Выгодский Лев Семенович

 

Выготский Лев Семенович (первоначальное имя - Лев Симхович Выгодский; 5 (17) ноября 1896 - 11 июня 1934, Москва) - советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.

Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского.

В 1924 работал младшим научным сотрудником в Психологическом институте в Москве, где вскоре стал центральной фигурой в группе молодых ученых, среди которых были А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия.

Ключевым методологическими понятиями в научно-психологическом творчестве Л. С. Выготского являются культурно-историческая теория, концепции интериоризации и высших психических функций.

Согласно его культурно-исторической теории, главное отличие человека от животного состоит в обусловленности его поведения и развития социально-культурными факторами. Выделяются два типа психических функций человека: "натуральные" - органические и "высшие" - социально-культурные. Первые преимущественно детерминированы генетическими факторами, а вторые формируются на основе первых под влиянием социальных воздействий.

Л. С. Выготский создал большой исследовательско-методический психологический инструментарий. В частности, он разработал экспериментально-генетический метод исследования в психологии и множество конкретных методик. Некоторые из них, такие как методика исследования искусственных понятий Выготского - Сахарова (модификация методики немецкого психолога Н. Аха (1871-1946) для исследования способности к абстрактному мышлению с помощью образования искусственных понятий), получили широкую известность в науке и практике. Для проверки ряда положений культурно-исторической теории Выготским с сотрудниками была разработана "методика двойной стимуляции", с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования и прослеживался механизм "вращивания" знаков в структуру собственно-человеческих высших психических функций - внимания, памяти, мышления и т.д. В 1931-1932 совместно с А. Р. Лурия организовал научную экспедицию по Средней Азии, в которой было проведено одно из первых кросс-культурных исследований познавательных процессов.

Программу социокультурного направления исследований психики человека, разрабатывавшуюся Выготским во всех трудах, правомерно свести к следующему: 1) Использование генетического подхода в качестве преобладающего - мышление, по Выготскому, должно изучаться под углом зрения его происхождения и исторических трансформаций, т.е. центрироваться на "истории поведения", а не на его "окаменелостях". 2) Тезис, согласно которому высшие психические функции имеют социальное происхождение - Выготский сформулировал так называемый "общий генетический закон культурного развития": "...всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, логической памяти, образованию понятий, развитию воли... Разумеется, переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции". Особо значимым компонентом данного вывода выступает то, что высшие психические процессы, согласно Выготскому, в той же мере характерны диадам, триадам и иным группам индивидов, в какой они присущи отдельному человеку; одновременно - психические процессы в интрапсихологическом контексте "квазисоциальны", ибо отражают собственных интерпсихических предшественников. 3) Идея о том, что фундаментальным моментом понимания и интерпретации социо-психических процессов выступает их осуществление "техническими" и "психологическими" орудиями, а также знаками как опосредующими человеческую деятельность, так и обусловливающими и оформляющими ее (или, по обозначению Выготским, процедуры "деконтекстуализации опосредованных значений").

В 1925 В. совместно с Лурия опубликовал предисловие к книге З. Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия", в котором отмечалось, что Фрейд принадлежит "к числу самых бесстрашных умов нашего века", чью "Колумбову заслугу" составляет открытие феноменов психической жизни, лежащих "по ту сторону принципа удовольствия" и такая интерпретация их, которая содержит ростки материализма. Отдавая должное "громадным теоретическим ценностям" и "положительным сторонам" психоанализа, Выготский подверг критике его пансексуализм и недооценку роли сознания. В 1927 завершил рукопись работы "Смысл психологического кризиса", в которой утверждал недопустимость сведения высших форм поведения людей к их низшим элементам, и, как следствие, неэффективность такого подхода для объяснения человеческих поступков. В 1928 в статье "К вопросу о динамике детского характера" поддержал теорию Адлера и подчеркнул, что "ни одна из современных психологических идей не имеет такого огромного значения для педагогики, для теории и практики воспитания", как учение Адлера о характере. В работе "Мышление и речь" предложил, в частности, оригинальное понимание структуры сознания человека как динамической смысловой системы интеллектуальных, волевых и аффективных процессов, находящихся в определенном единстве.

С начала 30-х гг. труды Выготского подвергались в советской печати политизированной критике; в 1936-55 не издавались. Но многие идеи, высказанные Л. С. Выготским, остаются актуальными, и до сих пор растет популярность его научных исследований как в отечественной, так и в мировой психологии.

Выготский внес большой вклад в развитие истории психологии, патопсихологии, нейропсихологии дефектологии (в частности, разработал качественно новую теорию развития аномального ребенка), психологии эмоции и др. Его учениками были такие крупные отечественные психологи как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, Р. Е. Левина, Д. Б. Эльконин, и др., их ученики; ряд зарубежных исследователей и практиков также считают Л. С. Выготского своим учителем.

Умер 11 июня 1934 в Москве.

Библиография Л.С. Выготского:

Библиографический указатель трудов Л. С. Выготского включает 275 названий (полная биография Л. С. Выготского: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/965/965137.htm)

 

Подготовила О. О. Намлинская по материалам сайтов:

 

http://lib.rus.ec/a/18992

http://ru.wikipedia.org/wiki/Выготский

http://www.biografguru.ru/about/vigotskiy/?q=2637

http://slovari.yandex.ru/~книги/Энциклопедия%20социологии/Выготский/

www.nsk.vspu.ac.ru/person/vygot.html

www.psynavigator.ru/articles.php