В. А. Лапшин : Эмоциональный интеллект

 

 

    Навыки общения, как пишет известный специалист по проблемам руководства, лидерства, семьи и межличностных отношений Ст. Р. Кови в своей новой работе «Восьмой навык: От эффективности к величию», являются одной из составляющих такого понятия как «эмоциональный интеллект»[1]. Это способность человека к восприятию, осознанию и коррекции своего эмоционального состояния, а также эмоциональных состояний других людей. Кроме навыков общения Ст. Р. Кови выделил еще четыре составляющие этого вида интеллекта: самопознание, личную мотивацию, саморегуляцию и эмпатию. Сами навыки общения представляют собой комбинацию других навыков, которые были им описаны ранее в книге «Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности». Исходя из его размышлений, специалист социальной работы и доброволец должны мыслить в духе взаимной выгоды и взаимоуважения (навык 4 – «Думайте в духе «Выиграл-выиграл», стремиться к взаимопониманию (навык 5 – «Сначала стремитесь понять, потом – быть понятым»), чтобы добиться творческого взаимодействия (навык 6 – «Достигайте синергии»)[2].Как пишет Ст. Р. Кови, пренебрежение эмоциональным интеллектом, а значит, и коммуникативной компетенцией, может привести к крайне тяжелым последствиям. Если какие-то важные для человека отношения вызывают напряжение, нарушаются, это сказывается на теле и ослабляет иммунную систему. Люди начинают страдать различными психосоматическими расстройствами, ум часто угнетен, расфокусирован, они теряют способность к аналитическому мышлению[3].  последнее время термин emotional intelligence — эмоциональный интеллект — пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия. Впервые обозначение EQ — emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта — ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели понятие «эмоционального интеллекта». Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта. Общее же количество ученых, занимающееся исследованиями в этой области, огромно. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть любую книгу Гоулмана и посмотреть, сколько страниц в конце занимают ссылки на проведенные исследования[4]. Необходимо признать, что тема эмоций далеко не нова в научном мире. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, а также  приведем высказывание античного философа Паблиус Сируса «Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами»[5]. Известны также высказывания Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание эта тема привлекла в последнее десятилетие XX века. Это связано в первую очередь с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось невозможно предсказать успешность деятельности. Кроме того, в последние годы компании все большее внимание уделяют управлению нематериальными активами наряду с материальными. В этом контексте эмоции рассматриваются как часть интеллектуального капитала организации[6]. Как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный интеллект. Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». Дэниэл Гоулман — как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими». Поскольку специалист является скорее практиком, а не ученым, мы предпочитаем более короткое определение, с которым проще работать во время тренинга и которое, на наш взгляд, передает суть этого научного понятия. С нашей точки зрения, эмоциональный интеллект — это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить наше взаимодействие[7]. Специалисты также предпочитают говорить об эмоциональной компетентности, а не об эмоциональном интеллекте. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе. Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе[8]. Весь двадцатый век прошел под эгидой «обычного» интеллекта - IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место на работе». В своей книге Гоулман убедительно доказывает, наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице. Эмоциональный интеллект не является оксюмороном. Он подразумевает, как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно. Вторым принципиально важным новым моментом в этом подходе является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями. В парадигме традиционной психологии возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя. Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями — это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований в США и Европе[9]. Владение коммуникативным навыком и возможность его развить во многом определяется набором индивидуальных качеств личности, что наглядно продемонстрировал К.Г. Юнг, создав теорию психологический типов личности. Он предложил типологию характера, опираясь на 4 основные психические функции: мышление, эмоции, ощущения и интуицию. Каждый из нас в различной степени наделен этими функциями, и в зависимости от того, какая преобладает, выделяют 4 типа: мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы. Также К.Г. Юнг отметил, что одни люди более открыты и общительны, а другие - замкнуты и сдержанны. Первых он назвал экстравертами, а вторых – интровертами.Теория типов К. Г. Юнга послужила теоретической базой для создания многих новых методики определения психотипов людей: методики И. Майерс-Бриггс, Д. Кейрси, соционических методик А. Аугустинавичюте и др.Литовская исследовательница А. Аугустинавичюте не только применила на практике типологию ученого, но и значительно расширила и углубила его идеи, основав новое направление практической психологии - соционику. Российской Академией естественных наук соционика признана открытием, а её создатель была награждена дипломом об открытии и медалью им. П. Л. Капицы. Соционика возникла на стыке трех дисциплин - психологии, информатики и социологии - и изучает законы переработки и обмена информацией между людьми. В ее основе лежит понятие «тип информационного метаболизма» - набор способов получения, проверки и выдачи информации человеком. Соционика позволяет прогнозировать поведение и стиль деятельности человека, коллектива, определять совместимость людей, формировать коллективы на ее основе.И так далее нами будет рассмотрено само понятие Соционики, ее методы, научное и практическое обоснование, технологии типирования.На данный момент соционика не является наукой, и по большей части представляет собой искусство применения теоретических наработок соционики при наблюдении, анализе и интерпретации поведения реальных людей[10]. Это обуславливает существование множества различных школ соционики, чьи трактовки базовых понятий, равно как и сами базовые понятия могут различаться, как следствие, будут различаться и результаты типирования. На основании этого факта и некоторых принципиальных разногласий, многие психологи не признают соционику в качестве научной дисциплины, хотя в некоторых вузах и вводятся соответствующие спецкурсы, издаются журналы. Кроме того, соционика включена в некоторые учебники для вузов и учебные пособия по психологии[11]. Аушра Аугустинавичюте предложила использовать для обозначения дихотомических функций «мышление» и «чувство» термины «логика» и «этика», для обозначения дихотомических функций «интуиция» и «ощущение» термины «интуиция» и «сенсорика». Кроме того, она уравняла функциональный подход Юнга с чисто дихотомическим подходом, и этим соционика отличается от оригинальной юнговской теории.В соционике, в зависимости от двух первых функций, а также последовательности этих двух, все люди без исключения делятся на:·                             логиков и этиков; ·                             интуитов и сенсориков;·                             экстравертов и интровертов;·                             рационалов и иррационалов[12]. Выделим следующие значимые понятия .Этическая направленность личности позволяет ей вести длительную изматывающую деятельность по оказанию помощи другим, довольствуясь моральным удовлетворением, признанием лиц, которым оказывается помощь. В условиях невысоких окладов в органах социальной защиты населения эта личностная направленность служит психологическим фактором удержания работников на данном виде профессиональной деятельности. Этики повышено чувствительны, способны к сопереживанию, эмоциональной эмпатии, что само по себе весьма благоприятно сказывается на людях, которым оказывается социальная помощь.Рациональные личности незаменимы при работе с лицами, обратившимися в службу социальной защиты по правовым и иным сложным вопросам, когда нужны взвешенность, объективность, беспристрастность. Этики, будучи склонны к приданию особого веса моральным нормам, как правило, оказываются порой недостаточно практичными в решении конкретных житейских проблем. Интуиты склонны к заботе о других, поэтому им особо успешно удается работать с пенсионерами, инвалидами в период их дезадаптации, детьми-инвалидами то есть, когда нужна  скорее не инициатива, а планомерная  работа. Здесь также можно говорить о  наличии эффекта компенсации и гиперкомпенсации специалистами социальной работы тех личностных качеств, по поводу которых они испытывали чувство неполноценности. И теперь   в силу своей профессиональной деятельности оказались в социально более выигрышном положении, чем лица, которым оказывают социальную помощь ( см. Приложение 1).В заключение  раздела отметим, что профессионально реализовать себя в социальной сфере будет легче людям с сильными функциями этики и сенсорики. Представители этих типов умеют контактировать с людьми, налаживать связи, они гуманистичны, эмоциональны от природы. В то же время они последовательны, опираются на то, что проверено и надежно. Представители этих типов сумеют наладить отношения в коллективе, порой выступая в роли негласных психологов. Они способны сопереживать, убеждать и чувствовать скрытые потребности людей. Основной мыслью данного раздела явилось предложение включения в процесс подготовки специалиста социальной работы знаний и практических методов Соционики, для решения проблемы межличностной социальной коммуникации(специалист-клиент) и диагностики клиента и его социального окружения, а также социальных групп на первичном этапе социальной работы. Здесь можно выделить сразу несколько аспектов применения: - Улучшения диагностики клиента по средством его типизации;

- Возможность подборки наиболее психологически совместимого персонала или образования группы, потенциал которой будет максимально соответствовать поставленной перед ней задаче

Автор Лапшин В.А. 



[1] Кови Ст. Р. Восьмой навык: От эффективности к величию / Пер. с англ.- М., 2007. - С. 383.
[2]Там же. - С. 387.

[3]Кови Ст. Р. Восьмой навык: От эффективности к величию / Пер. с англ.- М., 2007. - С. 386.

[4] Лунева О.В. Социальный интеллект – условие успешной карьеры // Знание. Понимание. Умение.- 2006. - № 1. - С. 56-57.
[5] Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М., 2005. - С 69.
[6] Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. - 2006.- № 3. - С. 78 — 86.
[7] www.flogiston.ru/articles/humor -  Сайт «Психология из первых рук»
[8] Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии.- 2007.-  № 5.- С. 57 - 65.
[9] http://www.eqspb.ru/eq.htm - Сайт Центра Организационного Консультирования Equator.
[10] http://www.socion.org/ - Сайт Научного Соционического Общества.
[11] www.socionic.ru/ - Сайт  Психология и соционика
[12] www.socioniko.net/ - Многоязыковой соционический сайт The International Socionic Community