К. К. Колин: Человеческий потенциал и социальные технологии в информационном обществе

В последние годы в научной литературе и в документах ряда авторитетных международных организаций (ЮНЕСКО, ООН, Всемирный банк и т.п.) наблюдается устойчивое повышение интереса к проблемам развития и использования человеческого потенциала (ЧП).
 
Сегодня становится все более ясным, что именно от того, как используются людские ресурсы в той или иной среде, каким уровнем подготовки к социально полезной деятельности они обладают, и зависят, в конечном итоге, все результаты в области социально-экономического развития данной страны, уровень жизни ее населения, а также место этой страны в структуре мирового сообщества.
 
Именно этим можно объяснить то повышенное внимание, которое уделяется сегодня в ряде стран мира к актуальным проблемам развития системы образования, повышения их роли в решении стратегических задач развития этих стран и всего мирового сообщества. Так, например, сегодня уже полным ходом идет беспрецедентная по своим масштабам и направленности модернизация системы образования в США , Пока еще не поздно: Докл. национальной комиссии
Соединенных Штатов Америки по преподаванию математики
и естественных наук в XXI веке //
Образование, которое мы можем потерять /
Под ред. В.А. Садовничего. — М.: МГУ, 2002. осуществляется реформа образования в Японии , Боярчук О.В. Общеобразовательная школа
современной Японии. — Пущино, 1996. продолжается процесс модернизации системы образования в Великобритании и в России . Национальная доктрина образования
Российской Федерации. — Поиск. — 1999. — №44 (546).
 
Анализ показывает, что одним из важных и перспективных направлений развития качества ЧП, а также повышения эффективности его практического использования, может стать внедрение в систему образования новых принципов изучения теории и практики использования социальных технологий (СТ).
 
В последние годы в промышленных корпорациях, а также в научных и образовательных структурах все шире используются методы и средства сетевых коммуникаций, в результате чего создаются достаточно устойчивые сетевые сообщества, функционирование которых позволяет более эффективно использовать распределенные людские ресурсы и значительно сократить время на получение желаемых результатов.
 
Однако функционирование таких сетевых сообществ требует от их членов достаточно высокой информационно-коммуникационной компетентности, формирование которой сегодня еще не обеспечивается существующей системой образования. Широко распространенные сетования на недостаток в системе образования современных средств информатики и сетевых информационных технологий, конечно, можно понять, но вряд ли они сегодня являются оправданием сложившейся ситуации.
 
Иначе говоря, сегодня на повестку дня выдвигается новая актуальная и стратегически важная социальная проблема глобального масштаба. Эта проблема состоит в том, чтобы научить миллионы людей (в том числе и среди взрослого населения) практике эффективного использования новых СТ, т.е. научно обоснованных и экспериментально проверенных способов рациональной организации взаимодействия людей в новой информационной среде современного общества, которая быстро развивается.
 

1. Человеческий потенциал в современном мире

1.1. Человеческий потенциал как национальное богатство
 
В последние годы в научной и общественно-политической литературе стало все более широко использоваться понятие “человеческий потенциал”. Почему это происходит, и какое содержание вкладывается сегодня в это понятие? Краткий ответ на эти вопросы можно дать следующим образом. Анализ глобальных проблем развития цивилизации, которые в конце XX века стали настолько серьезными, что ставят под сомнение саму возможность дальнейшего существования человечества как биологического вида, показывает, что глубинные причины возникновения этих проблем лежат не в социально-экономической или геополитической сферах, а кроются в глубине самой природы человека. Они самым тесным образом связаны с уровнем его образованности, интеллектуального и духовного развития, с его мировоззрением и ценностными ориентирами.
 
Иначе говоря, человек сам создал себе все эти проблемы и вполне закономерно, что он стал сегодня их заложником и жертвой, точно так же, как и другие обитатели нашей планеты, природную среду которой он продолжает разрушать все возрастающими темпами с настойчивостью, достойной лучшего применения.
 
Именно поэтому надежды на возможность преодоления современного глобального кризиса многие ученые связывают с проблемой развития и эффективного использования ЧП.
 
Наблюдаются сегодня также и попытки переосмысления роли человеческого фактора в экономических процессах. Человек начинает рассматриваться не только как функциональный элемент экономического механизма, но также и как важнейший источник национального богатства страны, ее “золотой фонд”.
 
Так, например, в 1997 году под эгидой Программы развития при ООН было произведено исследование, целью которого являлась сравнительная оценка национального богатства практически всех стран мира и проведена количественная оценка соотношений между ее основными компонентами. В качестве таких компонентов использовались:
 
— природные ресурсы;
 
— производственная инфраструктура;
 
— человеческий потенциал страны.
 
В результате исследования установлено, что 65% всего богатства, которым располагает мировое сообщество государств, приходится на долю их ЧП. Что же касается природных ресурсов и всей технологической инфраструктуры, то их доля в совокупности составляет лишь треть. Этот вывод является хорошим поводом для размышлений о пути развития мирового сообщества и, в частности. Российской Федерации.
 
1.2. Определение понятия “Человеческий потенциал”
 
Вернемся теперь к вопросу о содержании понятия “Человеческий потенциал”.
 
<…> Для этой цели логично воспользоваться определением термина “Потенциал”, которое приведено в Кратком словаре современных понятий и терминов : Краткий словарь современных понятий и терминов: 2-е изд.
— М.: Республика, 1995. “Потенциал (от лат. potentia - сила):
 
— совокупность возможностей, источников, средств, запасов и т.п., которые могут быть приведены в действие, использованы для решения: определенных задач, достижения поставленных целей;
 
— возможности отдельного лица общества, государства в определенной области;
 
— военный, экономический потенциал”.
 
Приняв это определение за основу, можно сформулировать следующее определение понятия “Человеческий потенциал”:
 
Человеческий потенциал — совокупность возможностей отдельных лиц, общества, государства в области использования людских ресурсов, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения определенных задач и достижения поставленных целей.
 
Ключевыми в этом определении являются словосочетания: “людские ресурсы” и “совокупность возможностей” их использования.
 
Таким образом, ЧП характеризует совокупное свойство людских ресурсов, зависящее от их количественных и качественных характеристик.
 
1.3. Индекс развития человеческого потенциала
 
В процессе исследования структуры национального богатства различных стран и регионов мира по Программе развития ООН для количественной оценки их ЧП было использовано понятие Индекса развития ЧП. Его значение определялось по совокупности следующих четырех показателей:
 
— средней продолжительности жизни населения
 
— состояния здоровья населения, которое косвенно оценивалось по уровню затрат на медицинское обслуживание грамотности населения удельного объема ВВП, приходящегося на душу населения.
 

2. Социальные технологии в развитии и использовании человеческого потенциала

2.1. Актуальность проблемы оценки эффективности социальных технологий
 
Создание и использование эффективных социальных технологий является сегодня одной из наиболее важных проблем развития цивилизации. Ведь именно это позволит существенно лучше использовать ЧП общества, который и является главным богатством любой страны.
 
В данной работе предлагается подход, который принципиально позволяет производить количественные оценки эффективности СТ., и, следовательно, создает основу для создания методологии их проектирования.
 
2.2. Содержание понятия “Социальная технология”
 
Социальная технология представляет собой представленное в проектной форме (т.е. в формализованном и пригодном для социального использования виде) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной конкретный часто повторяющийся социальный процесс.
 
При этом рационализация предполагает возможность экономии затрат времени, труда, энергии, людских и материальных ресурсов, необходимых для реализации данного социального процесса.
 
Нетрудно заметить, что ключевыми понятиями в этом определении являются словосочетания:
 
— повторяющийся социальный процесс;
 
— рационалъная организация;
 
— экономия ресурсов.

 
О технологии имеет смысл говорить лишь тогда, когда мы имеем дело с повторяющимися процессами. Если это не так, то тогда более уместным представляется термин “искусство”.
 
Кстати, и сам термин “технология” в дословном переводе с греческого означает “наука об искусстве”.
 
Если же говорить о рациональной организации, то под этим понимается поиск компромисса между степенью достижения желаемого результата и затратами ресурсов, которые оказываются с этим связанными.
 
2.3. Критерии эффективности социальных технологий
 
Для оптимизации и количественной оценки эффективности различных вариантов проектируемых или существующих СТ могут быть использованы следующие основные критерии:
 
функциональные критерии, значения которых характеризуют степень достижения при данной технологии тех желаемых характеристик социального процесса, которые необходимы в социальной практике;
 
ресурсные критерии. Их значение позволяет оценивать количество и качество ресурсов, необходимых для реализации данного процесса;
 
обобщенный критерий эффективности, связанный с использованием понятия социального времени, затрачиваемого на реализацию данного социального процесса.
 
Социальные технологии — важнейший фактор развития и эффективности использования человеческого потенциала
 
Основная отличительная особенность СТ состоит в том, что субъектами действий являются не технические или природные структуры, а люди и образованные ими организационные структуры. Другими словами, СТ — это, прежде всего, технологии взаимодействия между людьми. Поэтому их характер, их особенности должны учитывать внутреннюю природу самого человека, сопровождаться развитием у людей мотивации на взаимодействие с другими людьми.
 
Сегодня совершенно ясно, что развитие СТ будет иметь определяющее воздействие и на всю жизнедеятельность общества, и на его будущее. Ведь именно СТ аккумулируют в себе прогрессивный опыт совместной деятельности людей, способствуют его распространению и развитию.
 
Развитие СТ позволяет обществу не только поддерживать лучшие и проверенные опытом стандарты социальных взаимодействий, но также и обогащать их творческими инновационными разработками на основе последних достижений науки и техники.
 
Важно отметить, что СТ дисциплинируют человека, требуют от него соблюдения правил социального взаимодействия и, следовательно, содействуют формированию у него необходимых личных качеств.
 
Таким образом, проблема развития и внедрения в обществе передовых СТ оказывается самым тесным образом связанной с проблемами интеллектуализации общества и развития самого человека.
 
Проведенный выше краткий анализ проблемы развития и использования человеческого потенциала на основе современных социальных технологий позволяет сделать следующие основные выводы.
 
1. ЧП в XXI-м веке будет главным ресурсом развития цивилизации. Уже сегодня он является основным компонентом национального богатства многих стран мира, составляя в нем от 60 до 75%.
 
2. Возможность эффективного использования ЧП в современном обществе во многом зависит от его качества. Ключевыми факторами здесь являются уровень образования, а также способности и умения людей применять свои знания в деятельности. К сожалению, в существующей системе образования обучение технологиям деятельности, как правило, не осуществляется, хотя деятельностный подход к образованию в последние годы широко декларируется во многих образовательных концепциях.
 
3. Отличительной чертой и доминирующей тенденцией развития современного общества следует признать все большую технологизацию ее социального пространства. В мире не только все более широко распространяются новые производственные, информационные и социальные технологии, но также и все более четко проявляется тенденция к групповой корпоративной деятельности научных, образовательных, экономических, финансовых и политических сообществ.
 
4. Важным средством повышения эффективности деятельности указанных выше сообществ является их постоянное сетевое взаимодействие через сеть Интернет, которая становится все более доступной и в России. В связи с этим возникает острая необходимость создания, развития и широкого внедрения в социальную практику новых СТ, которые должны обеспечить эффективное взаимодействие людей в составе сетевых сообществ. Удовлетворение этой важной социальной потребности, в свою очередь, ставит на повестку дня проблему формирования соответствующего направления и в науке, т.е. создание новой научной дисциплины “Социальные технологии”.
 
5. Перспективной сферой, в которой могла бы осуществляться разработка, апробация и практическое освоение СТ, может и должна стать сфера образования. Ведь ее главной задачей является повышение качества человеческого потенциала. А одним из важнейших показателей этого является адекватность образования новым условиям существования человека в глобальном информационном обществе. Именно поэтому одной из первоочередных задач системы образования сегодня следует признать задачу разработки и внедрения в эту систему на всех ее уровнях (от общеобразовательной школы до аспирантуры и докторантуры) нового общеобразовательного курса “СТ в информационном обществе”. Кроме того, представляется целесообразным также и создание ряда профессионально-ориентированных курсов по СТ для их использования в различных сферах социальной практики.
 
Представляется исключительно важным не упустить из виду необходимость распространения СТ. еще в одной весьма специфической сфере образования — в сфере образования для взрослых, которая недостаточно развита в России и может оказаться весьма перспективной для решения задач повышения качества ЧП нашей страны.
 
6. Учитывая тот факт, что рассмотренные в данной работе проблемы являются весьма актуальными не только для России, но также и для многих других стран мирового сообщества, представляется целесообразным в процессе дальнейшего развития этого нового направления в российской науке и образовании организовать постоянное научно-методологическое взаимодействие с учеными и преподавателями зарубежных стран.
 
Это позволит не только повысить концентрацию интеллектуальных ресурсов на важном направлении развития, но и творчески осмыслить тот научный задел и практический опыт, который уже сегодня имеется в этой области в таких странах, как Россия и Великобритания.
 
7. Для распространения в обществе наиболее важных результатов в области создания и практического использования новых СТ представляется целесообразным рассмотреть возможности, которые сегодня создаются в рамках новой международной Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”. Российский комитет этой Программы, членом которого является и автор настоящей работы, функционирует в России уже два года и планирует существенным образом расширить свою деятельность, распространив ее на все регионы Российской Федерации.
 
8. Главным итогом создания и широкого внедрения в обществе СТ должна стать существенная экономия социального времени, которая может и должна быть направлена на развитие самого человека, его интеллектуальных способностей, творчества и духовных качеств. А это и есть тот самый реальный и практически вполне осуществимый путь перехода из “царства необходимости” в “царство свободы”, о котором столько лет мечтали многие выдающиеся умы человечества.  

 

Колин К.К. Человеческий потенциал и социальные технологии в информационном обществе // Доклады Академии наук Высшей школы России. — 2003. — № 1. — С. 87 - 100.