Человеческий потенциал России: программа 2020 и реальная политика

 

 

СТРАТЕГИИ РОССИИ: НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИЛИ ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ?

 

Доклад

 

«Человеческий потенциал России: программа 2020 и реальная политика»

Смолин О.Н.

Заместитель Председателя

Комитета по образованию ГД ФС РФ,

член-корр. РАО, председатель общественного

движения «Образование - для всех»

 


Москва

3-4 апреля 2008 г.

 

 

По «ящику» реклама: за три ближайших года расходы на образование в России составят 4,5 трлн. рублей... - заживём!

Заявление действующего Президента и без пяти месяцев Премьера: зарплата интеллигенции и других «бюджетников» с 1 февраля будет увеличена на 14%... - аплодируем до экстаза!

А теперь цифры и факты.

В своё время Послание Президента В. Путина Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. вызвало бурное обсуждение. Слушателям временами казалось, что глава государства услышал и частично позаимствовал программу лево-патриотической оппозиции. В духе её требований было, в частности, предложено:

  • частично «распечатать» Стабилизационный фонд и направить часть нефтегазовых доходов в Фонд будущих поколений;
  • выделить серьёзные деньги на программу развития нанотехнологий (т.е. технологий работы с мельчайшими частицами вещества и использованием внутримолекулярных процессов);
  • отказаться от прямого повышения пенсионного возраста в ближайшие годы;
  • вложить средства в авиа- и кораблестроение, в строительство жилья, автомобильных и железных дорог и др.

Однако вскоре трёхлетний бюджет, принятый Госдумой по предложению правительства, развеял все иллюзии насчёт того, что власть всерьёз намеревается менять социально-экономический курс, в особенности в отношении человеческого потенциала страны. Вот лишь некоторые тому доказательства.

Во-первых, впечатление, что Правительство отказалось от дальнейшего безумного накопления денег в стабфонде, при внимательном взгляде оказывается ошибочным. Действительно, дополнительные доходы (профицит) федерального бюджета планируется в следующем объёме: 2008 г. - 172,9 млрд. руб., 2009 г. - 59,3 млрд. руб., 2010 г. - 36,5 млрд. руб. По сравнению с 2006 г., когда они составили 1995 млрд. руб., эти суммы кажутся незначительными. Однако рост резервного фонда в эти годы выглядит так: 2008 г. - 3487 млрд. руб., 2009 г. - 3948 млрд. руб., 2010 г. - 4447 млрд. руб., что в полтора раза больше, чем планировалось на конец 2007 г.

Вывод очевиден: в отличие от практики прежних лет, правительство под другим названием числит деньги всё того же стабфонда уже не по графе «профицит», но по разделу бюджетных расходов! Разумеется, в кармане у гражданина от этого ничего не прибавляется.

Во-вторых, значительную часть государственных инвестиций, как прежде, предполагается направить либо в сырьевые отрасли, либо на их обслуживающие. Например, развитие судостроения в значительной мере сведётся к строительству платформ для разработки нефтяных месторождений на прибрежных шельфах. Иными словами, продолжается глубоко ошибочный курс на превращение России в т.н. великую энергетическую (читай: топливную) державу.

Не боясь повториться, в очередной раз берусь утверждать: в XXI в. никакой великой топливной державы быть не может, поскольку рано или поздно она превратится в придаток других государств; напротив, действительно великой может быть лишь держава научно-технологическая, а значит - образовательная.

В-третьих, если для инвестиционных программ стабфонд действительно «распечатывают», то подобные траты на развитие человеческого потенциала явно считаются непростительной роскошью. Напомню: этот потенциал складывается из трёх главных индексов - благосостояния, долголетия и образования. На них вкратце и остановимся, начав с благосостояния тех, кто, собственно говоря, и создает человеческий потенциал - отечественной интеллигенции.

В последние 3 года приходилось слышать много шума о повышении заработной платы так называемых бюджетников в 1,5 раза в реальном исчислении. К сожалению, много шума из ничего. Так, по официальным данным, в 2005 году заработная плата в бюджетной сфере выросла на 31%, а цены на 11%. Однако, по данным независимых экспертов, цены на товары первой необходимости увеличились в этом году не менее чем на 30%.

Аналогичным образом в 2006 году зарплата интеллигенции, финансируемая из федерального бюджета, выросла на 26%. Средние цены - на 9%. Однако, по данным института экономики Российской академии наук, цены на товары первой необходимости поднялись не менее чем на 25%. Что называется, шило - на мыло.

Наконец, в 2007 году зарплата в федеральных учреждениях была «увеличена» на 15%. Средние цены, по официальным данным, вырастут на 12%, а цены на товары первой необходимости, по данным независимых экспертов - не менее чем на 25%. Вот и весь «рост».

Проектировки федерального бюджета на 2008-10 гг., представленные министром финансов А. Кудриным депутатам Госдумы, в этой части также вызывают уныние. Округлённо этот «рост» выглядит так:

2008 г. - 15%,

2009 г. - 18%,

2010 - 6%,

итого: 39% за три года.

Ещё печальнее другое. Эти проектировки составлены с учётом денег, выделяемых на переход к отраслевым системам оплаты труда. Если же считать только средства, предназначенные на индексацию зарплаты в федеральных учреждениях, то выглядит это следующим образом:

- на 7% - с 1 сентября 2008 г.;

- на 6,8% - с августа 2009 г.;

- на 6,5% - с 1 января 2010 г.

итого: около 20%.

При этом А. Кудрин утверждает, что зарплата в других отраслях экономики вырастет за то же время на 94%.

Иначе говоря, трёхлетний бюджет гарантирует интеллигенции и всем работникам бюджетной сферы относительное обнищание (по сравнению с ростом зарплаты в других секторах экономики) и обнищание абсолютное (по сравнению с ростом цен на товары первой необходимости).

По официальным прогнозам, инфляция в 2008-10 гг. составит около 20%. Однако нет сомнений в том, что повышение цен на товары и услуги первой необходимости за 3 года окажется значительно выше, чем планируемый «рост» зарплаты. Заявление Кудрина о том, что административными методами цены нельзя держать долго, означает более чем прозрачный намек на то, что весной надо ожидать их нового скачка. По некоторым прогнозам, в отношении продуктов питания - до 50%. Обещанное повышение зарплаты с 1 февраля 2008 г. на 14% - на самом деле, лишь запоздалая и неполная индексация заработной платы, а вовсе не прибавка к ней. Короче: если в бюджет не будут внесены радикальные изменения, в 2010 году российская интеллигенция и другие работники бюджетной сферы будут ещё беднее, чем в 2007-м.

В-четвёртых, политика по отношению к старшему поколению, во многом вызывающая искусственное сокращение продолжительности жизни, остаётся крайне жёсткой.

Президентское послание Федеральному Собранию страны 26 апреля 2007 года не добавило в эту картину светлых тонов. Как помнит читатель, глава государства пообещал поднять пенсии за 3 года в среднем на 65%. Учитывая, что за этот же период тарифы на коммунальные услуги предлагается повысить ровно на столько же, цену на электроэнергию - в 1,5 раза, а на газ - в 2 раза, в 2010 году пенсия в лучшем случае осталась бы на прежнем уровне.

Однако трехлетний бюджет разочаровал еще больше. Оказывается, обещание Президента касается только базовой части пенсии. Страховую же ее часть предлагают увеличить за 3 года менее чем на 50%. В сумме это составит чуть более 55% - явно меньше ожидаемой социальной инфляции.

На самом деле минимальная зарплата и пенсия должны ориентироваться не на бессовестный «непрожиточный» минимум, а на минимальный потребительский бюджет. По данным профсоюзов, в современной России он составляет не менее 10 тысяч рублей в месяц.

В-пятых, расходы на образование увеличатся крайне незначительно - менее чем на 21% за три года. Для сравнения: финансирование армии вырастет примерно на 38% (что можно понять с учётом её развала в 1990-х гг.), а на другие силовые структуры - почти на 45%! Похоже, российская власть (1) продолжает движение к полицейскому государству и (2) опасается собственного народа больше, чем внешней угрозы.

Вряд ли нужно повторять: профилактика преступности - лучший способ борьбы с ней, а потому соотношение расходов на образование и правоохранительную деятельность должно было быть прямо противоположным.

«Рост» финансирования образования по годам, согласно бюджетным проектировкам, представленным депутатам от имени Минфина, выглядит следующим образом: в 2008 г. - 10,6%, в 2010 г. - 9,3%, а в 2009 г. - 1%. Похоже, именно в этом году правительство собралось «сбросить» на бюджеты регионов очередную «порцию» учебных заведений.

В самом федеральном бюджете картина выглядит несколько иначе. Его расходы по разделу «Образование» предусмотрены в следующем объёме:

2007 г. - 287,1 млрд. руб.,

2008 г. - 307,2 млрд. руб., +7%

2009 г. - 313,6 млрд. руб., +2,1%

2010 г. - 339,9 млрд. руб., +8,4%

итого за 3 года +18,4%

Такой «рост» в любом случае не покроет реальной инфляции. Напомню: согласно данным Росстата, оптовые цены товаропроизводителей только с октября 2006 г. по октябрь 2007 г. выросли на 22%. Цену же официальным «легендам» о победе над инфляцией каждый человек с низкими и средними доходами в конце 2007 г. измерил пустотой собственного кармана.

В-шестых, отдельная «песня» - нацпроект «Образование». Бюджетные ассигнования на его реализацию составят в 2008 г. 42,8 млрд. руб., в 2009 г. - 21,1 млрд. руб. С 2009 г. планируется исключение из финансирования в рамках нацпроекта следующих направлений (цитирую по официальному заключению думского Комитета по образованию и науке от 10 мая 2007 г., протокол № 74-3):

  • внедрение в образовательных учреждениях инновационных образовательных программ (13,0 млрд. рублей, в т.ч. 3,0 млрд. рублей по разделу «Межбюджетные трансферты»);
  • развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений (4,7 млрд. рублей);
  • методическое обеспечение и информационная поддержка (0,3 млрд. рублей);
  • приобретение автобусов для государственных и муниципальных школ в сельской местности (1,0 млрд. рублей по разделу «Межбюджетные трансферты»);
  • оснащение общеобразовательных учреждений учебным оборудованием (2,3 млрд. рублей по разделу «Межбюджетные трансферты»);
  • начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (0,4 млрд. рублей).

С 2010 г. предполагается и вовсе выплачивать ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 1 тыс. рублей за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации.

В переводе с арифметического языка на русский это означает, что уже в 2009 г. от нацпроекта «Образование» останутся «рога и копыта», а в 2010 г. не будет даже и «рогов». Поскольку подобная судьба ожидает и другие «приоритетные проекты», за исключением проекта «Доступное жильё», многие политологи делали преждевременный вывод о том, что курировавший эти проекты Д. Медведев перестал рассматриваться в качестве президентского преемника. И, как всегда, ошиблись. В России, как известно, «институционализация» с некоторых пор заменена «персонификацией»: кандидатуры политических деятелей отбираются не по объективным признакам, но на основании личных связей и личного доверия.

В любой другой стране подобная бюджетная политика означала бы, что потенциальный преемник в год кабана сам себе подкладывает «свинью». Однако в России запланированное свертывание нацпроектов ничуть не мешает пропагандистской машине твердить об усилении социальной направленности курса.

Между тем, согласно опросам Левада-центра, в 2007 г. 48% граждан России не удовлетворены современной системой образования. Ещё более показателен ответ на вопрос: «Сейчас детей учат лучше, чем в то время, когда Вы сами учились в школе?»:

Сейчас учат лучше: 2000 г. - 23%, 2006 г. - 18%.

Сейчас учат хуже: 2000 г. - 33%, 2006 - 43%.

Если это успех нацпроекта «Образование», то что тогда называть провалом?

В-седьмых, первоначально трёхлетний бюджет вообще не предусматривал увеличения стипендий. Иначе говоря, с учётом роста цен на товары первой необходимости он предполагал их сокращение более чем на 60%. Только в ходе думского обсуждения удалось добиться увеличения стипендий с 1 сентября 2008 г. в вузах с 900 до 1100 рублей, а в ссузах и ПТУ с 315 до 400 рублей.

В-восьмых, вопреки ожиданиям, ни в Послании Президента 2007 г., ни в трёхлетнем бюджете идеи поддержки детей, вызвавшие бурный резонанс в 2006 г., дальнейшего развития не получили. Хотя общество и социально ориентированные политики надеялись, что «материнский капитал» будет не концом, но началом серьёзной демографической политики.

В-девятых, расходы на культуру за три года не только не увеличатся, но даже сократятся! Формально на 3,5%, а фактически более чем на 60%. Правда, оппонируя автору этих строк на пленарном заседании Госдумы, Министр финансов А. Кудрин обещал рассмотреть возможность бюджетной «прибавки» культуре в 2010 г. Похоже, в точном соответствии с пословицей, обещанного придётся ждать три года - если дождёмся.

Напомню: предпоследний Доклад ООН о развитии человеческого потенциала отдавал России по этому показателю 65 место - сразу после Ливийской Арабской Джамахирии. Зато, согласно последнему Докладу, мы уже 67-е. После сокращения продолжительности жизни в стране это, пожалуй, главное достижение политики сочетания «стабильности» и «реформ».

В своё время от экс-министра образования услышал удачную шутку: «А мы будем помогать Вам тем, что не станем Вам мешать!». Теперь оказалось, не такая уж и шутка. Каким бы ни был экономический рост, он сам по себе должен иметь следствием рост благосостояния, продолжительности жизни и образованности. Если мы наблюдаем обратное, значит, естественному процессу кто-то мешает. Но виноваты не они, а мы, поскольку с помощью выборов и другими средствами помогаем именно тем, кто мешает нам.

Но на грустном заканчивать не хочется. Хозяин нового года по восточному календарю - Крыса - в одних культурах считается символом счастья, а в других - мудрости. Так пусть в следующем году Вам, читатель, достанет и того, и другого. А если не достанет, задумайтесь: не подложили ли вы «свинью» сами себе?