Н. В. Васильева: О механизме и агентах социализации детей-инвалидов

 

О МЕХАНИЗМЕ И АГЕНТАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

 

Н. В. Васильева

 

Процесс социализации детей-инвалидов - это сложный, противоречивый и динамичный процесс. Успешность социализации личности ребенка-инвалида во многом зависит от влияния социализирующих агентов, помогающих ему осваивать необходимые социальные роли, ценности и нормы, стереотипы поведения. Рассмотрим механизм социализации детей-инвалидов, исходя из распространенной позиции, согласно которой в этой функции выступает социальная роль.

Роль - социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений [1, с. 291]. Поскольку социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющими совместную деятельность, исполнение социальных ролей должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Опираясь на положение С. Н. Щегловой относительно осваивания ребенком первых социальных ролей [2], обозначим ролевой набор ребенка-инвалида. Основными ролями нетипичного ребенка выступают четыре бинарные конструкции: «взрослый» и «ребенок», «ребенок-мальчик» и «ребенок-девочка», «здоровый» и «больной», «ребенок» и «ребенок-инвалид» [3].

Детство как социальную реальность определяют первые две бинарные конструкции. В процессе социализации ребенок, кроме вышеназванных, приобретает и другие роли. Они связаны с местом ребенка в семье: (сын, дочь, племянник(ца), внук(чка), ученик(ца), воспитанник(ца), юный спортсмен(ка), артист(ка), ребенок-пешеход, ребенок-потребитель и другие [2, c. 217].

Одновременно с постижением первых двух основных бинарных конструкций ребенок-инвалид осваивает бинарную конструкцию - «здоровый» и «больной», и это происходит раньше, чем освоение, например, ролей ученик(ца), юный спортсмен(ка), член клуба и др. С первых дней определения заболевания ребенок с ограниченными возможностями часто находится в больницах или реабилитационных центрах. Находясь на лечении в стенах медицинского учреждения, он имеет статус больного. Даже вне больницы здоровое общество приклеивает ребенку-инвалиду ярлык «больной» и считает данное состояние отклонением от нормы.

При анализе особенностей формирования статуса детей-инвалидов считаем возможным использовать категорию социального исключения, разработанную в рамках молодежной проблематики Ю. А. Зубок [4]. Социальные институты (здравоохранение, СМИ, система социальной работы и др.) создают условия для нарушения функциональной взаимосвязи этой группы и других детских и молодежных групп. Социальный институт образования как агент социализации способствует отчуждению детей-инвалидов от реального процесса общественной жизни. Этот масштабный процесс отторжения одновременно по многим функциям ведет в перспективе к социальному исключению данной группы на макросоциальном уровне. Результатом может явиться невозможность включения детей-инвали­дов в основные социальные структуры и фактическое обособление, замыкание этой группы в периферийных слоях общества.

Мы хотим акцентировать внимание на положении, согласно которому ребенок-инвалид в раннем детстве выполняет все те же роли, что и здоровый ребенок, только у него превалирующую позицию занимает роль больного, которая накладывает свой отпечаток на все остальные его роли, на индивидуальность и личность ребенка.

Освоив в детстве роль больного, ребенок с ограниченными возможностями осваивает еще одну роль - ребенок-инвалид. Это происходит вследствие неприспособленности внешней среды к нуждам инвалида, из-за предрассудков в отношении общества к инвалидам. В обыденном сознании эти две роли приравниваются друг к другу и не различаются. В детстве происходит усвоение ребенком с ограниченными возможностями еще одной бинарной конструкции «ребенок» и «ребенок-инвалид». Считаем, что данную бинарную конструкцию нетипичный ребенок осваивает намного раньше здорового ребенка.

Раскроем принципы выстраивания социальной роли инвалида. Первый принцип заключается в ограничении и сужении обществом части приписываемых индивиду функций (прав и обязанностей). В современном обществе под социальными обязанностями понимается образование, труд, для женщин - рождение ребенка, для мужчин - служба в армии и др. В большинстве случаев, из-за заболевания, молодой инвалид не может учиться или трудиться, иметь детей или служить в армии.

Второй принцип заключается в снятии вины с инвалида за ограниченность возможностей. Современная медицина и генетика выявила следующие причины детской инвалидности: наследственность, различные воздействия, влияющие на развитие плода в пренатальный, перинатальный и постнатальный периоды. Отчасти вина за рождение ребенка-инвалида лежит на родителях, врачах, экологии. Виновными в появлении молодых инвалидов считаются предприятия, на которых люди получают инвалидность; государство, отправляющее молодежь на войну; несчастные случаи; наркотики и пр. Следовательно, инвалид не считается виновным в том, что его возможности стали ограниченными.

Третий принцип заключается в стремлении инвалида к коррекции социального статуса через получение компетентной профессиональной помощи.  Политика нашего государства такова, что различные льготы и пособия положены только социально незащищенным слоям населения. Под эту категорию как раз и попадают инвалиды. Государство больше тратит средств на обучение и воспитание детей-инвалидов, нежели здоровых детей. Поэтому наличие в обществе инвалидов невыгодно государству, статус инвалида социально нежелателен. В связи с этим общество предлагает инвалидам социальную и медицинскую профессиональную помощь, к которой они должны стремиться.

 Четвертый принцип заключается в соответствии поведения инвалида его статусу и ожиданиям общества через атрибуты инвалидности. Рассмотрим статус ребенка-инвалида через статусные права и обязанности, символы (инвалидная коляска, трость, очки и др.), статусное видение мира и статусную идентификацию. Ожидается, что, зная свое право, например, на специальное образование, ребенок-инвалид будет стремиться получить его. Ожидается, что ребенок с ограниченными возможностями зрения будет носить очки с толстыми линзами или темные солнцезащитные очки и трость, ходить с собакой-поводырем или другим человеком, подсказывающим дорогу.  Ожидается, что неслышащий ребенок мыслит не словами, а жестами, потому что общается на языке жестов в своем социуме, но в среде слышащих людей будет использовать разговорную речь. Ожидается, что ребенок с заболеванием опорно-двигательного аппарата отождествляет себя с инвалидом и не дистанцируется от таких же людей. Следовательно, статус обязывает  ребенка-инвалида вести образ жизни, оправдываемый ожиданиями и соответствующий социальным стандартам одного с ним круга людей.

Вся жизнь ребенка-инвалида развивается под ярлыком «инвалид», который в современном российском обществе базируется на роли больного, что, в первую очередь, сказывается на формировании личности ребенка с ограниченными возможностями, овладении им новыми социальными ролями и на успешности его социализации в целом.

Остановимся на социализирующих агентах (группах и социальных контекстах), в рамках которых совершаются процессы социализации. За первичный этап социализации ребенка отвечают «значимые другие», которые выступают посредниками между ним и объективной реальностью, модифицируют ее в процессе ее передачи. Вторичная социализация позволяет уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества [5, с. 222-226].

Ребенок с ограниченными возможностями чаще всего, как и большинство детей после рождения, формируется в основном институте социализации - семье. Семья, а именно первые социализирующие агенты - родители, братья, сестры, дальние и близкие родственники, а также няни, друзья, учителя, врачи, изначально понимая  нетипичность ребенка, относятся к нему по особенному: жалеют, оберегают, а порой излишне опекают.

У детей-инвалидов этапы и процессы первичной социализации затягиваются. В опеке родителей ребенок с ограниченными возможностями нуждается очень долго, иногда, если не может освоить навыки самообслуживания или начать трудиться, и всю жизнь. У него намного дольше, чем у здорового ребенка, наблюдается социальная, психологическая и материальная зависимость от родителей, что и было подтверждено результатами нашего исследования «Жизненные планы молодых инвалидов: особенности формирования и реализации в современном российском обществе» [6]. В ходе исследования было выявлено, что свои планы на будущее молодые инвалиды, прежде всего, обсуждают с родителями (76%), потом со сверстниками, друзьями (58,4%) и учителями (21,1%). Среди тех, кто может помочь молодому инвалиду в реализации их жизненных планов, по мнению экспертов, тоже лидируют родители (51,2%).

У молодых инвалидов не происходит эмансипации от родительской опеки, отмечается особая духовная близость с родителями. Родители являются помощниками в формировании и реализации их жизненных планов.

Другим важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания детей примерно одного возраста. Отношения между сверстниками более «демократичны», чем между ребенком и родителями. Остановимся на особенностях отношений детей с ограниченными возможностями со сверстниками.

Слабослышащие дети-инвалиды насторожены, неконтактны, стараются избежать общения со здоровыми сверстниками. Они часто думают, что в их присутствии говорят о них неприятные вещи или смеются над ними. Как выявили А. И. Ковалева и М. Н. Реут, для данной категории детей важнейшей особенностью восприятия окружающего мира является ориентированность на мнение других людей, подверженность формирующему воздействию [7; 8].

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) с детства прикованы к инвалидным коляскам и поэтому часто усваивают одну их форм поведения: либо отгораживаются от сверстников, испытывая к ним отрицательное отношение и ощущая свою исключительность, либо приобретают «синдром гадкого утенка» и готовы быть в группе на любых условиях и ролях, лишь бы не выгнали.

Основным страхом слабовидящего человека выступает полная потеря зрения. А это может произойти у слабовидящего даже от несильного удара головой. Вследствие страха потерять зрение слабовидящие дети ведут себя по-разному: одни  избегают активности, стараются быть очень осторожными, другие, наоборот, стараются доказать себе и сверстникам, что их зрение не может ухудшиться.

Дети с заболеваниями внутренних органов много времени проводят в больницах, что не позволяет им учиться в классе. Учителя часто приходят к ним на дом. Такие дети отличаются ранимостью и быстрой сменой настроения.

Особенностями, характерными для отношений детей-инва­ли­дов со сверстниками, являются: повышенная восприимчивость к социальной обстановке и отношениям между сверстниками, эмоциональная неустойчивость (ранимость, подверженность частой смене настроения и др.), полярность в отношении со здоровыми сверстниками, способность к самоограничению и ориентация на конформизм. Они сконцентрированы на среде «своих», таких же, как и они, детей.

Определим роль школы в процессе социализации детей с ограниченными возможностями. Выпускник-инвалид оканчивает школу в возрасте ранней (16-18 лет) или поздней юности (18-20 лет). Причинами, из-за которых ребенок-инвалид получает неполное среднее или среднее образование в возрасте старше 18 лет, могут быть: позднее определение диагноза и последующее получение инвалидности, обострение заболевания и длительное нахождение в больнице, неопределенная позиция родителей (например, известны случаи, когда родители не хотят мириться с диагнозом неслышащего ребенка и отдают его учиться в массовую школу, где он пребывает в каждом классе по несколько лет). Еще одной причиной более позднего, по сравнению с выпускниками массовых школ, завершения школьного образования служат особенности учебных планов и программ, построенных в соответствии со спецификой ограниченных возможностей детей-инвалидов. Так, по свидетельству М. Н. Реут, специальное образование в школе-интернате для детей с недостатками слуха продолжается 15 лет, что приводит к запаздыванию в социализации неслышащей молодежи [7, с. 12].

Есть отличия в статусе здоровых и инвалидов возраста поздней юности. Общество видит в здоровых молодых людях не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности. Образование, которое продолжается на этом этапе развития, является уже не общим, а профессиональным, причем сама учеба в ссузе, вузе может рассматриваться как вид трудовой деятельности. В то же время молодой инвалид занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, является взрослым в биологическом, но не в социальном отношении. В отличие от здоровых сверстников, большинство молодых инвалидов только оканчивают среднюю школу и определяются с жизненными ориентирами.

Известно, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Рассмотрим влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на социализацию детей-инвалидов.

Уровень информатизации детей-инвалидов устанавливался в пилотажном исследовании, проведенном нами в апреле 2001 г. [9] Данные исследования показывают, что между группами здоровых детей и детей-инвалидов наблюдается здесь большой разрыв. Отмечены неравные условия доступа к ИКТ. Здоровые дети более информированы в технике использования интернета и чаще пользуются им для удовлетворения различных нематериальных потребностей.

Остановимся на возможности использования телевидения как агента социализации здоровых детей и детей - инвалидов по слуху. Передачи, способствующие социализации здоровых детей («Телепузики», «Ку-ко-ня», «Умницы и умники», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др.), передают им все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом, доступным маленьким и еще пока неграмотным детям, позволяют приобщиться к опыту, о котором иначе они не имели бы ни малейшего представления.

Приходится констатировать, что ни на одном канале российского телевидения нет передачи, ориентированной на детей - инвалидов по слуху. Взрослые неслышащие находятся не в лучшем положении. Для них на канале ОРТ существуют пока только две передачи, способствующие их социализации: «Новости» и «В мире животных». До недавнего времени в этих передачах перевод для  неслышащих осуществлялся с помощью калькирующей жестовой речи (жесты располагаются в порядке следования слов в предложении). К сожалению, для  абсолютного большинства людей с недостатками слуха калькирующая жестовая речь сложна и непонятна, так как в общении они используют разговорную жестовую речь. Теперь в этих передачах используют бегущую строку.

В августе 2001 г. группе неслышащих людей и их единомышленникам из числа слышащих удалось создать и выпустить в эфир на канале М 1 первую программу глухих России «Жест». Данная программа учитывает все особенности восприятия молодежью с недостатками слуха: использованы звук, разговорный жестовый язык и титры. Программа выходит один раз в неделю и включает в себя информационную, образовательную, спортивную и  музыкальную рубрики. Передача способствует пониманию культуры неслышащих, способствует удовлетворению их духовных и информационных потребностей, уменьшению дистанции между слышащей и неслышащей молодежью и признанию равных возможностей инвалидов. Несомненно, на государственном канале необходимы программы, способствующие социализации неслышащих детей, молодежи и взрослых.

Важную роль в социализации детей-инвалидов играют детские общественные объединения. Дети с ограниченными возможностями, включенные в деятельность общественных организаций, через них и с их помощью осваивают необходимые социальные роли, ценности и нормы, стереотипы поведения. Рассмотрим деятельность одной из них.

Детский Орден Милосердия (ДОМ) - детская организация, созданная в 1989 г. как программа Международной федерации детских организаций. ДОМ объединяет здоровых и детей с ограниченными возможностями из 50 детских и молодежных организаций России. Объединение не решает проблем лечения, образования и материальной помощи, его целью является содействие духовно-нрав­ст­вен­ному развитию детей и подростков через приобщение их к общечеловеческим ценностям - гуманизму и милосердию, человеколюбию и состраданию - в процессе социально-педагогической работы с детьми-инвалидами, в результате которой происходит осознанный выбор будущей специальности социального педагога (социального работника) здоровыми детьми и активная социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Детский Орден Милосердия также дает возможность для подростка-инвалида впервые заработать свои собственные деньги. Наличие карманных денег очень важно для такого подростка. А если эти деньги не получены от родителей или  государства в виде пособия или пенсии по инвалидности, а заработаны им самим - это ценно вдвойне: возможность зарабатывать собственные деньги позволяет ему почувствовать себя равноправным членом общества.

В настоящее время ДОМ разрабатывает новый проект, направленный на устранение неравных возможностей детей-инвалидов через создание Детской социологической службы. Понимая тот факт, что дети с ограниченными возможностями имеют свой голос, свое мнение по всем вопросам жизни (семья, здоровье, школа, политика, экономика), сотрудникам ДОМа представляется возможным проведение социологических исследований не только детей-инвалидов, но и с их непосредственным участием. В этом случае ДОМ опирается на разработки и положительный опыт С. Н. Щегловой, которая на базе Творческого объединения ЮНПРЕСС в сентябре 1993 г. создала первую в России Детскую социологическую службу, изучающую общественное мнение здоровых детей и подростков силами юных социологов [10; 11].

Первый шаг для решения этой задачи ДОМ осуществил в ходе реализации программы «Школа юного журналиста - 2000», направленной на обучение 40 детей с ограниченными возможностями из различных регионов России навыкам журналистики. На занятиях организаторам Школы удалось познакомить ребят с различными дисциплинами, в том числе и с азами социологии. Ребята очень заинтересовались новой для них наукой и поняли, что, изучая и публикуя общественное мнение детей и подростков с ограниченными возможностями, можно привлечь внимание общества не только к детству, но и к проблемам детей-инвалидов. Эта тема активно обсуждалась участниками Школы. На последнем занятии начинающие социологи получили домашнее задание: самостоятельно придумать тему опроса, составить анкету, опросить ребят своего класса и выслать заполненные анкеты в Детский Орден Милосердия.

Характеризуя полученные материалы, укажем на широкий диапазон выбранных ребятами тем. Отметим, что исследовательский интерес ребят не ограничивается только изучением проблемы отношения здоровых детей к детям с ограниченными возможностями, их также волнуют такие вопросы, как взаимоотношения с родителями, досуг, общение с животными, куда пойти учиться после окончания интерната и др. Познакомиться с результатами детских исследований можно в различных номерах «Юношеской газеты» за 2000- 2001 гг., а также в нашей статье «Права детей-инвалидов» [12]. В ходе работы ребята получили возможность овладения новыми для них социальными ролями: исследователя, анкетера, итервьюера, компьютерного наборщика, журналиста и др. На наш взгляд, возможность овладения детьми-инвалидами новыми социальными ролями является важной составляющей их социализации.

Итак, основными факторами, ведущими к запаздывающей социализации детей-инвалидов являются: 1) влияние стигмы «инвалид»; 2) несовершенство школьных программ; 3)неравные возможности в использовании коммуникативных технологий и в получении информации и др. Только комплексное влияние всех социализирующих агентов может способствовать выравниванию и успешной социализации детей-инвалидов.

 

Л и т е р а т у р а

 

1. Краткий словарь по социологии /Под ред. Д. М. Гришиани, Н. И. Ла­пина. - М.: Политиздат, 1988.

2. Щеглова С. Н. Детство как социальный феномен: (Концепция социального конструирования детства): Дис... докт. социол. наук. - М., 1999.

3. Васильева Н. В. Социологические концепции исследования инвалидности // Социологический сборник. Выпуск 7 /Ин-т молодежи. Кафедра социологии; под общ. ред. В. А. Лукова. - М.: Социум, 2000. - С. 42-53.

4. Зубок Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. - М.: Социум, 1998.

5. Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999.

6. Васильева Н. В. Жизненные планы молодых инвалидов: особенности формирования и реализации в современном российском обществе: Дис... канд. социол. наук, - М., 2000.

7. Реут М. Н. Особенности социализации неслышащей молодежи. Дис...  канд. социол. наук. - М., 2000.

8. Ковалева А. И., Реут М. Н. Социализация неслышашей молодежи. - М.: Социум, 2001.

9. Васильева Н. В. Информационное неравенство инвалидов как фактор, препятствующий социальному развитию личности // Дискурс: Социолог. студия Вып. 1: Социальное развитие /Под общ. ред. В. А. Лукова; Моск. гуманит.-социальн. академия. Кафедра социологии. - М., Социум, 2001. - С. 223-229.

10. Щеглова С. Н. САД (Социологический Автопортрет Детства) /Дайджест материалов дет. социол. службы, № 2. - М.: ЮНПРЕСС, 1996.

11. Щеглова С. Н. Ответы, за которые не ставят отметок. - М.: ЮНПРЕСС, 1995.

12. Васильева Н. В. Права детей-инвалидов // МИМ - Молодежь Изучает Молодежь. - М., Социум, 2001. - С. 23.