Бердяев Николай Александрович

 

Бердяев Николай Александрович (1874- 1948) - русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму.

Происходил из дворянской семьи, воспитывался в Кадетском корпусе.

С 1894 - учился в Киевском университете. В студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении; подвергался репрессиям (в 1897 был арестован, провел 1 месяц в тюрьме; в 1899 был сослан на три года в Вологду). После ссылки некоторое время изучал философию в Германии.

Духовные поиски привели Бердяева к христианству. Его философскому обоснованию Бердяев и посвятил все свое творчество. Богословом в строгом смысле слова Бердяев себя не считал и оставался верен призванию свободного христианского мыслителя. Принадлежа к Православной Церкви, он тем не менее всегда был противником узкого конфессионализма.

Расцвет литературной деятельности Бердяева начался после поездки в Париж (1907), где он познакомился с новейшими мистическими и философскими течениями Запада (особенно Франции). В России на Бердяева оказал влияние Мережковский, проповедник "нового религиозного сознания". Из мыслителей прошлого Бердяев особенно многим был обязан Бёме и Шеллингу. Это сказалось уже в первых его работах (в частности, опубликованных московским религиозным издательством "Путь").

 В начале 1910-х гг. был активным участником Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева, а в 1918 создал Вольную академию духовной культуры. В 1922 выслан за границу. Основал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-40), руководил издательством "YMCA - Press" ("Христианского союза»). Среди наиболее значительных трудов Бердяева эмигрантского периода - О назначении человека. Опыт парадоксальной этики (1931), О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии (1939), Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация (1947). Уже после смерти философа увидели свет его книги: Самопознание. Опыт философской автобиографии, Царство Духа и царство Кесаря, Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого и др.

В 1947 Бердяеву была присуждена степень доктора теологии в Кембриджском университете.

Умер Бердяев в Кламаре близ Парижа 23 марта 1948.

В своих работах по философии Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества - свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация - невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике - это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она - не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве - «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории - это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

С главной темой - проблемой личности, связано внимание Б. к философии истории (см. "Смысл истории", 1923, "Новое средневековье", 1924, "Судьба человека в современном мире", 1934, "Русская идея", 1946, и др.). Б. не признаёт за историей прогрессивного движения, считая, что её путь - это обнажение противоположностей - добра и зла - и трагическая борьба между ними, которая завершается выходом в "метаисторию" ("царство божие"). В современности Б. находит признаки "варваризации" европейской культуры, начало её сумерек ("Конец Европы", М., 1915), связанных с наступлением "массовой культуры". Б. - один из первых критиков современной цивилизации как цивилизации технической, которая явилась, согласно Б., результатом "торжества буржуазного духа" ("Смысл творчества", М., 1916). Б. призывает к "спасению" через индивидуальный творчески-моральный акт (жертвы, любви и т.п.), - к "персоналистической революции" вместо социальной. Признавая, с позиций христианского социализма, классовую борьбу правомерной реакцией на социальную несправедливость и правду коммунистического принципа обобществления производства, Б., однако, считал необходимым вести с коммунизмом беспрерывную идейную борьбу, рассматривая его как выражение буржуазного, антидуховного сознания, ориентированного на материальность, материальные блага. В продолжение всей жизни выступая с критикой марксизма, считал его двойственным учением - сочетающим экономический детерминизм с волюнтаризмом и секуляризованным религиозным мировоззрением, выражающим надежды на мессианство пролетариата.

Основные труды Н. А. Бердяева:

 

«Философия свободы» (1911); «Алексей Степанович Хомяков» (1912); «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)» (1916); «Судьба России (Опыты по психологии войны и национальности). Сборник статей 1914-1917» (1918); «Духовные основы русской революции (Сборник статей)» (1917-1918); «Смысл истории» (1923); «Миросозерцание Достоевского» (1923); «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1918, изд. 1923); «Новое средневековье (Размышление о судьбе России)» (1924); «Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли» (1926); «Философия свободного духа (Проблематика и апология христианства)» (1927); «О назначении человека (Опыт парадоксальной этики)» (1931); «Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи)» (1934); «Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения)» (1934); «Дух и реальность (Основы богочеловеческой духовности)» (1935); «Истоки и смысл русского коммунизма» (на нем. 1938; на рус. 1955); «О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии)» (1939); «Самопознание (Опыт философской автобиографии)» (1940, изд. 1949); «Творчество и объективация (Опыт эсхатологической метафизики)» (1941, изд. 1947); «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1944-1945; на фр. 1947, на рус. 1952); «Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века)» (1946); «Царство Духа и царство Кесаря» (1947, изд. 1949); «Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения» (1946-1947; на рус. 1996).

 

Подготовила О. О. Намлинская по материалам сайтов:

http://www.vehi.net/;

ru.wikipedia.org;

www.koob.ru/berdyaev_n/;

 www.philosophy.ru/library/volk/berd.html.