Подорога Валерий Александрович

Подорога Валерий Александрович (р. 1946 г., г. Москва) – российский философ, специалист в области философской антропологии, социальной и политической философии, философии психоанализа. Заведующий сектором аналитической антропологии Института философии Российской академии наук. 

Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1970), аспирантуру Института философии Академии наук СССР (1974). Кандидатская диссертация — «Проблема языка в негативной философии Адорно» (1979). Доктор философских наук (1992), профессор (1997). Тема докторской диссертации: «Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX–XX веков. Кьеркегор, Ницше, Хайдеггер» (Институт философии РАН, 1992 г.). 

С 1990 г. организатор и заведующий лабораторией постклассических исследований в философии «Искусство, литература, политика» Института философии РАН, организатор и заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН. В 1994–1995 гг.  работал приглашенным профессором Научно-гуманитарного центра в Северной Каролине (США). Читал лекции и спецкурсы по философской и аналитической антропологии в Корнельском университете (США), Дюкском университете (США), Страсбургском университете (Франция) и Лейпцигском университете (Германия). В настоящее время заведует сектором аналитической антропологии Института философии РАН, кафедрой философской и политической антропологии Государственного академического университета гуманитарных наук, является профессором Российского государственного гуманитарного университета. 

Основной предмет исследований профессора Подороги — философия тела, телесности. На базе этой концепции анализируются произведения литературы, искусства философским методом постструктуралистской феноменологии. Цель — подготовить категориальный инструментарий для осмысления отечественной традиции интеллектуальной истории и попытаться построить общую археологию чувственности или перцептивности русской культуры. Особое внимание Валерий Александрович уделяет философской антропологии. Основная идея проекта философской (аналитической) антропологии кратко определяется им следующим образом: рассматривать философскую антропологию не как дисциплину, синтезирующую частные знания о человеке и опирающуюся на ту или иную универсальную методологию (герменевтическую или диалектическую, напр.), но прежде всего как совокупность методов исследования, корпус аналитических инструментов, по-разному связанных между собой, чье использование определяется специфическими особенностями существования объекта анализа. В статьях и исследованиях, посвященных литературе, живописи и кинематографу, профессор Подорога уделяет особое внимание отработке понятийного инструментария аналитической антропологии. Все идеи общего проекта аналитической антропологии нашли свое выражение в серии монографий, статей и курсов лекций. 

Основные научные труды: Мастерская визуальной антропологии (Руководитель мастерской В.А. Подорога). М., 2000; Навязчивость взгляда: М. Фуко и живопись. М., 2001; Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX века. М.: Наука, 1993; Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., «Аd Маrginem», 1995; Выражение и смысл. М., «Ad Marginem», 1995; C. М. Эйзенштейн. В 2 т.; Мимезис. Стратегии и формы чувственности в русской литературе XIX-XX века. В 2 т. 

 

Подготовил Г. Ю. Канарш по материалам сайтов:

http://iph.ras.ru/podoroga.htm

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/101904/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0

http://www.internat-mid.su/top/musilm/waswithus/page146/