Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова: Современные факторы риска для человеческого и интеллектуального потенциала страны

 

 

Современные факторы риска для человеческого и интеллектуального потенциала страны

Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова

Ведущими факторами, создающими угрозы для человеческого потенциала, являются:

- неблагополучное состояние и негативные тенденции изменения продолжительности жизни и смертности населения;

- снижение уровня физического и психического здоровья под влиянием социально-экологических факторов среды жизнедеятельности;

- ухудшающееся положение детей, семьи, молодежи как важнейших составляющих человеческого потенциала будyщих поколений;

- некоторые тенденции, связанные с практическим использованием научно-технических достижений;

- новое состояние культурного и образовательного пространства развития молодых поколений.

Частично эти факторы риска связаны с общим ходом цивилизационного процесса, характерного для современной постиндустриальной эпохи, частично - они специфичны для условий быстрых социально-экономических перемен в нашей стране.

 

Состояние здоровья населения как фактор риска

Сегодняшняя демографическая ситуация в РФ оценивается многими специалистами как кризисная. С 1992 году воспроизводство населения в России приобрело новое качество: впервые за все послевоенное время число смертей, зарегистрированных за год превысило число рождений. Депопуляция за январь-сентябрь 1999 г. составила 668,3 тыс. человек. При продолжающемся падении рождаемости неизбежно падает процентная доля молодежи и возрастает -пенсионеров. Особенно выражена эта тенденция в крупных городах, где люди пенсионного возраста составляют более четверти населения.

. "Старение" возрастной структуры населения является социальным фактором риска из-за повышения нагрузки на трудоспособную часть населения.

Ожидаемая продолжительность жизни остается очень низкой для экономически развитой страны - последнее место в Европе у мужчин и одно из последних у женщин. Основные составляющие избыточной смертности, влияющие на ожидаемую продолжительность жизни населения России, связаны с тремя составляющими:

1) очень высокой смертностью от болезней системы кровообращения, в отличие от большинства экономически развитых стран не снижающейся на протяжении последних десятилетий;

2) сверхсмертностью от несчастных слyчаев, отравлений, травм, убийств, самоубийств в трудоспособных возрастах, особенно у мужчин.

3) относительно высокой смертностью от болезней органов дыхания и, в меньшей степени, от инфекционных болезней.

За 1999 г. по сравнению с 1998 г. смертность выросла по всем основным классам причин, в меньшей степени - по группе новообразований (на1-2%), в большей - по группе болезней системы кровообращения (на 9%), особенно от гипертонической болезни (на 71%). Среди причин смертности на этот период наибольший рост произошел в группах инфекционных и паразитарных заболеваний (29%), "самоубийства" (10%) и "убийства" (9%)

Таким образом, современный кризис общественного здоровья в России обусловлен не столько "старыми" причинами смерти, такими как инфекционные болезни, а пришедшими им на смену "новыми" видами патологии, в первую очередь болезнями системы кровообращения. Социальное неблагополучие способствует сближению эндогенных и экзогенных причин смертности. В 1999 г. показатель смертности от несчастных случаев, отравлений и травм (197,9 на 100 тыс. населения) приблизился к показателю смертности от новообразований (205,1).В настоящее время эта тенденция сохраняется.

Другими социально-психологическими факторами риска являются: низкий уровень культуры поведения, отсутствие в массовом сознании установок и ценностей здорового образа жизни, отсутствие достаточной информированности населения.

Наряду с возрастанием смертности, сокращением ожидаемой продолжительности жизни происходит падение рождаемости. . Коэффициент суммарной рождаемости за девяностые годы снизился с 2,0 до 1,2. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. рождаемость сократилась на 5%, причем общий коэффициент рождаемости (8,5%) оказался самым низким за всю историю России.

Сегодня сокращение рождаемости происходит за счет отказа (или откладываемого рождения) даже не второго, а первого и единственного младенца. Установка на массовую бездетность укрепляется.

Наряду со снижением рождаемости имеет место и сокращение брачности. За девяностые годы количество мужчин, состоящих в браке (на 1000 человек), снизилось с 19,1 (1990 г.) до 13,3 (1999 г.), женщин - с 16,8 до 11,8. Снижение брачности связано, в первую очередь, с откладыванием браков. Такая ситуация приводит к отрицательным демографическим (сокращение числа первых рождений) и медико-социальным последствиям (рост абортов, вторичное бесплодие, внебрачные рождения, отказ от новорожденных).

Особую тревогу вызывает состояние психического здоровья населения. Все еще остается высоким число больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, а также больных другими психическими расстройствами. Растет число умственно отсталых детей.

 

Влияние социально-экологических факторов на человеческий потенциал

 

Возможные психологические и социальные последствия современной социально-экологической ситуации обусловлены двумя группами факторов:

- воздействующими на психические явления посредством сдвигов в физиологических процессах;

- влияющими на психику человека путем изменения социальных и экономических условий с последующими возможными сдвигами в физиологических процессах психогенного характера.

К факторам первой группы относятся явления гипоксии, воздействие определенных отравляющих веществ на атмосферу, ухудшение качества питания и т. п. Наиболее существенными факторами второй группы являются: снижение уровня жизни, безработица, неуверенность в будущем для себя и своих детей, увеличение миграции, несоответствие затрат труда и социальной компенсации этих затрат, трудности получения образования и организации досуга (из-за высокой стоимости последних) и др.

Здоровье населения прямо связано с ухудшающейся экологической обстановкой. Экологические факторы, влияющие на состояние здоровья человека, связаны с техногенными изменениями ландшафта(изменения рельефа, активизация экзогенных геологических процессов, загрязнение территории промышленными и бытовыми отходами, загрязнение почв, ухудшение состояния растительного животного мира), физическими условиями среды жизнедеятельности (тепловое и радиационное загрязнения, электромагнитное излучение, шум, вибрация и пр.), климатическими особенностями среды проживания. К постоянно действующим экологическим факторам риска для здоровья человека относятся загрязнения атмосферы и водных объектов.

Дополнительный риск представляет низкий уровень мониторинга экологически опасных для здоровья человека факторов среды и производных от них показателей состояния здоровья населения, разобщенность и недостаточность мер, принимаемых на различных уровнях по адаптации различных групп населения к среде жизнедеятельности и реабилитации этой среды.

 

Положение детей в условиях социально-экономических перемен

 

В последние годы социально-экономические показатели положения детей по ряду параметров оказались неблагоприятными, причем негативные тенденции продолжают нарастать. Тревогу вызывает высокая младенческая и детская смертность. Так, в 1999 г. младенческая смертность составила - 16,9 на 1000 родившихся. Очень высока и не имеет тенденции к снижению материнская смертность. Увеличился показатель осложнений беременности , родов и послеродового периода - с 42,0 в 1995 г. до 48,4 в 1999 г. Увеличилось число хронически больных детей, особенно с болезнями нервной системы, органов пищеварения, онкологическими заболеваниями, заболеваниями крови, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата. Специальные исследования показывают, что более 20% детей дошкольного возраста имеют хронические заболевания, более, чем у 50% школьников зафиксировано ослабление здоровья, более 40% детей к окончанию школы ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. Снижение уровня жизни вызвало значительное ухудшение качества питания детей, смещение его состава в сторону углеводородной модели потребления, что будет отрицательно сказываться на физическом и психическом здоровье в последующих возрастах.

Благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, образования, духовного развития. Необходимо отметить ряд тенденций, которые, являясь факторами социально-психологического риска, негативно сказываются на духовно-нравственном развитии и воспитании детей. Так, резко сократилось производство детских и юношеских художественных, мультипликационных, учебных фильмов. Прекратила свое существование сеть специализированных детских кинотеатров.

Особым социальным фактором риска является нарастающая безнадзорность среди детей и подростков и высокий уровень правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Общая численность бездомных детей в России продолжает расти. По данным Генеральной прокуратуры она достигает 2 млн. человек.

В последние годы в России наблюдается увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей. До сих пор на государственном уровне не разработаны адекватные программы воспитания и образования детей-сирот в учреждениях интернатного типа, отсутствует система подготовки психолого-педагогических кадров для этих образовательных учреждений. При таких условиях сохраняется высокий процент воспитанников детских домов и домов-интернатов, не способных к полноценной социальной и психологической адаптации в обществе.

Особая проблема - социально-психологическая реабилитация детей беженцев и вынужденных переселенцев (на 1 июля 1999 г. Федеральной миграционной службой было зарегистрировано 1.1 млн. человек).

Большую остроту приобрела проблема детской заболеваемости и инвалидности. Число детей возрасте до 14 лет с врожденными пороками развития с 1995 г. до 1999 г. увеличилось с 4.2 до 6.4. (на 1000 человек), с психическими расстройствами - с 7.5 до 8,1, с нарушениями иммунитета - с 9.8 до 14,4, с болезнями крови и кроветворных органов - с 7,7. До 10,9. Рост заболеваемости среди детей происходит практически по всем нозологиям. Среди основных причин инвалидности детей следует отметить неблагоприятные условия труда женщин, наследственные заболевания, рост травматизма, все большее значение приобретает ухудшение экологической обстановки. В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, слуха. Необеспеченность детей-инвалидов необходимым и качественным специальным оборудованием, медикаментами, материальной, социальной, психологической и юридической помощью резко сужает возможности их полноценной адаптации и реабилитации.

 

Изменение состояния семьи как фактор риска

 

Перемены, происходящие в экономике, политике, культурной жизни России в течение последних лет, оказывают значительное влияние на семью как естественную основу жизнеобеспечения детей, вынуждая ее к быстрым изменениям жизненной стратегии. В настоящее время существует острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей. Реальные денежные доходы населения в 1990-1998 гг. снизились почти вдвое. Среди различных категорий населения в числе бедных чаще оказываются семьи с несовершеннолетними детьми, молодые семьи с маленькими детьми, семьи с несколькими детьми.

Важной проблемой семьи и одновременно фактором риска является снижение полноценной реализации воспитательных функций. У родителей остается все меньше времени для воспитания детей в связи с необходимостью дополнительной работы для обеспечения потребностей семьи, а также возвращением в семью многих видов работ, ранее выполняемых сферой услуг.

Серьезного внимания требуют также повышение педагогической и психологической культуры родителей с целью обеспечения адекватной среды развития детей в семье, их эмоциональной поддержки, укрепления детско-родительских отношений. Семья оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Стиль воспитания, социально-психологический климат в семье во многом определяет как психическое развитие ребенка в целом, так и интеллектуального, в частности. Результаты исследования, проведенного О. Н. Скоблик, показали значимую корреляцию между интеллектом ребенка и интеллектом эмоционально близкого (с точки зрения ребенка) родителя. Заброшенные дети с высоким уровнем интеллекта испытывают страх перед неудачей, они начинают боятся и избегать любых проявлений своих способностей. Собственное исследование2 влияния социокультурных факторов среды на психическое развитие ребенка выявило сильную корреляционную связь между развитием когнитивной сферы и социально-психологическим климатом в семье, а также воспитательной активностью родителей (0,745).

Следует отметить недоступность для многих семей как из-за материального положения, так и в связи с занятостью родителей и ухудшением социально-психологического климата семьи, организации совместного культурного досуга (посещение театров, музеев и т.п.) ведет к сужению круга интересов, а тем самым препятствует выявлению склонностей и проявлению потенциальных способностей детей. Кроме того существенны различия в возможностях использования современных технических средств, информационных технологий, которые расширяют поле выбора ребенком сфер реализации своих способностей.

В особенно сложных социально-психологических условиях оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода, неполных семьях, семьях, где родители ведут асоциальный образ жизни. В нестабильной социально-экономической ситуации развод становится массовым явлением. В настоящее время на каждые две свадьбы приходится один развод, каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье, без отца или без матери.

При общем сокращении рождаемости растет доля внебрачной рождаемости: с 1980 г. по 1998 г. она возросла с 10,8% до 20,7%. Возрастают такие семейные неблагополучия, как алкоголизм или наркомания одного, а иногда и обоих супругов, либо вовлечение одного из супругов в компании асоциального характера. В результате нарушаются психологические связи между ребенком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, росту детского бродяжничества.

По данным Ассоциации работников социальных служб, нарастают психопатологические реакции на внешние воздействия, которые проявляются в виде агрессии или депрессии. Существует статистически достоверная связь между ростом безработицы, психологической неудовлетворенностью жизнью родителей и последующим всплеском жестокости и насилия по отношению к детям. Такое положение объясняется, в частности, отсутствием эффективных правовых норм защиты неприкосновенности личности ребенка, его чести и достоинства, охраны здоровья и других прав. Появились такие формы жестокого обращения с несовершеннолетними, как торговля детьми, вовлечение их в попрошайничество и нищенство, сексуальная и экономическая эксплуатация, лишение жилья, средств к существованию и другие формы пренебрежения их нуждами и интересами. Увеличивается число детей, погибающих от неестественных причин. Десятки тысяч детей в возрасте до 14 лет умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений.

 

Факторы риска в системе образования

 

Современная общеобразовательная школа (при всех инновационных тенденциях) не учитывает биологических, физиологических, психологических возрастных особенностей развития ребенка. Школьная нагрузка превышает, как правило, возрастные возможности, что ведет к появлению разного рода патологий. Число предметов в школе увеличилось почти на треть, а недельная нагрузка на ученика возросла в 1,5-2 раза. Физиолого-гигиеническое исследование влияния учебной нагрузки на динамику умственной работоспособности, степень утомления и состояние здоровья учащихся начальной школы, начавших обучаться с 6-ти лет по одной из трех систем: индивидуально-дифференцированной, развивающей, традиционной, показало, что для всех трех типов учреждений и при всех системах обучения чрезмерная учебная нагрузка и нарушение физиолого-гигиенических требований обусловливает существенное падение умственной работоспособности; выраженное и резко выраженное утомление к концу недели, особенно у гимназистов и учащихся муниципальных школ3.

Практически каждый третий ребенок имеет нервно-психические отклонения, нуждается в психолого-педагогической помощи и коррекции. В то же время программы педагогической работы с детьми-инвалидами находятся в стадии разработки и эксперимента.

Школа по-прежнему ориентирована на знания, умения, навыки, а не на личностное развитие, развитие творческого потенциала ребенка. Отсутствуют систематические и научно обоснованные программы выявления и работы с одаренными детьми.

Практически отсутствуют программы социального развития: нет человековедческой проблематики, не предусмотрено формирование социальных умений разрешения конфликтов, выражения и отстаивания своей точки зрения, толерантности и т.п. Опасной тенденцией является снижение качества общего образования. Официальные данные указывают на то, что около половины учащихся не осваивают необходимого содержания по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам.

Необходимо отметить еще один фактор образовательной системы, который может оказывать неблагоприятное воздействие как на интеллектуальное развитие детей, так и на психическое - в целом. Это, ставшая модной, психодиагностика развития, в большей степени интеллектуального. Доступность тестового материала привела к тому, что проводить диагностику развития может и непрофессионал. Более того, в некоторых, как правило, элитных учебных заведениях, психологические диагностические методики разрабатываются и апробируются педагогами самостоятельно, без консультаций со специалистами и информирования родителей. Любой тест отражает представления его создателя, которые путем статистических преобразований трансформируются в методическую, а то и методологическую систему. Тестирование - это жесткая классификация индивидов. Ярлык умственной отсталости формирует комплекс неполноценности, неуверенность в себе, не позволяет ребенку проявить свои способности и в других видах деятельности, прямо не связанными с показателями интеллекта. Другая опасность диагностики интеллектуального развития - попытки родителей "подогнать" ребенка под уровень выше среднего с помощью разного рода дополнительных занятий. Причем нагрузка часто не соответствует возрастным возможностям ребенка, а содержание дополнительного образования - его склонностям.

Предоставление школе большей самостоятельности, независимости привело к утрате контроля над отчислением трудных подростков и неугодных учащихся. Эти дети пополняют армию беспризорных, наркоманов, малолетних преступников. Многие из таких юношей и девушек имеют образование в объеме всего четырех-пяти классов.

 

Состояние молодежи как фактор риска

 

Предельная динамичность, высокая степень сложности, малая предсказуемость сегодняшней российской действительности делает задачу освоения культурного и социального пространства, встающую перед каждым молодым человеком, особенно сложной. Наложение же общецивилизационных сдвигов на специфически российские трудности последних лет делает молодежную проблематику вдвойне острой. Именно молодежь, обладая наименьшей социальной и психологической защищенностью, испытывает повышенное давление общественных проблем.

Одной из серьезных проблем является социально-психологическая и юридическая неподготовленность российского общества к рыночным отношениям. В обществе обозначилось противоречие между традиционными ценностными установками старших поколений и прагматичностью, психологической мобильностью, инновационностью современной молодежи, которая воспринимает "новые времена" в России как данность, стремясь оптимально и динамично вписываться в новые условия. При этом она неизбежно вступает в конфликт с одинаково инерционными общественной моралью и правовой системой, что существенно способствует криминализации молодежи. Многочисленные исследования показали, что за последние несколько лет криминальное сообщество заметно "помолодело", чему в значительной мере способствует также и неразвитость ценностного сознания молодежи.

Серьезным фактором риска для молодежи является также проблема профориентации и трудоустройства. Организационная структура системы образования и профессиональной подготовки претерпевает существенные изменения. Наиболее заметные из них - это снижение воспроизводства рабочих кадров и специалистов среднего звена. По данным ИСЭПН РАН за последнее десятилетие выпуск учащихся рабочих специальностей сократился на 38,3%, а число учебных заведений - на 374 единицы.

В области профессионального образования наиболее острой стала проблема подготовки рабочих и специалистов с учетом состояния региональных рынков труда рынков профессий. По официальной статистике, сегодня в рядах безработных 35% молодых. Появился колоссальный разрыв между рынком образовательных услуг и рынком профессий и труда. Сегодня около 80% выпускников начальной образовательной школы не находят себе работу по специальности; среди выпускников средней специальной школы эта цифра составляет около 70%, а высшей - 50%. Назрела необходимость установить более тесную связь рынка образовательных услуг с потребностями рынка труда.

 

Некоторые факторы риска, связанные с практическим использованием научно-технических достижений

 

Компьютерные виртуальные разработки дают возможность человеку воспринимать виртуальные объекты как реальные, а разработки в области психологических виртуальных реальностей позволяют воздействовать на психику человека. Это означает, что объединение компьютерных и психологических виртуальных реальностей приведет к тому, что человек будет не только воспринимать и взаимодействовать с виртуальными объектами как реальными, но и будет верить в их объективное существование.

Механизм психологического виртуального программирования заключается в разделении виртуальной и внешней реальностей и появлении субъектов, живущих практически полностью в виртуальной реальности и ориентирующихся на ее ценности.(Существующими аналогами такого рода поведения является алкогольная интоксикация, наркомания, азартные игры).

При этом надо иметь в виду, что поскольку компьютерная информация с заложенным в ней программированием имеет возможность распространяться даже по телефонной сети (Интернет), то и небольшая дестабилизирующая программа, охватывая большие группы пользователей, может иметь очень сильные последствия.

 

Факторы риска, обусловленные воздействием на человека средств массовой информации

 

Телевидение, радио, печатное слово являются и в настоящее время факторами риска для человеческого потенциала, с точки зрения возможностей манипулирования индивидуальным и коллективным сознанием и поведением. В условиях конкурентной борьбы, отсутствия действенных средств правового контроля и морального самоконтроля, СМИ часто апеллируют к низменным инстинктам и потребностям человека, иррациональным сторонам человеческой психики.

Среди нетрадиционных электронных средств информации все большую роль играет система Интернет, которой пользуются сотни миллионов человек во всем мире, как одним из средств массовой информации.

Информационные сети с точки зрения широты ее воздействия на человеческий потенциал имеет три особенности:

- отсутствие границ (государственных либо еще каких) для ее распространения;

- возможность для одного человека (или группы людей) общаться теоретически со всеми пользователями компьютеров (по крайней мере, к очень широкой аудитории);

- отсутствие контроля (или его малая эффективность) за содержанием распространяемой информации.

Все это создает возможность одному человеку (группе людей) оказывать самое широкое воздействие на большие массы людей.

С помощью сети можно распространить фактически любую информацию практически мгновенно по всему свету, можно даже в безобидную информацию вложить элементы психологического программирования человеческого поведения.

***

Не претендуя на систематический анализ всей ситуации угроз человеческому потенциалу, мы стремились показать ценность комплексного рассмотрения самых разнообразных воздействий, которые испытывает человеческий потенциал страны. Представляется, что в процессе дальнейшей реализации такого подхода можно будет построить целостное представление о человеческом потенциале, совокупном влиянии на него факторов риска самой различной природы. Такое представление, с одной стороны, может служить основанием для проведения гуманитарной экспертизы социальных проектов, технологий и инициатив с точки зрения их воздействия на человеческий потенциал. В частности, среди угрожающих состоянию человеческого потенциала проблем, уже сейчас требующих гуманитарно-экспертных оценок, мониторинга и выработки политики государства, можно назвать следующие:

современная государственная реформа общего образования;

деятельность некоторых педагогов-экспериментаторов, деформирующая психику детей;

массовое распространение психодиагностики в сфере образования;

явно недостаточное этическое и правовое регулирование биомедицинских и психологических экспериментов на человеке;

слабо контролируемое коммерческое использование человеческих органов и тканей как от живых доноров, так и от трупов;

этическая и правовая неотрегулированность применения новых технологий деторождения;

опасности, связанные с развитием и применением методов генодиагностики и генотерапии;

деятельность психотерапевтов-самоучек и психоаналитиков, опасная для психического здоровья граждан;

широкое распространение, в том числе с помощью средств массовой информации, суеверий, мистицизма, оккультизма, мракобесия;

деятельность всякого рода целителей, знахарей и пр., подвергающих риску физическое и психическое здоровье граждан;

активность псевдорелигиозных организаций, лидеры которых порой эффективно используют техники внушения, подавляя в человеке личностное начало;

бесконтрольное распространение порнографии.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 00-06-80103 и Российского гуманитарного научного фонды, проект №00-06-00225

2 Степанова Г.Б. Влияние факторов ближайшего окружения на потенциал детского населения. В сб.: Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. Эдиториал УРСС, М., 1999.

3 Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам. Физиология человека, т.24, №5, 1998.