Молодая семья: особенности социального становления и проблемы функционирования

А. Д. Плотников,
кандидат исторических наук

 


В 1990-х годах обострилась проблема молодых семей (согласно законодательству, таковыми считаются семьи, в которых один из супругов моложе 30 лет). Молодые семьи создаются в условиях, когда вступающие в брак не имеют полного материального достатка, у них, как правило, нет своего жилья, а родители, в силу материальных трудностей, не могут оказывать помощь своим детям, создавшим новую семью. Наиболее тяжелое положение создается в молодой семье в условиях рыночных отношений, снижения возможностей государства оказывать ей содействие. Показательно высказывание сотрудника социальной службы "Молодая семья" в Берлине - после существовавших ранее социальных условий и льгот молодую семью как бы бросили в прорубь.1

В решении вопроса увеличения рождаемости поддержка многодетных семей даст свой результат, не очень большой, но даст и это нужно делать. По мнению А.П. Починка, особая поддержка необходима начинающим, молодым семьям, которые по логике должны дать главный прирост населения страны.2 Он подчеркивал, что увеличение рождаемости можно достигнуть только улучшением социальных условий для семей, прежде всего молодых семей. Ключ к разрешению этой проблемы, по его мнению, в детских пособиях, пособиях при рождении ребенка, ипотеке, предоставлении молодым семьям возможности купить квартиру и т.д. "Это обязанность прямая государства, помочь хотя бы той части семей, которая живет ниже прожиточного минимума". 

Со стороны государства в этом плане предпринимались конкретные действия - ипотека и кредиты на строительство жилья, детские пособия и другое.

Молодая семья является частью российских семей. Поэтому все вопросы и проблемы российской семьи преломляются, отражаются в молодой семье. В то же время молодая семья имеет свои особенности, специфику, круг наиболее значимых для молодежи интересов. Жизнедеятельность молодежи, а, следовательно, и молодой семьи проникают во все пласты социальной жизни. 

Выделение молодой семьи предполагает, по крайней мере, шесть обстоятельств. Во-первых, это значительная часть российских семей, которую правомерно рассматривать как общую часть населения и семей России. Во-вторых, выделение молодых семей позволяет сгруппировать проблемы жизнедеятельности подрастающего и молодого поколения. В-третьих, семьи создаются в молодые годы (средний возраст вступления в брак - 21,7 года для женщин и 24,4 года для мужчин, 70% заключаемых браков - первые3). В-четвертых, молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20-летнего возраста в два раза выше и наиболее чревата для семьи, детей, самого института семьи4), она требует особого внимания всего общества, государства. В-пятых, деторождение, а, следовательно, будущее нации в основном связано с молодой семьей (3/4 общего числа детей у родителей моложе 30 лет). В-шестых, молодые семьи находятся в более сложном материальном положении, нуждаются в государственной и родительской поддержке, они, как правило, не имеют жилья, не обзавелись домашним хозяйством.

С точки зрения демографии под термином "молодая семья" имеется в виду семья, в которой супруги проживают в течение трех лет с момента заключения брака. 

Термин "молодая семья" утвердился не сразу, но сейчас он фигурирует в официальных документах, научных работах. При отнесении семьи к данной категории учитываются границы возраста супругов и продолжительность совместной жизни. В то же время понятие "молодая семья" в зависимости от отрасли знаний и сферы применения трактуется по-разному. В результате отсутствует система статистических показателей. 

В "Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", принятых постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года №5090-1 к категории молодых семей отнесены семьи в первые три года после брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.

В 2000 году Государственная Дума разработала и приняла закон "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации", который не был подписан Президентом РФ. В этом документе имелись существенные изменения в определении понятия "молодая семья". Согласно законопроекту молодой семьей считается "семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка".5 Как видим, предпринималась попытка внесения принципиальных изменений в возрастную характеристику членов семьи: молодых родителей и их детей. В России имеются браки, в которых женщины не достигли 18 лет, а мужчины перешагнули барьер 60 лет. Согласно ныне действующей нормативно-правовой базе создаваемые таким образом союзы относятся к молодым семьям. Однако, бесспорно, они имеют свои преимущества по отношению к другим молодым семьям. Мужчины, перевалившие рубеж 60-ти лет, давно прошли все основные ступени социализации и, как правило, имеют достаточно приличную материальную и финансовую базу: жилье, недвижимость, денежные накопления. Вот почему будет правильным ограничение возраста обоих супругов, включаемого в понятие "Молодая семья", до одинаковой планки - в данном случае до 30 лет.

Законы, принятые в субъектах Российской Федерации, закрепили именно такие возрастные рамки молодой семьи. В Законе "О государственной молодежной политике Омской области", принятом 5 марта 1996 года, говорится: "Молодые семьи - семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста".6

Понятие "молодая семья" трактуется в статистике, юриспруденции, социологии, психологии и других отраслях знаний по-разному. Различны критерии оценки молодой семьи, возрастные рамки. Это привело к тому, что отсутствовала система статистических показателей молодой семьи. Наиболее устоявшееся понимание молодой семьи предполагает, что оба супруга (в неполной семье мать или отец) должны быть моложе 30 дет.7

Отнесение по возрасту и наличию детей семьи к категории молодых осуществляется федеральным и региональным законодательством. В соответствии с Законом Республики Татарстан "О молодежи" к молодым семьям отнесены семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения ребенка - без продолжительности брака), если один из супругов не достиг 30 лет, а для неполных семей с детьми, если мать или отец не достигли 30-летнего возраста. 8

Молодые семьи имеют свои особенности. 

Молодая семья, исходя из объективных обстоятельств, в полной мере выполняет все функции, присущие институту семьи в целом. Это, бесспорно, накладывает свой отпечаток на психическое и физическое состояние членов семьи, негативно сказывается на их здоровье. Вот почему молодую семью целесообразно выделять в отдельную категорию и рассматривать как фундаментальную основу будущих поколений россиян. При этом данные обстоятельства важно учитывать при проведении государственной молодежной и семейной политики.

Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности. Первая из них - объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности. Среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране. Эта цифра вытекает из объективной действительности развития семейного союза. Молодые супруги, зачастую не имея достаточного опыта профессиональной деятельности и социальной жизни, получают сравнительно низкую заработную плату. 69%, т.е. 4485 тысяч молодых семей России живут за чертой бедности. Как показывают исследования Госкомитета РФ по делам молодежи и Российского центра содействия молодой семье, 25,7% или 1670,5 тысячи молодых семей с трудом сводят концы с концами, а 78 тысяч - вовсе бедствуют и не доедают.

Вторая особенность молодой семьи - объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью укоренения семейной жизни: финансовых вложений в приобретение жилья и организацию быта. 

Третья особенность - специфический возрастной период членов семьи. Это время, когда молодые супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место. Как правило, именно в молодой семье имеются малолетние дети, у которых присутствуют особые потребности в питании и одежде. К тому же, дети нуждаются в эксклюзивном подходе к их обучению, воспитанию, укреплению здоровья.

Четвертая особенность - необходимая психологическая адаптация к семейной жизни. От того, как успешно будет пройден данный адаптационный период, во многом зависит сохранение и прочность семейного союза. В конце 1990-х годов 17,9% молодых семей нуждались в психологическом консультировании. 

Нерешенность проблем молодых семей, слабая государственная поддержка зачастую приводят их к внутри семейным конфликтам, установлению напряженной атмосферы, способствующей распаду семьи. 70% всех разводов происходят в первые 5 лет совместной жизни, т.е. фактически в молодых семьях. Исходя из сложной социально-экономической ситуации в стране у 24,5% или у 1592,5 тысячи молодых семей стала складываться натянутая обстановка во взаимоотношениях, участились моменты взаимного непонимания и отчуждения. У 17,5%, или у 1137,5 тысячи молодых семей во внутрисемейных отношениях прослеживается невнимание и безразличие. В 235 тысячах молодых семей присутствуют грубое отношение и оскорбления между членами семьи, а в 52000 - факты насилия и агрессивного поведения. Все это лишний раз доказывает необходимость особого подхода к решению проблем молодой семьи, выделения их в качестве приоритетных при осуществлении государственной молодежной и семейной политики.9

Социологическое исследование, проведенное учеными Московского государственного университета среди 16-летних выпускников общеобразовательной школы в 1996 году, выявило, что примерно половина желают заключить брак по религиозному обряду.10 Желание венчаться в церкви вызывается прежде всего из-за торжественности, знаменательности, красоты обряда. Церковный обряд подчеркивает особый смысл и значение самого акта. Попытки придать торжественность оформления гражданского акта бракосочетания принесли заметные результаты, но церковный обряд остается более знаменательным. Опросы показывают, что совсем немногие противятся обряду венчания.

В 1990-х годах существенно снизилось влияние родителей на вступление в брак их детей. Отношение родителей в определенной, а иногда и в существенной мере влияет на стабильность молодой семьи. На Руси родительское благополучие традиционно считалось обязательным. В современной цивилизации оно превратилось в чисто комлиментарный акт по отношению к родителям, в формальный жест. Социологическое исследование, проведенное учеными Московского государственного университета среди 16-летних выпускников общеобразовательной школы в 1996 году, выявило, что примерно для трети вступающих в брак отношение родителей не утратило своего значения, особенно характерно это для сельской местности и малых городов. 

И наоборот, достаточно распространенным стало заключение брака по расчету. Указанное социологическое исследование показало, что только 49% юношей и 32%  девушек считают для себя невозможным вступление в брак по расчету ни при каких обстоятельствах. Считают возможным такой брак в чрезвычайных случаях 17% юношей и 25% девушек, иногда возможным 13 и 18% соответственно. Для 11% юношей и 20% девушек это нормальное явление. Более того, немалое число девушек, которые стремятся к личному обогащению за счет выгодного брака. Браки по расчету существовали всегда, но в недавнем прошлом главным мотивом была любовь, а брак по расчету считался аномальным.

В материальном положении молодой семьи ситуация на протяжении всех 1990-х годов была в целом негативная и однотипной по регионам. Главная цель молодой семьи состояла в том, чтобы элементарно выжить. Доход молодых семей на одного их члена был предельно низкий. 

В 1991-1992 годах коллектив ученых НИЦ при Институте молодежи (руководитель доктор исторических наук, профессор Ручкин Б.А.) провел социологический опрос молодых семей Орловской, Кировской и Оренбургской областей, было опрошено 800 полных и 100 неполных молодых семей.11 Это был начальный этап социально-экономических реформ 90-х годов, то есть период, когда жизненный уровень был более высоким, нежели в последующие годы. В этой связи приведем основные данные этого исследования и дополним данными других исследований, прежде всего специализированного  Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований Российской Академии наук.

Большая часть молодых людей из молодых семей работала в государственном секторе, и потому уровень их жизни полностью зависел от оплаты труда, текущих цен и доступных благ по месту жительства. Собственности, позволявшей в новой экономической рыночной ситуации иметь дополнительные доходы, у большинства молодых семей не было. Только 5% опрошенных имели свой бизнес или личные планы, связанные с предпринимательством. Экономическое положение молодых семей существенно ухудшалось от возрастания расходы в связи с рождением ребенка. Помощь государства компенсировала незначительную их часть - менее 25-30% основных затрат. Молодая семья тратила существенную часть заработка на покупку детского питания; большая часть детей имеет заболевания, физически ослаблена, это требовало от молодой семьи дополнительных расходов на консультации врачей, лекарства, укрепляющие процедуры и многое другое.

Низкие доходы сказались на структуре расходов в молодых семьях. Среднестатистическая молодая семья тратила на питание 75-80% совокупного дохода, не имела возможность приобретать товары длительного пользования, пользоваться платными услугами (в т.ч. оплачивать занятия детей в кружках и секциях), ходить в театры, выезжать в дома отдыха. На протяжении всех 1990-х годов молодые семьи жили в рамках стратегии выживания, при которой на первом месте оказалось простое воспроизводство жизни, а на воспроизводство рода. Культурные потребности как молодых родителей, так и детей не реализовывались. Один из выводов опроса среди детей 8-16 лет, который провели в десяти городах отдел социологических исследований Всероссийской гостелерадиокомпании и российская "Юношеская газета" - троим из каждых пяти детей нечасто удается сытно поесть.12

К числу особо острых проблем молодой семьи относятся жилищные условия. По денным выборочных исследований, проведенных Государственным комитетом по статистике в 1989 году, в Российской Федерации 61% обследованных молодых семей проживали в отдельных квартирах государственного жилищного фонда самостоятельно или с родителями и 2,9% - в фондах ЖСК. В собственных домах жили 16.8% опрошенных семей, в общих квартирах - 6%, в общежитиях - 1,2%.

Социологическое исследование НИЦ при Институте молодежи выявило, что в отдельных государственных и кооперативных квартирах, а также в собственных домах проживало 49,7% опрошенных семей, от 14 до 21% не имели своего жилья, проживали на частных квартирах и в общежитиях. Остальные проживали на жилплощади родителей, тогда как желательным для себя проживание с родителями считали только 3-6% опрошенных.13

Кризис семьи как социального института и специфической духовно-нравственной общности людей наиболее ярко проявляется в высоком уровне разводов, участившихся внутрисемейных конфликтах, многочисленных случаях асоциального поведения детей и подростков. Каждый третий развод приходится на молодую семью. По причине разводов ежегодно остается без одного из родителей 500 тысяч детей.'14

Социологическая группа научно-производственного центра "Арго" (Казань) в 1997 году провела исследование условий жизни молодых семей Республики Татарстан, которое выявило, что в молодежной когорте достаточно четко обозначился процесс социального структурирования. Если 38% опрошенных следует отнести к малообеспеченным группам, удовлетворяющим лишь первичные потребности, то 40% респондентов можно, с определенной долей условности, отнести к среднему слою - это те, кто имеет возможность делать небольшие покупки из одежды, обуви и т.п. Наиболее обеспеченный слой молодежной когорты составляет чуть более 10 %, т.е. те, кто по собственному признанию, покупают дорогие товары, предметы длительного пользования и т.п. Из них почти 3 % подчеркнули, что покупают все, что захочется. Эти данные подтверждаются и контрольным вопросом о самооценке материального положения. Около 31% опрошенных уверены, что они живут ниже среднего уровня, около 40 % респондентов ответили, что их семьи по уровню доходов находятся примерно на том же среднем уровне, что и большинство семей, и около 9 % участвующих в исследовании считают, что по материальной обеспеченности они выше среднего достатка. 

Условия переходного периода особенно трудно складываются для сельской молодежи. Среди них наибольший процент отметивших ухудшение жизни; он в 1,5 раза выше, чем среди городской молодежи. Наиболее заметное улучшение жизни фиксировалось в городах и поселках городского типа. Среди них по сравнению с опрошенными в селе, в три раза больше отметивших, что их жизнь "заметно улучшилась".15

Характеристику современной молодежной семьи представим на примере Республики Мордовия. В 1995 году молодые семьи составляли 20% от общего количества семей. Более 2/3 общего числа детей по данным микропереписи 1994 года было у родителей, которым не исполнилось 30 лет. Сложилась негативная тенденция - количество браков сокращалось, а разводов увеличивалось. В 1995 году было образовано 5,5 тысячи молодые семей и 650 молодежных семей распалось. По причине разводов ежегодно остаются без одного из родителей около 600 детей. В числе вступивших в брак было 83 мужчины и 507 женщин 16-17 лет. Широкое распространение получило сожительство без юридического оформления брака, отсюда увеличение числа внебрачных детей. По данным социологического исследования 1995 года16, для большинства молодых семей характерны следующие оценки своего финансового положения: "денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, более крупные покупки приходится откладывать на потом" - 37,8%; "денег хватает только на приобретение продуктов питания" - 34,1%; "денег не хватает на продукты питания, постоянно приходится занимать в долг" - 17,9%. В структуре расходов молодежной семьи преобладают траты на питание - 49,2%, текущее пользование - 21%, оплату жилья - 15%, содержание и воспитание детей - 14,6%, приобретение предметов длительного пользования - 14%. Материальное положение молодежной семьи становилось все более сложным. По социологическим данным, помощь родителей "исключительно важна" для 75% молодежных семей. Значительное число молодежных семей с рождением ребенка попадают в категорию бедных семей. Нежелание переходить в группу бедных приводит к сознательной ориентации на бездетную или однодетную семью. 

В Ивановской области осуществлялась областная программа "Молодая семья", проведена региональная конференция "Проблемы социализации молодой семьи в современном обществе", в которой приняли участие специалисты по работе с семьей из муниципальных образований области, а также из Рязани, Ярославля и Костромы. По результатам конференции выпущен сборник, в который вошли результаты социальных исследований, докладов, технологии по работе с семьей.

При участии ведущих научных специалистов в области подобраны и апробированы ряд технологий и методик, направленных на развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, подготовку к вступлению в брак и рождение ребенка. Три программы муниципальных образований области приняли участие в российском конкурсе молодых семей, по результатам которого молодежно-подростковый центр г. Кинешмы получил звание Лауреата и сертификат Государственного комитета РФ по молодежной политике, программа "медико-социально-психологическая помощь молодежи и детям-инвалидам" г. Кинешмы и программа "социальной адаптации молодежи" г. Иваново получили гранд 3 степени и финансовую поддержку из средств федерального бюджета. Проведена областная выставка детского и семейного творчества "Малышкина игрушка", в которой приняли участие свыше 200 семейных и детских работ из 12 муниципальных образований области. Ряд экспонатов по окончании выставки были реализованы, в результате чего семьи получили дополнительный доход. К дню семьи и Международному Дню защиты детей организованы праздники - конкурсы "Праздник детства" и выставка детского рисунка.17

У большинства молодых семей покупательная способность низкая, ограничивается предметами первой необходимости. В структуре расходов заметна тенденция снижения доли покупок товаров длительного пользования, платных услуг, расходов на проведение досуга и отдыха.

По данным социологических опросов молодых семей, более чем для половины опрошенных семей материальная помощь со стороны родителей являлась единственным и основным способом сохранения нормального прожиточного уровня. Центр социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН на основе опросов делает вывод, что только 6% молодых семей не пользуется помощью родителей, обычно это связано с отсутствием обоих родителей или одного из них.18 В особом положении находятся студенческие семьи, имеющие детей. В большинстве своем они фактически являются иждивенцами родителей.19

На положение молодой семьи существенно сказывается безработица. В числе зарегистрированных безработных каждый третий - молодой.20

В 1990-х годах в государственных программах по социальной политике были разделы "молодая семья". В федеральной программе "Молодежь России" имеется подпрограмма "Социально-экономическая поддержка молодой семьи". В региональных программах социально-экономического развития территорий имеются разделы "Семейная и демографическая политика", в которых говорится о молодой семье, в некоторых из них есть подраздел "Содействие молодой семье". Программы касательно молодой семьи принимались в субъектах Федерации и на уровне муниципалитетов. Постановлением Администрации Нижегородской области 10 мая 1994 года была утверждена Комплексная межведомственная программа "Семейная политика в Нижегородской области". Постановлением губернатора программа принималась к исполнению департаментами по занятости и социальной защите населения, культуры и искусства. В районах и городах на базе Комплексной межведомственной программы принимались и реализовывались территориальные программы по семейной политике.

В Удмуртии был создано государственное учреждение Государственного комитета Удмуртской Республики  по молодежной политике "Республиканский центр "Молодая семья"". Его целью являлось оказание молодой семье государственно-общественной социальной помощи, социологической, социально-психологической, педагогической, методической, юридической, медицинской помощи, повышение ее социально-психологической компетенции и социальной активности.  Центр реализовывал республиканскую программу "Молодая семья", осуществлял научно-исследовательскую деятельность по социологическим и социально-психологическим проблемам, по различным аспектам социальной адаптации, социальной защищенности, социальной активности молодой семьи, подготовки молодежи к браку, воспитания детей, организации быта и семейного досуга. Центр организовывал "круглые столы", брифинги, игровые коррекции в различных жизненных ситуациях, готовил методические пособия, оказывал социологическую, социально-психологическую и иную консультативную помощь. Проводились многоплановые консультации по проблемам молодой семьи, брака, воспитания детей. Источником формирования имущества и финансовых ресурсов Центра являлись бюджетные и внебюджетные средства, доход от реализации продукции, различных видов хозяйственной деятельности.21

Жизнь общества свидетельствует о необходимости принятия целостного закона "О государственной поддержке молодой семьи в Российской Федерации. Само принятие закона повернуло бы государство  к проблемам молодой семьи. Закон должен определить механизмы, ориентирующие на создание условий молодой семье для решения материальных, в том числе жилищных, финансовых, социальных и иных вопросов. Закон о поддержке молодой семьи явился бы развитием положений законодательства Российской Федерации о государственной молодежной политике.

В рассматриваемый период со стороны чиновников разного уровня предпринимались меры к тому, чтобы молодую семью по всем социальным вопросам не выделять из российских семей, не делать каких-то исключений в государственной семейной политике.22 

Констатируя большие адаптационные способности молодежи, следует признать, что значительная часть молодежи остро нуждается в государственной поддержке. Существующие программы помощи государства значимы для молодежи, но в то же время явно недостаточны. 

Молодые семьи переживают те же жизненные проблемы, что и все общество в целом. Такие проблемы, как доходы, занятость, образование особенно остро выдвигаются в переходную эпоху, но они же остаются проблемами любого, в том числе высокоразвитого общества. Поэтому социальная молодежная и семейная политика не может ограничиваться решением текущих проблем. Ее стратегия должна заключаться в поисках эффективных путей достижения общенациональных целей, например, в сфере образования, занятости молодежи.

 

Источники:

 

1 Запись беседы в Центре "Молодая семья" г. Берлина 15 декабря 1995 г.

2 Почему сокращается население страны?: Интервью министра труда и социального развития А.П. Починка ведущей программы "Глас народа" С. Сорокиной (НТВ) // Интернет. (c) НСН. Национальная электронная, Библиотека. 13.04.2001

3 Молодая семья. Документы Российской Федерации и субъектов Федерации: Специальный выпуск Информационного бюллетеня "молодежная политика". М., 1995. С.21.

4 Молодая семья. М., 1995. С.21.

5 Плотников А.Д. Молодая семья: шаг в ХХ1 век. М.: Социум. 1999. С.6.

6 ТА НИИ МГСА. Закон "О государственной молодежной политике Омской области", 5 марта 1996 года.

7 Ручкин Б.А., Володина Е.П. Проблемы молодой семьи // Молодежная политика: Информационный бюллетень. 1993. №8-9 (33-34). С.10.

8 Морозова Г., Багаугдинов Р. Молодая семья: уровень жизни // Интернет. 06.12.09

9 Плотников А.Д. Молодая семья: шаг в ХХ1 век. М.: Социум. 1999. С.8-9.

10 Беляева Г.Ф., Главацкий С.Т. Молодые россияне: брачно-семейные установки, отношения, предвидимое будущее // Молодежная политика. Информационный бюллетень. 1997. №141-142. С.45.

11 Ручкин Б.А., Володина Е.П. Проблемы молодой семьи // Молодежная политика: Информационный бюллетень. 1993. №8-9 (33-34). С.10-21.

12 Были опрошены дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пензы, Таганрога, Владивостока, Салехарда, Калининграда, Череповца, Глазова // Российская газета.  1992. 24 октября.

13 Проблемы молодежи и молодой семьи. Стат. сборник. М., 1990.  С.94-95.

14 Молодежь в изменяющемся обществе: состояние, проблемы: Научный доклад / Институт молодежи. М.,1992.  C.28-29

15 Морозова Г., Багаугдинов Р. Молодая семья: уровень жизни // Интернет. 06.12.09

16 Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии. Саранск, 1995.

17 ТА Государственного комитета РФ по делам молодежи. Информация о ходе выполнения региональной целевой программы "Приоритетные направления молодежной политики в Ивановской области на период 1997-2001 годов" в 1999 году". Молодежная политика: Информационный бюллетень. 2000. №3 (211-215). С.93-97.

18 Молодая семья. Документы Российской Федерации и субъектов Федерации: Специальный выпуск Информационного бюллетеня "молодежная политика". М., 1995. С.22.

19 Там же. С.23.

20 Там же. С.22.

21 Устав государственного учреждения Госкомитета Удмуртской Республики по молодежной политике "Республиканский центр "Молодая семья"" // Молодая семья. Документы Российской Федерации и субъектов Федерации: Специальный выпуск Информационного бюллетеня "молодежная политика". М., 1995. С.34-36.

22 Плотников А.Д. Молодая семья: шаг в ХХ1 век. М.: Социум. 1999. С.7.

 

Ист.: Актуальные проблемы истории : сб. ст. и тезисов. Вып. 4. / под общ. и науч. ред. А. А. Королева ; Моск. гуманит.-социальн. академия. Кафедра истории М. : Социум, 2001.