Исторические судьбы немецкого населения в России

А. Владимирова


В настоящее время трудно найти на территории бывшего СССР человека, который бы не жил, не учился или не работал вместе с кем-либо из российских немцев. Но, тем не менее, мало кто из россиян имеет достаточно полное представление об истории этого народа, его проблемах, что он представляет собой сегодня и сколько немцев в нашей стране.

Немецкая миграция в страны Восточной Европы имеет давнюю историю. По существу, она становится заметной уже в XII–XIУ вв., когда переселенцы из германских земель начинают заселять западные территории Чехии, Польши, Трансильвании и входившие позже в состав СССР Прибалтику и Закарпатье. В глубинных регионах России в то время немецкие колонисты в значительном количестве не селились. Несколько возрастает, но все же остается сравнительно небольшой по масштабам немецкая миграция из Германии в Восточную Европу в XУI – середине XУIII вв. В этот период в России поселяются военнопленные, захваченные в ходе Ливонской войны (1558–1583 гг.), а также те из немцев, которые были приглашены в Россию московскими великими князьями и российскими царями (Иваном III, Иваном IУ, Петром I и др.).

Однако о сколько-нибудь значительном немецком населении на территории России (в границах конца XIX в.) можно говорить только применительно к Прибалтике (Лифляндии, Курляндии, Эстляндии) и будущему Царству Польскому (Петроковской, Калишской и Плоцкой губерниям). На территориях собственно российских выходцы из германских княжеств селились в специальной иноземной (Немецкой) слободе в окрестностях Москвы. Первая Немецкая слобода была выделена в 1559 г., но сгорела в начале XVII в., вторая была создана по указу царя Алексея Михайловича в 1652 г. на берегу р.Яузы и называлась в простонародье "Кукуй". По словам современников, она походила на "немецкий город, большой и людный", жители которого носили немецкое платье, а дома были построены на "немецкую и голландскую стать". На протяжении всего петровского времени Немецкая слобода Москвы оставалась традиционным местом проживания выходцев из стран Западной Европы, сохранивших свою религию и самоуправление. В то же время, втянутые в осуществление петровских преобразований, включившись в процесс городских рыночных отношений, жители слободы все активнее входили в жизнь Москвы и России, становясь составной частью ее населения. С созданием Главного Магистрата территория слободы была в 1719-1720-х годах включена в 9-ю "команду" (полицейский участок) г.Москвы, а ее жители - в состав горожан. Однако за иностранцами были сохранены все их права и привилегии, в том числе на свободу вероисповедания и выборное общинное самоуправление.

С начала XУIII в. немцы стали селиться в Петербурге, чему способствовал специальный царский манифест от 16 апреля 1702 года. К началу ХХ в. немцы явно преобладали среди других выходцев из стран Западной Европы - в 1910 году их было, например, в 4 раза больше, чем англичан и французов. Они больше, чем другие иностранцы, были вовлечены в культурную жизнь, создавали немецкие клубы, занимались благотворительностью и образованием. Одновременно активизировалась деятельность организаций, главными задачами которых являлось сохранение национального самосознания и отграничение от других этнических групп. Однако немцы продолжали активно участвовать и в жизни Москвы. Представители немецкой общины внесли большой вклад в культуру. Например, Герард-Фридрих Миллер был практически первым историком-краеведом Москвы и Подмосковья, интересны работы И.-П. Люддена, И.-Г.Ведекина, И.-Ф. Гроота, которые хранятся в московских собраниях.

Еще одним важным этапом в процессе переселения немцев в Россию стали мероприятия Екатерины II, проведенные в начале 1760-х годов. С 1820-х годов приглашение немецких колонистов в Россию было прекращено. Результатом иммиграционных мероприятии стало переселение больших групп немцев в Поволжье (в 60–70-х годах XУIII в.), а также на юг Украины и Молдавии (в конце XУIII – первой четверти XIX в.) и на Волынь (в XIX в.).

В начале XX в. немцы вышли на девятое место по численности среди народов Российской империи. Они занимали видные позиции в государственной структуре страны и практически не было такой области российской культуры и хозяйства, где бы ни играли заметной роли представители немецкого населения. Однако главным местом приложения сил немцев была тогда российская армия и накануне I Мировой войны каждый пятый генерал в ней был по национальности немцем.

В годы второй мировой войны немцы были обвинены властями в пособничестве врагу и всех немцев Поволжья предписывалось выселить в Сибирь. В действительности же отмечены факты сопротивления оккупантам со стороны немецкого населения СССР, дело иногда доходило даже до разоружения ими германских "отрядов самообороны" и расстрелов. 

Десятки тысяч немцев, служивших в начале войны в Красной армии, были отправлены в лагеря НКВД, где содержались до начала 50-х годов. Режим спецпоселений с комендантским надзором, введенный для всех советских немцев, был отменен только в 1956 году. В 1964 году огульные обвинения в пособничестве врагу с них были сняты, но к этому времени на территории СССР осталось всего лишь около 40% немцев, остальные 60% эмигрировали в Германию. Отток немецкого населения из нашей страны начался еще в годы войны и продолжался в послевоенный период. Например, с территории Калининградской области в Германию в 1947-1951 годах выехало более 102 тысяч немецких граждан. Красный крест организовал кампанию по воссоединению семей. Через 25 лет заговорили о восстановлении существовавшей в довоенные годы автономной республики немцев Поволжья. В 1991 году принят закон "О реабилитации репрессированных народов", в 1997 году - Федеральная программа по российским немцам. В том же году создана Федеральная национально-культурная автономия "Российские немцы."

В настоящее время главная цель российских немцев, по их словам, - сохраниться как народ. Они настаивают, в первую очередь, на восстановлении их государственности, так как считают, что только это сделает их равноправными с другими народами. Для тех же немцев, которые не смогут или не захотят переехать в места компактного проживания, должна эффективно функционировать национально-культурная автономия. Именно в этих направлениях и действует национальное движение российских немцев.

Немецкое население на протяжении сотен лет играло важную роль во всех сферах жизни российского общества, оказав большое влияние на историю нашей страны и тем важнее для нас понимание, знание всех процессов и событий, связанных с этим самобытным этносом.

Ист.: Актуальные проблемы истории : сб. ст. и тезисов. Вып. 4. / под общ. и науч. ред. А. А. Королева ; Моск. гуманит.-социальн. академия. Кафедра истории М. : Социум, 2001.