Социальная ответственность бизнеса в современной России

И. В. Горбулина

Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства,

кандидат исторических наук

 


Решение социальных задач в современном российском обществе имеет первостепенное значение. В стране, вступившей уже во второе десятилетие рыночных отношений, жизненный уровень каждого пятого гражданина ниже официального прожиточного минимума.

Вместе с тем доходы 10 процентов населения России, которые составляют самую богатую его часть, в 15 раз выше доходов тех 10 процентов населения, которые составляют его самую бедную часть. Это по официальной статистике. А, по мнению ученых, такое соотношение с учетом «теневых доходов» богатых зашкаливает за 30. В Японии, Европе, США оно в 45 раз ниже. 

О какой политической и экономической устойчивости может идти речь без решения социальных вопросов? О какой перспективе инновационного пути развития, структурных изменений в экономике можно реально задумываться без решения острейших социальных проблем?

Пришло время уделить им самое пристальное внимание. К этому призвал Президент В. В. Путин, подчеркнув жизненную важность преодоления бедности, определив в качестве приоритетных национальных проектов именно те, которые затрагивают в первую очередь социальную сферу, интересы каждого гражданина, социальное самочувствие общества и демографическое благополучие страны.

Могут ли обойти эту проблему те, кто является локомотивом развития рыночных отношений российское предпринимательство, все его «слои» от малого до крупного? 

Предприниматели жизненно заинтересованы в политической стабильности в России без решения социальных проблем она может стать иллюзорной. Предприниматели стремятся к расширению внутреннего рынка, росту конкурентоспособности своей продукции, использованию научно-технического прогресса без решения социальных проблем все это недостижимо. Поэтому можно с уверенностью говорить об органичной, объективной заинтересованности российского бизнеса в решительных социальных сдвигах в стране.

Приверженность принципам корпоративной социальной ответственности стала отличительной чертой передового бизнеса в мире и за последние несколько лет в России. Все большее число российских компаний заявляют о готовности следовать принципам КСО в своей деятельности. Многие из них разрабатывают и внедряют этические кодексы, процедуры корпоративного управления, экологические стандарты, социальные программы и социальную отчетность.

Вместе с тем, к сожалению, еще нельзя сказать, что социально ответственное ведение бизнеса стало «стандартом» для российского предпринимательства. И такое положение дел надо менять. 

Во-первых, в нынешней России без широкого и эффективного участия бизнеса трудно сдвинуть социальные проблемы с «мертвой точки». Во-вторых, недостаточная активность предпринимателей в решении социальных проблем порождает негативную позицию широких слоев населения в отношении рыночной модели развития как таковой. Между тем доверие общества это вопрос будущего для нашего бизнеса.

Конечно, социальными проблемами в первую очередь должно заниматься государство. Однако абсолютно ясно, что нация столкнулась с вызовами, ответ на которые может быть дан только сообща государством, обществом, бизнесом. Главное в этом процессе выработка взаимной социальной ответственности власти и предпринимательства, совместное выстраивание технологии достижения реального экономического эффекта, понимания, как сделать Россию стабильной, процветающей и зажиточной страной.

У нас в обиходе принято крупных предпринимателей огульно величать «олигархами». Это обидно для многих, это неверно, и это опасно. Что мы выступаем против крупного бизнеса как такового? Или мечтаем о стране мелких лавочников? Олигарх не просто крупный, пусть даже сверхкрупный предприниматель. Это тот бизнесмен, который набивает свой карман за счет различных махинаций, в том числе с налогами. Это тот, которому чужда предпринимательская этика во взаимоотношениях с партнерами и контрагентами. Это тот, кто стремится грубо лезть в политику, развращая партии, депутатские структуры, государственных чиновников всех рангов. Это тот сверхкрупный капиталист, которому глубоко безразличны реальные нужды страны, народа, кто давно забыл о патриотическом долге.

Нельзя смешивать с подобными людьми честных крупных предпринимателей, которые нуждаются во всяческой поддержке, ибо без них не может быть ни развитой экономики, ни благополучной страны. 

Социальную обстановку в России не удастся радикально изменить также без развития малого бизнеса. И дело не только в государственной поддержке малого бизнеса, но также во внутренних взаимоотношениях предпринимательских структур. Участие крупного бизнеса в становлении малого бизнеса это не жест щедрого спонсора, а непременное условие его собственного развития. 

В каких направлениях могла бы с наибольшей пользой для общества развиться социальная активность предпринимателей? 

Первое. Предпринимательское сообщество должно более ответственно участвовать в решении проблем трудовых отношений. Обратите внимание на то, что в числе наиболее часто задаваемых вопросов Президенту во время его Интернет-конференций, встреч с гражданами вопросы труда и зарплаты. 

Сейчас в целом по России насчитывается около 7 млн. безработных. При этом широкое распространение получила практика неформального трудового найма, следствие которой - недостаточная социальная защищенность работников. К сожалению, плохо справляются с защитой наемных работников профсоюзные организации. Пассивно ведет себя трудовая инспекция. 

В создавшихся условиях гораздо более решительно и последовательно должны действовать профессиональные предпринимательские союзы и объединения, торгово-промышленные палаты и другие организации. Используя свой авторитет и влияние, они призваны внедрять в жизнедеятельность предпринимательских структур принципы социального партнерства. 

Второе. Приоритетной задачей для бизнеса должна стать борьба с бедностью, адресная поддержка беднейших слоев населения. Для этого с успехом может быть использован механизм целевых социальных фондов. 

Естественно, что от предпринимателей ждут активного участия в социальном обустройстве тех территорий, где они оперируют. Позволю себе напомнить о градообразующих предприятиях, которые не только давали работу, но и, например, частично финансировали городской транспорт, помогали содержать школы, детские учреждения, местную медицину. 

Речь, конечно, не идет о том, чтобы все это передать назад предприятиям. Однако предпринимательство может сделать многое для того, чтобы объекты соцкультбыта, переданные муниципалитетам, работали лучше. Для этого необходимо целевое финансирование предпринимательскими структурами таких объектов, расположенных на территориях деятельности их предприятий.

Третье. Хорошим полем для развития частно-государственного партнерства при осуществлении национальных проектов могло бы стать развитие благотворительности. Гранты, стипендии, пожертвования на поддержку культуры, спорта, образования, это инвестиции в будущее страны. Конечно, частные пожертвования не в состоянии решить все проблем социального развития. Но при правильном нормативном стимулировании сектор благотворительности способен стать действенным инструментом в достижении целей, определенных государством, и серьезно подкрепить государственные проекты.

Вместе с тем действующее законодательство, регулирующее благотворительную деятельность, пока не приобрело системного характера. Над этими вопросами предложениями по изменениям в налоговой системе с целью создания благоприятной среды для социальных инвестиций бизнеса; вопросам преференций для компаний, безвозмездно финансирующих те направления, в которых заинтересовано государство, сейчас серьезно работают Комиссии по благотворительности и вопросам социального развития Общественной палаты. Уверена, что предпринимательские и общественные организации также должны сказать свое слово. 

В России еще 100 лет назад было нормой и моральное поощрение участников благотворительных акций. Введение специальных государственных и общественных наград за благотворительную деятельность весьма актуально и социально значимо для России и сегодняшнего дня. 

Четвертое. Совершенно очевидно, что российский бизнес и общество в целом должны поддерживать и развивать нравственную культуру, опирающуюся на человеческую солидарность и социальную справедливость, а не на примитивное представление о том, что некоммерческий человек это никчемный человек. Нельзя допустить, чтобы под влиянием вакханалии шоу-бизнеса у подрастающих поколений россиян формировалось нигилистское отношение к бесценному отечественному культурному наследию.

Пятое. Бизнес не вправе снимать с себя ответственность за общую экологическую ситуацию. Трудно назвать удовлетворительным состояние окружающей среды на тех 15 процентах территории России, где проживает 60 процентов населения страны. Положение усугубляется серьезными нарушениями природоохранного законодательства со стороны целого ряда компаний. 

Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть, что пришло время российскому бизнесу сделать крен в сторону социальных факторов. Только таким образом можно выйти на оптимальный баланс коммерческой и социальной составляющих его деятельности. 

Предпринимательское сообщество современной России представлено в большинстве своем незаурядными управленцами, инициативными, деятельными, творчески мыслящими людьми, которые способны найти в динамичной современной ситуации гармоничное сочетание частного интереса и общенациональных задач.