Ушинский Константин Дмитриевич

 

Ушинский Константин Дмитриевич (1824 - 1870) - знаменитый русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле.  В 1840 году окончил Новгород-Северскую гимназию Черниговской губернии. В 1844 году юридический факультет Московского университета.  Именно там блестящие лекции профессора философии государства и права Петра Григорьевича Редкина оказали немалое влияние на последующий выбор Ушинским педагогики. В июне 1844 года учёный совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее. В 1850 г. Ушинский вынужден был покинуть лицей из-за своих демократических идей. Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу К. Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В январе 1854 года Ушинский поступил преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился с педагогической литературой и уже в 1857 г., в "Журнале для Воспитания", выступил с педагогическими статьями.

 В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института, но пробыл там недолго. Вскоре он вынужден был покинуть институт и получил в командировку за границу.

Почти одновременно с деятельностью в институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала Министерства Народного Просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

С 1862 по 1867 год Ушинский побывал в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии, в которых он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

Вернувшись в Россию, Ушинский приступает к литературной деятельности.

Ушинский горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: "Детский Мир" и "Родное Слово". Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» - «Руководство к преподаванию по „Родному слову" для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу и остается лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени!

Большое значение следует признать и за трудом Ушинского: "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т., Санкт-Петербург, 1868 - 1869). Это сочинение переиздавалось более 10 раз и до сих пор широко известно среди педагогов. В этом  сочинении К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определённой философской системы, он вполне самостоятельно дал в своём труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного - чувствование прекрасного - осознание. Так же в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.

 

Литература:

 ("Собрание педагогических статей", Санкт-Петербург, 1875). См. Ю. Рехневский "Вестник Европы" (1872, 2); П. Чалый "Воспоминания об Ушинском" ("Народная Школа", 1872); А. Фролков "К. Д. У., его жизнь и педагогическая деятельность" (Санкт-Петербург, 1893, серия Павленкова ); А. Слепцов "Где искать оснований здравой педагогики?" ("Современное Обозрение", 1868, 2); Н.Г. Дебольский "Опыт разрешения некоторых педагогических вопросов" ("Семья и Школа", 1874, 11 и 1875, 2 и 3).

 

Подготовила О. О. Намлинская по материалам сайтов:

az.lib.ru;

ru.wikipedia.org;

http://www.kotmurr.spb.ru/;

http://www.rulex.ru/;

http://www.peoples.ru/;

dic.academic.ru;

www.biogr.ru.