Гуревич Павел Семенович

Гуревич Павел Семенович (род. 1933, г. Улан-Удэ) – российский философ и психолог, специалист в области философской антропологии, социальной философии, философии культуры, психоанализа. 

Доктор филологических наук (1978), доктор философских наук (1991), профессор (1990). Академик Российской академии естественных наук (1995),  Академии гуманитарных исследований (1995),  ряда других российских и зарубежных академий. Главный редактор философского психоаналитического журнала «Эдип» (по 2008 г.), журналов «Философия и культура», «Психология и психотехники». Практикующий сертифицированный психоаналитик, президент Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации, член президиума Всероссийской ассоциации трансперсональной психологии. Заведующий Клиникой глубинной психологии П. С. Гуревича (Москва).  

Окончил историко-филологический факультет Уральского государственного университета (1955) и аспирантуру Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1965). Работал главным редактором Бурятского телевидения. С 1970 работает в Российской академии наук (ранее – АН СССР); с 1984 – заведующим сектором истории антропологических учений  Института философии РАН. 

С 1970 по 1984 проф. Гуревич занимался массовыми идеологическими процессами западного общества. Выдвинул идею о том, что социальная мифология представляет собой специфический феномен, рожденный выходом масс на историческую арену. Показал, что в современных условиях пропаганда берет на себя функции идеологии; им раскрыто многообразие идеологических процессов. Во второй половине 80-х гг. проф. Гуревич развил ряд идей, посвященных мистической духовной традиции; расширил число признаков, которые присущи мистическому опыту, показал, что мистический опыт находится в фундаменте всех религий. Он представил мистическую духовную традицию как неотторжимый компонент культуры. В книгах и статьях, посвященных философии культуры, П. С. Гуревич развил ряд новых идей – идею форумности культур, то есть их равнопредставленности, универсальности совокупного духовного опыта, роли контркультуры в развитии культуры. Он рассмотрел также соотношение фундаментализма и модернизма, показав их внутреннюю связь, элитарного и массового, эзотерического и профанного. П. С. Гуревич по-своему определил границы философии культуры, проанализировал ее генезис и историю. Им представлена философская антропология как самостоятельная область философского знания, философское направление и специфический метод миропостижения. Разработан вопрос о типах антропологических учений, о человеческой субъективности, о персоналистической традиции, о модусах человеческого существования.  В работах по психологии Гуревич исследовал проблему взаимоотношения философии и психологического знания, занимался проблемами психологии групп и толпы, феноменом деструктивности. Он внес вклад в разработку райхианской и юнгианской типологии. Значительное место в психологических работах Гуревича занимают проблемы психосексуального развития, психологической особенности людей и способы их приспособления к миру, архетипы коллективного сознания. 

П. С. Гуревич ведет активную образовательную деятельность. Был сооснователем и в 1995–1997 ректором Института гуманитарного образования и психоанализа Академии гуманитарных исследований. В 1996–1999 – деканом психологического факультета Института государственного администрирования. С 1999 – профессор кафедры клинической психологии Московского психолого-социального института. С 2001 – заведующий кафедрой психологии Московской государственного университета технологий и управления. С 2002 – директор Института психоанализа и социального управления. Заведует лабораторией «Психология личностного роста. Школа П. С. Гуревича» в Московском гуманитарном университете.

Профессор Гуревич – автор ряда вузовских и школьных учебников, ряда словарей, в том числе «Человек (IX кл.)» (М., 1995, 1997), «Философский словарь» (М., 1997), «Методическое пособие по философии» (М., 1997), «Обществознание» (М., 1999); Культурология. М.: Гардарики, 2006 (Гриф Минобразования РФ). Под редакцией П. С. Гуревича и с его предисловиями вышло около 40 книг философской классики, в т. ч. философские произведения Н. А. Бердяева, М. Бубера, У.Джеймса, Э. Фрейда, К. Юнга, К.Ясперса и др. Он издал 8 томов сочинений Э. Фромма. В качестве составителя и отв. редактора подготовил антологии по философии техники «Новая технократическая волна на Западе» (М., 1986), по философской антропологии «Проблема человека в западной философии» (М.,1988), «Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения» (М., 1991), «Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX  век» (М., 1995), «Феномен человека» (М., 1993), «Это человек: Антропология» (М.,1995), по общим вопросам философии – «Мир философии» (Т. 1–2 М., 1991; совм. с В. И. Столяровым), «Массовая психоаналитическая энциклопедия» (М., 1998), «Культурология» (М., 2000), «Философия» (М., 2002).

Награжден медалью «Екатерины Великой» за вклад в развитие отечественного образования (МГУТУ). 

Основные труды: Социальная мифология. М., 1983; Возрожден ли мистицизм? М., 1984; Приключения имиджа. М., 1991; Современный гуманитарный словарь. М., 1989; Страх. Страсти человеческие. М., 1998; Эрос. Страсти человеческие. М., 1998; Философия культуры. М., 2001; Философская антропология. М., 2001; Клиническая психология, М., 2001; Основы философии. М., 2002; Человек и культура. М., 2002; Культурология. М., 2003; Психология. М., 1999; Философия. М., 2003; Философия. Учебник для психологов. М., 2004; Психология. М., 2004. 

 

Подготовил Г. Ю. Канарш по материалам сайтов:

http://iph.ras.ru/hist_anthropology.htm

http://sites.google.com/site/psychoanalysisbio/home/g/gurevich

http://www.az-libr.ru/index.shtml?Persons&3LG/9feb7cc0/index

http://hpsy.ru/authors/x012.htm