Национальный проект «Образование»

 

Вал. А. Луков, В. А. Гневашева

 

Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед — что и определяется как первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование» [1].

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи — то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, — это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики — образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т. д.) к управлению образованием и т. д.

Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. 

В рамках национального проекта планируется развивать «инновационное образование» [2]. 

Суть инновационного образования, как отмечают аналитические источники Министерства образования РФ, можно выразить фразой: «не догонять прошлое, а создавать будущее».

В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем — по мере необходимости — приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.

Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства.

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний — за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.

Система образования в инновационном вузе, по мнению разработчиков данного проекта, должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки.

В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:

•   разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;

•   проведение исследований фундаментального и прикладного характера;

•   использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

Инновационная деятельность в сфере высоких технологий невозможна без фундаментальной естественно-научной и математической подготовки, поэтому в инновационных вузах внимание к дисциплинам естественно-научного цикла будет только усилено.

Формирование инфраструктуры инновационного образования предусматривает следующее:

•   разработку порядка получения вузами средств, аккумулированных в результате участия государства в региональных и отраслевых венчурных фондах;

•   развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, институтов Российской академии наук и отраслевых институтов;

•   реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности;

•   создание системы внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти для поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

При этом элементы инновационной структуры могут создаваться и как специальные подразделения вуза, и в форме самостоятельного юридического лица.

В рамках Федеральной целевой программы по интеграции науки и образования и созданию «исследовательского университета» многие вузы, в особенности университетские комплексы, подошли к вопросу формирования и апробации модели подобного типа университета и разработки системы критериев, определяющих некий эталон подобного рода интегративных схем. С учетом настоящего состояния российской высшей школы к типу исследовательского университета можно отнести вузы:

  • имеющие в своем пятилетнем активе Государственные премии и научные школы,  отнесенные к ведущим научным школам России; 
  • обладающие несколькими сотнями  выполненных грантов ведущих национальных научных фондов, несколькими десятками защищенных докторских и несколькими сотнями кандидатских диссертации;
  • выполнившие научные и научно-технические проекты, в том числе с зарубежными партнерами;
  • имеющие НИИ, созданные по постановлениям Правительства, и несколько сотен штатных научных сотрудников;
  • обладающие несколькими уникальными объектами, установками или ЦКП с доступом к таковым;
  • активно сотрудничающие с РАН и другими государственными академиями наук;
  • имеющие центры высокопроизводительных технологий и инфраструктуру инновационной деятельности, авторитетные и признанные научные школы, национальные и региональные научно-координационные центры. 

Такие университеты должны обладать широким спектром специальностей в области точных, естественных и гуманитарных наук, высокими показателями остепененности профессорско-преподавательского состава, развитой инфраструктурой подготовки кадров высшей квалификации.

Исследовательский тип университетов относится к национальным центрам образования, науки и культуры, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны и региона,  является центром культуры и просвещения, несет существенную нагрузку в социально-стабилизационном плане.

Современные исследовательские университеты, открывающиеся в нашей стране, должны обрести российскую уникальность и региональное своеобразие, становясь центрами науки, образования и культуры, где могут быть гармонично соединены образовательная деятельность и научные исследования. 

Такая система является привлекательной для зарубежных партнеров при целевой подготовки специалистов для совместных с Россией масштабных научно-производственных международных проектов, обеспечивающих сотрудничество не только на стадии выполнения конкретных работ, но и при обучении специалистов, способных быстро осваивать зарубежный опыт.

В рамках современной интеграции науки и образования получают права гражданства те формы, которые в виде тенденций, точек роста уже складывались в Москве, Петербурге, Казани, Ростове, Новосибирске, других научно-образовательных центрах. Концепция построения исследовательского университета апробирована на ряде ведущих университетов страны. 

Исследовательский университет — это наиболее завершенный вид университета, который удовлетворяет и потребностям общества, и потребности личности во всех формах и уровнях образования. Он активно сотрудничает со средней школой, в нем есть бакалавриат и магистратура, хорошо развито последипломное образование, ведется переквалификация специалистов, уже имеющих диплом, то есть каждый может выбирать тот уровень образования, который ему необходим. При этом, все образование строится на мощной науке, на базе фундаментальных научных исследований и технологических инновациях. 

Цель деятельности университета исследовательского типа как главного источника самого ценного сырья — интеллекта — эффективное функционирование на территории   научно — образовательного учреждения, как национального центра образования, науки и культуры,  где подготовка высококвалифицированных кадров  органично сочетается с современными научными исследованиями и осуществляется в рамках системно-управляемой совокупности интегрированных учебно-инновационных  комплексов, созданных на основе научно-педагогических школ. Создавая и совершенствуя свою инновационную инфраструктуру, охватывая своей инновационной деятельностью предприятия региона, развивая информационные ресурсы, привлекая в регион отечественных и зарубежных специалистов и инвесторов, активизируя международные контакты, исследовательский университет становится одним из важнейших факторов экономического и социально-культурного развития территории.

Таким образом, идея исследовательских университетов в современной России не является абстракцией. Она имеет достаточные материальные и концептуальные основы. 

Университетские традиции не формируются в одночасье, а нарабатываются, как минимум, десятилетиями. Этому критерию в России отвечают несколько крупных университетов с уже сложившимися годами научно-образовательными традициями, требующими сегодня определенной доли модернизации согласно новым условиям интеграции хозяйственной жизни общества страны и мира. Министерством образования и науки Российской Федерации были приняты стратегические решения об укреплении ресурсной базы высшего образования, в том числе путем создания университетских комплексов (согласно постановлению  «об университетских комплексах» Правительства РФ) и «исследовательских университетов» (согласно ФЦП по вопросам интеграции науки и образования), что способствовало проведению необходимой организационно-методологической работы в данных направлениях. Содействие объединению образовательных учреждений, научных, конструкторских и иных некоммерческих организаций, сохраняющих свою самостоятельность, в ассоциации (союзы), ведет к повышению эффективности и качества образовательного процесса, более полному использованию имеющихся интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов, в том числе университетских образовательных систем. В условиях реформ поддержка новых тенденций — важная составляющая оптимального управления наукой и образованием.

 

Примечания

  [1] По материалам www.rost.ru/projects/education/

  [2] По материалам www.rost.ru/projects/education/