Взаимосвязь быта и религии древних славян

Е. Базовкина 


В VIII–IX вв. восточные славяне были язычниками. Язычество возникло как результат полной зависимости человека от сил природы. Появившись в глубокой древности, когда только формировалось человеческое сознание, язычество славян постоянно развивалось. В это время славяне поклонялись многим божествам. Кстати сказать, у славян не было единого пантеона, как, скажем, у греков, но у каждого отдельного рода или племени, общины своя система богов существовала. 

Славяне считали, что в окружающем их мире действуют злые и добрые духи, которые находятся в постоянной борьбе между собой. К злым духам славяне относили «упырей» – оживших мертвецов, детей ведьм и чертей, самоубийц, якобы нападающих на людей и сосущих кровь. Упырям они противоставляли «берегинь», охранявших жизнь, покой и плоды деятельности человека. И тем и другим они приносили жертвы, чтобы умилостивить их. Жертвы также приносили водным источникам, где жили водяные, и лесам, где жили лешие. Трепетно они относились к домовым, хранителям дома, и к баеникам - духам, живущим в бане и могущим убить человека, если им что-то не понравится.

Жертвенники также находились на перекрестках дорог, дабы каждый путник мог умилостивить живущих там злых духов, чтобы путь был удачным и безопасным.

Известные к настоящему времени в славянских землях культовые сооружения подразделяются на следующие типы:

* Круглые площадки-капища с идолом в центре, ограниченные ровиком или системой отдельных ям. Вероятно, там происходили коллективные моления и совершались жертвоприношения всеми жителями деревни. Детали их конструкций бывают различными, но общие особенности характерны для всех славянских земель. Они открыты во многих местах, расположены на окраинах могильников, имели круглую или овальную форму, часто вымощены камнями и покрыты глиной. Около Плоцка на горе Тумской в Польше находилось большое овальное кострище, рядом с которым лежал камень-алтарь. На площадке находился череп 12-ти летнего ребенка, кости животных, черепки обгоревшей посуды – остатки прежних жертвоприношений.

*Малые городища-святилища. Та же идея круга воплощена в малых городищах, центром которых служат такие же круглые или овальные площадки диаметром от 7 до 30 м. Центральные площадки этих городищ представляли собой капища, где стояли идолы. Они были найдены на Смоленщине, Псковщине, наиболее известные Звенигород и Богит, на территории Германии. 

*Храмы – деревянные постройки, в центре которых располагался идол. Считается, что традиция их сооружения идет от кельтов. Подобные постройки открыты в Прикарпатье, в западных областях Украины святилищах Зеленая Липа, Рудники и Звенигород.

*Городища-убежища, служившие одновременно и культовым целям, содержавшие и отдельные культовые объекты.

*Большие культовые центры, в которых сочетаются все типы святилищ, культовых мест и почитаемых природных объектов.

Вполне правомерно считать и курганы одним из видов культовых памятников, тем более что планы многих курганов близки к культовым площадкам-капищам и сами курганы собственно являлись семейными святилищами.

Думаю, что видов культовых сооружений гораздо больше, но так как они только начинают исследоваться в полной мере и четкой границы между ними еще нет и, кроме того, по мере открытия закономерностей появляются и исключения, стоит ограничиться именно тем списком, который представлен мною выше. Но, повторяю, не стоит расценивать его, как полный.

Многообразие в характере и конструкции культовых памятников, в их величине, в составе жертвоприношений отражает разное назначение этих объектов и своеобразии обрядов, в них совершавшихся. Конечно, следы далеко не всех обрядов могли сохраниться на археологических памятниках, но все же по многим материальным свидетельствам можно в какой-то мере восстановить древние ритуалы, которые дают дополнительную информацию о языческом богослужении. 

 

 

Ист.: Актуальные проблемы истории : сб. ст. и тезисов. Вып. 4. / под общ. и науч. ред. А. А. Королева ; Моск. гуманит.-социальн. академия. Кафедра истории М. : Социум, 2001.