Ф.Т. Нежметдинова: Гуманитарная экспертиза как фактор сохранения человеческого потенциала

 

Вестник ТИСБИ

Выпуск № 1 за 2000 год.

 

Одной из главных и ответственных задач социально-экономической политики Республики Татарстан в третьем тысячелетии является сохранение и реализация человеческого потенциала. На путях осуществления данной стратегии возникает ряд трудностей: критическая демографическая ситуация, сложности финансирования, отсутствие серьезных междисциплинарных научных исследований в области изучения человеческих ресурсов и качества жизни и, самое главное, отсутствие целевой комплексной государственной программы по устранению факторов риска и сохранности человеческого потенциала региона. Согласно концепции, которая разрабатывается в рамках Программы развития ООН, ключевое значение имеют факторы, влияющие на уровень образования, ожидаемую продолжительность жизни и уровень жизни. В свою очередь, для концепции, разрабатываемой Институтом человека РАН, наиболее значимы факторы, воздействующие на телесное и душевное здоровье человека, на его готовность к семейной жизни и воспитанию детей, знания и квалификацию, адаптированность к изменившейся социальной инфраструктуре общества, культурно-ценностные ориентации, наконец, на его психологическую компетентность. Ведущими факторами риска, олицетворяющими угрозу для сохранения, развития и реализации человеческого потенциала РТ, являются: неблагоприятное состояние здоровья, тенденции уменьшения продолжительности жизни и роста смертности населения; снижение уровня психического и физического здоровья под влиянием социально-экологических факторов среды жизнедеятельности; ухудшающееся положение детей, семьи, молодежи как важнейших составляющих человеческого потенциала будущих поколений; современное состояние культурно-образовательного пространства. Немаловажным является наличие проявлений неравенства и несправедливости в вопросах охраны здоровья и социальной помощи. Факторы риска – смертность, низкий уровень и качество жизни – распространены среди населения неравномерно. Неблагоприятное социальное положение определенных групп общества несет на себе весь груз и бремя заболеваний, нищеты, социально-политической и экономической нестабильности, недоступности качественного здравоохранения. Особо следует подчеркнуть ту группу факторов риска, которые так или иначе связаны с правами человека.

Сегодня социально необходимой становится особого рода систематически организованная деятельность, направленная на выявление существующих и прогнозирование вновь возникающих угроз для человеческого потенциала РТ, так дальнейшее снижение качества жизни может стать серьезной угрозой продолжению демократических и социально-экономических преобразований. Представляется, что ключевыми понятиями в этом процессе должны стать: человеческий потенциал, гуманитарная экспертиза, биоэтика.

Идея человеческого потенциала имеет свою историю в виде таких категорий, как человеческий капитал, человеческие ресурсы, человеческий фактор. Такое разнообразие определений вызвано по меньшей мере тремя причинами. Первая заключается в теоретической и методологической проблеме ответа на вопрос: что есть человек? Вторая в попытке сформировать такое интегральное представление о человеке, которое, с одной стороны, могло бы быть проработано аналитически, а значит, употребляться достаточно строго, и, с другой стороны, было бы опернационализируемым. Третья причина предполагает необходимость найти измеритель качества социальной жизни, некоторого критерия оценки протекающих в обществе процессов. Однако вышеприведенные определения имеют ряд особенностей. Человеческий капитал и человеческие ресурсы рассматривают человека прежде всего как то, что потребляется, используется в процессах производственной и социальной практики. Человеческий фактор определяется в основном количественно и статистически, через ценностные, психологические и социально-демографические уровни. Ряд концепций, таких как “качество жизни” или “уровень” жизни ориентирует на восприятие человека как существа по преимуществу потребляющего. Не отрицая преимуществ вышеназванных подходов, все же остается потребность в некоем интегративном значении, которое бы дополнило предыдущие и в тоже время включило бы в себя и самоценность человека. Человека как цель, а не средство. В последнее время таким понятием становится понятие человеческого потенциала, который рассматривается как некая прогнозная характеристика возможностей, перспектив данной общности людей реализовать свои интересы, достигнуть своих целей (Б.Г. Юдин, Н.А. Носов, О.И. Генисаретский и др.).

В качестве важного механизма сохранения человеческого потенциала и предотвращения негативных последствий социально (в широком смысле) практики (многие ученые и специалисты) предлагают гуманитарную экспертизу. Идея и концепция гуманитарной экспертизы принадлежит ряду авторов среди которых Г. Скирбекк, Б.Г. Юдин, И.И. Ашмарин, Н.Н. Авдеев, Г.Б. Степанова, Г.Н. Солнцева, Г.Л. Смолян и многие другие. Ими подчеркивается, что экспертиза сегодня – необходимый этап многих народнохозяйственных задач и занимаются ею специальные службы. Так, например, широкое распространение начинает получать экологическая экспертиза, предваряющая внедрение новых промышленных и сельскохозяйственных проектов. Однако существенным недостатком данного вида экспертизы является ее техноцентричность и узкоспециальная направленность. Поэтому предлагается концепция гуманитарной экспертизы, в основе которой междисциплинарный и комплексный подход. По сути дела это отказ от утилитарной модели с позиции “затраты-выгоды” и переход на позиции глобальной этики, имеющей в отличие от первой не тактический, а стратегический характер. По мнению ряда специалистов, необходимо учитывать различие между такими понятиями, как междисциплинарность и комплексность. Первое отмечает то обстоятельство, что проблемы, возникающие перед людьми в их практической жизни, как правило, не могут быть решены средствами одной научной дисциплины, одной сферы знания (другими словами, необходимо определение ресурсов помощи различных отраслей научного знания). В таких случаях нужно выявить круг дисциплин, из которых должны привлекаться специалисты, и организовывать между ними продуктивное взаимодействие, используя как традиционные формы, так и рисковые научные исследования. Понятие комплексности используется тогда, когда решение проблем лежит на стыке разных областей практической деятельности (так, здоровый образ жизни это задача не только Министерства здравоохранения, но и образования, социальной защиты, органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений). Характерной чертой гуманитарной экспертизы является то, что она проводится как диалог, как коммуникация индивидов (специалистов, ученых) и групп, которые обладают существенно разными установками и интересами. С той точки зрения, она являет собой механизм согласования, подготовки компромиссных решений, выработки платформ, на которых возможен переход от логики противостояния и конфронтации к логике консолидации и взаимодействия. Также важно, как результат гуманитарной экспертизы – установление каналов, по которым и в дальнейшем может осуществляться взаимодействие и формирование самих участников этого взаимодействия.

Объектом гуманитарной экспертизы на уровне отдельных технологий могут стать факторы риска сохранения и развития человеческого потенциала. В данном контексте понятие “технологии” употребляется в самом широком смысле, но в тесной связи со способами, практиками применения в любой технической, социальной или иной системе. В этом случае можно осмысленно выделять и факторы риска, и те параметры, на которые можно воздействовать и которые можно изменить. На этом уровне основной целью будет определение, оценка факторов риска, которые потенциально или актуально несет в себе данная технология, и возможности корректирующих воздействий. Важно, чтобы экспертиза была одновременно нацелена на выявление заложенных в этой технологии новых возможностей для развития и реализации человеческого потенциала. В случае гуманитарной экспертизы государственных решений, федеральных и республиканских программ, проектов, инициатив она могла бы стать эффективным механизмом стратегической и тактической корректировки всей социально-экономической политики государства. Предлагается также понятие фундаментальной гуманитарной экспертизы, главная направленность которой в оценке состояния и динамики изменения человеческого потенциала в масштабах страны или региона.

Рассматривая (кратко, в рамках доклада) механизм гуманитарной экспертизы, необходимо определить ее мировоззренческую базу и основные ценности. В качестве основной и приоритетной ценности здесь выступает ЧЕЛОВЕК с сопутствующими условиями его жизнедеятельности: здоровье, качество и уровень жизни, образование и культура , права и т.д. В то же время человек определяется сегодня в основном как социальная ценность, и продолжающаяся потребительская практика по отношению к нему использует его как средство. Если человек не будет рассматриваться как нравственный императив социальных реформ и преобразований, то в конечном итоге нам грозит его полная деградация и уничтожение. Представляется, что такой мировоззренческой основой могла бы стать биоэтика, которая заявила о себе во второй половине ХХ века.

Термин “биоэтика” впервые был предложен американским биологом В.Поттером, который содержательно определил его как соединение биологических знаний и человеческих ценностей. За тридцать с лишним лет образовалось особое биоэтическое пространство, где биоэтика заявила о себе как наука, мировоззрение, социальный институт. В широком смысле слова биоэтику можно определить как этику науки о здоровье и науки о жизни. Предметом биоэтики как науки является определение критерия нравственного отношения к живому, когда нужно выбирать определенную систему нравственных ценностей для реализации прав и свобод личности по отношению к вопросам жизни или смерти (смертная казнь, эйтаназия, аборт и т.д); когда необходимо осуществить моральный выбор в клинической и экспериментальной практике, в прикладных медикобиологических исследованиях (клонирование, генная инженерия). Характерной чертой биоэтики является необходимость нравственного выбора в ситуациях, не имеющих аналогов в социальной (в широком смысле) и технологической (научно-экспериментальной) практике, и этот выбор практически каждый раз оказывается новым. Не случайно проблематика биоэтического дискурса носит междисциплинарный характер: право, философия, медицина, биология, социология и др.

Мировоззренческие корни биоэтики уходят далеко в историю человеческой цивилизации и явно тяготеют к гуманизму. Исторически возникнув в первобытном мировоззрении - через мироощущение единства с природой (анимизм, тотемизм), биоэтические идеи нашли свое отражение в принципе буддийской этики “не нанеси вреда живому”, в античной этике Гиппократа и Сократа, христианской морали и “обнаружили” свое продолжение в этике космизма Теяр де Шардена и В.И. Вернадского, а также в “этике благоговения перед жизнью” А. Швейцера. Все это как бы сформировало основные принципы биоэтического мировоззрения не убий; не нанеси вреда; защита прав свободы личности через ее моральную автономию (И. Кант); бережное отношение к природе (экоэтика); реализация принципа социальной справедливости. Исторически сложилось таким образом, что в основном биоэтика находила свое отражение в обсуждении проблем современной экспериментальной и практической медицины. Однако вопросы, которые она поднимает, в первую очередь затрагивают предельные основания существования человека и его базисные ценности. Практический опыт решения биоэтических проблем может стать реальной основой будущего мировоззрения гуманитарной экспертизы.

Основные положения данной статьи очерчивавают лишь внешние контуры гуманитарной экспертизы и ее составляющих. Очевидно, что концептуальная разработка данных понятий нуждается в более фундаментальном подходе. В то же время современная социальная практика требует определенных механизмов коррекции и контроля с целью сохранения и развития человеческого потенциала. Представляется, что у гуманитарной экспертизы есть реальные шансы стать таким механизмом.

 

 

Гуманитарная экспертиза как фактор сохранения человеческого потенциала

Ф.Т. Нежметдинова, ИСЭПН АНТ, Н.Н. Исланова, ТИСБИ