Блонский Павел Петрович

 

Блонский Павел Петрович (14 мая 1884, Киев - 15 февраля 1941, Москва) - педагог, философ и психолог.

По окончании Московского университета (1907) преподавал педагогику и психологию в средних учебных заведениях Москвы. С 1913 г. приват-доцент, с 1919 г. - профессор Московского университета. Вел научно-исследовательскую и преподавательскую работу в вузах и научных учреждениях Москвы (Университет Шанявского, Институт научной педагогики, Институт психологии и др.). Один из организаторов и руководителей Академии социального воспитания (впоследствии Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской). Автор свыше 200 трудов по различным вопросам философии, педагогики и психологии. Дореволюционные труды Блонского имели, главным образом, историко-философский и историко-педагогический характер. Педагогические взгляды Блонского отражены в работе "Задачи и методы народной школы" (1916): подчеркивалась необходимость строить обучение и воспитание на основе знания закономерностей развития ребенка, уважения к его личности.

Значительное место в исследованиях Блонского занимали проблемы, смежные для педагогики и психологии. В середине 20-х гг. он изучал вопросы индивидуальных и возрастных особенностей детей, основываясь на двух главных принципах: идее развития (необходимость рассматривать детскую психику как результат эволюции) и целостном подходе к изучению ребенка.

С трудами по педагогике, составляющей его основную специальность, он выступил до революции, но широкую известность - не только в СССР, но и за границей - он приобрел после выхода его работы "Трудовая школа" (1919). Этот труд является поворотным моментом в научно-педагогической деятельности Блонского. Несмотря на свое участие в революционном движении (в партии с.-р. с 1903 до 1917), - в философии и педагогике Б. стоял на вполне определенной религиозно-идеалистической точке зрения (и не случайно его большая работа по философии посвящена идеалисту Плотину), но в 1918-19 в мировоззрении Блонского происходит резкий перелом, и он становится убежденным материалистом. Его "Трудовая школа" во многих случаях грешила чрезмерным индустриализмом и известным утопизмом; однако, эта работа, несмотря на ее оторванность от конкретных условий школьной действительности, сыграла громадную роль в деле разрушения дореволюционных представлений о трудовой школе, - представлений, не шедших далее буржуазного либерализма германского педагога Георга Кершенштейнера. "Трудовая школа" была, в сущности, первой педагогикой послереволюционной эпохи. После 1919 Блонский выпускает ряд книг и статей по вопросам психологии, педологии и педагогики. В них он является материалистом и марксистом. Однако, пытаясь строить педагогику, как экспериментальную антропотехнику, он не дал в своих работах стройно проработанной социологической теории пролетарской педагогики, сбиваясь на биологический эмпиризм. Характерной чертой педагогического мировоззрения Блонский является также признание биогенетической теории в применении к педологии и педагогике, - правда, в несколько смягченной, в сравнении с американскими педологами, форме. В педологии и психологии он близок к взглядам т. н. бихевиоризма, изучающего поведение человека объективными методами. Стремясь опереться на биологию, Блонский в своих педологических работах допускает крупные ошибки именно в биологии, почему эта сторона его педологии является наиболее слабой. - Блонский принимает с 1919 близкое участие в работах по реформе школы. Он состоит членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета и, в качестве такового, проделал большую работу по составлению и проведению в жизнь новых программ единой трудовой школы, Блонский состоит также профессором 2-го Московского ун-та и Академии коммунистического воспитания.

 

Основные труды:

Задачи и методы народной школы (1916); Философия Плотина (1918); Проблема реальности у Беркли. Киев (1907);  Современная философия, т. 1-2 (1918-1922); Трудовая школа (1919); Реформа науки (1920); Очерк научной психологии (1921); Психологические очерки (1927); Очерки детской сексуальности (1928); Педология (1934); Память и мышление (1935, переиздана в 2001); К проблеме воспоминания. М., Директмедиа Паблишинг, 2008.; Развитие мышления школьника (1935); Избранные педагогические произведения, - М., 1961; Избранные психологические произведения. - М., 1964; Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1-2. - М., 1979;Психологический анализ припоминания М., Директмедиа Паблишинг, 2008.

 

 

Подготовила О. О. Намлинская по материалам сайтов:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/11154/Блонский

http://ru.wikipedia.org/wiki/Блонский,_Павел_Петрович

http://www.bsu.ru/content/hec/aismontas/biograf47.html