пил отец. Из-за этого в доме постоянно были скандалы. Отец бил мать, и нам тоже доставалось. Самое сильное впечатление в детстве получил от поездки на Черное море с детским садом - единственный раз, когда я там побывал, да и смутно это помню, к сожалению. Вообще, в детском саду мне всегда нравилось: очень вкусно кормили, по сравнению с домашней едой, были ласковые воспитатели, игрушки, которых в доме было мало. Можно сказать, что время, проведенное в детском саду, было лучшим в моем детстве.

В семь лет я пошел в школу. Для меня это было интересно, учился я охотно. Первый и второй класс окончил без четверок, за что меня наградили грамотой. До пятого класса тоже учился хорошо, но потом попал в плохую компанию. Это были ребята в основном старше меня. Они шатались по подъездам, не ходили в школу, курили. Мне стало с ними интересно, в основном, из-за того, что они старше. Тогда я впервые закурил и попробовал алкоголь. Я целыми днями пропадал на улице. Дома почти не появлялся, да и мое появление в доме почти никого не интересовало - родители были заняты выяснением отношений. Позднее я начал употреблять наркотики. Вначале старшие друзья угощали меня бесплатно, а вскоре появилась зависимость, и пришлось доставать деньги на них самому. Я воровал их у родителей, с друзьями вскрывали машины, грабили людей на улице. Естественно, в это время мне было не до учебы (в школе я только числился). Попал на контроль к милиции, меня поставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних.

Один раз я пришел домой, как обычно, за полночь и застал мать всю в слезах. Она сказала, что умер отец. Для меня это было страшной новостью - с отцом мы ладили. В тот момент в голове что-то прояснилось. Я решил, что не смогу больше вести тот образ жизни, что на мне теперь больше ответственности за мать и за младшую сестру, брата. Я решился взяться за ум. Бросил старую компанию и с десятого класса перестал пропускать занятия в школе, а после учебы я подрабатывал - мыл машины на дорогах. Дома помогал маме по хозяйству. Самое главное то, что я задался целью поступить в институт.

При нашей школе работали курсы для поступления в институт. Я с довольствием пошел на них. После успешного окончания школы и курсов я автоматически мог туда поступить. Я засел за книги, за письменным столом я проводил большую часть дня. Отвлекался только на еду и сон. И я поступил на юридический факультет. Был ужасно этому рад. Группа подобралась очень дружная. Мы часто собирались вместе, обсуждали разные вопросы, ездили друг к другу на дачу, то есть была нормальная студенческая жизнь. В то время мне нравилась девушка из нашей группы. Мы стали встречаться. Но через пару месяцев я узнал, что у нее уже есть жених. Ее поведение мне непонятно до сих пор. Последующие месяцы были для меня очень тяжелые: никак не мог смириться с ее обманом. Ситуацию ухудшало еще и то, что мне приходилось видеть ее каждый день. Меня выручали друзья, я им очень благодарен. Один из них предложил мне работу на фирме его отца. Через год защитил диплом юриста. В этой же должности работаю и сейчас. Доход пока средний, но обещали повышение в должности. Личная жизнь на данном этапе складывается успешно. Встретил хорошую, добрую девушку. Планов на счет создания семьи пока нет, но все может быть. Имея возможность наблюдать взаимоотношения моих родителей, я пообещал себе, что в моей семье такого не будет. Я сделаю все, чтобы моя семья была полноценной, здоровой и счастливой. В жизни главное любовь, но и немаловажно устойчивое материальное положение».

Родительская семья у части молодежи не является ценностью и не вызывает положительных эмоций и в большей степени является средством давления. Так об этом говорит одна из респонденток (22 года, работает моделью, образование - среднее специальное, не замужем): «Я уже четыре года не живу с родителями. Я всегда стремилась к независимости от них, от их давления, контроля. Я не люблю, когда они принуждают меня что-то делать, учат жить. Поэтому стараюсь видеться с ними реже. Сначала я жила у подруги, а сейчас у своего жениха. Так я чувствую себя свободной».

Молодежь ограждает «свой мир» [2] вследствие переоценки ценностей, и это наиболее выражено в кризисах социализации. Причинами тому служат события, которые происходят в личной жизни индивида. Однако процесс ограждения мира различается у молодежи в возрасте от 15 до 20 лет и более старшей группы - от 25 до 30 лет. У молодежи первой группы ограждение выражается в сужении круга друзей, употреблении наркотических и алкогольных веществ, суицидных настроениях, частых конфликтах с родителями и т. п., т. е. в поиске «своей» ценностно-ориентированной группы. Молодежь второй группы, как правило, «замыкает» свой жизненный мир на своих собственных интересах и потребностях, которые доминируют над всем другим. Их ценностно-нормативная система более устойчива, нежели у молодежи младшего возраста. Подобная тенденция в наибольшей мере характерна для молодежи больших городов и мегаполисов. Это отражается в формировании социального портрета молодежи.

Как показали результаты приведенных исследований, собирательный социальный облик современной молодежи имеет следующие особенности:

1) отражает лишь некие типичные, характерные черты;

2) он может трансформироваться в зависимости от общественных преобразований;

3) он внутренне дифференцирован и может быть особенным для конкретной категории молодежи;

4) может изменяться в зависимости от возраста молодых людей.

Так, согласно мониторинговому исследованию, проведенному НИЦ при Институте молодежи в 1997 г., 56,8% молодых россиян отметили, что для них деньги являются главным в жизни. Способы добывания денег при этом весьма различны: каждый четвертый (из 17 и 24-летних) считает реальным и «нормальным» заниматься перепродажей различных товаров, каждый третий - вступить в брак по расчету, каждый пятый - жить на взятки, каждый десятый - вступить в физическую близость за плату и такая же часть - «взять что плохо лежит» или взять силой. А «большая зарплата» является ведущим мотивом при выборе места работы для 59,9% из числа 17-летних, 65,3% - из числа 24-летних и 64,4% - 31-летних.

Проецируемый социальный портрет 17-летних через 15 лет выглядит следующим образом. Это - человек, у которого крепкая семья и хорошие дети (74,5%), материально обеспеченный (71,5%), является профессионалом в своем деле (49,5%), физически сильный, здоровый (45%), надежный друг (31,5%), свободный и независимый (30,2%), имеет чистую совесть (24,2%), умеет хорошо повеселиться и отдохнуть (23,2%), энергичный и предприимчивый (19,9%), пользуется большим авторитетом (18,7%), справедливый, умеет постоять за других (17,2%), патриот, настоящий гражданин своей страны (14,9%), образованный, духовно богатый (4,2%).

Как видно из представленного портрета, у 17-летних молодых людей выражено стремление сохранить присущие им ориентации через 15 лет. Терминальными выступают те ценности, которые имеют доминирующие позиции - крепкая семья и материальная обеспеченность. Однако инструментальные ценности, составляющие содержательную основу терминальных ценностей, такие как профессионализм и образование, занимают низкие ранги.

Сегодняшние 31-летние молодые люди видят себя несколько по-иному, несмотря на то, что предпочтительность также отдается «крепкой семье и хорошим детям» (53,4%). При этом материальная обеспеченность занимает лишь 10-е место, а образованность, как и 17-летних, 11-е место. Почти четверть молодежи (23,5%) из данной возрастной категории желает быть «таким, как все». Можно полагать, что в социокультурной ситуации переходного российского общества у социального типа личности молодого человека в целом сохраняется нравственная основа поколения «отцов».

Основываясь на данных приведенных исследований, выявленных социальных характеристиках молодежи можно привести следующую типологию личностей молодых людей.

 

Таблица 1

Типы личностей молодых россиян

 

Базовый признак

Типы личностей

тип поселения постоянного проживания

городской и сельский

ядро социальных ценностей

прагматический, романтический

оценка будущей жизни

оптимистический, пессимистический, реалисти­ческий

восприятие жизненных событий

эмоционально-чувственный, логико-ра­цио­на­ль­ный

 

Выделенные типы в чистом виде практически не существуют. Тот или иной тип имеет, как правило, черты, характеристики, свойственные и иному типу. В своей совокупности эти типы могут быть представлены в собирательном социальном облике молодого человека.

Современный молодой человек - это человек, проживающий в городской местности, холост (незамужняя), не имеющий детей, занятый в экономике или же обучающийся в вузе, в большей мере ориентирован на собственную предприимчивость, религию, которая привычна национальному сознанию и традициям, ответственен за свое самоопределение в жизни и реализацию жизненных целей, свободный и независимый, рассчитывающий прежде всего на себя и свои силы, а не на общество и судьбу. Наиболее привлекательными являются ориентиры предпринимательского слоя, его система ценностей, образ и стиль жизни. Небезразличный к карьере, ориентированный на престижную работу.

Значимыми являются (приведем пять наиболее важных): деньги (43,8%), здоровье (37,4%), возможности получения образования, повышение квалификации (23,9%), карьера, продвижение по службе (15,3%). При этом снижена значимость таких ценностей, как интересная работа, высокая культура, социальное равенство, достоинство, честность, искренность.

В ориентациях доминируют прагматический подход, индивидуализм, ориентация на частную жизнь, устремленность в те сферы деятельности, которые позволяют достичь достаточно высокого материального состояния и социального статуса, «большая зарплата» является ведущим мотивом при выборе места работы.

Ориентация на прагматизм, приоритет материальных ценностей, вероятно, можно объяснить в меньшей мере влиянием западных ценностей на индивидуальное сознание, а большей - реакцией молодежи на ухудшение материального положения вследствие, прежде всего, экономического кризиса, поскольку характерна слабо выраженная ориентация на ценности успеха, саморазвитие.

Содержательные, способствующие развитию личности занятия в свободное время уступают место установкам на такие виды, которые не требуют больших материальных затрат и значительных интеллектуальных усилий, высока степень интереса к «формульной» литературе, к фильмам таких жанров, как боевики, триллеры, мелодрамы.

Уровень оптимизма зависит от возраста, соответственно - от жизненного опыта, т. е. с увеличением возраста уровень оптимизма падает, а уровень тревожности - возрастает.

 

Л и т е р а т у р а

 

1. Биографический метод: история, методология, практика /Институт социологии РАН. - М., 1994.

2. Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи:  Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999.